Сначала анекдот в тему:
Жил в Париже старый еврей, которому принадлежала небольшая антикварная лавка. Поскольку клиентов становилось всё больше и больше, он перестал справляться и решил нанять помощника. Первому же пришедшему по объявлению была организована проверка. Аантиквар подымает с пола обычную щепку, кладёт её в дорогую коробку из красного дерева на подушку из красного бархата и спрашивает:
- Что это?
- Это единственный сохранившийся до наших дней обломок ковчега, который построил Ной.
- Завтра можешь выходить на работу.
Как бы парадоксально это не звучало, но любая, джае совершенно бессмысленная и бесполезная вещь может принести целое состояние, при условии, что она единственная, уникальная.
Например, Вильфред Войнич, польский антиквар и аптекарь, в 1912 году купил у старьёвщика книгу на неизвестном языке с непонятными рисунками. Все думали, что это шутка, кто-то просто от нечего делать нарисовал кракозябры, да по сути дела так оно и есть!
Только когда узнали, что книга единственная в своём роде, её цена подскочила с 10 долларов до 25 тысяч. Когда же стало известно, что манускрипт написан на пергаменте 15 века, его цена выросла до 10 миллионов. Хотя суть-то книги не изменилась: это до сих пор не пойми что, на непонятно каком языке.
Зато уникальное!
Но бывает и по-другому, когда появляется что-то необычное никто этому не верит, все говорят, что обман, подделка, мошенничество, когда же правда открывается, все кидаются за этой вещью и готовы платить за неё любые деньги.
Но иногда бывает уже поздно...
"Русское чудо" как раз тот самый случай. Про историю его создания я уже рассказывал.
Буквально за пару слов повторю. Традиционно считается, что законодателем моды в художественном стекле являются итальянцы. После них, начиная примерно с 90-х годов 20 века увлечение стекло передалось американцам. Но мало кто знает, что, начиная с 1959 г. и по конец 80-х годов первенство в работе со стеклом держала Россия, вернее СССР.
Только представьте, после Великой отечественной войны прошло всего лишь 6 лет, половина страны всё ещё разрушена, многие эвакуированные производства только-только начинают возвращаться на освобождённые территории. Нужно отстроить разрушенные города, восстановить хозяйство.
И в этой ситуации в 1959 году США решило показать всему миру кто в доме хозяин: было объявлено, что в Нью-Йорке проводится всемирная выставка.
И, как хозяева и организаторы выставки, США объявили темой вставки искусство, прекрасно понимая, что стране перенёсшей такую войну будет особо не до искусства.
Понятно, что СССР мог бы привезти на выставку картины, скульптуры, проекты памятников и мемориалов.
Но кому это было интересно?
СССР привёз в Нью-Йорк экспозицию "русского чуда" - так её назвали американские журналисты.
Русским чудом окрестили сульфидно-цинковое стекло, которое было известно ещё с XII века, однако на уровне промышленного дизайна никто с ним не работал, так как оно было слишком сложно в освоении и капризно. Получать гарантированный результат с таким стеклом никому не удавалось.
Как оказалось, в СССР это смогли сделать!
Русское чудо было изобретено в 1951 году в лаборатории Ленинградского завода художественного стекла, а в 1958 году несколько заводов и лабораторий СССР приступили к производству изделий из этого стекла.
Фишка сульфидно-цинкового стекла в сернокислом цинке, который не только делает стекло молочно-белым, то есть "глушит" его, но и вступая в соединение с примесями железа делает стекло разноцветным. Никто и никогда, за исключением советских мастеров стекла, не мог предугадать каким будет рисунок у стекла.
Советские же мастера смогли сделать процесс "глушения" и раскрашивания стекла управляемым, точно просчитав состав стекла. Меняя соотношение железа и сульфида цинка, температуру, время нагрева и охлаждения мастера могли сделать стекло похожим на керамику и даже на венецианскую филигрань. Такой уровень работы со стеклом был на тот момент недостижим ни для какой другой страны мира.
Об этом весьма громком щелчке по носу американцы, как всегда, постарались быстренько забыть. На публикации о русском стекле наложили практически вето.
Увы, с началом перестройки и крахом СССР, такой же крах постиг все отечественные заводы художественного стекла, работавшие с "русским чудом", производство было прекращено. С того времени прошло более 30 лет и совершенно внезапно на Западе вспомнили о том, что когда-то существовали изделия из сульфидного стекла.
Поводом для "освежения" памяти стала серия публикаций, посвящённых 65-летию выставки 1959 года. Журналисты раскопали фото советских экспозиций и рассказали историю создания "русского чуда". Коллекционеры начали интересоваться изделиями из нашего стекла и...
Внезапно оказалось, что за перестройку, 90-е и последующие годы сульфидно-цинкового стекла осталось очень мало. Многое разбилось, некоторые владельцы просто повыбрасывали старьё на свалку, считая его устаревшим, морально и физически. Даже те изделия, которые в СССР выпускались тысячами штук, сегодня в единичном формате.
А ведь именно это нужно и важно для коллекционеров!
Сегодня иностранцы устроили настоящую охоту за редким товаром. Вазы, бокалы, графины, которые ещё 5 лет назад никому не были интересны и продавались по 300-500 рублей за штуку внезапно выросли в цене. И не просто на несколько процентов, а в разы и даже десятки и сотни раз.
Даже на Авито вазы молочного стекла продаются по 2,5 - 5 тысяч. А на импортных барахолках цена доходит до 500-700 долларов. Так "русское чудо" внезапно вновь стало популярным и приобрело большую ценность. С каждым годом ценность этих вещей будет всё больше и больше увеличиваться, ВПОЛНЕ ЗАСЛУЖЕННО.
Так что если у вас есть такие изделия, пока не торопитесь, вполне вероятно ещё через пару десятилетий это будет совершеннейший раритет, покруче, чем щепка от ковчега Ноя.
Оценили 57 человек
79 кармы