• РЕГИСТРАЦИЯ

Кто искоренял Славянскую Старину или когда и почему пропали нехристианские имена.

Sage
23 мая 17:47 13 1924

То, чем мы гордимся и что является отличительной нашей особенностью, это наша фамилия. Когда же появились наши фамилии?

Составитель сборника «Словарь современных русских фамилий» И.М. Ганжина пишет:

«… Значительная часть современных русских фамилий образована от имен церковного календаря. Эти имена, ИНОЯЗЫЧНЫЕ И ЧУЖДЫЕ РУССКОМУ НАРОДУ (выделено мной — авт.), только в XIX-XX вв. стали активной базой для создания русских фамилий. Но в XVI-XVIII вв. такие фамилии БЫЛИ НЕМНОГОЧИСЛЕННЫ и образовывались, как правило, от светских, бытовых вариантов канонических имен, обычно от полной формы (Борисов, Юрьев, Андреев, Нефедов, Исаев и т.п.). Основная масса фамилий, образованных от христианских имен, в том числе от уменьшительных и уничижительных форм (типа Ванюшечкин, Иванчиков, Васьков), возникла не ранее 2-й пол. XIX в., в период массового «офамиливания» русских крестьян...»

В одной из своих статей, изучая старославянские имена/прозвища в сельце Муромино Старорязанского стана Переяславль-Рязанского уезда, я пришел к любопытному выводу. В 1646 г. всего 5 человек по этому сельцу и находящейся рядом деревне Семкино писались в официальном документе не с христианским, каноническим именем, а ПОД СТАРОСЛАВЯНСКИМ! При этом, в селе Казари, куда жители Муромино и Семкино ходили в церковь, в переписи, составленной на 17 лет раньше (1629 г.) уже НЕ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО НИ ОДНОГО НОСИТЕЛЯ СТАРОРУССКОГО ИМЕНИ. Да, почти все жители писались трехчленной формой (с дедичеством), но все были записаны ПОД ХРИСТИАНСКИМИ ИМЕНАМИ.

А между тем «Словарь» Тупикова и «Ономастикон» Веселовского пестрят примерами МАССОВОГО использования этих имен ВСЕГО ЛИШЬ во 2-й половине XVI в.

О чем говорят вышеприведенные факты? Почему к середине XVII столетия в вышеупомянутых селениях практически ВСЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ имена/прозвища БЫЛИ практически полностью ВЫТРАВЛЕНЫ из употребления без исключения? Что произошло за 2-ю половину XVI — начало XVII вв?

Автор первого фундаментального труда о русских именах и фамилиях Н.М. Тупиков пишет:

«В XVII в. русские имена (имеются в виду НЕХРИСТИАНСКИЕ, НЕЦЕРКОВНЫЕ) стали терять свое значение личных имен...»

Я очень уважаю Тупикова. За то, что он БЫЛ ПЕРВЫМ. За его колоссальный, титанический труд по сбору материала. Но Тупиков НЕ ОТВЕЧАЕТ мне на простой вопрос: «Почему?» Почему вдруг эти имена стали терять свое значение? Само собой ведь НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Это не слепой случай или провидение. Значит, должна быть причина, какая-то логика во всем происходившем!

Мода? Помилуйте. Это ж не XX век, когда человек настолько свободен, что ВОЛЕН выбирать все то, что ему заблагорассудится. И потом, даже мода делается конкретными людьми и их вкусами. Пример из Петровского:

«… Учительница С.Н.Уварова из села Коростово Рязанской области пишет, что «из 23 учениц, окончивших в 1955 году семилетку, было 17 Нин! За последние два года новорожденные девочки в названном селе называются или Танями, или Надями. Исключения редки...»

XVII же столетие — это апологет архаичности! Вопрос мой простой, но я не могу найти на него ответа. А вопросы продолжают нарастать как снежный ком! Раз были причиннно-следственные связи в этих событиях, значит за этими событиями СТОЯЛ КАКОЙ-ТО КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК! Или, на худой конец, отдельные личности. Но кто? Кто именно? Ради обыкновенного любопытства, интереса, хочется разобраться.

Итак, заглянем для начала в век семнадцатый. Потому, что ИМЕННО ТОГДА исчезают из употребления древние, старорусские имена.

В.О. Ключевский пишет:

«… До XVII в. русское общество отличалось цельностью своего классового состава. Боярин и холоп неодинаково ясно понимали вещи, неодинаково твердо знали свой житейский катехизис; но они черпали свое понимание ИЗ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ИСТОЧНИКОВ, твердили один и тот же катехизис и поэтому ХОРОШО ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА, составляли однородную нравственную массу.

Западное влияние РАЗРУШИЛО ЭТУ ЦЕЛЬНОСТЬ. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних классах общества… оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось.

Раскол, произошедший в русской церкви XVII в., был церковным отражением этого нравственного раздвоения, вызванного западным влиянием в обществе. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебные порядка понятий и чувств, два лагеря...»

Но только ли дело в западном влиянии? Ведь результатом этого влияния было отнюдь не использование немецких или английских собственных имен. Западное влияние ЛИШЬ ПОДТОЛКНУЛО веяния, которые к тому времени УЖЕ ПРОИСХОДИЛИ в русском государстве.

И потом, уже в переписи 1646 г. (т.е. началу царствования Алексея Михайловича, использование старорусских имен/прозвищ в официальных документах практически сведено на нет. А до петровских реформ было еще очень далеко.

Итак, какие события? Какие веяния? Перелопатив весь XVII век, я так и не нашел ответа на мой вопрос. События, происходившие в этом столетии, насыщенны, ярки и, действительно, полны драматизма: голод, Смута, народные восстания, гибель старой и рождение новой царской династии. Но, вглядываясь в логическую цепь этих событий, изучая причины их появления, не удалось их связать с моим главным вопросом: «Почему к середине XVII столетия в вышеупомянутых селениях практически ВСЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ имена/прозвища БЫЛИ практически полностью ВЫТРАВЛЕНЫ из употребления без исключения?»

Попытки ответа на этот непростой вопрос приводят нас к выводу, что необходимо обратиться к обыкновенному быту, практике. Заглянем в справочник Н.А. Петровского:

«… Регистрация новорожденных детей проводилась ТОЛЬКО церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал НИ ОДИН ребенок, даже если его родители были неверующими.

Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги — месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Этим обычно дело и кончалось...

Во всяком случае, ребенку МОЖНО БЫЛО ДАТЬ ТОЛЬКО ТАКОЕ ИМЯ, КОТОРОЕ ИМЕЛОСЬ В СВЯТЦАХ. Никакого вольнодумства тут не допускалось...»

