Часть 1. Мировоззрение Гитлера в "Mein Kampf"
Верующие часто утверждают, будто Гитлер был атеистом, чтобы использовать это для обвинений в адрес атеизма. Дескать: "Вот до чего доводит неверие в существование бога и объективной морали!" И хотя эти обвинения и так можно легко отвергнуть как банальный приём демагогии Reductio ad Hitlerum, а также на том основании, что и в теизме объективной морали нет, но всё же просто истины ради к этому можно добавить и доказать, что данное утверждение просто-напросто ложно. Гитлер не был атеистом. Даже если он не всю жизнь был христианином, он всегда верил как минимум в некую высшую силу, Провидение, Творца, Бога-Создателя и т.д., а также верил в объективную мораль. Во-первых, это доказывается его собственными многочисленными заявлениями в книге "Моя борьба" ("Майн Кампф").
Небольшую подборку кратких цитат из этой книги, касающихся религиозных взглядов Гитлера, (но ни в коем случае не пропагандирующую идеи этой книги) можно найти в статье "Моя борьба" в Викицитатнике. Из той подборки цитат можно видеть, что в самых разных местах, в разных главах этой книги и в самых разных контекстах Гитлер часто упоминает "Бога-Отца", "Всевышнего", "Творца Вселенной", "Творца Всемогущего", "божественные предначертания" в отношении человека, "высшую творческую силу" и т.д., утверждает, что Божья Воля создала человека "по образу и подобию Божьему". (При этом, разумеется, не учитываются многочисленные фразы типа "Бог его знает...", "Бог весть что...", "Слава Богу,..." и т.д. – которые можно считать просто речевыми оборотами, ничего не говорящими о религиозности автора.) Также Гитлер положительно высказывается о христианстве (называя её "религией любви") и утверждает, что оно "дало толчок всему культурному и нравственному развитию человечества". Кроме того, Гитлер осуждает оскорбление чувств верующих и попытки подорвать религиозную веру людей и призывает бороться против всего этого (а значит, видимо, по его мнению, надо бороться и против теории эволюции, так как она тоже подрывает веру). А вот об атеизме Гитлер высказывается лишь презрительно (например, что "атеистические газетки подсовывают глупые аргументы" или говоря о "вредных демонстрацийках против Бога"). Критикуя евреев, Гитлер называет их "богоборцами", обвиняет их в том, что они будто бы "позорят Дело Божье", и утверждает, что, борясь против евреев, он якобы выполняет волю Творца Всемогущего и "борется за Дело Божье". Также, например, он утверждает, что борется за то, чтобы его народ "мог выполнить ту историческую миссию, которая возложена на него Творцом Вселенной". И так далее, и тому подобное. То есть Гитлер считал, что немецкий народ является богоизбранным и через него должны осуществиться замыслы "Всемогущего Творца", а он сам является мессией, посланным этим самым Творцом или Провидением, чтобы привести свой народ к славе и величию и чтобы через него осуществились эти замыслы. Евреи же, по его мнению, были врагами этого богоизбранного народа, которые якобы целенаправленно ему вредили, портили чистоту его крови и т.д., мешая осуществлению божьих замыслов. Впоследствии Гитлер не раз возвращался к этой теме, когда утверждал, что именно божье Провидение охраняло его и спасало от смерти во время покушений на его жизнь. Поэтому вряд ли Гитлер специально делал вставки про Бога и Творца из каких-то политических целей. Скорее всего, он сам искренне верил во всю эту чушь.
Вот, например, что писал Гитлер о начале Первой мировой войны: "Я нисколько не стыжусь сознаться что, увлеченный волной могучего энтузиазма, я упал на колени и от глубины сердца благодарил Господа Бога за то, что Он дал мне счастье жить в такое время."
А в английской статье в Википедии "Religious views of Adolf Hitler" есть цитата (как там утверждается, тоже из "Майн Кампф"), где Гитлер критикует евреев за то, что якобы их дух "целиком принадлежит этому миру", "враждебен христианству" и за то, что они "враждебно отнеслись к великому основателю этой новой доктрины две тысячи лет назад". Там же сказано, что многие историки и биографы Гитлера, например, Джон Толанд, действительно считают, что Гитлер был одержим представлениями о евреях как "убийцах бога" и поэтому считал себя "карающей рукой Господа" для них. Эту тему он часто поднимал в частных беседах, в том числе, в октябре 1941 г., когда он принял решение об Окончательном решении еврейского вопроса (ссылки на источники см. в английской или русской статьях в Википедии). Хотя, справедливости ради, надо отметить, что большинство историков (даже те, которые доказывают, что Гитлер был верующим) считают, что он не был сторонником традиционного христианства и даже враждебно относился к нему и к традиционной церкви, потому что считал, что подлинное учение Христа было искажено евреями (в частности, апостолом Павлом) и пытался создать свою, "арийскую" версию христианства. И даже если Гитлер действительно не был традиционным христианином, очевидно, что это ещё не делает его атеистом. Точно так же это не мешало ему верить в Христа, почитать его и гоняться за копьём Лонгина.
В приведённых в Викицитатнике цитатах буквальность и прямота высказываний о боге очевидна. Но в "Майн Кампф" есть и такие высказывания о "высоких богах", смысл которых не вполне ясен – он может быть как прямым так и переносным. Но даже если их смысл и переносный, он всё же говорит о том, что Гитлер презирал то, что и нынешние христиане презрительно называют "потребительством" (или менее цензурным эквивалентом), осуждал "служение золотому божку" и "стремление к деньгам" и призывал людей служить "более высоким богам". Также Гитлер утверждает, что он обращается к тем, "кто слишком беден, чтобы свою личную жизнь считать высшим счастьем на земле". Это всё тоже гораздо ближе к мировоззрению верующих людей, а не атеистов и уж тем более либералов.
Зато, вопреки распространённому мнению, слова "Дарвин" или "дарвинизм" и вообще представления о макроэволюции в книге не встречаются ни разу. Лишь в некоторых местах есть небольшие рассуждения, похожие на естественный отбор, однако они:
1) пропитаны "божественными предначертаниями", т.е. всё равно учитывают ведущую роль Бога в возникновении жизни и человека;
2) являются, скорее, идеями не естественного отбора, а селекции, которая существовала и до Дарвина и широко использовалась и используется сейчас для пользы человечества;
3) не выходят за рамки микроэволюции, которую признают и верующие-креационисты, т.е. говорят лишь об оздоровлении человеческого вида, но не о его происхождении от других видов;
4) отбор этот, на самом деле, осуществляется кем-то разумным: если не Богом, то людьми. К тому же, расистские учения, на которых основывалась идеология нацизма, во многих пунктах противоречили дарвинизму. Например, учение о различном происхождении человеческих рас и пользе сохранения "чистоты крови" расы или народа (с точки зрения дарвинизма всё как раз наоборот) и многое другое.
Ниже в некоторых местах обо всём этом будет сказано чуть подробнее.
Можно ли утверждать, что упоминания бога в этой книге были просто политической уловкой, чтобы расположить к себе верующих людей? Нельзя точно доказать, что этого не могло бы быть, однако по ряду причин это маловероятно.
Во-первых, эту книгу Гитлер начал писать сидя в тюрьме в 1924 г., задолго до начала серьёзной политической карьеры и за 8 лет до выборов, в результате которых он получил власть в Германии. Первый том был опубликован в 1925 г. Выборы, в результате которых Гитлер получил власть в Германии, прошли в 1932 г., а канцлером он стал в 1933 г. То есть при написании этой книги Гитлер вряд ли готовился в скором времени к каким-то серьёзным выборам и поэтому вряд ли ему там был особый смысл привлекать голоса избирателей.
Во-вторых, если и можно предполагать, что во время публичных выступлений Гитлер "играл на публику", то маловероятно, что он заботился об этом при написании книги, где излагал свою биографию и своё мировоззрение. Пропаганду обычно преподносят в кратких и эмоциональных речах, плакатах, но не в толстых скучных трудах, которые прочитает от силы 0,1% населения. (Эти рассуждения могут показаться лишь домыслами. Однако, это всего лишь превентивный ответ на не меньшие домыслы о том, будто Гитлер притворялся верующим в политических целях. "Майн Кампф" является компиляцией мировоззрения Гитлера, по которой о нём и можно судить. Иначе с тем же успехом можно сказать, что Гитлер, на самом деле, любил евреев, но притворялся антисемитом перед избирателями-антисемитами, коих в Германии и Австрии того времени было большинство.) Вряд ли Гитлер рассчитывал, что эту скучнейшую тягомотину будут массово читать. Даже основатель европейского фашизма Б. Муссолини признавался, что никогда её полностью не осилил. После прихода Гитлера к власти его книга была почти в каждом доме, однако и тогда её почти никто не читал (как было с трудами Маркса и Ленина в СССР). Многие ли верующие читают Библию? Не говоря уж о том чтобы прочесть её полностью. Поэтому, скорее всего, Гитлер писал в этой книге то, что действительно думал, не оборачиваясь ни на чьё мнение.
В-третьих, в этой книге написано множество крамольных и человеконенавистнических вещей. Поэтому вряд ли Гитлер при её написании сильно заботился о своём "имидже" и о мнении, которое о нём сложится у добропорядочного общества. Согласитесь, странно – разжигать в книге ненависть, пропагандировать жестокость, но при этом вставлять упоминания "Бога", "Творца", "Всевышнего" и положительно отзываться о христианстве, чтобы произвести положительное впечатление на христиан. Если только Гитлер не был уверен, что христиане разделяют эти жестокие и человеконенавистнические идеи, и поэтому их пропаганда не испортит их мнение о нём.
В-четвёртых, многие свои мысли из этой книги Гитлер не раз повторял спустя много лет, в том числе, и в частных беседах. Например, он часто повторял, что Провидение избрало его для выполнения миссии, и поэтому оно защищало его жизнь во время покушений.
В-пятых, большинство упоминаний "Бога", "Творца", "Всевышнего" и т.д. сделаны там как бы вскользь, не эта тема была главной в этих высказываниях. Это тоже наводит на мысль, что человек писал то, что думал в этот момент на самом деле, а не заострялся на теме "Бога" и "Творца" целенаправленно. Впрочем, этот аргумент не очень сильный. Мало ли что там было на уме у автора.
Как было сказано, многие высказывания Гитлера, в частности, в книге "Майн Кампф", свидетельствуют о его непонимании теории эволюции и дарвинизма и о том, что его учение ни в коей мере не основано на них. Некоторые из таких утверждений можно найти в вышеупомянутой статье в Викицитатнике. Например, это утверждения о том, что скрещивание рас приводит к их вырождению и поэтому "грешит против воли Всевышнего Вечного нашего Творца". В "Майн Кампф" содержатся утверждения о необходимости для каждого народа беречь "чистоту своей крови" – якобы это определяет силу и влиятельность народа. И это ещё одно доказательство того, что теория эволюции на мировоззрение Гитлера никакого влияния не оказала. Такие идеи противоречат дарвинизму, поскольку, согласно последнему, смешение человеческих рас как раз благотворно для эволюции, поскольку создаёт большее разнообразие и повышает вероятность образования удачной комбинации генов. Известно, что "чистота крови" ведёт только к вырождению популяции. Поскольку вредные мутации случаются чаще, чем полезные, то замкнутая достаточно малая популяция со временем вырождается. Чем интенсивнее перемешивание генов, тем больше вероятность получить полезную мутацию "извне" или найти удачную комбинацию генов. Например, на основе молекулярно-генетических исследований установлено, что D-аллель гена microcephalin, имеющего важное значение для развития мозга, вид homo sapiens получил от какой-то другой популяции, вероятнее всего, от неандертальцев [Элементы: А. В. Марков. "Получено генетическое подтверждение скрещивания наших предков с неандертальцами"].
