Здравствуйте! Что может быть страшнее для актёра, чем любовь к самому себе в искусстве? Казалось бы, риторический вопрос. Но если посмотреть на современных артистов, то ответ становится очевидным: ничто. Самолюбование давно вытеснило скромность, а стремление выглядеть красиво — честность в профессии. Сегодня важнее не передать эмоцию, не раскрыть персонажа, а эффектно смотреться в кадре? Давайте обсудим и обменяемся мнениями.

Дорогие читатели, я уже не раз поднимал эту тему, рассказывая о том, как многие артисты превозносят себя в интервью, возводя в ранг гениев и «культурного достояния». Порой это звучит нелепо, иногда смешно, но чаще всего — горько. Особенно, когда актёр всерьёз считает себя великим, но на деле не способен выйти за рамки шаблонной игры и любви к своему отражению.
И одно дело, когда актёр хвалит себя в интервью, как, например, Роман Курцын заявил однажды, что всегда считал себя замечательным актёром. Как по мне, так оценивать должен зритель, но, возможно, нет в этом ничего странного. Вы как считаете? Может ли актёр сам о себе так говорить или это странно? Ну да ладно. Другое дело, когда самолюбование и превозношение реально вредит работе.

Недавно я столкнулся с самолюбованием воочию. Был на пробах в сериал и наблюдал, как актёр, пусть и не самый известный, но с «сериальной» внешностью, буквально тормозил процесс на каждом шагу. Ему постоянно казалось, что его причёска неидеальна, что оператор снимает не с той стороны, а текст, написанный сценаристом, звучит для него недостаточно «органично». Он упорно менял слова, чтобы его реплики звучали красивее, правильнее, а главное — удобнее для его образа.
Но больше всего меня поразило его стремление контролировать каждую деталь собственного внешнего вида. После каждого дубля он бежал к плейбеку, чтобы удостовериться, что выглядит так, как ему хочется. И если что-то казалось ему неидеальным, он требовал пересъёмку. В результате двухминутную сцену снимали целый час.
Я ждал, что режиссёр хотя бы попытается остановить этот цирк, но нет — тишина. В какой-то момент я даже начал сомневаться: может, это я чего-то не понимаю? Может, теперь в актёрской профессии главное — не достоверность, не проживание роли, а просто удачные ракурсы и эффектные мимолётные взгляды в камеру?

Но что особенно удручает, так это то, что эта тенденция самолюбования выходит за пределы личных капризов актёров и превращается в системную проблему кино.
Глянцевый кинематограф разрушает правду. Мы смотрим фильмы про Великую Отечественную войну, например, и видим в окопах актеров с идеальной кожей, ровными белыми зубами и аккуратно уложенными волосами. Вижу таких «солдат» — и хочется спросить: а где грязь, пот, страх? Где усталость от бессонных ночей и тяжёлых боёв? Или, например, тюремные сцены. Зэки сидят в камерах с маникюром, напомаженными лицами и винирами. Где суровость, где следы тяжёлых лет за решёткой? Ведь актёру проще остаться в привычном образе «красавчика», чем показать настоящего человека с его изломанными судьбами и трагедиями.

Но дело не только в актёрах. Многие продюсеры сознательно экономят на исторических консультантах, считая их ненужной тратой бюджета. Они полагают, что зритель «и так всё съест» — главное, чтобы картинка была эффектной. В итоге художники по гриму и костюмам, даже если хотят передать правду, не могут этого сделать: требования диктуют актёры и продюсеры.
Недавно я услышал историю, которая только подтвердила мои наблюдения. Один актёр настолько боялся показаться непривлекательным, что отказался наносить грим после сцены драки. Он хотел выглядеть «красавчиком» даже в момент, когда его персонаж должен был быть измождённым и окровавленным. Разругался с режиссёром, но своего добился.
А знаменитая история с Анной Хилькевич, которая снималась в военном историческом ролике и категорически отказывалась быть растрёпанной и грязной, уже стала легендой. Каким образом актёр, играющий в историческом фильме, может требовать выглядеть идеально? Это же подмена сути!

Сегодняшний артист — это уже не столько актёр, сколько инфлюенсер. Он создаёт себе красивый образ в соцсетях, транслирует гламур и роскошь, а затем тащит этот же образ на экран. Настоящая работа над ролью, вживание в персонажа, умение быть некрасивым, смешным, слабым — всё это для большинства нынешних артистов уходит в прошлое. Конечно, есть ещё настоящие актёры, которые не боятся быть правдивыми. Но их становится всё сложнее разглядеть среди общего потока напомаженных, тщательно подогнанных под тренды «красавчиков».
Вопрос в том, куда ведёт нас такой кинематограф? Что важнее — красивая картинка или правда? Как долго зритель будет терпеть откровенную ложь на экране? Вы как считаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Автор: Сергей Марочкин

Оценили 35 человек
48 кармы