Культ Дракона( Змея) у сарматов, скифов и казаков. Следы мифологии Змея-Дракона в русских сказках.

1 1059

Змеевики́ (змеевые луны) — металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и змей (от 6 до 14) с другой; служили амулетами от болезней.

Появившись в русской культуре в XI—XII веках, змеевики продолжали бытовать вплоть до XV—XVI веков. Самый знаменитый из древнерусских змеевиков — «Черниговская гривна Владимира Мономаха». Подобные артефакты свидетельствуют о сохранении в православной Руси пережитков язычества и очевидной связи с скифо-сарматской культурой Боспора. Змеиный узор был очень распространён в росписи, вышивке и прикладных искусствах на протяжении многих тысячелетий. Клубки змей (ужей) наносились на жертвенники, сосуды, одежду и даже дома.

Геродот приводит легенду о происхождении скифов от Геракла и женщины-полузмеи. То есть, скифы и сарматы мнили себя потомками дракона-змея, и с этим связаны многочисленные изображения змей, драконов и грифонов в искусстве скифов и сарматов.

Змей Горыныч русских сказок

Горыныч живёт обычно в горах , нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых . То есть, это ГРИФОН, который судя по изображениям микенцев и критян охраняет Мир Богов.

Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».

Упоминается в сказках "Иван царевич и Калинов мост" "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"

Велес, дракон и сын дракона.

В былине о "Волхе Всеславиче"

По саду, саду по зеленому

Ходила‑гуляла молода княжна

Марфа Всеславьевна,

Она с камени скочила на лютого на змея ‑

Обвивается лютый змей

Около чебота зелен сафьян,

Около чулочика шелкова,

Хоботом бьет по белу стегну.( часть ноги от таза до колена)

А в та поры княгиня понос понесла,

А понос понесла и дитя родила.

(То есть Марфа-Мара родила ребенка от Лютого Змея-Дракона. Согласно Геродоту, прародительницей скифов была полудева-полузмея в земле Гилея.

Иван Горыныч казаков Яика(Урала)

Степан Разин родился в 1630 году. Этот год выведен из сочинения нидерландского путешественника Яна Стрейса, который несколько раз имел встречи с Разиным и сообщал, что в 1670 году ему было 40 лет. Ян Стрейс потом написал книгу о Разине, и она выдержала несколько изданий в Нидерландах.

Фабрициус говорит на с.47 Записки иностранцев о восстании Степана Разина. — Ленинград, «Наука», 1968 ,

"Но сначала Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву. Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу:

«Буду я с твоей помощью удачлив — то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду».

Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами:

«Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица».

Данная жертва более всего напоминает жертву Тесея-оставление Ариадны богу Дионису.

Олег Лосунов приводит свидетельство песню Гребенских казаков, где так же Терек называют Горынычем:

Горы высокия, да

Ещё как на устьице да у Терека–Горыныча, да

Бел–горюч, ой, да бел–горюч камень

Бел-горюч камень да,

Ещё выката-а-лося ой, да у Терека-Горыныча, да

Вот красная солнышко.

Был у вора (Schelm) сын от этой женщины, его он отослал в Астрахань к митрополиту с просьбой воспитать мальчика в христианской вере и послал при этом 1000 рублей."

Но, Иван-вероятнее, это остаточное от ВАН- повелитель, древнейший титул индоевропейцев, и, так же вероятно, это и Объяснение клича -призыва Степана Разина-"Сарынь на Кичку", что переводится как

Царь-Горы.

( САР-ЦАРЬ, КУЧА-КУШ(КА), гора на южноиндоевропейский языках, пример- КАШГАР- перевод-страна Гор, или КАШ-МИР- Гора Меру)

Как видно, Змей Горыныч русских сказок и Иван Горыныч предмет культа казаков Урала и Сибири, очевидно, более близких к сарматам и скифам. И подобное божество продолжали чтить еще в 17в. Змеевики, также предмет культа, изготовлялись в основном в северской земле потомками скифов и сарматов еще до 16в. Но, в сказках, с развитием христианизации, Змей Горыныч принимает нарочито отрицательный характер ( хотя, есть в сказках он не ел никого, хотя был очень неравнодушен к женскому полу).

Источник

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить