Москва — не Россия: за что наши соотечественники не любят собственную столицу

30 2052

Проблема сложных отношений столицы и провинции существует для многих обществ, но в нашей стране она обострена сверхцентрализацией различных ресурсов. Пандемия лишь усугубила эту проблему, считают социологи Алексей Левинсон и Любовь Борусяк

Есть такое присловье: «Москва — не Россия». Среди жителей городов и сел нашей большой страны трудно найти тех, кто не был бы с ним согласен. Более того, с таким утверждением соглашаются — со вздохом — и очень многие москвичи. В нем зачастую скрыто, как понимают читатели, представление, что в Москве жить хорошо. Но это не похвала Москве, а обвинение, потому что в эту формулу зашито и представление, что остальной России живется плохо. Москва вызывает не просто зависть, но и более тяжелые чувства, потому что в этой формуле — народно-математическом неравенстве — записан еще и такой смысл: Москва строит свое благополучие на неблагополучии остальной страны. Или, как говорят, разъясняя несведущим: «Москва выкачивает все соки из России». Эти суждения можно услышать в разговорах, их можно прочесть в интернете, они звучат на фокус-группах, они встречаются во всероссийских опросах.

От центральной идеи «Москва — не Россия» расходятся в стороны «антимосковские» мысли разных видов. В одну сторону идут рассуждения, имеющие вид рациональных, научных. Из одного в другое перекатывается цифра: «восемьдесят процентов». «80% всего богатства страны, все знают, сосредоточено в Москве». Одни объясняют, что это 80% оборота, другие — что это 80% всех денег, третьи, что это 80% всех налогов. В любом случае такая тяжелая цифра «восемьдесят процентов» сама действует как аргумент, после которого ничего и добавлять не нужно, только резюмировать: «Москва грабит страну, высасывает все соки».

В другую сторону идут обвинения более морального толка. «Москва жирует, тогда как остальная страна бедствует». Все, чем Москва и ее власти гордятся — новостройки, расширение улиц, строительство дорог и эстакад, — в антимосковском дискурсе становится поводом для обвинения Москвы в паразитизме и расточительности.

Россия — это Москва

Следует сказать, что этот антимосковский дискурс не просто соседствует, но находится в тесной динамической связи с двумя по-видимости противоположными видами говорения о Москве. В них Москва — это Россия, и притом в лучшем смысле этих высоких слов.

Первое из них — это нормативно-официозное представление Москвы как столицы страны, точнее, державы. В этом случае Москва — синоним России. Когда из телевизора или радио россиянин слышит, что «Москва и Вашингтон ведут напряженные переговоры…», он понимает, что Москва — это Россия, что Москве доверено представлять и своим именем обозначать всю державу в ее самых ответственных международных отношениях и противостояниях с самыми сильными супостатами. И россиянин не возражает, даже добавит: «Москва им еще покажет!»

К этому пониманию примыкает другое: Москва символизирует Россию и в глазах самих россиян. Кремль и Красная площадь — символы России, значимые, как считается, для всех. Так учат детей по всей стране, начиная с детского сада. Потом добавляются такие символы, как президент, правительство, парламент для одних, храм Христа Спасителя для других, Большой театр и Третьяковка для третьих.

Но наряду с этими крайностями существует представление не негативное, не позитивное, деловое. Это представление, что Москва — это место (некоторые говорят — единственное место), где всегда есть работа, где можно заработать, сделать карьеру. Для провинциальных молодых людей с амбициями их города — неподходящее поприще. «Там все «хорошие» места заняты «своими», которые держат их для «своих». В Москве, конечно, тоже хорошо бы иметь «связи», но в Москве, говорят они, «можно пробиться и самому — начать с низких ступеней, начать с подходящего вуза и дальше научиться показывать себя», т. е. сделать карьеру собственными усилиями.

Если говорить о «выкачивании» ресурсов, то это — второй из двух главных, как иногда говорят, «пылесосов» (первый — Москва откачивает основную часть собираемых в регионе налогов). Наиболее динамичный компонент населения, человеческий ресурс, еще до того, как он превратится в человеческий капитал, утекает в Москву.

Москва его примет, поскольку без него не может. Но когда в социальных сетях кто-то из «провинциалов» пишет: «Хочу перебраться в Москву», и выражает надежду, что тем повысит свой уровень жизни и ее качество, навстречу поднимается волна «столичных» возражений. От московского хваленого гостеприимства тут найдется немного, много — от желания не допустить конкурентов к столичным («нашим») ресурсам. Начинаются рассказы, что «в Москве жизнь не медом мазана» — высокие цены, плохая экология, долгая дорога до работы. Говорят, что представления о высоких московских зарплатах — это миф, а на самом деле «большинство москвичей живет бедно, едва сводят концы с концами» и сами бы рады «куда-нибудь в тихое место уехать». Замечено, что приехавшие десять-пятнадцать лет назад — и чувствующие себя укоренившимися в городе — особо склонны твердить: «Москва не резиновая!»

Известно, что москвичи (и старые, и новые) весьма негативно относятся к гастарбайтерам из Средней Азии и прочих стран ближнего зарубежья. Появление этого контингента изменило отношение москвичей и к приезжим из «наших, русских» областей. Было время, когда их звали «лимитой» и презирали. (Лучшая московская интеллигенция, которой было стыдно за такие настроения, противопоставила им знаменитый фильм «Москва слезам не верит»). Теперь приезжие из российской глубинки — «свои» и представляются хорошей альтернативой иноэтничным и иноверным «понаехавшим». Но москвичи не хотят думать о том, что демографический ресурс российской «глубинки» близок к исчерпанию, а ресурс Средней Азии еще велик. Не хотят думать и о том, что азиатские трудящиеся не вечно будут стремиться в Россию и Москву. Появляются более интересные для них рынки труда вне пределов России, и трудовая миграция из Средней Азии постепенно переориентируется туда. Нынешний кризис, оставивший тысячи гастарбайтеров в России в бедственном положении, поспособствует ускорению этих перемен.

Центр и периферия

Проблема сложных моральных отношений столицы и провинции существовала и существует для многих обществ, но в нашей стране она обострена сверхцентрализацией различных ресурсов, из которых первый — власть. Можно именно про нее говорить, что подавляющая часть (пусть те же 80%) этого ресурса сосредоточены в Москве. Концентрация прочих ресурсов связана именно с этим фактом. При этом власть не способна распоряжаться сама собой. Предпринятые с самого верха попытки перегрузить хотя бы часть названного ресурса во «вторую столицу» — Петербург — никаких значимых результатов не принесли. Даже гораздо более скромные по масштабам попытки вынести центральные властные узлы за пределы центра, на московскую внутригородскую периферию, тоже не удались.

Претензии к Москве — это еще и претензии к тем, кто руководит страной. Слово «Москва» в речи чиновников — это синоним понятия «власть», при этом именно центральная, верховная власть: «Его Москва поставила, Москва не даст, Москва обещала помочь»… Объясняясь со своим населением, региональные власти нередко ссылаются на то, что «Москва не разрешила, Москва не дала».

При этом опросы Левада-центра показывают, что для россиян их местный начальник — фигура более важная, чем начальник самый высший. То же и в Москве: у Лужкова рейтинг был выше президентского, теперь и у нынешнего мэра так. И это притом что в соцсетях не стихают пересуды, что понимать и любить Москву может только родившийся в ней человек, что это особый город, недоступный пониманию «чужого». И хотя над нынешним мэром (как, впрочем, и над прошлым) в сетях посмеиваются, главные принятые им меры по изменению городской инфраструктуры москвичами принимаются. (А Россией осуждаются: «Нам бы на эти деньги хоть дороги бы отремонтировать».)

Меры мэра, принимаемые в экстраординарной обстановке эпидемии, как известно, вызвали самые разные реакции и в Москве, и в России. В Москве одни сочли их правильными и заперлись в квартирах, другие сочли неправильными, но тоже самоизолировались, третьи стремятся игнорировать, четвертые — протестовать. Остальная Россия частью следует московским образцам, частью от них отклоняется. В ситуации с коронавирусом впервые, как выразилась Екатерина Шульман, пришел федерализм, откуда не ждали. Москва предложила регионам самостоятельно регулировать взаимоотношения местного сообщества и болезни.

Ситуация с эпидемией вновь обострила тему «Москва — не Россия». Москва вошла в болезнь первой и первой собирается из нее выйти. В Москве, как считается, больше всего средств борьбы с болезнью. Здесь опять-таки возникает тема: «У нас в провинции их меньше потому, что в Москве их больше». Резкое ухудшение уровня жизни потребовало врага, и для значительной части людей в стране им стала Москва. Из-за своего богатства, возможности ездить за границу москвичи, мол, «сначала привезли эпидемию в свой город, а потом развезли по стране». Когда президентом были объявлены апрельские «каникулы», «это москвичи массово разъехались по стране, развезли вирус». И если в Москве, как тоже уверены в регионах, хорошая медицина, которая помогла избежать массовых смертей, то «мы здесь практически перед эпидемией беззащитны».

И все-таки даже самые ярые москвоненавистники при просьбе нарисовать сценарий наихудшего будущего России непременно говорят о развале страны, распадении на удельные княжества, т. е. об утрате нынешней системы связности, обеспечиваемой наличием Москвы как суперцентра. Без Москвы, выходит, России не может быть.

Много народу приезжает в Москву со всех концов страны. Но немалое число их, как и коренных москвичей, Москву покидают, уезжая за границу. Законы урбанизации, законы экономики, законы социологии и психологии неумолимо ведут людей по ступенькам вверх. Для этих людей Москва — это Россия, но она и ступень из России в широкий мир.

Любовь Борусяк

Источник

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • "за что наши соотечественники не любят собственную столицу?" Вот чо то мне кажется для очень большого числа граждан столица не собственная ,а просто Москва. А вот кому Москва собственная ,надо смотреть список собственников..
  • Социологи Левинсон и Борусяк - разоблачают Москву! А помните, как одно время на ТВ канале Россия 1 основными ведущими новостей были Ким и Мацкявичус? Что поделаешь, приходится принять, потому что - Империя. И в отношении Москвы - тот же коленкор, как в Британии - Лондон, во Франции - Париж, а для совсем уж широких рамок - Рим. Так устроен мир.
  • Просто Граждане России опасаются, что перекормленное разноплеменное быдло снова Болотную может устроить в любой момент. Ебург ведь тоже не любят по той же причине. И к "красному" Владику пиетета нет Отношение как к прогнившей детали конструкции, от которой исходит гроза обрушения
  • Масквабад это жопа, а не Россия... Ну или жопа России. Чурбанский город спесивых либерастов... Из-за особенностей работы, мне приходится ежемесячно ездить туда в командировки и я не представляю, как там люди живут :confounded: Это же пиздец пиздецовый...
  • Поэтому во всей России люди пашут-сеют-в ус не дуют, а в Москве онанируют с цифровыми пропусками в перчатках и намордниках. И чем дольше "москвичей" так будут дрочить, тем лучше :laughing: