«В этом фильме очень много лжи!», «плевок в лицо и пытка»:
Ветераны в целом скептически относятся к кинокартинам о войне. Но если в СССР такие фильмы снимали режиссёры, которые и сами были на фронте, то теперь ситуация изменилась. Критические оценки получают современные фильмы о войне, из уст тех, кто эту войну видел своими глазами.
За что ругают? Об этом я и расскажу в этой статье.
№4 «Утомленные солнцем-2»
Не получил одобрения ветеранов и фильм Михалкова «Утомленные солнцем-2». Как писала пресса, приглашенные на премьеру ветераны назвали его «пыткой и плевком в лицо». Основные претензии в том, что допущено искажение истории и опять же перебор спецэффектов. Не впечатлила ветеранов и актерская игра:
«Командиры там похожи больше на бандитов, а не на "наших". И какие лица у актеров, которые играют бойцов? Видно, что это не Советская армия! Я был в тылу у врага, минировал поля. Знаю, с такими лицами, как в фильме Михалкова, солдаты бы в тыл не прошли. Не кино это о войне, а пародия!» возмущался после просмотра сапер Александр Григорьевич Куликов.
«Мне не понравились слишком фантастические и полные огня взрывы», - вторит ему калининградец Василий Федотович Гончаров – «Когда рвались снаряды, летели осколки, и солдат засыпало землей. Огня как такового не было. Но надо понимать, что это кино, а не фронтовая хроника. Все же кино с реальной войной не сравнить».
Михалков, заявивший, что мнение историков и депутатов его совершенно не интересует, на критику ветеранов все-таки отреагировал. Но довольно своеобразно. Как он заявил, ветеранов он глубоко уважает. Но в советское время они получили массу фильмов, которые им нравятся. А теперь пора сказать правду о войне.
Ну что ж, зритель увидел много новой «правды». Мистические бомбы, комдива Котова, ухитрившегося смастерить себе в лагере железную перчатку по мотивам Фредди Крюгера, виртуозно матерящегося Сталина, атаки с черенками от лопат, оборону Москвы с помощью кроватей и атаку немецких танков, развернувших паруса с изображением свастики.
№3 «Сталинград»
Откровенно не понравилась ветеранам и картина Федора Бондарчука «Сталинград». Он не только построил сюжет на одном из переломных сражений войны, Сталинградской битве, но и привязал его к одному из самых его ярких эпизодов, двухмесячной обороне горсткой бойцов «Дома Павлова».
Фильм снят красиво и имел большой кассовый успех. Однако, вместо подвига советского народа и любви к Родине, которые воспевал Бондарчук – старший, Федор сделал музыкальную мелодраму о любви, не попытавшись наполнить ее каким-то смыслом. Реакция ветеранов – участников Сталинградской битвы была довольно жесткой:
«придуманная история с сыном пяти отцов, так неуместно посыпавшая пеплом Фукусимы раны Сталинграда, кажется аляповатой и безжизненной. Там, в Сталинграде, все было вроде бы так… но не так!» заявил воевавший в Сталинграде генерал-полковник в отставке Борис Уткин.
«зачем Бондарчук вместо битвы показал разврат, сумбур и разброд?» с недоумением спросил еще один ветеран Сталинграда генерал-майор в отставке Александр Фень.
№2 «Сволочи»
Больше всего возмущения вызвали художественный фильм «Сволочи» и телесериал «Штрафбат». Первый, снятый по повести Владимира Кунина и, как утверждалось, по реальным фактам из его биографии повествует о штрафном подразделении подростков из которых готовили диверсантов.
Сразу после премьеры в 2006-м году разгорелся нешуточный скандал, вызванный сомнениями в достоверности как событий, так и факта существования подобного подразделения. Кунин был вынужден оправдываться и в конце концов заявил, что его сценарий режиссер переписал заново до последнего слова.
№1 «Штрафбат»
Сериал режиссера Николая Досталя «Штрафбат», снятый по сценарию Эдуарда Володарского преследовал вроде благую цель: показать, что штафники тоже внесли свой вклад в победу, но, к сожалению, об этом знают слишком мало. В сериале рассказывается о боевом пути штрафного батальона.
Создатели фильма утверждали, что сценарий основан на воспоминаниях солдат, попавших за разные провинности в эти штрафные подразделения. Узнать насколько это правда не представляется возможным, опять же по утверждению создателей фильма к моменту его выхода на экраны они все уже умерли. Однако, многие критики считают, что в результате получилось фэнтези на военную тему, к тому же с мощным негативом в плане идеологии.
«Такие фильмы, как "Штрафбат" — это своеобразный политический, идеологический заказ. Надо вдолбить в головы современной молодежи, что Победу ковали не маршалы Жуковы и рядовые Матросовы, а уголовники, и тем самым если не умалить, то определенным образом принизить ее значение в умах нынешнего поколения», категорически высказался воевавший с первого до последнего дня войны историк и генерал армии Махмут Гареев.
Если оставить в покое идеологию, то в фильме действительно очень много фактических ошибок, которые заставляют предположить, что авторы вообще что-то знали о теме, за которую взялись.
Уголовников в штрафбате не могло быть в принципе, они попадали в штрафные роты. В штрафбатах отбывали наказание только офицеры, причем не обязательно за уголовные преступления. Большинство попадали туда, совершив ошибки, за которые в мирное время в худшем случае получили бы взыскание. Там были танкисты, случайно утопившие танки или летчики после случайных аварийных посадок.
Попадались, конечно и проявившие трусость в бою, и самострелы, но их было крайне мало. И держали их в повиновении не заградотряды, а предоставленный шанс искупить вину героическим поступком или кровью. После отбытия срока или досрочного выхода после ранения или подвига их возвращали в свои части, восстановив в звании и вернув награды.
Конечно, штрафбаты использовали на острие атаки и потери были гораздо выше, чем в линейных частях, но смертниками они не были. Не походили они и на обтрепавшихся долгим скитанием по лесам партизан, вооруженных чем попало.
Никаких драных фуфаек, за соответствием внешнего вида уставным требованиям следили тщательнее чем в обычных подразделениях и полностью обеспечивали оружием по нормативу. Разумеется, не могло быть и уголовных порядков или лагерных манер, обращение как в обычной армии «товарищ капитан», а никакой ни «гражданин».
Впрочем, предоставим слово генералу Александру Васильевичу Пыльцыну, который два года служил в штрафбате в постоянном составе (командовали в них не штрафники, а кадровые офицеры). Первую свою книгу «Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина» он опубликовал в 2003-м году, потом последовала серия подобных, ставших бестселлерами. Про фильм он высказался крайне негативно:
«В этом фильме очень много лжи. Показаны сплошь уголовники, играющие в карты и режущие друг друга. Герои сериала – бандиты ... грабящие склады и так далее. У зрителей осталось впечатление, что в штрафбатах были только одни преступники-лагерники. Племянница одной моей знакомой, посмотрев этот фильм и узнав, что я был штрафником, воскликнула: «Так он же уголовник! Его надо бояться!» Было очень обидно…» заявил заслуженный ветеран.
В целом, если хотите посмотреть честный и правдивый фильм про войну, лучше выбрать снятый в советский период. Этот уровень современные режиссеры, несмотря на расширившиеся технические возможности достичь так и не сумели.
Оценили 29 человек
34 кармы