В 1976 году во Франции режиссёром Франсисом Вебером был снят фильм "Игрушка", который по праву вошёл в анналы шедевров мирового кинематографа. Это замечательная, красивая и добрая лента, которая учит людей быть добрыми и отзывчивыми друг к другу, вместе радоваться и разделять невзгоды, как и подобает настоящим друзьям.
Появившись на экранах Советского Союза, лента очень быстро стала мегапопулярной, впрочем, как и большинство картин с участием Пьера Ришара. Это подтверждал и тот факт, что фильм из кинотеатров перекочевал на телевидение - это было достаточно знаковым событием.
Музыкальная тема из этого фильма (композитор Владимир Косма) стала настолько узнаваемой, что многие, как это ни парадоксально звучит, даже и не знают, откуда именно она пришла.
Сюжет фильма весьма оригинален, ситуация доведена до абсурда, представленного в форме гротеска. Вместе с тем, через этот гротеск, в который гармонично вписывается лучшее амплуа Пьера Ришара - его образ обаятельного неудачника - на зрителя обрушивается шквал простых человеческих чувств.
В детстве ( а увидел я этот фильм впервые, когда мне не было и десяти лет) "Игрушка" воспринималась просто как очень смешная комедия. Нам и в голову не могло прийти, что показанное на экране может быть реальностью. Само понятие "безработица" было для нас чем-то ирреальным, разумеется, мы знали о её существовании, но для нас она ассоциировалась исключительно с "их" нравами. А комната Эрика, битком набитая игрушками, представлялась нам просто сказочным замком.
Ну, вот не могли советские дети представить себе в реальной жизни СТОЛЬКО игрушек у ОДНОГО ребёнка! И условия, предлагаемые Франсуа Перрену, казались просто забавным приключением.
В самом деле, человек два года искал работу, ему повезло её найти, а тут "повезло" ещё больше, можно и не работать и получать деньги, просто потакая капризам сына биг-босса.
Тем более, что Франсуа не совсем отвечал представлениям советских детей о классическом безработном - он одет не в лохмотья, живёт не под мостом и не страдает от недоедания.
И только увидев протест героя, мы начинали понимать, что фильм хотя и считается комедийным, на самом деле довольно грустен. Современный же взгляд на эту ленту однозначен - никакая это не комедия! Президент Ромбаль-Коше вообще не смешон, он страшен. Хотя бы потому, что мы столкнулись с подобными ему в нашей новой реальности.
Может быть, я выскажусь несколько высокопарно, а может даже и банально, но этот фильм прямо-таки тычет зрителя носом в коренные недостатки капитализма. Гениальный режиссёрский ход - индеец в магазине игрушек:
Не зря чуть позже Франсуа предстаёт перед зрителями ( и перед индейцем) в образе ковбоя.
Мне довелось услышать такую трактовку фильма, что «свобода слова дороже денег» . Горькая ирония в том, что эту самую «свободу слова» журналист смог обрести лишь став игрушкой. Эту горькую правду он сам и озвучивает в разговоре с президентом. А последний ничего не может сделать, ибо сам предложил такие правила игры.
Огромная удача картины - мальчик Фабрис Греко, исполнитель роли Эрика. Эта роль досталась ему случайно, как сыну знакомого одного из членов съёмочной группы, больше он в кино не снимался, если не считать камео в 2013 году. Перевоплощение избалованного мажорчика, раскрытие его внутреннего мира и непростой жизненной ситуации удались просто замечательно.
В общем, в "Игрушке" есть и политика, и психология отношений, и дружба, и любовь, и преданность. И есть главная мысль - не всё в этой жизни продается и покупается, есть вещи, которые не купишь ни за какие деньги.
И маленький штрих в заключение статьи. Ведь только в прежней манере съёмки, кинокамера могла показать Париж в таком пленительно-романтичном образе красивой старины, утопающей в зелени, и (!) припорошенной дефектами плёнки. (Это к вопросу о нынешней погоне за чёткостью картинки и спецэффектами.)
Вот как-то так. Берегите себя и будьте счастливы.
https://zen.yandex.ru/media...
Оценили 34 человека
45 кармы