ДверьмИ или дверЯми, дочерьмИ или дочерЯми. Что скрывает творительный падеж

12 2020

ЛюдьмИ или людЯми, лошадьмИ или лошадЯми, восьмью или восемью. Что происходит с некоторыми формами творительного падежа. Забытые и устаревшие варианты: гостьми, ушьми и др.

Кто это сказал «c четырьмями космонавтами на борту»? Это же уму не растяжимо, в наше-то время говорить «с четырьмями», когда давно уже с пятерьмыми. ©

Шесть наблюдений о творительном падеже

1. Считается, что творительный падеж ввёл в церковнославянскую грамматику Лаврентий Зизаний. Его «Грамматіка словенска совершенного искусства осми частей слова» 1596 г. — первый систематический учебник церковнославянского языка.

2. Определить все значения творительного падежа — по-настоящему трудная задача для русистов и славистов во все времена. Русская корпусная грамматика остановилась на 12 (!) значениях.

3. В женском роде творительный падеж постепенно усекается, сокращается фонетически. Вечернею → вечерней, весною → весной, мною — мной. В последние лет 30 это проявляется даже в коротких местоименных формах: вспомним дискуссию о выборе между нормативным ею и более новым ей (гордиться ею, но допустимо и гордиться ей).

4. В творительном падеже просыпается склоняемость тех слов, которые относятся к неизменяемым. Например, кто из нас не слышал спонтанное *подавиться кофем?

5. Грамматически неверные формы творительного падежа — неиссякаемый источник для пополнения просторечия, народно-разговорной лексики. Чего только стоит цитата в начала статьи. Как вам анекдотичные двумями, тремями и четырьмями?

6. Это может быть субъективно, но сложносоставные числительные в первую очередь теряют именно творительный падеж. Мы предпочтём сказать как-то по-другому, не́жели «Расплатиться 678 рублями» (шестьюстами семьюдесятью восемью/восьмью). Как бы это дико ни звучало, конструкции с творительным падежом нам здесь просто не нужны. Даже вместо короткого «Мы пошли с девятью мальчиками» мы охотнее скажем нечто вроде «С нами было девять мальчиков».

Откуда взялось -ами/-ями

Это всё наследие древнерусского склонения. Окончания -ами/-ями, они же более сильные и живучие, пришли из древнего склонения на -ā — [a] долгий, тогда как -ьми осталось от склонения на *-ĭ — [i] краткий. Изначально -ами/-ями относились только к склонению на -ā, тогда как у других типов склонения их не было.

Впоследствии они вытеснили древние *столы, кони, селы, поли (это все прежние формы творительного!), в результате мы получили стола́ми, коня́ми, сёлами, поля́ми. В одной из научных статей я даже встретил точное выражение процесс «а-экспансии», которое метко характеризует эту тенденцию. Формы вроде образы, бояры, вороты (вместо «образами, боярами, воротами») могли эпизодически употребляться до середины XVIII в.

Дверьми или дверями, лошадьми или лошадями

Возможны оба варианта. У трёх существительных окончание -ьми до сих пор считается более употребительным, традиционным.

Дверьми́ — дверя́ми. Гордиться можно и новыми дверя́ми (попроще), и дверьми́ (поэтичнее).

Дочерьми́ — дочеря́ми. Точно так же. В разговорной речи можно восхищаться дочеря́ми, а во время написания мемуаров — почтеннейшими дочерьми́.

Лошадьми́ — лошадя́ми. Тут тоже всё понятно.

Звери — зверьми́ (устаревшее) — зверя́ми (современное). Ночевать можно со зверя́ми, а если вы желаете воссоздать обстановку XIX — XX века, то и со зверьми́ можно.

Восемь — восемью́ и восьмью́ абсолютно равноправны. Аналогично: восемьюстами и восьмьюстами; восемьюдесятью и восьмьюдесятью.

Фразеологизмы лечь костьми́, бить плетьми́ хранят устаревшие формы творительного падежа при современных костя́ми и плетя́ми.

Некоторые устаревшие варианты даже в литературе XIX века встречаются. У Крылова находим гостьми́, у Жуковского — желудьми́, у Лермонтова — ушьми́ и когтьми́.

Ещё несколько устаревших форм, которые лингвисты нашли в русской литературе XVIII — XIX вв: гостьми́, речьми́, вещьми́, печьми́, мы́сльми, сетьми́, ведомостьми́, очьми́. Думаю, легко догадаться, к каким словам они относятся. Удивительно, как выжило ударение мы́слями и не дало поглотить себя мысля́ми.

Дети — детьми́, люди — людьми́

Не так много существительных сохранили в творительном множественного -ьми без допустимого -ами/-ями. Это дети (детьми́), люди (людьми́). Думаю, легко теперь понять, откуда взялись прорывающиеся в просторечии словоформы *людЯми и *детЯми. Ещё есть не́люди — не́людями, а не *нелюдьми́.

           https://zen.yandex.ru/media/gr...

Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Мария Захарова: а что вообще делают в России послы, не явившиеся на инаугурацию?

Похоже, что Россия готовится к понижению уровня дипотношений с Европой. И даже более того: к инициативному понижению. То есть мы ждать не станем, а сами вышлем их послов на родину, если...

Уси-пуси, на микропюрера покушались

Зеленский принимает новый закон о мобилизации. Фотофакт У Зеленского всё плохо. Фронт сыпется, армия деморализована, экономика уничтожена, денег нет, народ прячется от лютующих ТЦКшников. Плюс ...

Обсудить
  • Правильно неправильно писать нада: з бейсграмматнастю! Чиму тебе на филалагическым факультету учыли по курсу общая филология?!! Где гулял ва времня лекцый? Какиме ходАми палучыл зачот? Га, я спрашуюю?!! А то б ты знал, что правила коммуникации корпоративны и конвенциональны, а не всеобщи и абсолютны. И что то, что кажется нормой нормальному гимназисту, не подходит слепому, глухому, бедному и безграмотному. И что в русском языке хочешь или нет есть живые струи всех языков и говоров мира! Они о языках пайнятия не имеют, а всё туды жа. И учуть и учуть. А потом очин удивляются, шо за ними нихто не йдеть.
  • :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • Я этих вашых пальцев сердечек и крындельков не пайнемаю.
  • :thumbsup: