В советском кинематографе было много жанровых фильмов, но среди них реже всего встречались фильмы ужасов. Тем не менее, леденящие кровь картины в СССР тоже снимали. Одни хорошо знакомы даже современному зрителю, другие «ужастики» помнят лишь ценители жанра.
Мы собрали список из шести советских фильмов ужасов, которые и сейчас способны нагнать жути на зрителей. Что говорят об этих картинах те, кто видел их в кинотеатрах и те, кто посмотрел уже в наши дни — в материале РБК Life.
Ленты в списке ранжированы по году выпуска в прокат.
«Медвежья свадьба»
Режиссеры: Константин Эггерт, Владимир Гардин
1925 год
В советское время кинематограф жил по законам реализма. Мистические и сверхъестественные сюжеты из сценариев исключали, так как их считали пропагандой религиозных и оккультных практик. Об этом пишет историк и автор портала «Культура.РФ» Татьяна Григорьева. Она поясняет, что первым советским фильмом, близким к жанру хоррора, стала картина «Медвежья свадьба» 1925 года, снятая по пьесе наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Действие черно-белого немого фильма происходит в Литве в первой половине XIX века. Во время охоты в предместьях старинного замка графа Михаила Шемета на графиню нападает медведь. Она лишается рассудка, а рожденный ею сын Казимир приобретает патологию. Спустя время молодой граф, испытывая жажду крови, нападает на крестьянок. Гнев местных жителей перерастает в открытое возмущение и, когда в свадебную ночь молодой граф загрызает свою невесту, крестьяне поджигают замок.
Из отзывов зрителей:
«От немого кино не стоит ждать великолепных сценарный решений и ходов. Если оценивать именно атмосферность и способность напугать, то отмечу, что фильм неплох. Во многом благодаря быстро сменяющимся чрено-белым мрачноватым кадрам и помпезной тревожной музыке».
«Вий»
Режиссеры: Георгий Кропачев, Константин Ершов
1967 год
Полноценный отечественный фильм ужасов — с пугающими декорациями, загадочными героями и даже спецэффектами — вышел в 1967 году на студии «Мосфильм». Это был «Вий» — экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева, приводит данные историк Григорьева. Для съемок использовали эффектные костюмы, летающие гробы, десятки ворон и черных кошек.
Картина стала лидером советского проката, а Наталья Варлей в роли Панночки и Леонид Куравлев в образе Хомы Брута — культовыми персонажами советского кинематографа. Фильм снят по одноименной повести Николая Гоголя. По сюжету бурсак-философ Хома Брут должен провести в деревенской церкви три ночи у гроба умершей панночки. Молодой человек будет читать молитвы над телом покойницы, но в деревне ходят слухи, что она была ведьмой.
Из отзывов зрителей:
«Отличнейшая экранизация просто прекрасно перенесла как содержание и глубинный философский подтекст, так и магическую и зловещую атмосферу рассказа Гоголя. А комбинированные съемки, эффекты с летающим гробом и грим ведьмы и нечисти сделаны для того времени очень здорово и отлично смотрятся. Плюс ко всему, можно отметить отличную и завораживающую музыку, передающую таинственную и зловещую атмосферу фильма и хорошего оператора».
«Смотрела в первый раз давно-давно, когда была маленькой. Скажу честно, было страшно. После мне захотелось посмотреть еще и еще, страха не было, но было наслаждение от старого фильма ужаса, где нет мяса, крови, маньяков-педофилов и т.д.».
«Пугает ли фильм в наши дни? Да, ряд сцен в нем вызывает настоящие мурашки. Первыми каплями страха стали сцены со старой ведьмой. Каждому любителю ужасов знакомы такие моменты, когда персонаж, устремляя взгляд куда-то за кадр, не замечает приближения монстра с другой стороны. Признаться, увидеть такое в советском фильме я вообще не ожидал. Уже за это фильму стоит отдать должное, хотя главные изюминки еще впереди. Бледная ведьма в гробу — вот за это я готов аплодировать стоя!».
«Наталья Варлей ведьму сыграла классно — аж мурашки пробирают! До сих пор она ассоциируется у меня, в первую очередь, не с «Кавказской пленницей», а именно с «Вием».
«Злой дух Ямбуя»
Режиссер Борис Бунеев
1977 год
В фильме показаны первые послевоенные годы. В таежных лесах Восточной Сибири проводятся геодезические исследования. В лагере экспедиции готовятся к возвращению на базу, но радиограмма из штаба сообщает, что на гольце Ямбуй бесследно исчез наблюдатель. Планы экспедиции меняются и коллеги отправляются на поиски, по пути встречаясь с местными жителями — эвенками. Они рассказывают историю о злом духе Ямбуя и советуют держаться в стороне от этого места. Но ученые-материалисты продолжают свой путь.
По данным портала «Кинопоиск» рейтинг, составленный на 17,8 оценках зрителей составляет 8 из 10 возможных баллов.
Из отзывов зрителей:
«Честно признаюсь, во время просмотра голливудских ужастиков мне не было так страшно. Не буду раскрывать интригу и рассказывать фильм. Но создатели фильма пробудили во мне, как в охотнике, все мои страхи перед лесом».
«День гнева»
Режиссер Суламбек Мамилов
1985 год
Картина «День гнева» рассказывает о том, как в одном из секретных заповедников в результате опытов профессора Фидлера расплодились звероподобные существа с человеческим интеллектом. Однако лишенные эмоций и морали людей, они становятся серьезной угрозой человечеству. Существа начали похищать человеческих детей, они утаскивали их в свои тайные подземные лаборатории. Там они наделяли их своей силой и цинизмом. Журналист Бетли решает раскрыть тайну существования подземной лаборатории, помогать ему в нелегком деле стал местный лесник.
В основу фильма положен одноименный рассказ советского фантаста Севера Гансовского.
Из отзывов зрителей:
«Один из самых страшных фильмов детства, когда еще не захлестнула страну волна видеосалонов».
«Отличный фильм, смотрел школьником в кинотеатре, потом боялся дома один оставаться. Недавно нашел его в сети и еще раз пересмотрел. Мнение не поменял , фильм замечательный, не устарел».
«Господин оформитель»
Режиссер Олег Тепцов
1988 год
Фильм снят по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». История разворачивается в Санкт-Петербурге начала XX века. Знаменитый художник-оформитель хочет продлить жизнь живого человека в скульптуре. Он пытается усовершенствовать окружающий мир с помощью искусства. Создать герою удается лишь манекен для витрины ювелирного магазина, а натурщицей ему становится юная Анна, больная чахоткой дочь дворника. Художник обманул девушку и заплатил ей за работу. А через несколько лет он встречает богатую особу, которая как две капли воды похожа на Анну, но отрицает былое знакомство с художником и ведет себя загадочно.
Из отзывов зрителей:
«Чего только стоят глаза Виктора Авилова. Когда он пристально смотрит в камеру, то становится жутковато. Просто мороз по коже. Так и пытаешься спрятать свои глаза».
«За время просмотра этой картины я не раз поражалась тому, что этот фильм снят в 1988 году. У меня сложилось такое ощущение, что его только-только отсняли. Настолько современно выглядит и картинка, и операторская работа, и актеры, и проблема, и музыка. Очень необычный и очень современный фильм».
«Семья вурдалаков»
Режиссеры: Геннадий Климов, Игорь Шавлак
1990 год
Фильм снят по мотивам рассказа Алексея Толстого «Семья вурдалака», написанного в 1839 году и адаптирован к реальности 90-х годов XX века.
Московский журналист, приехав в провинцию, поселяется в семье, которая недавно похоронила старика — деда Якова, укушенного вурдалаком. По древнему поверью если в течении девяти дней кто-то из семьи произнесет его имя, то он восстанет из мертвых. А через несколько дней этот дед возвращается домой, вот только ведет он себя весьма странным образом.
Из отзывов зрителей:
«Глухая деревушка, а если точнее, «глухомань» с одним деревянным домом, и со всеми вытекающими отсюда последствиями: непростой деревенский быт, старая «одежонка» и прочее. То есть, богом забытое место, разрушенная церквушка, пустырь, темнота, холод …жуть, да и только, но по-русски! А в доме запах дерева, и люди все простые — русские. Вроде бы ничего, жить можно, но деда схоронили, а тут еще какой-то журналист навязался со своим общением, и началось… Скрип дверей, половиц, шорохи, вой собаки, загробные потусторонние голоса… жуть, да и только, но по-русски!».
«Фильм получился действительно жутким. Что-то все-таки есть зловещее в ночных зимних российских поселках, после этого фильма я бы не рискнул разгуливать там по ночам. В этом смысле, особенно эффектно смотрится сцена, когда вурдалаки смотрят на главного героя из-за деревьев, снято так, что у меня аж похолодело внутри».
«Безусловно, это кино далеко от американских ужастиков. Оно не гламурное, не модное, оно в чем-то очень даже неказистое (действие происходит в глухой деревне; пленка оставляет желать лучшего; никаких вам тут особых спецэффектов). Но у картины есть один весомый плюс: она атмосферна. Впечатлило это тревожное поле с высоченными колосьями пшеницы, впечатлили купола на фоне холодного грязно-розового неба, впечатлило настроение мрачности».
Оценили 23 человека
33 кармы