Священное копье из Вены (Копье Судьбы, Копье святого Маврикия, Хофбургское копье) — одна из величайших реликвий средневекового христианского мира. На протяжении многих столетий наряду с армянским, ватиканским и краковским копьями считалось одним из подлинных орудий Страстей Христовых. По одной версии, копье принадлежало римскому сотнику Гаю Кассию Лонгину. Согласно Евангелию от Иоанна, но особенно апокрифическому Евангелию от Никодима, центурион именно этим орудием нанес распятому Христу «удар милосердия», пронзив его правый бок между четвертым и пятым ребром. Таким образом, полагали, что наконечник пропитан кровью Христа. По другой, более поздней версии, копьем владел святой Маврикий, воин Фиванского легиона и христианин, принявший мученическую смерть в германских землях в IV веке.
Считается, что в своем первозданном виде копье было высотой примерно в два человеческих роста. До наших дней сохранился только наконечник длиной 50,8 см и шириной 7,9 см. Он состоит из двух пластин, скрепленных серебряной проволокой, и втулки с двумя подкрылками. Пластины имеют многочисленные позднейшие прорези, а также вставки и дополнения из железа, меди, серебра, золота и кожи. В лезвие вставлен кованый гвоздь, который также считается одним из орудий Страстей.
История венского копья достоверно прослеживается с середины Х века. На собрании в Вормсе в 926 году германский король Генрих I Птицелов получил его от бургундского короля Рудольфа II в обмен на юго-западные земли Восточно-Франкского королевства (в районе современного Базеля). По сообщению историка Х века Лиутпранда Кремонского, копье находилось у германского короля Оттона I во время знаменитой битвы на Лехе против венгров (955 г.). По словам Лиутпранда, раньше копье принадлежало Карлу Великому, а до того императору Константину Великому, но документально это никак не подтверждено. Позднее копьем владели многие императоры Священной Римской империи. Самое раннее его изображение встречается в Регенсбургском Сакраментарии начала XI века, на миниатюре со сценой коронации императора Генриха II Святого. Священное копье император держит в правой руке.
Святой гвоздь в лезвие вставили между 1084 и 1105 годами по указанию Генриха IV в честь его коронации. Орудие Страстей тогда же укрепили серебряным обручем с надписью: Clavus Dominicus + Heinricus D(ei) Gr(atia) Tertius Romano(rum) Imperator Aug(ustus) hoc argentum iussit fabricari ad confirmatione(m) clavi lancee sancti Mauricii + Sanctus Mauritius (‘Гвоздь Господень + Милостью Божией Генрих III (на самом деле Генрих IV. — Прим. А. С.), император римлян, приказал изготовить это серебро для укрепления Гвоздя Копья святого Маврикия + святой Маврикий’). В XIV столетии по приказу императора Карла IV Люксембургского поверх гвоздя установили золотую накладку, на которой выбита латинская надпись: Lancea et Clavus Domini (‘Копье и Гвоздь Господни’).
Священное копье на протяжении тысячи лет хранилось в разных местах: в Магдебурге, Праге, Нюрнберге. С конца XVIII века и по настоящее время находится в королевской сокровищнице Хофбурга в Вене. Лишь ненадолго в годы Второй мировой войны по личному указанию Гитлера копье было вывезено в Нюрнберг.
Чем это интересно для науки: В современной науке представление об античном происхождении копья полностью отвергнуто и принята более поздняя датировка. По его характерной форме наконечник относят к эпохе раннего Средневековья. До недавних пор его датировали каролингским периодом (вторая половина VIII — IX век). Однако после дополнительных исследований, проведенных в 2003 году, установлено, что орудие выковано в VII столетии. К тому же времени относится и серебряная проволока, скрепляющая сломанный наконечник. В любом случае копье никак не могло принадлежать ни Лонгину, ни даже святому Маврикию. Напротив, гвоздь по длине и форме соответствует тому, что использовали римляне в начале нашей эры.
Анализ наконечника также показал, что копье никогда не использовалось в качестве боевого оружия, но выполняло исключительно символические и репрезентативные функции. На протяжении многих столетий оно являлось важнейшей королевской регалией. В иные моменты времени копье было даже более значимым атрибутом власти правителя, чем корона.
Отношение к священному копью позволяет понять сущностные моменты представлений о власти в Средние века. Согласно толкованию святого Августина, из раны в боку Христа родилась Церковь, из нее же проистекли Таинства. Таким образом, копье рассматривалось в качестве символического орудия создания христианской церкви. Считалось, что обладавший копьем правитель находился в самой непосредственной связи с Христом, а его власть буквально обретала божественную природу и была на земле выше власти церкви. Вдобавок обладание копьем делало государя непобедимым, а еще наделяло его чудесным даром предвидения. Фигура такого правителя становилась поистине исключительной, а в его руках оказывались судьбы всего мира.
Вокруг копья сложилась богатая мифология. В частности, многочисленные легенды приписывали ему величайшие военные победы древних государей: Константина Великого, Теодориха, Юстиниана, Карла Мартелла, Карла Великого, Генриха Птицелова и так далее. В Новое время копье стало важным артефактом европейской культуры. Оно фигурирует в огромном количестве произведений — от оперы Вагнера «Парсифаль» до современных компьютерных игр.
Автор: Александр Сидоров, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра исторического знания Института всеобщей истории РАН.
Источник. ПостНаука.
Дополнительно:
История Средних веков. Сказкин Д.С. Том 1. Том 2.
История Средних веков . Карпов С.П. Том 1. Том 2.
История Средних веков, рассказанная детям. Жак Ле Гофф. Библиотека.
Оценили 20 человек
34 кармы