The Benefactor. Руководство по применению

0 581

На экраны вышел первый художественный фильм, посвященный только благотворителю. Не какому-то абстрактному, а персонифицированному. А также — его образу мыслей, образу жизни, внутреннему миру и влиянию на окружающих. Конечно, фигура филантропа мелькала в кино и раньше, но как роль второго плана. Или как одно из второстепенных качеств отдельного персонажа. В этот раз все по-другому и серьезно.

В нашем прокате картина почему-то называется «Френни». Это очередное недоразумением переводчиков. Есть такое право прокатчика – давать адаптированные названия, когда оригинальные — намного реальнее. Действительно, в нашем случае главного героя фильма все зовут Френси, даже в русском переводе. Точное название фильма The Benefactor — благодетель. Так что предлагаю оставить «Френни» его изобретателям, и руководствоваться названием от создателей.

Что до перевода – тоже важный факт для неискушенного зрителя. Надо помнить, что даже те художественные фильмы, которые в прокате назывались или «Филантропы», или «Меценат» или «Гангстер и филантропы» и другими похожими эпитетами, к сфере нашего издания не имеют отношения. Это совсем другие — комедийные, детективные истории. Или адаптации называний книг, как в случае с фильмом The rainmaker переведенном в отечественном прокате как «Благодетель» — экранизации романа о везении «Золотой дождь» Джона Гришема. Так что не заблудитесь в названиях.

В фильме The Benefactor все только о благодетеле в его разнообразных проявлениях. Проявления эти крайние – как и положено в кино, и как часто бывает в жизни, не выносимой на всеобщее обозрение.

Особенно советую это видео тем, кто в благодетелях нуждается, дабы они научились экономить время в процессе общения с такими великими личностями, если повезет. Видеоряд поможет вам понять, какие могут быть непредвиденные ситуации и чего ждать от меценатов и фондов, когда вы туда обращаетесь. А если вам помогают или отказывают, вы хотя бы сможете угадать первопричины. И в следующий раз увидеть за именем — человека, а не его финансы. Кто знает, может вам и перехочется просить помощь именно у этого фонда, или именно у этого, конкретного мецената?

Итак – о главном. Начинающий режиссер Эндрю Ренци и вся команда фильма разбивают клише стандартного мецената и филантропа как капиталиста, довольного собой и жизнью и конечно – как всегда, оторванного от проблем простых людей. Главный герой, которого все зовут просто по имени, потерял друзей в аварии и не без своей вины. Тогда он покалечил ногу и теперь у него реабилитационный период. Он очень богат, у него бесконечное количество денег. Представленная в фильме медицинская клиника для детей – создана по желанию погибшего друга при поддержке Френси и на его средства. И сразу понятно, что это не один из проектов героя. Их явно больше. Френси не собирает совещания, не руководит компаниями, даже удаленно. Он стар, но активен. Однако мы не видим его в офисе. Такой режиссерский ход, как отсутствие связующего логического звена, предполагает его наличие. Просто на Френси давно работают люди, много людей, а он может позволить делать то, что хочет. Что же хочет Френси? Для него необходимым есть врожденная потребность помогать. Красной нитью проходит редкая черта характера. Почти наркотическая тяга творить добро. С таким качеством, конечно, рождаются. Не зря главный герой употребляет наркотические обезбаливающие, после хирургической операции – как бы намекая зрителю на зависимость.

Но несмотря на это, он опытен, умен и может рассмотреть проблемы человека и его сущность с первого взгляда. Френси не обманешь, но сам он и виду не подаст, что видит вас насквозь. Даже прикинется глуховатым. Он лоялен в общении с нанятыми работниками, и безмерно корректен с теми, кому помогает. Он просто добр и позволяет своим протеже сесть себе на шею, совсем незаметно для этих протеже. Кому он помогает и кого выручил — не улавливают, что начинают принимать несметные подарки Френси, как норму. Даже перестают благодарить. Что это все напоминает? Достаточно посмотреть, как выглядит Френси, и станет ясно. Конечно – он вторит клише образа Бога, изображаемого часто седовласым старцем. Длинные седые волосы, добрый и мудрый пронзительный взгляд, размашистые жесты обеих рук, заполнение собой всего пространства, где бы Френси не появлялся и моментальное творение чуда для окружающих. Если бы он носил бороду – можно было бы спутать с Сантой…

Однако отдельно взятые Адам и Ева оказываются неблагодарными. В фильме это дочь погибших друзей Френси и ее супруг. Оба актеры тоже из нашумевших сериалов. Героиня Дакоты Фенниг («Сумерки») просит у «знакомого бога», находясь на последних месяцах беременности, всего-ничего – только устроить мужа на работу в его благотворительную клинику. Френси не надо много объяснять – он и так знает о проблемах молодых семей. И решает все за них: гасит студенческий кредит, дарит паре дом своих покойных друзей, выкупленный специально для этого случая заранее (!) и вводит молодого супруга (Тео Джеймс «Другой мир», «Дивергент») в высший орган – совет директоров медицинской клиники и благотворительного фонда. Так и подумаешь: «как, однако, становятся директорами». Супруг сначала сопротивляется и хочет казаться самостоятельным, но деньги берут свое. «Кто Френси вообще такой?», — возмущенно спрашивает он у молодой жены. «Меценат», — отвечает она отвлеченно. И семья молчаливо решает принимать бесконечные подарки.

Но счастье длится не долго, у Френси заканчивается обезбаливающее и он обнаруживает свою зависимость от медицинского наркотика. Происходит это тогда, когда им же облагодетельствованные персонажи начинают все как один отказывать в препарате. Даже доктор, который подсадил его на этот наркотик. Френси все хуже – выживет ли он в процессе этой неожиданной ломки? Под натиском предательства это тем более сложно, когда все, кому он помогал, называют его наркоманом. Даже его собственная клиника отказывает в помощи Френси. Но сохранить публичную приглаженность так важно! Не ровен час – общественность осудит мецената и все что он делает… Поэтому, что бы предстать срочно в нормальном виде на каком-либо мероприятии, Френси надо принять дозу. Замкнутый круг – без него не начнется действие и никто не хочет ему помочь.

Благодетель теряет самоконтроль и высказывает каждому, кто попадается на его пути все, что о нем думает. Поймут ли они, как и зрители, что эти слова – на вес золота, потому что это правда? Правда от человека, имеющего достаточный опыт – кто еще скажет такое в лицо? Сводится эта правда к одному – Френси не с кем идти в разведку. Но – как вы можете догадаться, люди страшно обижаются. Кому приятно осознавать, что он ничего не значил бы и не достиг так быстро, не встреться ему на пути benefactor? Мы видим, как Френси вызывает отвращение у всех, кто от него зависит, и даже у зрителя.

Благо что актер, доносящий до зрителя все многообразие образа Френси – не кто нибудь, а Ричард Гир. Потому вызвать разнообразные эмоции, вплоть до отрицательных, он может. Не помню такого 100-процентного ощущения навязчивости и нарушения личных границ, какое вызывает Гир в этой роли. Кроме душевности, его меценат может быть в состоянии не контролируемого психоза и выворачиваться наизнанку в подробностях своих переживаний. Как человек с кинообразованием, считаю, что актер первый раз за свою карьеру, показал максимальный диапазон внутренних переживаний. Наверное, что бы одним разом охватить все возможные характеры благотворителей.

Откуда актер знает эти моменты? Все просто, Ричард Гир основатель благотворительного фонда The Gere Foundation. И большая часть его жизни отдана теперь общественным и социальным проектам. А в отношении кино… Как признавался Гир в многочисленных интервью, он уже давно на том уровне, когда может позволить себе начать сниматься почти бесплатно в тех фильмах, которые считает нужным. И воплощать те образы, которые актуальны для него и для общества. От себя добавлю – Гир может себе также позволить быть инициатором создания картин, которые он считает нужным. Собственно – это одна из форм благотворительности в Голливуде.

Если фильм The Benefactor покажется вам затянутым и сыроватым – не удивляйтесь. Это просто первая полнометражная лента начинающего продюсера Энрдю Ренци, которого теперь в качестве режиссера и сценариста поддержал конкретно Гир. Как актер, он не вмешивается в процесс постпродакшн. Но финансирует, продюсирует и продвигает. Именно Гир своим присутствием вытягивает фильм, возит его на разнообразные фестивали, дает интервью и выпускает в прокат. Не столь важно зрителю знать, как выглядит режиссер, — важно, что все узнают Гира и пойдут в кино именно на него. Конечно, подтянуты в команду и первые роли «Сумерек» и «Дивергента». И для затравки, и как возможность молодым актерам показать хозяевам Голливуда свои драматические способности. Так что Гир помогает и Дакоте Фенниг с Тео Джеймсом. Иначе Голливуд может убить их личности в однообразных сериалах и римейках. Как признается Гир, руководство Калифорнийских холмов (как называют в народе Голливуд), «принимает финансово-корпоративные решения, убивающие подлинное творчество» .

Точно так же Гир создавал фильм о бездомных «Перерыв на бездумье». В течение 12 лет он собирал данные, изучал проблему и проталкивал на уровне Конгресса социальные рацпредложения. Как актер сам признался: он показывает этот фильм для политиков, для нищих, для Организаци по делам бездомных. И в этом случае, вы так же вряд ли вспомните имя режиссера. Зато вспомните фото нищего Гира, принимающего еду от незнакомки, которая во время съемок не узнала актера, роющего в мусорном баке. «Это был единственный человек, кто уделил мне внимание за 21 день съемок в Нью-Йорке! Для меня это был шок. Думаю, что и настоящий бомж реагировал бы точно так же, если бы кто-то ему вдруг что-то дал. Я взял пакет, сказал ей: „Спасибо! Благослови вас Бог!“»

Перерыв на бездумье

Благотворительностью должен заниматься каждый – считает актер: «Просто я способен привлечь к такой деятельности внимание, потому что журналисты немедленно о ней напишут. Ах, кинозвезда что-то такое сделала! Но я не делаю ничего особенного! А для того, чтобы влиять на мир, поступок не обязан быть большим». Действительно, вспоминается фоновая ситуация с именным благотворительным фондом в картине Arbitrage («Порочная страсть»), когда доброе дело переходит в разряд автоматических, даже для такого финансового преступника, как герой Гира — миллиардер. Тема благотворительности и тут уже проходит лейтмотивом – выдаст ли герой чек на больницу для онкобольных или нет? И оказывается, что только путем подлога и махинаций, деньги на фонд все-таки находятся. Тоже интересный параллельный сюжет для отдельного анализа. Но Гир признается, что не видит в финансовых воротилах чудовищ; для него главное увидеть в нем человека и показать зрителю. «Для меня нет проблемы войти в свой персонаж, а потом из него выйти. Кем бы он ни был — бомжом или миллиардером. Недавно я сыграл очень богатого парня в фильме The Benefactor. Еще один экстремальный герой», — проговорился Гир на представлении «Перерыва на бездумье» (Time out of mind) на фестивале в Карловых варах.

Если вы не следите за новостями кино, я поясню: хотите изучить поведение меценатов, рассматрите развитие образа исполняемого Гиром — в нескольких ролях, как трилогию. Arbitrage, где герой Гира (не забывайте: владелец благотворительного фонда) — на вершине успехов, Time out of mind, где герой на полном дне и The Benefactor, где в одном лице собрано все – блеск и нищета. Собственно, в этих фильмах Гир о личности благотворителя сказал все. Осталось разве что снять документалку о его персональной филантропии.

Не думаю, что вы выдержите весь фильм «Перерыв на бездумье», — это бесконечная медитация. Складывается впечатление, что просто репетировал будущую роль несчастного благотворителя, как одну из сторон одной и той же монеты, по принципу «принц и нищий».

Гир вспоминает как ощутил экстремальность момента: «Я стоял на углу, в шапке, я немножко нервничал, но когда я понял, что на меня никто не обращает внимания, я осмелел. И я начал просить. Я говорил – „Подайте мелочь“ или „Помогите по чуть-чуть“. И так продолжалось 45 минут… Кто-то давал мне монетки, на меня никто не смотрел. За 45 минут я набрал что-то около двух с полтиной. Не очень удачный день».

Действительно, в какой-то момент, смотря на Френси в The Benefactor, понимаешь, что перед нами бездомный, просящий милостыню. Только ему никто ничего не дает. Со стороны потребителей, повисших на благодетеле, это логично: как можно помочь всемогущему? «Френси, или ты ложишься на реабилитацию, или мы уходим от тебя», — вот и все, чем могут «помочь» герою окружающие. Перед нами обратная сторона Луны, внутренний мир просто человека, каким мог бы быть кто угодно из любого среза общества. Никто не застрахован от ситуации падения и предательства. От добра добра не ищут. Оставленность и полное одиночество – вот удел творящего добро и поднимающего других из грязи.. Выживет ли наш герой в этот переломный момент своей жизни?

Вполне логический вопрос. В современной Америке, славящейся активностью сектора филантропии и волонтерства, происходят реальные истории. Движение The Giving Pledge набирает обороты. Цель вроде бы хорошая, расстаться как минимум с половиной своего состояния, а лучше со 100%, что бы сократить разницу между беднейшими и богатейшими слоями общества на планете. Но что мы знаем о тех, кто вносит свои средства?

В 2013 году 86-летний американский бизнесмен и меценат Роберт Уилсон покончил с собой, выбросившись из окна 16 этажа своего дома на Манхэттене в Нью-Йорке. Миллионер славился редкой для людей его круга щедростью. Говорят, что он оставил предсмертную записку, однако что там – осталось тайной. Само собой – это только в кино нам покажут закулисье миллионера. Потому не осталось тайной само событие и для людей из мира кино. Не сомневаюсь, что образ был «взят на карандаш». Один из близких друзей Уилсона рассказал журналистам, что покойный преследовал одну цель – раздать как можно больше денег нуждающимся.

Возможное прочтение возможных причин трагедии можно увидеть в гамме тех переживаний, которые демонстрирует нам Гир в роли Френси — на грани выживания. Выживет ли он?

Трактовка образа несказанно полезна для всех, кто в теме НКО. Такой фильм объяснит многим: ни миллионные состояния, ни публичность не отнимают у человека его человеческих качеств. А они напрямую влияют на реализацию любого благотворительного проекта как личной частной инициативы. А для тех, кто ищет финансы – поможет разобраться, с кем они иногда имеют дело.

Зачем я это все вам объясняю? Скажу честно, как киношник: полноценно хороший по режиссуре фильм, не требует никаких дополнительных слов. От него нельзя оторваться. В случае с The Benefactor все не так – вам может стать скучно после определенной минуты. Если вы собрались отдохнуть – это кино не для вас. Так для кого же? Отдает ли себе отчет Гир, что некоторыми своими ролями, создал видеокурс для специалистов? Вполне может быть. Даже не знаю, как назвать такой жанр. Ну разве что – инструкция или руководство по применению.

Остается только молиться. Непоколебимость иерархов УПЦ помогла устоять украинскому православию в 2024 году. Интервью «Антифашиста» с Анатолием Степановым

В последние годы на Украине наблюдается нарастание напряженности вокруг вопросов свободы вероисповедания в условиях непрекращающегося давления и гонений на каноническую Украинскую Право...

ПАРТИЯ. ЕЩЁ ИГРАТЬ БУДЕМ?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация.Новость номер один: Турция просит международное сообщество повлиять на Израиль, чтобы он срочно убрал свой контингент из Сирии.Новость номер два:...

Планы глобалистов на 2025.

Каждый год журнал The Economist публикует обложку нового журнала, которая представляет собой замысловатый ребус в котором показано что ждет человечество в будущем году, предлагаю начать...