
Во всем мире роман «Война и мир» возвели в ранг шедевра, который обожают не только разные поколения литературоведов, но и читателей. Впрочем, если бы ветераны 1812 года могли высказаться сейчас, они бы не пели дифирамбы Льву Николаевичу. Их реакция была бы необычайно презрительной, будто им приходится заниматься разоблачением аферы века. Историческая правда? Забыта. Литературный вымысел? Возведён в абсолют. Давайте разберёмся, какие именно моменты ещё в далёком прошлом возмущали тех, кто видел войну своими глазами.
Князь, приговоривший Толстого

Один из первых, кто взялся за разоблачение Толстого, был князь Пётр Андреевич Вяземский — не кабинетный учёный, а человек, прошедший сквозь огонь и кровь 1812 года. Его судьба была тесно связана с Бородинским сражением, где он чуть не погиб. Лошадей под ним убивали одна за другой, но он продолжал сражаться и был награждён за храбрость.
Вяземский был ошеломлён тем, как писатель изобразил императора Александра I. Особенно его возмутила сцена, где царь будто бы раздаёт бисквиты народу, демонстрируя какую-то нелепую фамильярность. Проверив источник, на который ссылался Толстой — мемуары Сергея Глинки, — Вяземский понял: подобного эпизода там просто нет. Это была фантазия, выданная за исторический факт.
Ветераны против художественного вымысла

Известно, что министр народного просвещения Авраам Норов посвятил разоблачению Толстого целую работу под названием «Война и мир. 1805-1812 с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника. По поводу сочинения графа Л.Н.Толстого "Война и мир"». И он был не теоретиком, а участником боевых действий, который потерял ногу во время сражения. Его главный тезис заключался в том, что роман представляет собой не историческую правду, а ловкий обман, приукрашенный литературным мастерством. Но что резало Норову глаза больше всего? Пренебрежение к военным деталям. Для ветеранов войны 1812 года это был не просто художественный вымысел — это было оскорбление.
Пожалуй, если бы боевые офицеры получили возможность редактировать роман Льва Николаевича, тот бы изменился до неузнаваемости. Например, в одной из сцен автор представляет русских улан «в оранжевых мундирах» и французских драгун «в синих». Красиво? Возможно. Но абсолютно неправдоподобно. Историческая реальность была другой: ни русские уланы, ни французские драгуны никогда не носили такую форму. Более того, в сражении под Островно вообще не участвовали русские уланы! Толстой сознательно исказил реальность, чтобы добиться эффектной сцены.
Предательство памяти русской армии

По мнению современников Толстого, которые знали об армии не понаслышке, он не просто переиначил факты, он переписал характеры тех, кого знал каждый офицер его времени. Так, Михаил Кутузов в изложении автора «Анны Карениной», «Кавказского пленника» и «Севастопольских рассказов», стал усталым стариком, лишённым воли, а генерал Франц фон Вейротер выглядел бездарным бюрократом.
Однако на самом деле австрийский полководец разрабатывал планы для Александра Суворова, а Михаил Кутузов был стратегом, которого боготворили солдаты. По версии Толстого, битвы выигрывали практически случайно, а ум и талант командующих не играли никакой. Для ветеранов того времени, проливавших кровь за отечество, это было неприемлемо: их победы — результат храбрости, расчёта и железной дисциплины, а не везения.
Новая реальность, в которую поверил весь мир

В итоге военные пришли к выводу, что красивая ложь, мастерски скомпонованная в нескольких томах, стала восприниматься чуть ли не как документальная хроника. Тот же Кутузов из «Войны и мира» затмил настоящего Кутузова, а миф о бессмысленности русской военной стратегии в 1812 году укоренился в сознании читающего общества. Настоящие герои войны оказались в тени, их подвиги стерлись под натиском литературных фантазий.
Но где же правда? В словах тех, кто сражался, или в таланте Льва Николаевича Толстого, который решил, что истина должна уступить место красивой истории? Этот вопрос продолжает занимать историков и поклонников творчества великого писателя. Одно можно утверждать наверняка: Толстой не просто исказил факты — он создал новую реальность, в которую поверил весь мир.

Оценили 36 человек
50 кармы