Ему посчастливилось родиться под романтической звездой. Она зажглась в 70-е, в то время, когда ещё Советский Союз не лежал в руинах и не было оголтелой ненависти и русофобии, деления на своих и чужих. Он был прирождённым романтиком, Тилем Уленшпигелем, настоящим Трубадуром советского кино.
Лембит Ульфсак родился 4 июня 1947 года в селе Коэру в Эстонии. Своё призвание стать актёром он понял ещё в школьные годы, и потому, не колеблясь, поступил на актёрский факультет Таллинской консерватории. Он успешно играл на сцене эстонских театров и много снимался в кино. Но его миссия ещё не выполнена. Впереди его ждала роль Тиля.
В 70-е годы в брежневскую эпоху кинематограф всё реже обращался к романтическому герою, похоронив время романтиков. Но чем стремительнее сокращалось их число, тем больше был спрос на них у зрителей, порядком подуставших от советских лозунгов и партийных героев. Вот и появлялись отважные герои-романтики: то граф Николай Петрович Резанов из спектакля «Юноны и Авось» в исполнении Николая Караченцова, то Теодоро из «Собаки на сене» и Д'Артаньян из «Трёх мушкетёров» в исполнении Михаила Боярского, а то и принц Флоризель из «Приключений принца Флоризеля» в исполнении Олега Даля.
И дело вовсе не в романтической внешности Ульфсака — высок и строен, вытянутое лицо в обрамлении светлых длинных волос, обворожительная улыбка, горящий взор. Дело в том, что одни играют в Трубадуров, а другие живут в их образах в театре, кино, а то и в жизни. Так и Лембит Ульфсак не играл Тиля Уленшпигеля, он жил им, не боясь эстонской внешностью повредить фламандскому романтическому герою. И ведь в одних романтика живёт органически, в других её попросту нет.
И режиссёры картины Александр Алов и Владимир Наумов именно в нём рассмотрели своего Тиля. Хотя на эту роль претендовали ещё трое — театральный актёр Александр Сысоев и будущие знаменитости Александр Абдулов и Олег Даль. Кстати Лембита нашла второй режиссёр картины Н. Терпсихорова в Молодёжном Эстонском театре. «Он был похож на какую-то скульптуру, у него было удивительно красивое лицо, явно нерусский тип, что и сыграло в его пользу...», — рассказывает она.
Другое дело, что кино почти не знало, что делать с этими ранними Трубадурами. Главные роли играл он и в эстонском кино. Например, в фильмах «Маленький реквием для губной гармошки» (1972), «Родник в лесу» (1973).
И с другой стороны, бог миловал его от бесконечных ролей эссэсовцев в советских фильмах, хотя не прошли мимо них его старшие прибалтийские коллеги. Лишь один раз ему пришлось сыграть эссэсовца в фильме «Я — Хортица» (1981), да офицера Армии Крайовой в картине «От Буга до Вислы» (1980). Конечно, приходилось играть ему всяких варягов, как в исторической драме «Ярослав Мудрый» (1981). режиссёры эксплуатировали его нестандартную европейскую внешность. Но разве в этом дело? Не таким он запомнился нам.
От образа романтиков он счастливо перешёл в образ добрейших чудаков, которые, в сущности, вертят этот глобус. Так появился и замечательный мистер Эй из мюзикла Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидаья!» (1983) и Андерсен из «Академии пана Кляксы» (1983), Мистер Джордж Дарлинг из «Питера Пэна» (1987) и очаровательный Жак Паганель из «В поисках капитана Гранта» (1985) Станислава Говопухина.
Запомнился он, конечно, и серьёзными ролями в фильмах «Смерть под парусом» (1976), «Тайна «Чёрных дроздов» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984), «ТАСС уполномочен заявить» (1985), «Софья Ковалевская» (1985).
В 90-е, когда советский кинематограф переживал не лучшие времена, романтик Лембит Ульфсак много времени отдавал любимому театру. В кино его приглашали, в основном, эстонские и польские кинематографисты. Но любовь к России вросла в него всеми своими корнями, если она приходит, то приходит навсегда. И Россия отвечала ему взаимностью.
К счастью и наши режиссёры его не забыли и со временем он вернулся на экраны российских фильмов. Начав с сериала «Досье детектива Дубровского» (1999), Лембит Ульфсак успешно появлялся в российском кино, и всякий раз радовал своим появлением. А потом были замечательные роли от начальника полиции Неуманна в сериале Сергея Урсуляка «Исаев» (2009) до главврача роддома Теппе в фильме Станислава Говопухина «Конец прекрасной эпохи» (2015).
Роль-завещание Лембит Ульфсак сыграл в «Мандаринах» (Заза Урушадзе, 2013). Для его старика Иво второй родиной давно стала Абхазия. А вот теперь она лежит в крови и руинах, и сын погиб, защищая свою Абхазию. Сам же с трудом выживший Иво выхаживает двух раненых — грузина и чеченца, не позволяя им убить друг друга.
Он скончался от рака 22 марта 2017 года. И ушёл, сыграв такой прекрасный реквием по единому советскому пространству — выполненная миссия, пожалуй, не менее возвышенная, чем роль романтика Тиля.
Оценили 14 человек
25 кармы