Прочитав эту статью, вы не только узнаете, что императрица считала началом русской истории, но и удивитесь, насколько креативно подходила Екатерина II к летописям. Кто такие Славян и Скиф? Почему Рюрик оказался в центре истории? И правда ли, что письменность у русских была задолго до варягов? Разбираем с фактами, юмором и долей иронии.
Историю всегда пишут победители. А иногда — императрицы. Екатерина II в XVIII веке взялась за дело не только государства, но и прошлого. Ведь, как она говорила, русская история за границей выглядела хуже, чем наш климат в октябре: «пристрастные сотворения» с обилием «злобных ноток». И если ей что-то не нравилось, она исправляла. Так и началась её эпопея с написанием собственной версии древнерусской истории.
Екатерина негодовала, что за границей «лепят» книги о русской истории, но делают это с явной нелюбовью. Вот как она писала:
«Выходят на чужестранных языках книги под именем "Истории российской", которые скорее именовать можно сотворениями пристрастными, ибо каждый лист свидетельством служит, с какой ненавистью писан, каждое обстоятельство в превратном виде не только представлено, но и к ним не стыдятся прибавить злобные нотки».
Звучит жёстко, но, как говорится, императрица слово молвила — считай, молния ударила.
Работа шла почти три десятилетия — всю её жизнь. В итоге остались черновики, где императрица уверенно «сводила концы с концами» между мифами, летописями и легендами.
Словен и Скиф: начало всех начал
Екатерина начала с того, что, по её мнению, история Руси началась не с Рюрика, а куда раньше. Два брата — Словен и Скиф — разделили между собой мир: первый ушёл на север и основал Словенск, второй направился в степи, став родоначальником скифов. Всё это напоминает голливудский эпос: дальше следуют героические потомки, войны, города.
Вандал — один из потомков Словена — обзавёлся тремя сыновьями: Избором, Владимиром и Столпосвятом. От Владимира и жены его Адвинды род продолжился до Буривоя, который приходился папой Гостомыслу, фигуры, вокруг которой Екатерина строила легенду.
На долю Буривоя пришлась серия войн с варягами, которых он одолеть не смог и в итоге оказался вынужден платить дань. Дань была наложена на словен, русь и чудь. Гостомысл же был настоящим героем, он изгнал варяг, построил город в честь своего сына Выбора.
Вот Гостомысл-то и оказался тем, кто «потратил всё здоровье» на борьбу с варягами. Варяги, как сказали бы сегодня, были крупными «налоговыми инспекторами»: дань взимали с чуди, руси и словен. А после череды военных неудач Гостомысл понял, что своими силами не справится.
Когда мужики закончились: три дочери и один Рюрик
По версии Екатерины, сыновья Гостомысла не дожили до старости, а вся надежда осталась на дочерей. И тут начинается семейная стратегия: старшая дочь вышла замуж за князя Изборска — именно оттуда пошла княгиня Ольга. А средняя дочь, Умила, связала судьбу с варяжским правителем, из рода которого родился никто иной, как Рюрик.
Рюрик, кстати, не пришёл в Новгород просто так. Гостомысл, по версии Екатерины, сам его «пригласил», так как своих наследников не осталось. Это, конечно, звучит романтично: старый князь, понимая, что династия на грани вымирания, решает передать бразды правления в руки молодого, сильного лидера.
Но тут важно понимать: Екатерина не просто ретранслировала древние мифы. Она сознательно выстраивала историю, где варяги и славяне выглядели не как захватчики и побеждённые, а как союзники.
Что Екатерина думала о письменности и о начале слова "Русь"
Очень много Екатерина рассуждает на тему происхождения слова "Русь", применительно к народу. Находит его то во времена Александра Македонского, то находит свидетельства, что славяне овладели русами, а затем, смешавшись стали одним народом. Говорит, что варяги с русскими еще задолго до прихода Рюрика имели контакты, то воевали, то заключали договоры. В общем, и для Екатерины вопрос был не из простых.
Императрица была уверена, что письменность у славян существовала задолго до варягов. Просто… утерялась. Или была уничтожена. И в этом месте современный читатель может недоверчиво хмыкнуть, но Екатерина стояла на своём. Она считала, что у славян до прихода Рюрика были не только свои законы, но и развитая культура.
Аскольд, Дир и прочие интриги
Теперь о том, кого Екатерина считала ключевыми фигурами первых веков Руси. Аскольд, например, был сыном жены Рюрика от первого брака. Он стал правителем Киева, причём не по прихоти, а по просьбе самих киевлян: они обратились к Рюрику, чтобы тот отправил «своего человека», способного защитить их от хазар.
И Аскольд, скажем честно, не подвёл. Он не только избавил Киев от хазар, но и активно «шумел» на внешнеполитической арене: походы против древлян, поляков, печенегов и даже греков. В нынешних терминах Аскольд был тем самым кризис-менеджером, который вытянул город из пучины.
Рюрик: великий князь или великий бренд?
Сам Рюрик закрепил свою власть на новгородских землях, подавив восстание Вадима, князя словенского. Это было, пожалуй, первым серьёзным испытанием для его правления: часть знати выступила против варягов, требуя вернуть всё «в словенские руки». Восстание было жестоко подавлено, а Новгород окончательно перешёл под контроль Рюрика.
Кстати, о личной жизни. Рюрик, по словам Екатерины, был женат на Ефанде, которую обожал настолько, что подарил ей город Ижору. В те времена такая романтика явно выигрывала перед букетом цветов.
А что сказала бы наука?
Екатерину часто обвиняли в том, что она перевирала историю. Но вот парадокс: её версия, несмотря на её мифологическую природу, выглядела даже более патриотичной, чем официальная «Повесть временных лет».
Да, она добавляла мифы, где их быть не могло. Да, она «раздавала» письменность славянам ещё до Рюрика. Но при этом её история была задумана как символ гордости. Она утверждала: русы не просто появились как народ, но существовали задолго до первых записей.
И ведь многие её идеи позже всплывали в трудах Ломоносова, Татищева и других мыслителей того времени.
Так фальсификация или политика?
Конечно, Екатерина писала не столько для науки, сколько для политики. Её задача была показать: Россия — это древняя страна с глубокими корнями. Но верила ли она сама в свои слова?
Мы этого уже не узнаем. Зато мы видим, как с её лёгкой руки легенды стали частью нашего исторического сознания. И пусть современная наука иногда улыбается, глядя на её выводы, трудно не признать: Екатерина была блестящим рассказчиком.
PS:
Оценили 29 человек
48 кармы