Итак, первое с чего мы начнем — святцы! Заглянем для начала в «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»:

«Святцы — т. н. список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. Церковные святцы назначаются для богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных книгах — канонике, акафистнике, молитвослове, в конце их, а иногда в середине.

Окончательной, однообразной редакции святцев, печатаемых в церковных книгах, не существует. Одно только правило соблюдается непременно — каждое имя, заносимое святцами, должно принадлежать канонизованному церковью святому».

Для тех, кто никогда не видел месяцеслова, воспроизведем ниже небольшой отрывок из него:

«...1 февраля (19 января). Прп. Макария Великого, Египетского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Прп. Макария, постника Печерского. Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского. Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского. Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Свт. Арсения, архиеп. Керкирского. Прп. Антония, столпника Марткопского.

2 февраля (20 января). Прп. Евфимия Великого. Прпп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника, Печерских. Мчч. Инны, Пинны и Риммы. Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида.

3 февраля (21 января). Прп. Максима исп. Мч. Неофита. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Прп. Максима Грека. Мц. Агнии девы. Мч. Анастасия. Ктиторской и именуемой «Отрада», или «Утешение», Ватопедских икон Божией Матери...»

Таким образом, для тех, кто имел счастье родиться 2 февраля, на выбор предлагалось 6 имен, из которых 4 ПРАКТИЧЕСКИ НЕ УПОТРЕБЛЯЛИСЬ! Получается, что рожденные в этот день ОБЯЗАНЫ были именоваться Евфимием или Лаврентием!

Итак. Теперь наш главный вопрос. Кто и когда составил этот месяцеслов?

Ответ на этот вопрос дает библиографический словарь «Литература Древней Руси». Святцы появились как выдержки из русских Житий, составлявших основу фундаментального труда «Четьи-Минеи».

Великие Четьи-Минеи (ВМЧ) («четьи» — др. рус. — для чтения, «минеи» — от греч. месяц) — свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. Первые русские четьи минеи были составлены под редакцией московского митрополита св. Макария (1428-1563). Следующее, более известное составление принадлежит ростовскому митрополиту св. Димитрию (1651-1709).

Вот, оказывается что! Я просто не там искал. Точнее искал ответа на вопрос совсем не в том столетии! А между тем, ответ на мой вопрос может находиться на 100 лет раньше, в веке XVI, т.е. во времени Ивана Грозного!

ВМЧ были созданы как своеобразный многотомный сборник «всех книг четьих», «чтомых» на Руси (преимущественно «святых», предназначавшихся для «душеполезного» чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Известны три «чистовых», полностью завершенных списка ВМЧ, фактически представляющих три самостоятельные редакции, или, точнее — три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список ВМЧ — единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки. Внешнее оформление книг ВМЧ выдержано в торжественном стиле «второго монументализма». Размеры каждого 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию «Великие» минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из 12 книг ВМЧ насчитывает от 1500 до 2000 листов большого формата (так называемый «александрийский лист»).

Формирование трех беловых списков ВМЧ длилось около 25 лет. Создание Софийского свода ВМЧ было начато в Новгороде в 1529-30 гг. и длилось в течение 12 лет. Создание Софийского списка ВМЧ происходило в Новгороде при архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, переписывавших произведения, переделывавших их и предпринимавших новые переводы и сверку их по греческим оригиналам, «от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь», как писал в предисловии к ВМЧ Макарий. Для формирования первоначального состава ВМЧ были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек. Работа над Успенским и Царским списками частично продолжала проводиться в Новгороде (здесь копировались тексты Софийского списка), но, став митрополитом «всея Руси», Макарий смог привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление книг происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.

Созданию ВМЧ предшествовала огромная составительская, переводческая и редакторская работа; она заключалась в сплошной и весьма существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого собранного материала с тем, чтобы изложение в ВМЧ было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле «второго монументализма».

Итак, теперь нам понятно, когда именно появились «Четьи-Минеи». Но зачем, с какой целью Макарием они были составлены? Мы вплотную подошли к анализу событий, произошедших в середине XV столетия.

Православная церковь и язычество

В XII-XIII вв. церковники жаловались на то, что их храмы пустуют:

«Если какой-нибудь плясун, или музыкант, или комедиант позовет на игрище, на сборище языческое, ТО ВСЕ ТУДА РАДОСТНО УСТРЕМЛЯЮТСЯ и проводят там, развлекаясь, целый день. Если же позовут в церковь, ты позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «Дождливо, холодно» или еще чем-нибудь ОТГОВАРИВАЕМСЯ...

На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, но нередко и дождь идет, дует ветер, метет метель, но мы ко всему этому ОТНОСИМСЯ ВЕСЕЛО, увлекаясь зрелищем, гибельным для наших душ.

А в церкви и крыша есть, и приятный воздух, НО ТУДА ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ ИДТИ».

Язычество продолжало существовать в самых широких слоях простолюдинов, отражая народную культуру, идеологию и мировоззрение. Новое же отношение к миру ФОРМИРОВАЛОСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В КНЯЖЕСКО-БОЯРСКОЙ СРЕДЕ.

Это важное замечание. Христианство во многом поначалу проигрывало язычеству. По наблюдению Н.П.Павлова-Сильванского, даже в XV в. финские племена Водской пятины (современная С-Петербургская губерния) поклонялись деревьям и камням и приносили им жертвы.

А. Шмеман пишет:

«Христианство на Руси насаждалось «сверху» самой государственной властью».

Своей моралью, своим учением, обрядами ОНО БЫЛО СОВЕРШЕННО ЧУЖДО исконному язычеству восточных славян. Между христианством и язычеством началась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому двоеверию — синтезу православия и язычества. Кардинал д'Эли в начале XV в. писал в Рим:

«Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Один из защитников славянского язычества Ярослав Добролюбов уже в XX в. выражается более категорично:

«… Христианство — очень жестокая религия, непримиримая к инакомыслию: «Не мир пришел я принести, но меч. Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Матф.10)… И ведь разделил! Мечом и разделил. А что может быть хуже раздора в семье? Что может быть хуже гражданской войны? Стоит ли этот бог хотя бы одного такого раздора? А сколько было их?»

И в этом же контексте он говорит:

«А кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцем Моим Небесным.» То есть фактически он подводит к тому, что лучше отрекитесь от отца своего, чем от меня. Поскольку иначе в ад.

Язычество менее строго. Оно более природно, более естественно. Там в случае, например, засухи вполне приемлимо погрозить в небо кулаком и высказать Сварогу все, что ты о нем думаешь. Христианство же, напротив, за подобное справедливое человеческое «богонедовольство» обещает ад и страшные муки.

Русская культура была ЗАДАВЛЕНА христианством. Что христианство направило ее по узкой стезе, ЗАСТАВЛЯЯ ПОСТОЯННО ХВАЛИТЬ САМОЕ СЕБЯ. Чем дальше от X века, тем более это заметно...».

Не буду заострять внимание на формулировках. Не в этом главная цель этой статьи. Для нас основное — найти побудительные причины, послужившие тому, что язычеству в XV в. столетии была объявлена смертельная война.

«Фабрика по производству» святых

В 1542 г. московским митрополитом стал Макарий, бывший архиепископ новгородский, связанный с князьями Шуйскими. Почитатель и ревностный сторонник Иосифа Волоцкого, Макарий был не столько богословом, сколько политиком и церковным организатором. Правда, и в бытность свою новгородским архиепископом, и в качестве московского митрополита Макарию приходилось выступать с проповедями и составлять поучения. Однако, как церковный писатель, он значительно уступал своим видным современникам — Максиму Греку, Зиновию Отенскому, Ермолаю-Еразму.

В дореволюционной литературе, особенно клерикальной, личность и деятельность Макария сильно идеализировались. Ему приписывалось благотворное нравственное влияние на Ивана IV, инициатива венчания Ивана на царство, побуждение молодого царя к завоеванию Казани, распространение на Руси культуры и просвещения. В действительности же участие Макария в «мирских делах» не было определяющим: он подвизался прежде всего как церковный деятель. Его инициатива явственно ощущалась во всех важнейших мероприятиях, направленных НА УКРЕПЛЕНИЕ ЦЕРКВИ. Государственную же власть он поддерживал до тех пор, пока она не посягала на церковные прерогативы и привилегии.

Макарий занял митрополичью кафедру в трудное время. Его предшественник, митрополит Иоасаф, был с «великим бесчестьем» согнан боярами: митрополичий дом подвергся великой осаде, в него бросали камни. Бежавший митрополит не мог найти убежища ни на Троицком подворье, ни даже в великокняжеском дворе. Его едва не убили. За три года до этого бояре свергли митрополита Даниила. Теперь оба предшественника Макария находились в ссылке.

Избрание Макария митрополитом было устроено Шуйскими, которые хотели иметь на митрополичьей кафедре своего человека, архиепископа Новгорода — города, издавна к ним расположенного. Однако, Макарий не оправдал их надежд. В центре своего внимания он поставил отнюдь не боярские, а церковные интересы, сознавая, что для укрепления позиций русской церкви необходимо укрепить государственную власть, расшатанную во время боярского правления.

Макарьевская эпоха в Церкви известна интенсивной СОБОРНОЙ жизнью. Для нас особенно важны Соборы середины XVI века (1547 и 1549 годов), которые в исторической науке так и называются «Макарьевскими».

На них решался ТОЛЬКО ОДИН вопрос — ПРОСЛАВЛЕНИЕ (т.е. канонизация) РУССКИХ СВЯТЫХ.

В 1547 году были канонизованы (в скобках указан год смерти):

Великий чудотворец Иона, митрополит всея Руси (+ 1461);

Великий чудотворец Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1185);

Великий чудотворец Макарий Калязинский (+ 1483);

Великий чудотворец Пафнутий Боровский (+ 1477);

Новый чудотворец благоверный Александр Невский (+ 1263);

Новый чудотворец Никон Радонежский (+ 1426);

Новый чудотворец Павел Комельский, Обнорский (+ 1429);

Новый чудотворец Михаил Клопский (+ 1456);

Новый чудотворец Савва Сторожевский (+ 1406);

Новые чудотворцы Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие;

Новый чудотворец Дионисий Глушицкий (+ 1437);

Новый чудотворец Александр Свирский (+ 1533).

Не случайно в этом списке на первом месте значился московский митрополит Иона, с именем которого связывалось установление фактической независимости русской церкви от константинопольской патриархии.

С указанием где праздновать, то есть, канонизованы местно, на Соборе были:

Новый чудотворец Максим юродивый (+ 1433) — праздновать ему в Москве;

Новые чудотворцы, благоверные Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские (XII в.) — праздновать им в Муроме;

Новые чудотворцы, благоверные Петр и Феврония (+ 1228) — праздновать им в Муроме;

Новый чудотворец святитель Арсений Тверской (+ 1409);

Новые чудотворцы Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494) Христа ради юродивые — праздновать им на Устюге 8 июля.

В некоторых списках названы также Новгородские святители Евфимий, Иона и Никита.

Собор 1547 года ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПОСЛЕДУЮЩИМ КАНОНИЗАЦИЯМ СВЯТЫХ НА РУСИ. Т.е. до этого момента ОФИЦИАЛЬНО общерусских святых как бы не существовало.

В основу Соборных решений были взяты труды Макария, так как «почти две третьих на 13 общих святых составляют, с одной стороны, святые Новгорода, а с другой — святые, к которым Макарий питал личное усердие.

17-летний Царь Иван делал свои первые шаги на церковном поприще и не располагал достаточными знаниями и авторитетом, чтобы использовать церковную реформу в своих политических целях. Иначе трудно объяснить, почему к лику общерусских святых НЕ БЫЛ ПРИЧИСЛЕН НИ ОДИН ИЗ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ — прямых потомков царя. Зато этой чести удостоился ИХ ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ — Михаил Тверской, убитый в Орде вследствие происков Даниловичей и некоторые муромские князья. Этому, правда, находится объяснение — восточной политикой Грозного, направленной на завоевание Казани. Через Муром шли русские войска, а Михаил Ярославич прославлялся как «мученик», принявший смерть от «безбожных татар».

В списках новых святых можно найти имя Александра Невского, НО НЕТ ИМЕНИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО??? Зато был почему-то канонизирован новгородский князь Всеволод Мстиславич, почитавшийся местным святым в Пскове.

Речь царя Иоанна IV на Стоглавом Соборе 1551 года показывает, как развивались события далее.

Святители отбыли в свои епархии и стали «обыскивать», «где, которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении». Затем они прибыли в царствующий град Москву, и состоялся второй Собор.

В отличие от первого Собора, о работе которого сохранилось несколько грамот, материалы второго Собора до сих пор неизвестны. Поэтому перечень святых, канонизованных на этом Соборе, восстанавливается гипотетически. Еще в прошлом веке В. О. Ключевский опубликовал фрагмент особой редакции Жития святителя Московского Ионы, где дан перечень всех русских святых, почитавшихся на Руси в середине XVI века.

