В сказках и былинах герои очень часто приветствуют поле, речку, лес, облака. Людям же, особенно молодым, говорят: «Гой еси, добрый молодец!».
Слово гой - очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках. В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать».
ГОЙ — с древнего арийского языка переводилось как «имеющий в себе свет», «несущий свет, лучистый», и потому в сказках всякому доброму молодцу при встрече задавался вопрос — гой ли ты есть? (Или изГой?)
Гой (от индоевропейского корня *gi «жить» ; *goio «жизнь») — древнерусский корень со значением жизни, живительной силы, более всего известный в составе былинной формулы «гой еси», что характерно для устного народного творчества и встречается прежде всего в текстах былин («Ой ты гой еси, добрый молодец!»). См. также у М. Ю. Лермонтова: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!», у А. К. Толстого: «Гой вы, цветики мои, цветики степные!», у Сергея Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная…», у "Арконы": "Гой, Роде, Гой!"
Обобщая, можно сказать что вопрос: Гой еси добрый молодец - баба яга интересуется -есть в нем жизненная Сила, Свет Духа животворящего (только с ним человек выполняет свое предназначение -одухотворяет Материю, делая ее живой! Несет жизнь всему)
Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «несущий жизнь», то «изгой» — его антоним - это человек, оторванный от жизни, лишенный ее, бездуховный мертвец.
Подобно этому выражению и другое скрытое выражение. Сравните:
Азм есмь царь Иван Васильевич.
Я царь Иван Васильевич.
Первое выражение соответсвует другому более понятному нам - Царь в голове. То есть Азм есмь - я в Духе, я сам управляю своей судьбой.
Второе означает что я в личности, я не отвечаю за свою судьбу.
Оценили 55 человек
75 кармы