Сначала Марк Захаров получил известность как театральный режиссер, возглавил "Ленком", а потом появились фильмы-сказки, снятые им для телевидения. Они выходили на экран в канун Нового года или 1 января и очень соответствовали праздничному настроению зрителей.
Как появилась идея "Обыкновенного чуда"?
Первой большой работой Марка Захарова на ТВ стала четырехсерийная экранизация романа Ильфа и Петрова "12 стульев", и ее первый показ начался, кстати, тоже во время новогодних праздников — 2 января 1977 года.
Идея фильма "Обыкновенное чудо" принадлежала руководителю объединения телевизионных фильмов "Мосфильма" Сергею Колосову. Одноименную пьесу Евгения Шварца тогда часто ставили в театрах, а впервые ее экранизировал в 1964 году Эраст Гарин вместе со своей женой Хесей Локшиной и сам сыграл короля. В роли юноши-медведя снялся Олег Видов, уже довольно известный актер, но еще не сыгравший князя Гвидона в "Сказке о царе Салтане", а роль волшебника исполнил Алексей Консовский. Интересно, что задолго до этого, в 1947 году, Гарин и Консовский уже снимались вместе в киносказке — в "Золушке", сценарий которой написал тот же Шварц. Гарин там был королем, а Консовский — принцем.
В январе 1971 года "Обыкновенное чудо" поставили в Театре сатиры. Роль юноши-медведя в быстро ставшем популярным спектакле исполнял Михаил Державин, роль принцессы — Татьяна Васильева, министра-администратора играл Александр Ширвиндт, а короля — Спартак Мишулин.
Как выбирали актеров?
Когда Захаров предложил Александру Абдулову, недавно поступившему в труппу "Ленкома", поучаствовать в пробах, тот ответил: "С удовольствием. Потому что пробуюсь всегда я, а снимается все равно Костолевский". Актер не шутил: среди претендентов на роль юноши-медведя был и Игорь Костолевский. Но режиссер выбрал Абдулова, хотя мосфильмовское руководство сомневалось в правильности этого решения.
На роль принцессы пробовались Лариса Удовиченко, Вера Глаголева, Марина Яковлева, Евгения Глушенко, но получила ее Евгения Симонова.
Роль трактирщика Захаров предложил Александру Збруеву, но тот отказался, и ее сыграл Юрий Соломин. Кандидатуры Евгения Леонова, Олега Янковского и Андрея Миронова у киноначальства сомнений не вызвали.
Кто написал музыку?
Сотрудничество Захарова с композитором Геннадием Гладковым началось с ленкомовского спектакля "Тиль" и продолжилось на "12 стульях". В "Обыкновенном чуде" герои появляются на экране под музыкальные темы, которые для них сочинил тоже Гладков. Как и песни, которых, правда, немного: авторы фильма не хотели превращать его в оперетту.
Когда состоялась премьера и что ей предшествовало?
У киноруководства после просмотра возникло несколько замечаний. Не сразу, например, была пропущена песенка про бабочку, которую исполнял Миронов. Охотник, роль которого сыграл Всеволод Ларионов, писал мемуары, а в это время как раз публиковались воспоминания генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева — киночиновники боялись возможных ненужных ассоциаций. Пришлось убрать реплику министра-администратора "Стареет наш королек": в ней тоже увидели намек на Брежнева.
Премьера состоялась 1 января 1979 года, телефильм зрителям понравился и сразу был разобран на цитаты.
Предыстория "Того самого Мюнхгаузена"
Захаров рассказывал, что "Тот самый Мюнхгаузен" начался для него "с замечательной пьесы Григория Горина", которая называлась "Самый правдивый": в 1977 году режиссер "увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской армии". Однако сценарий, написанный Гориным, заметно отличался от театрального варианта: в нем, в частности, появились новые персонажи.
Почему все были против Янковского?
Многие полагали, что главные роли в телефильме сыграют те же актеры, что и в спектакле: Владимир Зельдин — барона Мюнхгаузена, Лариса Голубкина — Марту, а Людмила Касаткина — баронессу. Однако Захаров в роли Мюнхгаузена видел только Олега Янковского. Режиссер признавал, что в его выборе "был элемент риска": Янковский "сложился как актер совсем не комедийного толка". Свое мнение постановщику пришлось отстаивать перед худсоветом "Мосфильма", члены которого считали, что артист на эту роль не подходит ни по возрасту, ни по амплуа.
Горин поначалу тоже без энтузиазма отнесся к выбору режиссера. Однако началась работа, актер "влезал в характер, на наших глазах менялся", "врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий", вспоминал драматург.
Сам Янковский позже не раз благодарил Захарова за предоставленную возможность сменить амплуа. Он "разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, о которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал", признавался актер.
Как проходили другие пробы?
Роль герцога без проб досталась Леониду Броневому. На роль Рамкопфа пробовался актер МХАТа Сергей Колесников, но худсовет предпочел Абдулова. Кандидатом на роль Феофила был актер Театра сатиры Юрий Васильев, но в итоге утвердили Леонида Ярмольника.
На роль баронессы, которую сыграла Инна Чурикова, рассматривалась и Екатерина Васильева. В роли Марты Захаров хотел снять Татьяну Догилеву, однако худсовет ее кандидатуру не поддержал. После долгих поисков выбор пал на Елену Кореневу.
Как принимали "Того самого Мюнхгаузена"?
"Тот самый Мюнхгаузен" относительно безболезненно преодолел цензурные барьеры и впервые был показан по ТВ 1 января 1980 года. Фильм "принимали перед Новым годом, и у руководства было хорошее настроение", вспоминал Захаров. И добавлял: "Может быть, все дело в том, что, когда мы сдавали ленту телевизионному начальству, была еще черновая фонограмма. И не все слова были слышны". В итоге вырезали только эпизод, в котором "охотник сидит в гостинице, а окружающие ему говорят, дескать, мы учимся сейчас по вашим книгам". Бдительные киночиновники и тут увидели намек на труды генсека. "В это время вся страна изучала "Малую землю" Леонида Брежнева", — напоминал режиссер.
Как Григорий Горин превратил "Графа Калиостро" в "Формулу любви"?
В основе сценария была повесть Алексея Толстого "Граф Калиостро", но Горин обошелся с ней очень вольно. Сохранилась только главная сюжетная линия: Калиостро приезжает в Россию, встречается с провинциальным помещиком, спутница графа влюбляется в этого помещика и остается с ним.
Как искали исполнителя главной роли и выбирали других актеров?
Горин хотел, чтобы Калиостро сыграл Янковский, но актер отказался: писали, что он не захотел сниматься в роли экстрасенса. Начались поиски других кандидатов: второй режиссер фильма Юсуп Даниялов, например, рассказывал, что "лично носил сценарий Никите Михалкову", но тот "не смог сниматься из-за занятости". Калиостро был найден, когда в Москву из Тбилиси на гастроли приехал Театр имени Марджанишвили. Захаров пришел на спектакль "Отелло" и увидел Нодара Мгалоблишвили, который играл Яго. "В антракте после первого акта ко мне за кулисы в сопровождении тогдашнего нашего министра культуры Теймураза Бадурашвили заходит Марк Захаров и протягивает сценарий: мол, вот ваша роль, прочитать весь текст надо до завтра", — вспоминал актер. Он сомневался, объяснял, что по-русски говорит с акцентом. Но режиссер пообещал, что найдет подходящего актера для переозвучивания — и в фильме Мгалоблишвили говорит голосом Армена Джигарханяна.
Зато исполнительница роли Марии Ивановны нашлась почти сразу. Выпускницу Щепкинского училища Елену Валюшкину Захаров увидел, когда она пришла на показ в "Ленком". Актрисой этого театра она не стала, но получила главную роль в "Формуле любви". А вот Абдулова режиссер снимать не планировал, и актер сам попросил дать ему роль — так появился Жакоб, второй слуга графа.
Премьера состоялась 30 декабря 1984 года, остроумные реплики из "Формулы любви" сразу ушли в народ, запомнилась зрителям и якобы итальянская песенка "Уно моменто", сочиненная Гладковым.
Лола Мусаева
Источник
Оценили 14 человек
19 кармы