Если из этого списка изъять святых, канонизованных ранее, то получится лик святых, прославленных на Соборе 1549 года:

Святитель Новгородский Нифонт (+ 1156);

Святитель Иаков Ростовский (+ 1391);

Святитель Стефан Пермский (+ 1396);

Благоверный Всеволод Псковский (+ 1138);

Благоверный Михаил Тверской (+ 1318);

Преподобный Авраамий Смоленский (+ нач. XIII в.);

Мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские (+ 1347);

Преподобный Евфимий Суздальский (+ 1405);

Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1441);

Преподобный Савва Вишерский (+ 1460);

Преподобный Евфросин Псковский (+ 1481);

Преподобный Ефрем Перекомский (+ 1492).

Таким образом, буквально за 2 неполных года пантеон общерусских святых увеличился сразу на 36 человек! До конца же XVI в. были канонизированы еще 25 святых. Получается, что ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПОЧИТАЕМЫЕ НА РУСИ СВЯТЫЕ БЫЛИ КАНОНИЗИРОВАНЫ МАКАРИЕМ В СЕРЕДИНЕ XVI СТОЛЕТИЯ!

Именно тогда, в 50-60-е гг. XVI в. появились и первые общерусские месяцесловы, в которых пастве предлагалось именоваться указанными христианскими именами!

В последующие годы при Макарии были канонизованы еще некоторые русские святые. Топографически были представлены Великий Новгород, Псков, Соловки, Вологда, Великий Устюг, Тверь, Ростов, Москва, Суздаль, Калязин, Муром, Можайск, Смоленск, Пермь и т. д. Практически все исконно русские земли!

Середину XVI в. справедливо можно назвать «эпохой новых чудотворцев», или, выражаясь более современным языком «фабрикой по производству святых».

Что происходило потом? В связи с Макарьевскими Соборами пишутся жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Множество писцов ПЕРЕПИСЫВАЮТ рукописи. В это время появляются рукописи, которые по сохранившимся пометам в них называются — «Книга новых чудотворцев». Песнопения новых служб полагались на ноты, имена новоканонизованных святых давались младенцам при крещении, в честь их строились новые храмы, открываются их святые мощи.

А как же реагировал на все это обыкновенный народ? А.И. Клибанов пишет:

«Массовая фабрикация святых в середине XVI в. вызвала недовольство в народной средне. Возникали сомнения в святости тех или иных епископов и игуменов, которые сохранились в памяти народной как захватчики крестьянской земли, угнетавшие население поборами, известные своими разгульными пирами...».

Если отбросить ВСЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДОПЛЕКУ этого предложения, которой так пестрела вся наша историческая наука до 90-х гг., то откроется ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ вышесказанного.

Те же крестьяне ПРОСТО НЕ ВЕРИЛИ И НЕ ХОТЕЛИ ВЕРИТЬ в святость тех людей, которые на их глазах выклянчивали у них деньги, пьянствовали и разбойничали.

Вот вам и смысл! А как крестьяне могли выразить свое несогласие и протест? Только «хулой» и «рукоприкладством». Так, в Житии Макария Калязинского, канонизированного в 1547 г., рассказывается о крестьянине Никифоре, хулившем не только людей (надо думать монахов и других церковников), но и самого бога: «Не лепа глаголаше не точию на человеки, но и на самого бога».

В Житии Григория и Касьяна Авнежских некто именем, сын Иванов, бе же художеством ковач..., в него же всельшуся духу нечистому, и не токмо хулу на человеки глаголяше, но и на самого бога и на святых его, яко же есть обычай беснующимся творити».

В 1574 г. крестьяне Ростовской волости сожгли важский Клоновский монастырь, с которым у них велись многолетние поземельные споры. Крестьяне дворцовой Аргуновской волости захватили земли у Троице-Сергиева монастыря; вернуть земли обратно монахам удалось лишь после смерти Грозного.

В 1577-1578 гг. произошли сильные волнения в Антониево-Сийском монастыре в Подвиньне, куда для наведения порядка был прислан из Москвы специальный «государев посланник». Поводом для выступлений послужило… составление Жития Антония Сийского! По словам монаха — автора Жития, некоторые из выступавших «крамолующе на святаго хулу держнуша глаголети», т.е. попросту не верили в чудеса и святость Антония.

Стоглавый собор 1551 г.

В 1551 г. по инициативе Макария был созван собор, который в исторической науке известен под названием «Стоглавый». Он занимался в основном вопросами различных «нестроений» и УПОРЯДОЧЕНИЕМ христианской жизни: обсуждал меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификации обрядов, моральному состоянию служителей церкви. Фактически на Стоглавом соборе была проведена общерусская церковная реформа.

Собор не случайно совпал по времени с судебной, финансовой и военной реформами правительства Ивана IV, призванными способствовать централизации Русского государства, укреплению государственного аппарата. Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви.

В ста главах, в которых церковные иерархи выразили свои наказы пастве, подчеркивается ПОЛНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ русской православной церкви к обычаям славянской старины.

Грехом были признаны стрижка бороды, мытье в бане мужчин с женщинами, игра в единственную в то время азартную игру («зернь»), колдовство. К числу греховных занятий собор также отнес игру на всевозможных музыкальных инструментах, общение с иностранцами и… ШАХМАТЫ, широко распространенные на Руси!!! (При этом, спустя 33 года Иван IV умирает именно за ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ!!)

Русские люди, говорилось в Стоглаве, «разных стран беззаконии оскверняхомся, обычая злая от них приимше, и сего ради казнит нас бог за таковые преступления».

Глава 41:

«… В мирских свадьбах играют глумитворцы и арганики, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а СВЯЩЕННИЦЫ ИМ О ТОМ НЕ ВОЗБРАНЯЮТ И НЕ ЗАПРЕЩАЮТ… О том запрещати ВЕЛИКИМ ЗАПРЕЩЕНИЕМ...»

Собор под страхом проклятия запретил «трегубную аллилуйю» и троеперстное знамение и ввел по всей стране двоеперстие. Любопытно, но спустя ровно 100 лет, патриарх Никон также под страхом анафемы заставляет православных ОПЯТЬ возвращаться к троеперстному знамению! Но старообрядцы, отстаивая свою правоту, ссылались именно на решения Стоглавого собора. А как тут было мирянам разобраться?

Монахов собор призвал довольствоваться всевозможными квасами, а «не пьянственным питием, сиречь хмельными и горячими винами». Исключение было сделано лишь для редких в России заморских «фрязских» вин. Из разрешалось держать в монастырских обителях, но пить только «во славу Божию, а не во пиянство». Смешно, не правда ли?

Именно последнее решение, как впрочем и многие другие постановления Стоглава, осталось пустой декларацией. Англичанин Ричард Ченслер, посетивший Россию в 50-х гг. XVI вв., так характеризовал русских монахов:

«Что касается разврата и пьянства, то нет в мире подобного, да и по вымогательствам это самые отвратительные люди под солнцем».

