У самолёта авиакомпании «Аэрофлот» отказали два двигателя из четырёх. Пилот должен принять решение о пасадке ближайшем аэропорту, но выясняется, что погодные условия ужасные, а значит, сажать неисправные самолёт опасно. Как же быть в такой ситуации? На такие вопросы вынуждены были отвечать герои советского фильма-катастрофы «Размах крыльев», вышедшего в 1986 году. К огромному сожалению, эта лента сейчас в забвении и знают о не только истинные знатоки отечественного кинематографа. В реальности же «Размах крыльев» даёт фору популярнейшему «Экипажу» (1979) и куда более достоверно показывает работу пилотов и наземных служб в экстренной ситуации.
Тут стоит сразу оговориться что жанр фильмов-катастроф сложно назвать востребованным среди советских режиссёров. Безусловно, Александр Митта, который и снял «Экипаж», стал первопроходцем и открыл дорогу на экран картинам похожей тематики. И конечно же,режиссёр Геннадий Глаголев сильно рисковал, решившись в середине восьмидесятых на постановку фильма о самолёте, терпящем бедствие.
Однако в итоге не слишком известному режиссёру удалось создать фильм куда более достоверный, менее фантастический и мелодраматический и определённо более правдивый в техническом плане, чем легендарный «Экипаж».
Основой сценария фильма, написанного Юрием Яровым и Борисом Рахманиным, стала повесть самого Ярового «Особый случай». А вот она была основана на реальной истории, героями которой стали пилоты, спасшие советский самолёт от крушения.
Разумеется, автор изменил и номер рейса, и номер самолёта, и имена героев, однако в целом фабулу оставил. В реальности самолётом управлял лётчик Виктор Лобанов, а самолёт Ил-18 летел из Москвы в Свердловск. Тогда возгорание обнаружилось в трёх двигателях, однако пилоты сумели посадить машину. В фильме зрители видят тот же Ил-18, но летящий из Хабаровска в Свердловск, у воздушного судна отказывают по причине пожара два двигателя с одной стороны, при этом всё осложняется метеоусловиями.
Тем не менее, пилоты сажают машину, и все пассажиры остаются живы.
Режиссёр Геннадий Глаголев, взявшийся за постановку такой сложной картины, в кино работал уже более десяти лет. Начинал он как документалист, но потом занялся и художественными лентами, хотя сложно сказать, что он в этом преуспел. Строго говоря, «Размах крыльев» остался единственной его более-менее известной работой, при том, что фильмография Глаголева весьма внушительна.
Главную роль почти без колебаний режиссёр отдал Евгению Карельских, отлично знакомому зрителям и по киноработам, и по театральным ролям. Роль штурмана сразу же предложили Владимиру Заманскому, и тот предложение принял. От себя лично добавлю, что Заманский был в кадре очень к месту как человек, уравновешивающий любую критическую ситуацию. Для меня Владимир Заманский — актёр, который вносит спокойствие в кадр, артист, благодаря которому понимаешь, что всё будет хорошо.
Одно его появление на экране уже символизирует равновесие в мире и означает, что добро точно победит.
И в «Размахе крыльев» он снова оказался в образе эдакого ангела-хранителя, мудрого, умиротворяющего, успокаивающего всех и вся.
В роли строптивого и горячего бортмеханика Глаголев увидел молодого Вячеслава Баранова. К 30 годам Вячеслав был исполнителем опытным, а его активе были десятки картин, ведь сниматься он начал ещё подростком (один только хулиган Мишка Квакин в экранизации повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (1977) чего стоит!). Второго пилота сыграл Сергей Сазонтьев, больше знакомый театралам. Но здесь Сергей превзошёл самого себя: его персонаж не строит из себя героя, напротив,
в какой-то момент он теряет самообладание и чуть ли не рыдает, из-за того, что не может удержать машину, и этот момент с показом слабеющего, но несущегося пилота — один из самых сильных и драматических.
Пассажиров злополучного рейса сыграли знаменитости: Лия Ахеджакова, сыгравшая даму с экстрасенсорными способностями (по крайней мере, она так думала), Алла Будницкая, Галина Макаров, Геннадий Корольков, Юрий Горобец, Михаил Жигалов, Александр Ильин (кстати, отец Александра Ильина-младшего, недалекого интерна Лобанова из отечественного сериала «Интерны» (2010-2017). Не могу не добавить, что старший и младший Ильины с бородой — просто копии друг друга. Вот уж истинные чудеса генетики!).
Отдельно отмечу ещё двух артистов. Во-первых, Георгия Юматова, сыгравшего лётчика-испытателя самолёта Ил-18. Он перед камерой виден в основном сбоку и сзади плюс озвучивает его Олег Мокшанцев, так что узнать в фильме актёра не так просто (но он тем есть). И, бесспорно, Сергея Проханова, беспутного пассажира, перепутавшего рейс, баламута, дамского угодника, безответственного паникёра и истерика, да и в целом персонажа малосимпатичного.
Фильм-катастрофа «Размах крыльев» и по мнению зрителей, и по мнению критиков, и по мнению лётчиков и специалистов от авиации (а это в данной ситуации, пожалуй. важнее всего) оказался намного реалистинее легендарного «Экипажа».
В первую очередь потому, что в нём показали не только подвиг пилотов, но и работу наземных служб, диспетчеров всей страны, чиновников и авиаторов (по сюжету для спасения самолёта привлекли и генерального конструктора, и конструктора двигателей, и лётчика-испытателя, и замминистра гражданской авиации, причём всех их выдернули из будничных ситуаций потому, что обычный авиарейс оказался на грани катастрофы).
Ну и отдельно опишу два момента, которые произвели на меня колоссальное впечатление. Когда командир воздушного судна (Евгений Карельских), пытается удержать машину, у актёра краснеют глаза и вздуваются вены, будто он действительно держит руль падающего самолёта. Это выглядит по-настоящему пугающе, и дыхание непроизвольно перехватывает, а мышцы зажимаются. Это состояние невозможно проконтролировать, и Евгению феноменально удалось передать жутчайшее напряжение, которое в свою очередь передаётся зрителям.
И второе. Актёр Всеволод Гаврилов сыграл в «Размахе крыльев» роль без слов. Его персонаж за весь фильм появляется всего несколько раз, но он сидит возле иллюминатора и молча наблюдает, как перестают вращаться лопасти моторов. Очевидно, что он всё понимает, но сохраняет спокойствие и никому не говорит, что самолёт может вот-вот свалиться.
Поначалу этот мужчина — жгучий брюнет. Когда зритель видит его в последний раз, уже после благополучной посадки, этот герой полностью седой.
И эта трансформация, пожалуй,
самая наглядная демонстрация того, что переживают в таких случаях знающие люди и чего на самом деле стоит спасение сотни жизней пассажиров лайнера.
Почему-то сегодня «Размахе крыльев» забыт (возможно, потому, что вышел в 1986 году, когда в моде было кино разоблачительное, а вовсе не героическое), но это кино, которое точно стоит смотреть. Смотрите и делитесь впечатлениями.
Оценили 10 человек
11 кармы