Александр ЗАЦЕПИН – композитор, который в 70-е собственноручно спаял аппаратуру лучше, чем в студии «Мелодия» и «Мосфильме»

10 3218

Хитмейкер – это человек, который продуцирует музыкальный материал, отлично продающийся на данном этапе развития того или иного музыкального жанра. Он точно знает, как сделать шлягер. Но… одно дело – написать мелодию, другое дело – довести её звучание до совершенства. А сделать это можно лишь на качественной аппаратуре.

Я считаю, что нашей эстраде неимоверно повезло с Александром Сергеевичем Зацепиным. Мало того, что он оказался гениальным мелодистом, он к тому же является самоучкой-электронщиком.

Мало кто знает, но до 70-х в СССР не было предприятий по выпуску специализированной аппаратуры для студий звукозаписи и телевидения. Оборудование и музыкальные инструменты зачастую закупались за рубежом, государство платило валютой. Впрочем, запись и подача музыкального материала тогда и не требовала от исполнителей каких-то сверхъестественных усилий. Вокал, духовая секция, гармонь, гитара, примитивные ударные – в 50-е и начале 60-х технических мощностей фирмы «Мелодия» было достаточно для примитивной аудиозаписи. Смешно, но даже на симфонический оркестр в студии ставили… два микрофона. По воспоминаниям Зацепина: «Низкие частоты срезаны чуть не от ста герц, наверху выше пяти тысяч ничего нет...».

Бурное развитие музыки и насыщение её электроникой – потребовало от производителей виниловых дисков использования качественной студийной аппаратуры, отвечающей современным требованиям звукозаписи. Александр Зацепин такой студии в СССР, видимо, не видел, поэтому решил действовать самостоятельно.

Талантливый человек талантлив во всем. Вначале 70-х, мэтр решил организовать у себя дома студию. Часть аппаратуры он купил за рубежом, но большую часть спаял паяльником собственноручно (Зацепин с юности увлекался радиотехникой). Консультативную помощь композитору оказывали знакомые инженеры-электронщики. Были сделаны пульт, восьмиканальный усилитель, компрессоры звука, ревербератор и т.д. Композитор ездил на радиозавод и заказывал платы. Сам все чертил и разрабатывал. Также он отправился в г. Муром (там выпускали жуткие по неудобству отечественные электроорганы) и таки уговорил руководство предприятия переделать инструмент по его проекту. Чтобы добыть денег, пришлось две квартиры обменять на одну с доплатой. Долгое время технический уровень и возможности домашней студии Александра Сергеевича были выше, чем у государственной фирмы «Мелодия».

По воспоминаниям композитора: «Все деньги на студию уходили! Ведь надо еще за этим следить, обслуживать, налаживать, настраивать... Техника-то ломается... Но я был доволен, что у меня дома действительно можно что-то записывать по-нормальному».

Кстати, в своей студии Зацепин собирал, как сказали бы сейчас, «полезные девайсы» для звукозаписи – трещотки, свистульки, варганы, манки, дудки, пастушьи свирели и т.д. Имелся даже настоящий небольшой колокол. Многое из этого он использовал для аранжировки песен. Надо понимать: в то время не было музыкальных компьютерных программ, библиотек сэмплов тоже не было – для того, чтобы записать колокольчики нужны были настоящие колокольчики.

У него «на дому» предпочитали записываться многие известные исполнители. В частности, здесь были аранжированы многие шлягеры популярной певицы Пугачевой, а также песни к фильмам, которые озвучивала Алла («Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина» и др.). Плёнки Зацепина затем использовались «Мосфильмом» и «Мелодией». Однако после фильма «Женщина, которая поёт» между двумя творческими личностями возникли разногласия, сотрудничество закончилось.

Что объединяет классику советского кинематографа «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Земля Санникова», «Двенадцать стульев», «31 июня», «Женщина, которая поёт», «Душа», «Где находится нофелет?», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»? Правильный ответ – музыка Зацепина. Он написал «Песню о медведях», «А нам все равно…», «Остров невезенья», «Есть только миг», «Звенит январская вьюга», «Губит людей не пиво», «Вдруг, как в сказке», «Фильм, фильм, фильм», «Любовь одна виновата», «Так же, как все», «Волшебник-недоучка», «До свиданья, лето», «Куда уходит детство» и многие другие известные (и любимые!) песни.

А почему кинематографисты предпочитали приглашать именно этого композитора? Да, потому что кроме сочинения гениальной музыки, он мог аранжировать её на высочайшем техническом уровне.

Источник

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • А музыка к фильму ,, Красная палатка " ? Для меня это музыка из детства .
  • :thumbsup:
  • Зацепин это целая эпоха. И не только мира музыки! Если человек настоящий гений, то он гений во всём! А.Зацепин - О.Гаджикасимов Из к/ф "Белый рояль", реж. М.Махмудов, Таджикфильм, 1968 https://youtu.be/vc7aNjY7F3k
  • Настоящий советский инженер. И великий композитор. Человек-эпоха. Молодец! Что тут скажешь.
  • Можно подумать, что только Зацепин занимался аппаратурой. Я в начале 70-х работал в одном спецуправлении в фирме "Восход", так у нас был инженер Смоленцев, который для прослушивания классической симфонической музыки (он её просто обожал имел великолепный слух, думаю, играл на каком-нибудь музыкальном инструменте) и для её записи создал сам в размер письменного стола четырехдорожечный студийный магнитофон, восьмиканальный усилитель звукозаписи и 4-х канальную стереосистему на 5 - 20 килогерц для прослушки дома. Заказами он не занимался, был, по-моему очень одинокий человек, но такие вот изделия он создал сам. Конечно, в чем-то ему помогали, например выточить детали магнитофона, чтобы не было шумов и вибрации, но электроника и сборка была его. А динамики... Так старые немецкие динамики с радиоприемников Грюндика давали басы с 5 герц. Пищалки уже производились Ригой. Кстати, может быть это и не секрет, но для получения низких частот на наших динамиках, радиолюбители промазывали их гофру обычным резиновым клеем. И, знаете, работало. Сам пробовал. Измерять, конечно не измерял, но звук чуствовался как надо.