Александр Градский: «Сталиным и его окружением назидалась классика»

5 291

В 7 утра позвонил Градский. Насчёт предстоящей кинопремьеры. К слову вспомнили его интервью 1997 года моему НОВОМУ ВЗГЛЯДУ. Цитирую:

– В представлении древних музыка была важнейшим из искусств, а музыка сфер выражала гармонию мироздания. Какая музыка должна звучать сегодня, чтобы восстановить утраченную гармонию жизни?

– Желательно всякая в более или менее равных пропорциях. Это, конечно, несбыточное предложение, потому что так называемая музыка развлечения сегодня, пользуясь тем, что она легко воспринимается, насаждается теми, кто эту музыку продает, по всем каналам. Но если будут выдерживаться какие-то временные рамки, то о конкуренции вообще не будет разговора – эту музыку не будут слушать.

У нас уже начинается движение снизу, информация до людей быстро доходит, но надо всем довлеет русский способ объяснения действительности: мол, у нас и так сойдет, конечно, у них там, на Западе, иной уровень, а у нас все так и должно быть, что мы в том дерьме, которое нас окружает, должны находить для себя приятное. И это, конечно, абсолютно ложная позиция, потому что Россия ничем не хуже остального мира, а во многом, может быть, даже и интереснее, и всегда была одним из центров мировой культуры, и сейчас, несмотря на все трудности, продолжает им оставаться. Просто у нашего народа с мировой культурой особые взаимоотношения.

Культура – это достояние элиты. В первые годы после революции была попытка внедрения образцов высокой культуры в широкие массы, при этом одни образцы культуры считались плохими, ненародными, формалистическими, другие – истинными, народными и т.д.

Лучшие образцы легкого жанра – Вертинский, Утесов – были практически под запретом, я уж не говорю о какой-то просто развлекухе. Сталиным и его окружением назидалась классика в чистом виде без какой-либо попытки осовременивания. Даже великие Шостакович и Прокофьев звучали в эфире в несоизмеримо малой пропорции по отношению к классике.

Весь народ вслед за вождем любил классику и слушал ее по радио с утра до вечера, дома, конечно, плясали под “Гоп со смыком – это буду я”, изданный Утесовым на “ребрах”, но на официальном уровне любой образованный человек, учитель, инженер, врач не задавался вопросом, какая музыка хорошая. Было ясно, что это – Чайковский, Глинка, Бородин, Бетховен, Шуберт, Бах… В Большой театр попасть на балет с Улановой – это счастье, в настоящий театр попасть – в Малый, МХАТ, в Вахтангова – это потрясающе, в зал филармонии – не пробиться.

Сейчас у нас все критерии разрушены, общественный вкус находится в процессе формирования, пока все это не перебродило, не переболело, приходится терпеть. Наступило время такого быстрого зарабатывания денег на обмане, и по-человечески понятны те люди, которые этим занимаются, потому что они живут сегодня, завтра их не будет, времени у них на то, чтобы заработать деньги и обеспечить свою семью, очень немного, 20 – 30 лет – это ничтожный срок, надо успеть нахапать, распространяя в сердца и умы ужас этот, с утра до ночи звучащий по всем каналам телевидения. По радио еще есть возможность услышать какую-то музыку, но по телевидению 95% “звучащего” – это просто дерьмо. Когда все покупается, вплоть до места в хит-параде, тогда уже совсем неинтересно. Тот, кто это делает, наверное, не понимает, что таким образом он приближает свой конец: он мог бы еще иметь шанс зацепиться и начать делать качественную музыку, а то сплошной плохой ресторан, такая дешевая, очень неумная и некрасивая развлекуха с неизящными стихами, которая рассчитана на полного дурачка и дебилоида.

Но дурак не хочет оставаться дураком всю жизнь, со временем он вырастает, приобретает образование, может, даже в институт поступает, общается с другими людьми, и в 35 лет у него в памяти останутся, может быть, один или два исполнителя, под чьи мелодии он танцевал со своей будущей женой. А все остальное останется мурой и дребеденью. Все замыкается на качестве. Качественно сыграна поп-музыка – отлично, качественно сыгран рок – пускай, была бы твоя аудитория. Долгое время, лет 30 – 40 будет формироваться вкус, и потом все вернется на круги своя, опять вернется классика, опять будут высокие образцы музыки.

В качестве коды пассаж из ЖЖ Александра Рослякова:

Сталин никак не ограничивал партийно и политически свободу Шостаковича. И первое формальное ограничение пришло к нему уже при культе более мелкого и немузыкального божка Хрущева. Тот, более «идейно близкий» нашей нынешней истории, существующей на западные гранты, и принудил Шостаковича в 1960 году вступить в КПСС: де это нужно для «общего дела». Но на самом деле Хрущев, не обладая широтой предтечи, старался подтянуть под себя партию, которая при культе Сталина еще служила всей стране, а под нее – и всю нашу культуру.

Для «беспартийного коммуниста» Шостаковича, верно служившего Советскому Союзу и без такой узды, эта формальная узда стала огорчительным знаком недоверия. Впрочем давно уйдя от формализма к сути, он как-то снес эту волю того, кто, оскверняя мстительно культ Сталина, из кожи вон старался создать свой – в том числе такой насильственной подтяжкой под себя любимца предыдущего титана.

Еще более скверным путем пошли наши нынешние музыковеды во главе с эмигрантом Соломоном Волковым, написавшим такую чушь, что «никто не пострадал за свою музыку больше Шостаковича». Причем даже западные музыканты назвали книгу Волкова «Свидетельство», ставшую хрестоматией по Шостаковичу для нашей музыкальной плесени, лживой и бездарной. И эта плесень, засевшая у нас во всех культурных СМИ, хочет сделать из нашего великого композитора не победителя, расцветшего со Сталинской подачи, а какого-то унылого изгоя с кукишем в кармане.

Но не был он таким; был абсолютно современным той нашей эпохе оптимистом, у кого хватило духу пронести сквозь все ее драмы и трагедии его врачующее раны песнопенье.

Источник

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
    • Valery
    • 20 сентября 2020 г. 10:57
    Ну что за фигня?! Утесов был запрещен.... А Веселые ребята с Утесовым и его оркестром куда делись?
  • :thumbsup: