Контроль полноты и достоверности исходных данных является *необходимой* предпосылкой любого практически-полезного логического построения.
Одним из основополагающих элементов исторической (в смысле терминологического отступления «Основных элементов историческаго взгляда на природу») модели АШ является т.н. «Катастрофа бронзового века». С использованием так НЯЗ и не доведённого до завершённого вида описания тов. Анпилогова (#441021).
Что закономерно. Ибо Анпилогов — типичнейший представитель «науки», «разрешённой» в «третьем мире». То есть решающий задачу пересказа/популяризации сочинений британских буржуинских учёных. С строжайшим воспроизведением всех соблюдённых теми табу и без намёков на кощунство затирания клякс.
То есть с типично-антропоморфным выведением всего материала из единичного фактора (утилизация солнечной энергии земной жизнью с воплощением на доступном технологическом уровне в виде зерна).
С основной проблемой в виде снижения размера пирога вследствие естественных климатических циклов. И разрушением цивилизации пришедшими из ниоткуда и ушедшими в никуда «народами моря».
И тут недавно, в некоторой степени закономерно в поле моего зрения попало достаточно интересное рассуждение о поисхождении «народов моря».
«Позиция понятна, — последовал ответ, — В официальной истории все такие совпадения — или фальшивка, или случайность, или архетип, или мы игнорируем. Кресты — архетип, пирамиды и лабиринты — совпадение, камни Ики — фальшивка, а дольмены мы игнорируем. Если история требует, чтобы Америку открыл Колумб, а факты этого не подтверждают теорию — тем хуже для фактов. Если история требует, чтобы цивилизация начиналась с Авраама, Христа и Мухаммеда, а она начинается гораздо раньше — тем хуже для цивилизации. Мы отрежем от нее все лишнее, выбросим это на фиг, забудем навсегда и оторвем голову любому паскуднику, который попытается нам об этом напомнить».
В ходе последующего обсуждения я впервые услышал от этого человека о ретронике и об «искусственно исключенных» событиях, именуемых на рабочем сленге «кляксами».
И-23: предварительное замечание (акцент полужирным мой, выделения курсивом — авторские):
1. Ретроника — прогнозирование прошлого
Итак ретроника имеет дело с т.н. «искусственно исключенными событиями» или «кляксами» в истории.
Основной постулат ретроники звучит так: «если историки упорно не замечают очевидное событие из прошлого, значит раскрытие этого события приведет к серьезным последствиям для настоящего».
Из него есть важное следствие: «кто-то всегда может извлечь выгоду из раскрытия искусственно исключенного события».
Кроме того, в ретронике существует постоянная рабочая гипотеза: «раскрытие одного искусственно исключенного события, как правило, приводит к выявлению одного или нескольких вторичных искусственно исключенных событий».
Можно определить ретронику как «метод обнаружения искусственно исключенных событий и восстановления треков (т.е. исторических следов) таких событий».
Собственно, этот метод не является чем-то принципиально новым. В старой доброй теории шахмат существует аналогичный метод, называемый ретроанализом. Путем ретроанализа позиции на доске определяется:
1) Могла ли данная позиция возникнуть, если начальная расстановка фигур и их последующие ходы делались по правилам. Если могла — то как именно, если нет — то в какой момент фигуры были переставлены не по правилам.
2) Можно ли утверждать, что в процессе возникновения данной позиции обязательно имел место дефект цели — т.е. кто-то из игроков совершил ход, заведомо направленный не на выигрыш партии, а на что-то другое.
Таким образом, ретроника просто приспособила методы шахматного ретроанализа к последовательностям исторических событий (точнее к описаниям таких последовательностей, иначе называемых хрониками).
Исходно область применения ретроники охватывала интервал времени не более, нескольких веков от текущего момента. Предполагалось, что искусственно исключать события более раннего исторического периода бессмысленно: их наличие или отсутствие практически безразлично для настоящего и представляет лишь чисто академический интерес. Очень скоро, однако, выяснилось, что искусственное исключение (или раскрытие) исторических событий определенного рода может существенно влиять на современную человеческую деятельность даже через тысячи лет.
Прежде всего, это касается событий, связанных с возникновением т.н. «мировых религий» и обстоятельств того, как эти религии стали мировыми (а если точнее — то имперскими). Становление религий в этом качестве, как показывают выводы ретроники, всегда происходят таким способом, который впоследствии приходится тщательно скрывать.