Более того, дарвинизм отрицает деление нынешних рас на "высшие" и "низшие", поскольку все эти расы существуют в настоящее время на Земле, и значит, все они в равной степени прошли естественный отбор. Если представление о высших и низших расах и может найти где-то оправдание – так это в библейской истории с сыновьями Ноя, проклятием Хама и приговором его потомков к вечному рабству у потомков Сима и Иафета (и ведь нашло именно там – см. пункт 6). Нацистская расовая теория основывалась на расовой теории Гюнтера, а также на 4-томном труде Ж.А. де Гобино "Эссе о неравенстве человеческих рас", вышедшем в 1853–55 гг. (за несколько лет до первого издания "Происхождения видов"). Обе эти теории полностью противоречат теории Дарвина (и в отличие от неё, не имеют научных обоснований). А теория эволюции, утверждающая происхождение всех людей, включая и немцев, от единого предка, от обезьян (упрощённо говоря), противоречила нацистской теории о превосходстве нордической расы.
Также в "Майн Кампф" есть одно место, в котором религиозные антидарвинисты могут при желании (а такое желание у них всегда есть) разглядеть идеи дарвинизма, чтобы использовать это для обвинений в адрес последнего. Эту цитату, среди прочих, также можно найти в Викицитатнике. Там Гитлер рассуждает о том, что "природа предоставляет полную свободу рождаемости", чтобы потом из этого многообразия выжили только самые лучшие и "достойные жизни". Человек же поступает вопреки этому закону и ограничивает число рождений, но при этом заботится о сохранении жизни каждого родившегося. И Гитлер осуждает человека за эту, как он сам говорит, "поправку к Божественным предначертаниям" и за то, что человек таким образом "перехитрил природу" и "собезъяничал Бога-Отца", ухудшив количество и качество отдельных индивидуумов.
Однако, как мы видим, здесь больше не идеи дарвинизма, а идеи микроэволюции и селекции, которые заключаются лишь в оздоровлении вида, улучшении его качеств, но не касаются макроэволюции и происхождения человеческого вида от других видов. Разумеется, селекция полностью находится в рамках теории эволюции, объясняется ею и служит одним из её доказательств. Однако селекция как выведение особей с более выраженными полезными качествами (более тучных или молоконосных коров, например) и отсеивание особей с плохими качествами была широко известна человечеству и до открытия Дарвиным макроэволюции и теории естественного отбора. Все мы постоянно пользуемся её достижениями, покупая в магазине мясо, молоко, яйца, масло, хлеб и прочие продукты сельского хозяйства. С селекцией и микроэволюцией соглашаются даже креационисты-антиэволюционисты. А вот с тем, что из неё неизбежно вытекает и макроэволюция, они как раз не соглашаются. Ну тогда они и не должны связывать макроэволюцию с Гитлером. В данном случае Гитлер заботится именно об "оздоровлении" человеческого вида, а не о его происхождении от других видов, т.е. остаётся в рамках микроэволюции. Про макроэволюцию и происхождение одних видов от других у Гитлера нет ни слова. Как уже было сказано, идея единого происхождения всех людей от одного общего предка как раз противоречит нацистской теории о превосходстве одних рас над другими. Впрочем, некоторые нацистские лидеры с помощью извращений нашли способ использовать дарвинизм для унижения "низших" рас. Г. Гиммлер, например, верил, что арийцы, в отличие от остальных рас, не произошли от других приматов, а спустились с небес, где хранились в вечной мерзлоте со времён сотворения мира. Именно это религиозное представление служило ему опорой для разделения людей на высших и низших, а не теория естественного отбора.