Итак. Собор 1551 года ОФИЦИАЛЬНО объявил войну старинным русским обычаям.

Заключение

Митрополит Макарий руководил русской православной церковью более 20 лет. В канун Нового года, 31 декабря 1563 г., в возрасте около 80 лет он умирает.

Не многие знают, какую роль МОГ сыграть в русской истории этот церковный деятель. В 1556 г. Иван Грозный писал казанскому архиепископу Гурию:

«О Боже, как бы счастлива была русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты».

Скрытый смысл царского письма становится более понятным в годы опричнины, когда друг за другом на митрополичьей кафедре сменяли иерархи.

Яснее на этот счет высказался Скрынников:

«К счастью для церкви (в XVI в.), и митрополит Макарий, и могущественный временщик — бывший новгородец Сильвестр, проявили достаточную долю РАВНОДУШИЯ к тому, что касалось внешней обрядности».

Митрополит Макарий не отличался такой нетерпимостью, как патриарх Никон 100 лет спустя. Он не обладал такой силой воли, как Никон, Итак, просто престарелый Макарий силу политической гибкости и естественной дряхлости (возраста) НЕ СТАЛ устраивать раскол церкви. Именно Макарий за ВСЕ время правления Ивана Грозного является единственным митрополитом, кто «умер в должности» да еще и заслужил от царя ласковые слова!

А что же далее? Дальше пошла чехарда на московской митрополичьей кафедре: по 2 года главами русской церкви побывали Афанасий и Филипп (Колычев). Митрополиты занимались, главным образом, тем, что пытались образумить Ивана Грозного от опричных казней. А после все взоры были устремлены на учреждение патриаршества. Тяжелые годы правления Годунова, Смута, многочисленные войны и первые годы новой царской династии отодвинули общецерковные проблемы, поднятые Макарием, на второй план.

Макарий ПОДГОТОВИЛ русскую общецерковную реформу, направленную на искоренение славянской «старины глубокой». Но ее осуществление растянулось на 100 лет и было завершено лишь более энергичным и непримиримым патриархом Никоном. Именно его, московского митрополита эпохи Ивана Грозного, можно считать человеком, КОТОРЫЙ РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ со славянской стариной.

События середины XVII столетия ЛИШЬ ЗАКРЕПЛИЛИ и ОФОРМИЛИ те процессы, которые были начаты 100 лет назад митрополитом Макарием. Ему так и не удалось довести до конца свои начинания, однако ПРИНЦИПЫ и УКАЗАНИЯ, сформулированные им и его временем легли в основу ОКОНЧАТЕЛЬНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ САМОБЫТНОСТИ в лице древнего язычества.

Поскольку большинство славянских имен и прозвищ были не признаны православной церковью, их ожидала печальная судьба. Во 2-й половине XVI в., ввиду многочисленных примеров причисления к лику святых и преподобных различных церковных деятелей, ИХ ИМЕНА СТАНОВЯТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ЦЕРКОВНЫХ МЕСЯЦЕСЛОВОВ, которые появляются как выдержки из Житий «Великих Четьи-Миней».

Выполняя решения Стоглавого собора 1551 г., городские и сельские священники уже во 2-й пол. XVI в. УСИЛИВАЮТ контроль над мирянами. Именно к концу XVI столетия нехристианские имена и именно под влиянием политики митрополита Макария, постепенно начинают исчезать из употребления. Процесс этот завершился только к середине следующего века.

Мне могут возразить: нет данных. Нужны факты, а главное цифры. Они есть. Весьма любопытные. Готовится к публикации статья «Рязанские старорусские имена и прозвища в кон. XVI и 1-й трети XVII вв.», составленная на основе данных писцовых и переписных книг Окологороднего и Старорязанского станов Переяславль-Рязанского уезда. Но это уже отдельная тема.

Автор: Максим Оленев

Источник


«Крым отказался быть Одессой» – сербы в ПАСЕ довели украинцев до истерики

Употребляя по любому поводу термин «фашизм», Совету Европы не стоит забывать, что именно Россия спасла европейцев от фашизма. Об этом в ходе заседания сессии ПАСЕ заявил депутат Асс...

МО РФ отомстило за гибель бойца ССО в Сирии
  • Akbar
  • 24 июня 18:15
  • В топе

Российские ВКС уничтожили главарей группировки,  причастной к гибели бойца ССО и регулярным обстрелам авиабазы Хмеймим. Данные о смерти высокопоставленных полевых командиров подтвердили сами б...

Задание нашей делегации в ПАСЕ

Минувшей ночью Парламентская ассамблея Совета Европы проголосовала за возвращении России без всяких предварительных условий. Уже сегодня мы примем участие в сессии. И уже сегодня наша делегация должна...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Sage Вчера 15:02

    Руский – с двумя «С» неправильно!

    В летописях – руский, руський. Откуда появилась вторая С и зачем она нужна? В.И. Даль утверждал, что писать «русский» с двумя «с» — неправильно, и писал с одной (рускiй язык, рускiй человек, руская земля и т.д.). Встарь писали Правда Руская; только Польша прозвала нас Россiей, россiянами, россiйскими, по правописанию латинскому, а мы перен...
    140
    Sage 25 июня 18:55

    Русь античная.

    Учебники истории пестрят главами об «античном средиземноморье». «А что же в это время происходило в России?» — резонно задаст вопрос любой здравомыслящий человек. Наука говорит, что «ничего не происходило. Дикие варвары, люди второго сорта в ямах сидели». Так ли это? Очевидно, что не так. Попробуем разобраться в этом вопросе.Тот факт, что огромное колич...
    2163
    NATA-SHA 25 июня 16:25

    Кто такой «ханжа»? Из какого языка это слово?

    Такое явление как «ханжество» возникло в Европе в эпоху средних веков. Оно применялось для определения людей, которые на глазах других вели богобоязненный образ жизни, осуждали за малейшие прегрешения своих знакомых и соседей, но сами не являлись такими уж праведными. Иными словами, ханжой называли неискреннего ложно набожного человека. Слово своими корн...
    170
    Sage 24 июня 18:05

    ВЕДИЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕННЫЕ. НОВОЕ ВИДЕНИЕ!

    Снова ВЫСОКО - ПЕТРОВСКИЙ монастырь, Москва. Много НОВЫХ АРТЕФАКТОВ, ВЕДИЧЕСКИЕ НАДГРОБИЯ. даты 7089-й год, а это по нашему 1580-й год! ...
    571

    Мерянская кухня получила 1 и 3 места на фестивале «Каши в Кашине»

    Тут ничего особенного, просто градус пафоса. В мере должен быть пафос и загадочность. Иначе зачем этим вообще заниматься.Это как с реконструкцией языка. Все пишут в личку и коменты - растолкуйте, помогите перевести название бабушкиной деревни, а я вырос на речке...., а что значит старнная фамилия дедушки...Постепенно это становится значимым для людей. Э...
    191

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    214

    Тайна Ковчега Завета

    Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: плотников, столяров, кузнецов, художников. Печатники и чеканщики украшали листы узорами. Ковчег Завета это тоже сундук, а значит он не мог появиться ранее Раннего Средневековья, поскольку ранее сундуки просто не делали. Ковчег это просто Кованный Чекан, то есть работа в основном трех мастеров ...
    1109

    Кто такие староверы и старообрядцы, древлеправославные и никониане?

    Староверов, древлеправославных и старообрядцев большое количество и все они разные. Есть даже такие, которые сотрудничают с РПЦ. Но это совершенно незначительное количество. И появилось оно в следующем виде.В дополнение к Поместному Собору 1971 года, РПЦ МП на последующем Поместном Соборе 1988 года подтвердила постановления собора предыду...
    654
    Чапай 21 июня 16:56

    Повесть Временных лет – ложная история России?

    Еженедельная рубрика - «Клуб читателей», где мы обсуждаем самые популярные комментарии читателей к статьям канала. Тема недели: "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - ОБМАН?"В комментариях читатели утверждают, что «Повесть временных лет» вымысел и мистификация. Что настоящая история древней языческой Руси была скрыта в интересах христианской церкви и династии Рюриков...
    1545

    Европа - это река

    Почему мы это так называем? Карпатские горы – это искаженное название Хорватские горы, поскольку то население, которое там проживает и сейчас себя украинцами называет, на самом деле племена белых хорватов (бехов). Примерно как белорусы. Я про это писал в работе «Белые хорваты».Хорваты ушли с берегов Волги на завоевание Восточной Европы (старое название р...
    517

    Водлозёрские ужасы

    Не принято осуждать среди нынешних водлозеров относительно недавно ушедшую из жизни ведунью Клаву Ковалеву. Соседи обнаружили ее с петлей на шее, стоящей на коленях в священной роще деревни Кевасалма. Ведунья повесилась на суку своего личного «колдовского» дерева. Виновата она в своей смерти или нет, но о начале ее «загробной жизни» рассказывают так же,...
    597

    Бас, басöк, васко, васкон, баский - "красивый"

    Русское диалектное слово ба́ский, ба́ской — "красивый", традиционно распространено к северо-востоку от Москвы. Это слово широко употреблялось ранее в Ярославской, Костромской, Нижегородской области, в Пермском крае, а также за Уралом в Сибири, куда оно попало в ходе колонизации центром которой были земли Верхневолжья.Каковы же корни этого северо-восточн...
    390

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    2300

    Краткая история христианства ..

    Краткая история христианства от Тёмки. Сценарий - тоже пишу. Артем Драгунов livejournalПримерно 0 год н.э.Рождение Мастера ( тут можно спорить, вплоть до инопланетного, но я не буду, версий-то много, а моя - взорвала бы интернет). Опущу детали до выхода книги.Детство Мастера - скорее всего Египет, а не Ближний Восток.И Египет потому, что там заброшенный кос...
    295

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    679

    Как Киевскую Русь превратили в Украину, а потом в «АнтиРоссию»-а была ли Киевская Русь в принципе?

    Непостижимый вопрос последних десятилетий. Есть только один метод, чтобы получить правильный ответ, - пройтись по всему древу малороссийского сепаратизма - от невинного семечка до ядовитых плодов. Выяснить, кто поливал, окучивал и удобрял саженец. Путь этот займет почти 900 лет.«Семена и всходы»«КОТЛЕТА ПО-КИЕВСКИ»В августе 1991 года, накануне путча в Москве, президен...
    1122

    Тайна опричнины. Востребована ли она сегодня?

    С восстановлением славного имени Царя Иоанна Грозного, а с ним и Славы истории России, весьма актуально стоит вопрос об опричнине. Споры до сих пор продолжаются и мнения не однозначны. Так что это был за феномен опричнины? В чем ее тайна, и почему она исчезла? Применимо ли в современной жизни ее практика? Почему и зачем возникла идея опричнины у Царя? В...
    845
    sugochka 17 июня 16:45

    СВИДЕТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА О ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИНКАХ ИЗ РУМЫНИИ.

    МОНОПОЛИЯ НА ИСТИНУ. (Серия публикации №3) А.И.УМНОВ-ДЕНИСОВ3-е.представление. Президенту РАН Александру Михайловичу СергеевуПродолжение статьиСВИДЕТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА О ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИНКАХ ИЗ РУМЫНИИ.Грамота №1045Город                                    &nb...
    852
    NATA-SHA 16 июня 22:01

    Хреново, Балдейка и Козявкино: почему у деревень на Руси такие странные названия.

    Каких только названий деревень не встречается на просторах Руси – от поэтичных и возвышенных, вроде Поспелово, Вознесенского или Красавино до забавных, смешных и даже казусных: Дурново и Хреново, Снова Здорово и Попки, Лысая Балда и Козявкино.  Однако не спешите смеяться. Если что-то на Руси кажется вам смешным, значит, вы просто чего-то не зна...
    1340

    Ночь Сварога

    Вопрос:"В интернете много информации про Ночь Сварога. Там и темные силы и инопланетяне. Вконец запуталась. Можете пояснить, что означает эта ночь?"(Анна Седых. Тула) Ответ: https://zen.yandex.ru/media/bylina/noch-svaroga-5d067a342614780df6a15db8 ...
    1357
    Чапай 16 июня 14:15

    Русь до крещения. Запрещенная правда или грёзы варвара? (видео)

    ...
    529
    Алимович 15 июня 17:21

    Как пишется до история

    О том, как иногда «пишется» история, многие очень хорошо, конечно, знают, но многим ли известно, как «пишется» до-история. Читая Геродота, Аристотеля, Ксенофонта, Помпония-Мелу и многих других древних авторов, встречается много рассказов о дальних странах, где живут люди с собачьими и оленьими головами без глаз и с одной ногой, на которой скачут, а когд...
    518
    АЛЬТАИР АЛЬТАИР
    15 июня 00:11

    Тайна Крымского Грааля. А. Осташко

    А. Осташко. Тайна Крымского Грааля. 24-05-2019Школа Здравого Смысла ТВОпубликовано: 4 июн. 2019 г. ...
    830
    Антон Мырзин 14 июня 12:46

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ТЕОКРАТИЯ И РУССКИЙ АЛКОГНОЗИС

    «В русском лице всегда должен читаться такой какой-то звериный, нутряной фатализм; «русская рулетка» не зря ведь «русская». Россию населяют тела без органов; старообрядство, непереводимая тоска, алкоголизм — всё это происходит от того, что русские были выкинуты в вечную ночь духа ещё во времена крещения Руси, когда в Россию пришла до сих пор не покинувш...
    788
    AntonBlagin
    9 июня 00:07

    Если верить фактам, легендарный Христос был целителем, а "мессией" его сделали Иудеи!