Мы начнем с истории зарождения и становления христианства как мировой религии, определяющей социальную и культурную специфику деятельности трети современного населения планеты (т.е. 2 млрд. человек). Заметим: именно той трети, которая населяет наиболее экономически развитые страны — а, следовательно, доминирует в формировании вектора развития цивилизации.
Специально отмечу: то, что будет написано ниже, не направлено на оскорбление религиозных чувств кого-либо вообще и христиан в частности.
В любом случае, мы придем к общесистемным закономерностям и выводам, которые касаются значительно более обширной области человеческой практики, чем какая-либо одна религия или все известные религии вместе.
Дело в том, что ретроника (как и ретроанализ в шахматах), исследуя то, как шла игра до настоящего момента, может помочь разобраться в том, как эта игра пойдет дальше. Более того, можно попытаться определить, почему игра пойдет именно так и что можно сделать, чтобы она пошла иначе (если, конечно, можно сделать хоть что-нибудь).
…
И-23: а теперь к заявленной теме статьи (выделение ключа полужирным — моё, выделения курсивом — авторские):
8. Нечто из моря
В начале VIII века до н.э. на берегу Тунисского залива выходцами из древнейшего финикийского города Тира был основан Карфаген. Это — один из последних центров распространения финикийской культуры. В III в. до н.э. Карфаген сталкивается с другим растущим государством, имеющим финикийские корни — Римом. Вначале происходит соглашение о разделе Средиземноморья, затем серия войн и во II в. до н.э. Карфаген терпит окончательное поражение, превращаясь в римскую провинцию. А во II в. н.э., как уже говорилось выше, императором Рима становится карфагенянин Септимий Север, женатый на потомственной жрице финикийского бога Баала.
Впрочем, начнем по порядку.
Более, чем за 3000 лет до н.э. на Средиземноморье появилась весьма оригинальная общность людей — много позже греки назовут ее Финикией — и мгновенно (по историческим меркам) обеспечила себе доминирующее положение в регионе. Доминирование Финикии достигалось в основном не военными методами (как было принято в то время), а культурно-экономической экспансией (как это стало делаться в гораздо поздние времена).
Что было у финикийцев из того, чего не было у окружающих народов?
Вот далеко не полный список: коммерция (торговые сделки, деньги, кредиты, финансы); кораблестроение и кораблевождение; картография и морская навигация (в т.ч. астрономическая); строительная механика и архитектура; фонетическое письмо (алфавит); геометрия и вычислительная математика; металлургия, химия и стеклодувная технология.
Что мы знаем о Финикии?
Финикия никогда не была централизованным государством. Каждый город основывался как автономная колония и фактория, имел полностью автономное управление. Древние поселения основаны около XXX в. до н.э. На северо-восточном побережье Средиземного моря это — Тир, Сидон, Баальбек и Библ (тот самый, который дал имя Библии). Это также колонии на островах Кипр, Крит и Мальта. Начало Критской цивилизации, согласно легенде, положила финикийская принцесса Европа, перевезенная на этот остров Баалом-быком. Впоследствии критяне основали Трою, а троянцы, во главе с Энеем бежавшие после войны с ахейцами, основали Рим (а Баал-бык трансформировался в Юпитера-быка, что, как мы покажем ниже, совершенно естественно).
Торговые маршруты финикийцев охватывали почти все западное полушарие (кстати, финикийцы, видимо, имели представление о сферичности Земли). О масштабах финикийской морской торговли можно судить по тому, что в 2650 году до н.э. город Библ по заказу фараона Снофру поставил в Мемфис партию леса на 40 кораблях. По заказу фараона Нехао, финикийцы провели обследование всего африканского побережья, обогнув континент «по часовой стрелке» — выйдя из Красного моря и вернувшись через Гибралтарский пролив. Знаменитый храм Соломона в Иерусалиме был построен финикийцами из Тира по образцу храма Баала в Тире (оттуда же были привезены и строительные материалы).
Финикийцы основали фактории на всем побережье и всех островах Средиземного моря (в т.ч. на Сицилии и в Гибралтаре), через Индийский океан добрались до Индии и Цейлона, вышли в Атлантику и основали фактории на Британских островах. Судя по некоторым данным, финикийцы добрались даже до центральной Америки — по крайней мере, в ольмекской культуре прослеживаются финикийские мотивы, а отдельные специалисты настаивают на финикийском происхождении некоторых скульптур и надписей в Перу и Мексике.
Финикийский алфавит лежит в основе греческой, римской и вообще всей европейской письменности — возможно даже рунической, имеющей не романское происхождение.
Внутренняя политика Финикии принципиально отличалась от окружающих деспотий — граждане были экономически независимы от правителя (по тем временам это — экзотика). Вся внешняя политика была продолжением торговли. Финикийцы редко воевали (хотя при необходимости делали это качественно — как на море, так и на суше). Обычно они договаривались — даже если это стоило больших денег — и выигрывали. Торговать под платным протекторатом правителей соседних стран было выгоднее, чем воевать с ними.
В XV в до н.э. Тир, Сидон, Мальта, Крит и другие центры «морского сообщества» получили удар, от которого не смогли оправиться: извержение Санторина, чудовищное даже по геологическим меркам, разрушило практически все портовые города Средиземноморья. Как это было принято в то время, пострадавших немедленно начали грабить полудикие соседи и собственные асоциальные элементы. С этого времени начинается постепенная деградация, рассеяние и растворение финикийцев в окружающих этносах. Кстати, если окружающие и радовались закату «счастливой звезды» Финикии, то совершенно напрасно: через 250 лет после санторинской катастрофы, гремучая смесь из бывших цивилизованных финикийцев и бывших полудиких соседей обрушилась на восточное Средиземноморье. Мир увидел, что происходит когда технические знания попадают в руки воинственно настроенных дикарей. Из цивилизаций, принявших на себя удар «народов моря», не уцелела ни одна. Города были сожжены, жители — убиты, имущество — разграблено. Что-то осталось от Египта, территория которого простиралась далеко вглубь континента, но оставшееся «что-то» к XI в. до н.э. представляло собой жалкое зрелище. Впрочем, это уже совсем другая история…
Итак, что нам не известно о Финикии?
Прежде всего, не известно ни кто такие финикийцы (их ассоциируют с критянами, пеласгами, филистимлянами, дарданами, и вообще с кем попало) ни как они выглядели (есть варианты от темнокожих семито-хамитов до рыжеволосых североевропейцев). Как уже говорилось выше, даже самые древние финикийские города — это торговые фактории, а Финикия как таковая — не государство, а скорее торговая ассоциация, аналогичная средневековому ганзейскому союзу. Что же касается финикийской науки, технологии, религии и социально-экономической организации, то по всем признакам, на момент появления колоний в Средиземноморье, все это уже существовало. Иначе говоря, исходный центр финикийской культуры был гораздо древнее и находился где-то в другом месте. Греческие историки V–IV в. говорят о далекой прародине финикийцев, но затрудняются с указанием ее географического положения (указывают кто на Красное, кто на Черное море, кто на острова в Атлантике). Интересно, что в тот же период (около 3000 лет до н.э.) аналогичный комплекс технологий появился в Месопотамии, причем местные мифы ясно говорят об их источнике — пришельцах с моря, но, разумеется, не Средиземного, а Эритрейского (т.е. Персидского залива). Похожие легенды были, кстати, и в древнем Китае, и в центральной Америке.
Что касается собственно финикийских литературных источников, то не сохранилось ни одного из них (что само по себе очень странно для культуры, давшей письменность всему западному миру). В результате все сведения о финикийской культуре, обычаях и даже внешности основаны на записях египетских и еврейских жрецов, произведениях ассирийских художников и компиляциях греческих историков. В результате нет даже единого мнения о том к какой расе принадлежали финикийцы. Также смутно обстоит дело с финикийской религией.
p.s.
В том числе к вопросу перепевки заимствованной темы («прогрессорства») классиками антисоветской литературы (АБС).
Из не-упомянутых автором ключей: талассократия (и далее к Греку).
К сожалению автор вполне воспроизвёл проблему, констатированную в реконструкции антропогенеза Б.Ф. Поршневым (сваливанием в точку начала человеческой истории всех странностей и непоняток).
Забив на вопросы параллелей с… хотя бы какими-то из реконструкций.
Контрольные точки от естественников, с привязкой не хронологической (с рисованием и «корректировкой» шкалы под диктовку исторегов), а событийной, по артефактам:
1. Верхний палеолит — начало формирование Сапиенсов. До верхнего палеолита любые рассуждения о живописи и прочем «испусстве» некорректны.
2. Мезолит — обособление сапиенсов *раннего* типа;
3. Неолит и далее к современности — обособление и распространение сапиенсов *современного* типа.
Оценили 4 человека
5 кармы