Более того, Гитлер явно говорит о божественном замысле Бога-Отца в отношении человека. Поэтому, если кто-то из религиозных эволюциофобов всё же решит предположить, что Гитлер признавал макроэволюцию, то он должен будет признать Гитлера либо деистом, либо сторонником теистической эволюции. Деизм не подходит, потому что, как мы увидим ниже, Гитлер верил, что бог вмешивается в его судьбу, спасает от покушений и т.д. Остаётся теистическая эволюция. Сторонники этой концепции верят в то, что "слепой" естественный отбор не может создать сложные живые организмы, а тем более разумных существ типа человека. Согласно их вере, не только естественный отбор, но и сам бог принимает непосредственное участие в эволюции и в уничтожении менее приспособленных видов и обеспечивает выживание более сильных и приспособленных (так же как и сельскохозяйственная селекция управляется разумным селекционером – человеком) или просто уничтожает всех всемирным потопом, астероидом, глобальной сменой климата и т.д. – по собственной прихоти. (А некоторые креационисты, типа Ж. Кювье и его последователей, верили и верят, что бог многократно истреблял всё живое глобальным потопом, а потом творил заново.) Вот уж где действительно можно найти вдохновение для целенаправленного истребления больных и слабых индивидов или "низших" рас (а нацизм славится не естественным отбором, а именно целенаправленным истреблением). И Гитлер здесь осуждает именно вмешательство человека в "божественные предначертания" (мол, человек "собезъяничал Бога-Отца", то есть спародировал его, поставил себя на место Бога). Причём осуждает лишь вмешательство, направленное против этого предначертания (человек пошёл против воли Бога, совершив грех). Истребление же нацистами больных индивидов и "низших" рас не противоречит этому осуждению, потому что направлено не против, а по предначертанию. То есть, Гитлер мог считать себя помощником Бога-Отца, способствующим осуществлению его замысла. Кстати, упоминание "Бога-Отца" указывает на то, что Гитлер придерживался именно христианского взгляда на бога (святая троица).
У христиан есть распространённая отмазка, будто Гитлер просто притворялся верующим ради поддержки населения и победы на выборах (об этом ещё будет сказано ниже). Но очень трудно себе вообразить, будто Гитлер писал все эти жестокие вещи, вкрапливая в них упоминания о Боге, специально для того, чтобы заработать симпатии и голоса христиан и победить на выборах. Если только христиане не разделяют те же самые взгляды: нечего, мол, больным и слабым помогать – пусть дохнут и очищают генофонд. Если же они их не разделяют, то хоть упоминай Бога, хоть не упоминай – тебе это уже ничего не даст, никто за тебя не проголосует. И Гитлер не мог этого не понимать. Значит, это не притворство перед электоратом, а его подлинное мировоззрение. Далее, Гитлер здесь говорит о вреде контроля над рождаемостью. Не то же самое ли пропагандирует христианство параллельно с борьбой против контрацептивов, презервативов, абортов?
На самом деле, нет причин считать Гитлера даже сторонником теистической эволюции. То что естественный отбор существует и может приводить к внутривидовым вариациям, согласны даже креационисты-младоземельцы, который отрицают эволюцию вообще. Вот, например, цитата с главной страницы креационистского сайта "Вся правда об эволюции, доказательства сотворения мира":
"Естественный отбор лишь отбраковывает плохие особи, но никак не играет творческую роль и не создает новые виды! <...> Никто не сомневается в том, что естественный отбор происходит, т.к. все это постоянно наблюдают, но он не подтверждает теорию Дарвина и не дает ответа на вопрос, откуда эти существа взялись в своем разнообразии для осуществления отбора. Естественный отбор может описать вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида в другой. <...> Естественный отбор - это уникальный механизм, отсеивающий слабых и больных, чтобы размножались и жили более крепкие здоровьем, без которого на нашей планете давно бы уже не осталось нормальных животных и растений (если вообще бы остались). Не иначе, как разумным замыслом, такой отбор не назовешь. Естественный отбор происходит – это факт, но он никак не объясняет появление существ и абсолютно никак не подтверждает теорию эволюции". [На всякий случай, скриншот прилагается].
То есть креационисты, как и Гитлер, считают, что естественный отбор – это "божественное предначертание", заложенное в природу неким богом для отсеивания слабых и больных. Таким образом, мировоззрение Гитлера прекрасно вписывается в креационистские воззрения. А учитывая многочисленные упоминания Гитлером Творца, Создателя, божественного замысла и Бога-Отца, приходится сделать неизбежный вывод: "Mein Kampf" написана креационистом! А все заявления верующих, будто Гитлер был дарвинистом и атеистом – очередная христианская ложь. Напомним ещё раз, что упоминание Гитлером "Бога-Отца" доказывает, что Гитлер верил не в какого-то там Зевса, Одина или Кетцалькоатля, а именно в христианскую Святую Троицу. Разумеется, христианам хочется скрыть этот факт и спихнуть Гитлера в лагерь атеистов, которых они ненавидят всем своим миндалевидным телом. Также, христиане часто врут, будто Гитлер не верил в существование объективной морали и, мол, это привело к преступлениям нацизма. Хорошо видно, что это тоже ложь.
Если кто-то в очередной раз захочет обвинить дарвинизм в том, что он вдохновил гитлеровцев на оставление больных и слабых людей без медицинской помощи – чтобы они не портили генофонд человечества – то (помимо того, что они ещё раз должны вспомнить, что здесь речь идёт о селекции и микро-, а не макроэволюции) пусть сравнят это с высказыванием самого Ч. Дарвина в книге "Происхождение человека и половой отбор":
2. Притворялся ли Гитлер верующим и, в частности, христианином?"Помощь, которую мы склонны оказывать слабым, представляется главным образом привходящим результатом инстинкта участия, приобретенного первоначально как составная часть общественных инстинктов и сделавшегося впоследствии описанным выше образом более нежным и широким. Отказывать в сочувствии, даже по голосу рассудка, нельзя, без унижения благороднейших свойств нашей природы. Хирург может заглушать в себе сострадание во время операции, сознавая, что действует для пользы больного, но если бы мы намеренно оставляли без внимания слабых и беспомощных, то делали бы это лишь в виду могущего произойти отсюда добра в будущем, купленного ценой большого и верного зла в настоящем. Стало быть, мы должны переносить безропотно несомненно вредные последствия переживания и размножения слабых. Существует, по-видимому, только одно средство задерживать их размножение, именно, чтобы браки между слабыми и мало одаренными членами общества были реже, чем между здоровыми. Эта задержка могла бы быть чрезвычайно усилена, если бы слабые умом или телом совсем воздерживались от брака (хотя на это скорее можно надеяться, чем ожидать этого)".
Гитлер высказывался о своей вере в Бога не только в "Майн Кампф". Однажды он заявил: "Русские получили право напасть на своих священников, но они не имеют права нападать на идею высшей силы. Это факт, что мы ничтожные творения, и что творческая сила существует". [Bullock Alan; Hitler and Stalin: Parallel Lives; Fontana Press; 1993]
Мартин Лютер был ярым антисемитом и называл евреев "порождениями ехидны" (это же определение использует Иисус в евангелии от Матфея). От них это выражение перекочевало и в высказывания Гитлера. Вот фрагмент речи Гитлера 12 апреля 1922 года:
"Мои христианские чувства указывают мне, что мой Господь и Спаситель — борец. Они указывают на человека, который однажды, будучи одинок и окружен малочисленными последователями, распознал истинную сущность евреев и призвал людей к борьбе против них, и Он (правда Божья!) был величайшим не только в страдании, но и в борьбе. В безграничной любви, как христианин и просто человек, я вчитываюсь в отрывок, который рассказывает нам, как Господь наконец восстал во всей своей мощи и, взявши плеть, изгнал из Храма порождения ехидн и гадюк. Как прекрасна была Его борьба против еврейского яда! Сегодня, после двух тысяч лет, во власти сильных эмоций, я еще более ясно понимаю, что именно для этого Он пролил Свою кровь на Кресте. Как христианин, я обязан не поддаваться обману, но быть борцом за правду и справедливость... И ежедневно усиливающиеся страдания свидетельствуют о том, что мы правы в жажде действий. Ибо у меня как христианина есть долг перед моим народом." [Baynes N. H. ed. (1942). The speeches of Adolf Hitler, vol. 1. Oxford: Oxford University Press. Цит. по: Р. Докинз. Бог как иллюзия. М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2012, с. 385-386]
Верующим всё это очень не нравится, поэтому от них часто можно услышать: "Гитлер просто притворялся христианином!" Зачем именно он притворялся – тут уж кто во что горазд сочинять.
1) Гитлер притворялся христианином, чтобы дискредитировать христианство изнутри, потому что ненавидел его.
2) Гитлер притворялся лояльным христианству, чтобы набрать больше голосов избирателей и победить на выборах.
3) Гитлер притворялся христианином, чтобы легче было держать население в послушании.
И т.д.
"Я верю, что Божья воля послала юношу в Рейх, чтобы он вырос, стал во главе нации и привёл свою родную землю обратно в германское государство." [Bullock Alan (2005). Hitler: a Study in Tyranny. London: Penguin. Цит. по: Докинз, с. 388]
До конца своих дней Гитлер выражал уверенность в существовании некоего Провидения, управляющего его судьбой и предназначившего его привести Германию к величию. Он благодарил Провидение после неудачного покушения в пивной "Бюргербраукеллер" в Мюнхене в 1939 году:
"У меня нет никаких сомнений. То, что я покинул пивную "Бюргербрау-келлер" раньше, чем обычно, — это вмешательство Провидения, берегущего меня для выполнения миссии". ["Hitler's Religion" by Anne Nicol Gaylor. Русский перевод цит. по: Докинз, с. 388]
После этой неудачной попытки архиепископ Мюнхена кардинал Михаэль Фаульхабер приказал отслужить в соборе благодарственный молебен с пением "Те Deum" "в знак благодарности Божественному провидению от имени епархии за счастливое спасение фюрера".
В качестве своего последнего оплота верующие используют книгу "Застольные беседы с Гитлером", где приводится несколько антихристианских высказываний Гитлера, шепнутых им кому-то на ушко по секрету в 1941–42 годах. В отличие от "Майн Кампф" и публичных выступлений Гитлера (засвидетельствованных большим количеством людей), это источник не из первых рук. Поэтому ценность "Застольных разговоров" в качестве исторического источника гораздо ниже, чем "Майн Кампф" и публичных выступлений. Тем более, что этот вторичный источник противоречит первичным. В "Майн Кампф" Гитлер много высказывается о своей вере в Бога и говорит, что христианство "дало толчок всему культурному и нравственному развитию человечества". В "Застольных разговорах", напротив, приводится жёсткая и агрессивная критика со стороны Гитлера в адрес христианства. Любому разумному человеку очевидно: если есть множество источников (тем более из первых рук) в пользу одной картины и один источник (чей-то пересказ), прямо противоречащий им, то, скорее всего, что-то не в порядке именно с последним. Но только не для верунов. Против атеистов им любая палка сгодится. С одной стороны, они утверждают, что высказывания политика в личных беседах вызывают больше доверия, чем его публичные речи, в которых он может лицемерить перед избирателями. Но с тем же успехом можно сказать, что публичные высказывания более достоверны, поскольку произнесены при большом числе свидетелей. В то время, как высказывания, сделанные "с глазу на глаз" и кем-то пересказанные, могут быть просто выдумкой пересказчика. Мы знаем, что "Майн Кампф" написана лично Гитлером, и что публичные речи произнесены им же. Но у нас нет веских оснований быть уверенными в подлинности цитат из "Застольных разговоров", тем более если они противоречат первичным источникам. А если учесть, что автор "Застольных разговоров" писал эту книгу в британском плену, то ситуация становится совсем безрадостной для атеистофобов. "Застольные разговоры" были опубликованы уже после смерти Гитлера (в 1951 г.), а мы знаем, как христиане любят приписывать знаменитым людям после их смерти всякие высказывания, выгодные христианам, и которые те уже не смогут опровергнуть. Например, будто Дарвин отрёкся от теории эволюции перед смертью, или будто Эйнштейн верил в личностного бога и также отрицал теорию Дарвина. Тем более, что в некоторых местах "Застольные разговоры" утверждают откровенную неправду относительно исторических фактов – будто Гитлер и его партия не вступала ни в какие отношения с церковью (об этом – через несколько абзацев). Это снижает ценность этой книги как исторического источника ещё на порядок.
Но даже если высказывания Гитлера из "Застольных разговоров" подлинны, а не сфальсифицированы, то это говорит, скорее, не о том, что он притворялся на публике, а лишь о том, что поначалу он был христианином, а к концу жизни разочаровался в католицизме (но не в вере в Бога вообще). По крайней мере, эта интерпретация основывается только на фактах, а не на домыслах. Возможно, к концу жизни Гитлер за что-то обиделся на церковь. Но невзлюбить церковь – не значит не верить в бога и быть атеистом.
Кроме того, среди высказываний Гитлера там есть такие, которые напрямую противоречат реальным историческим фактам. Это также заставляет предположить, что в "Застольных разговорах" приводятся либо ненастоящие высказывания Гитлера, либо сам Гитлер лукавил и врал при этом. А если он мог врать в одних местах, то там же он мог врать и относительно своего негативного отношения к христианству. Например, Гитлер утверждает, будто он и его партия никогда не вступали ни в какие отношения с церковью и не дружили с ней и будто он всё делал без её благословения. Эта цитата напрямую противоречит историческим фактам – подписанию Конкордата между нацистами и католической церковью 20 июля 1933 г. (см. ниже), о чём Гитлер не мог не знать. Поэтому достоверность или искренность высказываний из этой книги уже вызывает сомнение. Автор книги "Застольные разговоры с Гитлером" писал её, находясь в плену у британцев, а Великобритания, как известно, – христианская страна... Хотя предположение о том, что автор выдумал эти цитаты в угоду британцам-христианам, выглядит не слишком убедительно, поскольку там есть и такое высказывание: "Я ничего не имею против целиком государственной церкви, как у англичан". Возможно также, что из-за постоянного стресса, вызванного войной, Гитлер тронулся умом и начал нести околесицу. В любом случае, к этому источнику надо относиться с подозрением. Если в данном месте он говорит откровенную неправду насчёт исторических фактов, то где гарантия, что он не врёт и насчёт своих религиозных убеждений, особенно в прошлом?
Ну и наконец, даже если все цитаты из "Застольных разговоров" подлинны и искренни, то из них следует, что даже несмотря на то, что Гитлер в этот период своей жизни враждебно относился к христианству, он всё равно продолжал верить в некую высшую силу, в Бога и "Провидение", поскольку часто упоминал их и утверждал, что "Провидение дало человеку разум", что "Провидение создало каждого человека с неотъемлемыми расовыми признаками", что он "усомнился бы в Провидении" (если бы христианский священник умудрился бы ему помочь), что христианское заявление о "чуде преображения" – это "издевательство над любым божественным началом", и также утверждал, что: "То, что противоречит законам природы, не может быть божественного происхождения, и Господь, если пожелает, поразит молнией также и церковь". Короче говоря, даже делая негативные высказывания о христианстве, Гитлер упоминал "Господа", "божественное начало" и "Провидение" в положительном смысле, так, как будто он действительно в них верит.
Продолжение следует.
Дополнительно:
Оценили 9 человек
17 кармы