Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Вариант "Омега"\1975. Не все разведчики - Штирлицы

1 3008

Военно-приключенческий пятисерийный телефильм "Вариант "Омега" вышел на телеэкраны в 1975 году. И... прошел почти незамеченным. Виной тому стало неудобное время первого показа. Совсем незадолго до того вышел ставший знаменитым фильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", во многом перекликающийся с "Вариантом "Омега" и высокое начальство решило, что этого вполне достаточно. Еще один фильм о советском разведчике не так уж и нужен. Так его и показывали - редко, в неудобное и невыгодное время и не особенно афишируя.

Искренне жаль. Фильм более чем достойный - отличный, лихо закрученный сюжет, великолепнейшие актёрские работы, прекрасная музыка.

Действие разворачивается в 1942 году в оккупированном фашистами Таллине. Сюда под именем немецкого офицера, гауптмана (капитана) Пауля Кригера прибывает старший лейтенант госбезопасности Сергей Скорин (Олег Даль).

Скорин\Кригер - Олег Даль

У Скорина есть задание - выйти на майора Абвера, барона Георга фон Шлоссера и попытаться завербовать его. Но он не знает, что профессиональный разведчик Шлоссер (Игорь Васильев) сам спровоцировал его приезд и уже ждёт его.

Так начинается интеллектуальный поединок двух достойных, хитрых, опытных и очень жестких противников, следить за которым - истинное удовольствие.

Барон фон Шлоссер - Игорь Васильев

Фильм поставлен режиссёром Антонисом-Янисом Воязосом по роману Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция „Викинг“». В основе книги, кстати, вполне реальные события.

Николай Леонов: "В те апрельские дни режиссер Антонис Воязос готовился экранизировать на ЦТ мою книгу "Операция "Викинг" - о советских разведчиках, героях Великой Отечественной. Воязос - человек очень интересной судьбы. В Афинах он был приговорен "черными полковниками" к расстрелу. Сумел вырваться, потом оказался в Союзе. Закончил ВГИК. Стал кинорежиссером. И это была его первая и единственная художественная работа, ныне известная как сериал "Вариант "Омега". Потом, в связи с изменением политического климата, он вернулся на родину. Года два-три назад мы даже говорили с ним по телефону. На стадии режиссерского сценария, который, кстати, назывался "Не ради славы", у нас с Воязосом зашел разговор об актерах. И я, влюбленный в определенных людей, сразу стал "тянуть одеяло на себя". На главную роль я рекомендовал Андрея Мягкова. А Антонис склонялся в сторону Даля. Бог весть откуда он его знал и когда сложил об Олеге столь высокое режиссерское мнение."
( Из книги А.Иванова "Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью".)
"Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки - мои, слова - мои, мысли - мои... Скорин мне интересен своей парадоксальностью. Он не супермен. Просто человек, отстаивающий свои убеждения... В моем Скорине - та самая прелестная «страннинка», которая привлекает меня в людях».
(Из интервью Олега Даля журналисту Б.Туху )

Нередко, читая отзывы на этот фильм, приходится сталкиваться с попытками сравнивать его с "Семнадцатью мгновениями весны", а его главного героя, Скорина\Кригера - с Исаевым\Штирлицом. Да, некоторые основания для этих сравнений есть. И в том и в другом случае речь идёт о советском разведчике в немецком тылу, ведущем интеллектуальный поединок с врагами. Но на этом сходство и заканчивается. Штирлиц Тихонова существует "здесь и сейчас" - мы не знаем ни его прошлого, ни его планов на будущее. Зато его размышления, ход его мыслей, нам озвучивает голос за кадром. Прошлое Скорина нам известно и понятно - вот маленький мальчик, растущий без отца, вот мать этого мальчик и ее непростые взаимоотношения с героем. Мы видим его усталого и в то же время "железного" начальника, Николая Евгеньевича Симакова (замечательная работа Евгения Евстигнеева). Мы даже знаем, что Симаков очень любит чай и у него славная пожилая секретарша.

Штирлиц - идеален и безупречен. И мысли невозможно допустить, что он сломается или не выдержит, сдастся. Герой Даля, да простят меня поклонники Вячеслава Тихонова (он великолепный актёр) - гораздо более человечен и по-человечески понятен. Он рефлексирует, переживает, страдает. И не всегда можно понять, о чем он думает, о чем переживает, какие ходы просчитывает. Поэтому сюжет держит нас в постоянном напряжении.

" А взялся я писать эту книгу только потому, что был в бешенстве от "Семнадцати мгновений весны". Я считаю, что работа эта великолепна по актерскому исполнению, по многим компонентам мастерства. Но она лубочно лжива, с точки зрения работы разведчика. Там ни дальности, ни совершенно никакой глубины. Посмотрев "Мгновения", я подумал: "Ладно! А я вот напишу разведчика - живого нормального человека, который боится, который не хочет, который не рвется, а, наоборот, сопротивляется. И не хочет он этого задания выполнять! И спасать он никого не хочет! Он хочет выполнять свой долг мужчины во время войны, но обстоятельства оказываются сильнее. И он как честный человек понимает, что пользы от него на фронте - одна миллионная доля. А в разведке он - серьезная личность. И поэтому он соглашается... "
(Из воспоминаний Николая Леонова)

Справедливости ради, отмечу, что определённой условности, да и просто ляпов хватает и в этом фильме. Но смотрится он прекрасно, как сам по себе, так и в сравнении с более известными "шпионскими" картинами. Разумеется, основную нагрузку несут на себе главные антагонисты - Скорин и фон Шлоссер, но и второстепенные персонажи здесь хороши. Чего стоит хотя бы глава таллинского гестапо, бывший мясник Франц Маггиль, в исполнении Александра Калягина!

Любителям вдумчивых интеллектуальных "шпионских" фильмов - рекомендую. Фильм действительно достоин просмотра.

Статья с Яндекс-Дзен "Посиделки с плюшками"

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • :thumbsup: