Так кем на самом деле были богатыри Пересвет и Ослябя?!

9 3778

Разберемся подробнее с описаниями Куликовской битвы

В описаниях Куликовской битвы упомянуты воины княжеского и боярского, то есть, высшего воинского статуса. Но есть важные исключения. Про двух человек знают почти все. Это Александр Пересвет и Андрей Ослябя, третий – сын Осляби по имени Яков, оставшийся лежать на Куликовом поле.

По широко распространенному, традиционному мнению Пересвет и Ослябя – два бывших воина, ставших монахами. Игумен Сергий Радонежский послал их на Куликово поле вместе с дружиной князя Дмитрия. Причем, также принято считать со школьных учебников, что Пересвет вышел на поединок с татарским богатырем Челубеем перед началом битвы и сложил в том поединке свою голову.

Как нередко бывает, то, к чему все привыкли со школьной скамьи, не всегда оказывается точно и достоверно.

Представление о том, что два монаха отправились сражаться, что вообще говоря, выглядит как бы несколько странно, сформировались благодаря без всяких преувеличений знаковой книге: «Сказанию о Мамаевом побоище», написанном, на минуточку, в XVI веке. То есть более чем через век после описываемых событий. При этом, как вы понимаете, архива газет в библиотеках тогда не было, поэтому автор основывался на том, что слышал, рассказали, додумал и прочитал в немногих источниках.

А вот более ранние источники рассказывают историю Пересвета по-другому.

В «Задонщине» богатырь сложил буйну голову во время сражения, упоминает историк Горский А. А. в своей работе «Русь. От славянского расселения до Московского царства». Конкретно в «Задонщине» это звучит так:

«Хоробрыи Пересвет поскакивает на своемь вещемъ сивце, свистом поля перегороди…»

и происходит это в то время, когда

«иные лежат посечены».

В летописном рассказе Пересвет упомянут последним в списке знатных людей, сложивших головы в сражении. Это важно.

Важный момент – в написанном в начале XV века «Житии Сергия Радонежского» сообщается о том, что игумен благословил князя Дмитрия на битву, но вот про иноков Пересвета и Ослябю, отправленных в поход с князем, ничего не говорится. Удивительно, правда?! В Житии не упомянут такой, казалось бы, важный момент.

Горский упоминает очень важный момент. В XIV веке род Ослябятевых относился к митрополичьим боярам.

При этом в источниках XV века, что все-таки ближе к Куликовской битве, чем «Сказание о Мамаевом побоище», говорится, что Александр Пересвет до этого был одним из брянских бояр, а некий Родион Ослябя (вполне мог быть родственником участника Куликовской битвы Андрея Осляби) – боярином из другого «верховского княжества» — Любутска. То есть, получается, что Пересвет и Ослябя были воинами, приехавшими в Москву на службу из Черниговской земли, точнее, многочисленных, мелких «верховских княжеств».

В Москве они стали митрополичьими боярами, то есть служили в не в хозяйстве великого князя, а в хозяйстве митрополита.

Кстати, Андрей Ослябя, вопреки распространенному мнению, на поле Куликовом свою голову не сложил. Его имя есть, например, в грамоте, составленной около 1390 года. И там он – первый из бояр митрополита Киприана.

То есть получается, что Пересвет и Ослябя были воинами, связанными с церковью. Потому что относились к митрополичьим боярам. Но не иноками, а именно боярами – людьми обеспечивавшими функционирование, сохранность и защиту, в том числе и военную, хозяйства митрополии.

Ну а потом, автор «Сказания о Мамаевом побоище» написал свой труд. И он оказался наиболее популярным и известным, несмотря на то, что с реальной историей сражения, автор «Сказания» обошелся, скажем так, вольготно. Так и превратились в истории раз и навсегда два боярина, то есть служилых человека, в монахов.

Источник

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • Где-то говорилось, что их Сергий в схиму постриг перед отправкой на битву. Мне кажется, в последнем исследовании биографии преподобного. Нашёл: К.А.Аверьянов, Сергий Радонежский - личность и эпоха
  • Ну, так и Михаил Задорнов типа перед смертью принял христианство :smirk:
  • "Представление о том, что два монаха отправились сражаться, что вообще говоря, выглядит как бы несколько странно, сформировались благодаря" Ложь они сделали своим укрытием. История - высший приоритете управления! Русскую историю уничтожают больше тысячи лет и заменяют дегенеративной иудейской мифологией.
  • ===Пересвет вышел на поединок с татарским богатырем Челубеем=== Не татарским, а таРтарским. Он изображен монголоидом. Но в Тартарии, а позже в Московии и России таРтарами (позже татарами) называли ВСЕХ мусульман. При этом предки великороссов и русских, они вплоть образования ВКМосковского ТОЖЕ были мусульманами. Собственно ТАРТАРЫ первоначалально это РУСИЧИ, ПРИНЯВШИЕ ИСЛАМ. В отличие от собственно русичей, которые приняли православие.
  • Тут более подробно: https://ria.ru/20190921/1558943006.html