    Анонс: греческое слово "Христос" и еврейское слово "Мессия" не являются полными синонимами. Мессия — тот, кого "помазали елеем на царство". Христос — тот, кто использует лечебную мазь, масло, помазание, то есть целитель. Вот почему в Древней Греции всех целителей называли ХРИСТЕ! И легендарного Исуса тоже так называли.Судите сами, читатель, учитывая то, что политики, ...
    9077
    zar 8 июня 18:40

    Этот страшный и ужасный Шульхан Арух!

    Всем привет!Мне надоело... нет, меня задолбало, что т.н. «знатоки», этак небрежно бросают – достаточно почитать Шульхан Арух! (чтобы понять насколько иудейская религия такая, сякая и даже разэтакая (так её и растак). Действительно, достаточно почитать. Но кто читал? И что читал? Не буду утомлять читателей количеством моих просьб к ентим «знатокам» присл...
    847

    Историческая загадка семерых юношей, проспавших 200 лет в пещере

    Их называют по разному - Семь спящих отроков, Семь отроков Эфесских или Семь святых отроков, но одинаково почитают и в христианстве и в исламе.Эти юноши жили в городе Эфесе в 3 веке нашей эры, во времена жестоких гонений на христиан и сами являлись скрытыми христианами. Все они были знатного происхождения, а один и вовсе являлся сыном градоначальника Эф...
    1342

    Веды славян

    Сегодня многим исследователям известно, что древние сакральные Ведические знания закодированы нашим языком. В эти тайны языка посвящали русских людей ведуны и ведуньи-весталки, которых христианская традиция называет ведьмами. Само слово «ведаю», т.е. «знаю» определяло глубинный смысл русского ведического мировоззрения. Современный русский ведизм — это н...
    1198

    О названии дореволюционной романовской церкви

    К работам Катара о названии дореволюционной романовской церкви, приемницей которой, себя считает РПЦ - Православная Католическая Греко-Российская Церковь. В публикуемом ниже материале слово "католическая" написано с буквой ФЕТА, которая читается и как Ф и как Т. Поэтому католическая и кафолическая церковь это одно и тоже и означает это слово Вселенская....
    1018
    Гарри Химик 28 мая 12:21

    Клиторология..., это совсем не то, о чём вам показалось

        Это название книги старого византийского автора Филофея (9 век).    На русский, наверно, переводится как "Глашатае-ведение", "Наука приглашения".    В книге описываются придворные церемонии... Дьяк Кураев https://diak-kuraev.livejournal.com/1328157.html Отсюда мы узнаем, что в каждый день Святок шли пи...
    1128

    "От великого до смешного..."

    Папюс (собств. имя Жерар Аналект Винсент Анкосс, 13.07.1865-25.10.1916)     «Доктор Оккультной Медицины, Доктор Каббалы, Президент Верховного Совета Ордена Мартинистов, Генеральный Делегат Каббалистического Ордена Розы и Креста», и прочая, и прочая — так, без ложной скромности, рекомендовал себя на страницах своих многочисленных книг этот хитро...
    1119
    navy_navy 25 мая 23:29

    Как звучал язык готов

    Самым древним из дошедших до нас связных текстов на германских языках является перевод Библии на готский язык, сделанный епископом Вульфилой около 4 века н.э.  Там, где греческие знаки алфавита 4 в. н.э оказались недостаточными для воспроизведения некоторых звуков, были заимствованы римские или рунические буквы. Примерно так звучал готский язык:«В...
    1351
    Донбасс Русь 26 мая 00:10

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 5.

    Сегодня мы заканчиваем обзор некоторых важных и патриотических фрагментов из древней русской летописи.Фрагмент 31. Великий князь Всеволод. Освящение Успенского собора в Киеве. Смерть русского митрополита Иоанна. Фрагмент 32. Память Феодосия Печерского. Княжеские междоусобицы. Князь Олег Святославич наводит половцев на Русь. ...
    1385

    Алистер Кроули: философ и мистик или "дьявол во плоти"?

    "Мне не нужно ваше лживое одобрение и ваши фальшивые похвалы. К черту христианство, рационализм и буддизм! Я хочу кощунства, убийства, насилия – мне наплевать, хорошо это или плохо; я хочу силы". Так говорил Алистер Кроули – одна из самых загадочных, противоречивых и скандальных фигур в британской истории ХХ века. Его обширная и подробная биография тольк...
    1215

    ГИЙОМ ПОСТЕЛЬ (1510 - 1581) - маг-эрудит, врачеватель тела и души

    Французский философ-мистик и гуманист XVI века, «эрудит-утопист», как назвал его Умберто ЭкоМагов-эрудитов считали врачевателями тела и души. Они стремились помогать ближнему. Но для этого прежде всего нужно было разработать картину мира, в которую мог бы гармонично включиться человек. Ибо разве всех магов не объединяла вера в то, что человек - миниатюрное отражение м...
    1069

    И после смерти мне не обрести покой. Привидение О-Докуро

    В некоторых японских произведениях - живописных и литературных, а также в народных преданиях - упоминается О Докуро – исполинский скелет, призрак, который является людям.О Докуро может образовываться и проявляться в местах, где погибло множество людей, оставшихся без погребения: это их коллективная ярость, страдание, отчаяние, собравшись в единый энерге...
    974
    AntonBlagin
    22 мая 19:46

    Слово «жид» имеет ругательное значение лишь в случае, когда этим словом называют русского, а не жида!

    Как свидетельствует история, в России изначально было слово жид,  обозначающее людей, живущих по "Моисееву закону", а слова еврей не было. Скорее всего, русское жид  было производным из польского слова żyd, а не, к примеру, от немецкого слова Jude. Россия территориально не граничила с Германией, а вот с Польшей Россия как раз гр...
    11479
    Sage 21 мая 15:08

    "Иисус не умер на кресте и был женат на Марии". Запрещённые Евангелие.

    Как переписывают историю?Всегда поражался умению людей переписывать историю в угоду своим интересам. Так, европейские дети уже не сомневаются, что Победа над фашистской Германией — целиком и полностью заслуга США, Англии и Франции. Николая II продвигают в святые, замалчивая что он отдавал приказы о массовых расстрелах рабочих. (1901 -1914 гг.) Тысячи же...
    4146
    Александр 19 мая 14:57

    Что означает число «зверя»?

    Знаменитые и страшные 666, что они означают? На основе этих трёх цифр возникает множество домыслов и слухов, и большинство людей честно считают - этот знак создал диавол, придумал сатана или люцифер, означающий принадлежность к этим существам. А может быть это один и тот же «персонаж»? По преданиям это падший ангел-создание равное Богу, только противоположны...
    1249
    Sage 18 мая 19:27

    Легенда о Валгалле - небесном чертоге для павших воинов.

    Что мы знаем о Валгалле. Известно, что согласно легендам, Один является верховным богом, который правит Асгардом — главным городом 9 миров в германо-скандинавской мифологии.Вы наверно смотрели различные голливудские фильмы, в которых рассказывается история Одина, Тора, Локи и других богов Асгарда? Мне не очень нравится персонаж Одина, которым его изобра...
    1773
    Донбасс Русь 16 мая 23:52

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 4.

    Фрагмент 23. Некролог князю Владимиру Великому. Фрагмент 24. Некролог князю Борису Ростовскому и Глебу Муромскому. Фрагмент 25. Некролог князю Борису Ростовскому и Глебу Муромскому. Фрагмент 26. Ярослав Мудрый становится великим князем всея Руси и спасает киев от печенегов. Фрагмент 27. Ярослав Муд...
    1858

    Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 24,25 и 26-ой дни пути. Советская Гавань-Хабаровск

    Перебравшись на пароме с острова Сахалин на материк, наши крестоходцы отправились на машинах в город Советская Гавань, расположенный на берегу залива. (Материковый берег Татарского пролива).Это километрах в десяти от порта "Ванино" — одного из крупнейших на Тихом океане. Именно в Ванино они садились на паром. (В этих краях часты туманы, но ...
    5234

    Маурино. Деревня финно-угорских призраков.

    Деревенька Маурино, с неэтимологизирующимся с славянских языков названием, вологодская, пригородная, скромно стоит на небольшом пригорке над ручьем Евковка.Летом вокруг нее золотятся поля спелой ржи, зимой же она по самые крыши старых от времени изб укрывается снегом. Обитатели ее немногочисленны. Жизнь идет спокойная и размеренная. И даже проходящая не...
    993

    Михаил Булгаков и мистика Жизни вокруг него

    «...Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал».Роман «Мастер и Маргарита»Михаил Булгаков — личность выдающаяся, оказавшая своим творчест...
    3755
    sugochka 14 мая 17:53

    Христианство – еврейская секта (Л.Н. Толстой)

    Христианство – еврейская секта (Л.Н. Толстой)Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.Христианская религия, облекаясь в торжественные формы, долгое время отвечала нравственным и умственным требованиям европейских народов. Но ...
    4760
    Донбасс Русь 7 мая 23:42

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 3.

    Фрагмент 16. Смерть русской княгини Ольги. Фрагмент 17. Князь Владимир. Путь к великому княжению. Фрагмент 18. Князь Владимир. Война за Полоцк и Киев. Языческая реформа. Победа над поляками. Фрагмент 19. Крещение князя Владимира. Предостережение о Латинской вере. Фрагмент 20. Крещение Руси. ...
    1458
    Rif 30 апреля 19:11

    Что скрыли «татаро-монгольским нашествием»? (видео)

    Что скрыли «татаро-монгольским нашествием»? Александр ПыжиковВ очередном сюжете доктор исторических наук, Александр Пыжиков рассказал о том, как в романовскую эпоху была «слеплена» удобная для правящей династии версия отечественной истории. Как создавались мифы «романовской истории»? Какие технологии использовались для фальсификации ист...
    4591
    Rif 29 апреля 20:43

    Как изгои превратились в правителей(видео)

    Александр Пыжиков. Как изгои превратились в правителейЧем богатырь отличался от князя, почему нет ни одного князя-богатыря. Зачем нужна была община. Каким было общее дорелигиозное мировоззрение разных народов Евразии. Почему по всему материку примерно в одно и то же время произошло выдавливание народной культуры и замена её инородной. К...
    3066
    Донбасс Русь 29 апреля 19:54

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 2.

    Фрагмент 8. Поход князя Олега на Византию. Мирный договор. Фрагмент 9. Фрагмент 10. Фрагмент 11. Поход князя Игоря на Византию. Мирный договор. Фрагмент 12. Фрагмент 13. Крещение княгини Ольги. Фрагмент 14. Князь Святослав. Война с вятичами и хазарами. Фрагмент 15. Война ...
    1386
    Донбасс Русь 19 апреля 22:05

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 1.

    Повесть временных лет. ≈1113 год. Автор: Нестор Летописец.ПВЛ дошла до нас в составе более поздних летописных сводов Киева, Новгорода, Суздаля, Галицко-Волынской Руси, Москвы, Твери и др.Шифр рукописи: Ипатьевская летопись, БАН, 16.4.4., 1420-е гг.Правка текста по Хлебниковскому списку РНБ, ОСРК, F.IV.230, 1550-1560г. и Лаврентьевской летописи (РНБ, F.п.IV.2., 1377г.)...
    2082
    Sage 7 апреля 12:45

    “Ведать” – значит знать. Что же ведали наши далекие праотцы и матери?

    Говоря о предках, один из исследователей до христианской Руси С. Лесной отмечал: “Говорить о язычестве, даже вспоминать о нем, считалось грехом, а между тем в религии древних русов не было ничего такого, чего мы могли бы стыдиться”. “Это; была сильная, внутренне крепко скроенная религия, высокая, красивая”. “Ведать” – значит знать. Что же ведали наши да...
    5097
    Sage 1 апреля 17:01

    ДОХРИСТИАНСКАЯ АРХАИКА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ.

    "Храмъ"-от полногласной формы "хоромы", т. е. "круговая постройка", святилище.Христианство вобрало в себя многие местные верования и обряды, что привело к образованию в Западной Европе «католического язычества», а в Восточной Европе «православного язычества». После крещения Руси наступил длинный период двоеверия: смешения христианства с язычеством. Слав...
    3222
    Славик Яблочный 28 марта 10:14

    Руна "Альгиз" на стенах "Храма гроба господня"

    Как она туда попала?Кто знает ответ а ?"Альгиз (Algiz) – это сильнейшая руна защиты. Символизирует соединение с Высшим Сознанием. Расширяющее чувство всеединства. Обретение высшей протекции и абсолютной защиты. Приобретение согласия с волей Неба. Используется для привлечения удачи, получения силы, защиты от зла". Много лет меня интересует одна загадка, н...
    8717
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика