На смерть тирана-3 или Эпилог

367 21444

Надеюсь этой статьей завершить цикл моих статей, посвященных недавно почившему в бозе узбекскому президенту Исламу Каримову.

Как я понял, две моих предыдущих статьи цикла – «На смерть тирана, или Что теперь будет в Узбекистане» и «Про андижанскую бойню, или На смерть тирана-2» – не смогли в полной мере разъяснить ряду читателей ни мое крайне негативное отношение к Исламу Каримову, ни мою позицию по отношению к сотворенным им непотребствам.

Некоторым читателям не понравилось, когда я пожелал покойному землю стекловатой и саван железобетоном. Не знаю, какими мотивами руководствуются эти мои оппоненты. Скорее всего они приверженцы древнеримского принципа «О мертвых либо плохо, либо молчок!», но я всегда считал, что смерть негодяя не может служить причиной для того, чтобы мы дружно заткнулись или стали говорить об усопшем только положительные вещи! Если человек при жизни творил зло, любой из нас имеет право высказать свое негативное отношение к нему и пожелать его душе справедливого возмездия на небесах.

Также, когда речь зашла о событиях в узбекском городе Андижане в мае 2005 года, и я высказал свое аргументированное мнение о Каримове как палаче собственного народа, ряд читателей, не стесняясь в выражениях, стали оскорблять меня, называя «майдауном», «либерастом» и прочими нехорошими словами.

Вот поэтому я и решил написать третью статью по этой теме, чтобы расставить все точки над «i» и разъяснить свою позицию тем, кто не видит дальше своего носа.

Я не оспариваю тот факт, что Каримов действовал вроде как единственно верно, жестоко подавив народный бунт в Андижане, инспирированный Госдепом и спровоцированный вооруженными людьми, которые были загодя подготовлены на территории сопредельной Киргизии.

Это при взгляде с одной стороны кажется правильным и разумным в сложившейся непростой обстановке – Каримов предотвратил андижанский Майдан, который грозил кровавым бунтом по всей густонаселенной Ферганской долине.

Но если копнуть чуть глубже, вернуться хронологически на пятнадцать лет назад, и проследить всю подоплеку событий, все восторги по поводу т.н. «твердой руки» Ислама Каримова поутихнут и сойдут на нет!

При тщательном анализе ситуации приходишь к выводу, что Ислам Каримов кровавым способом исправлял в мае 2005 года собственные грубейшие «косяки».

Есть такой старый советский анекдот про т.н. «армянское радио»:

Армянское радио спрашивают:
- А правда, что академик Акопян выиграл «Волгу» в лотерею?
- Правда! Только не Акопян, а Айвазян. Но не академик, а слесарь. И не «Волгу», а «Запорожец». И не в лотерею, а в преферанс. И не выиграл, а проиграл. Остальное всё правда...

То есть всегда нужно тщательно анализировать информацию и смотреть глубже.

Когда я готовил эту статью, я понял, что могу долго и безуспешно расписывать все нюансы современного Узбекистана, но многие так и не «вкурят», почему я считаю Ислама Каримова единственным виновником андижанской трагедии.

Поэтому решил привести такой пример с привязкой к российским условиям.

Представьте, что вы родились и жили безвыездно в далекой сибирской деревне, которая при СССР была колхозом.

Затем, после развала Союза и начала эпохи «дикого капитализма» ваш колхоз приказал долго жить, но председатель колхоза (назовем его условно Иван Иваныч) подсуетился, подключил административный ресурс и по-быстрому «прихватизировал» всё колхозное имущество, став местным помещиком-олигархом и единственной властью в деревне.

В итоге все колхозники со временем превратились в крепостных при барине, и уже мало кто вспоминал, что когда-то Иван Иваныч был ярым коммунистом и даже орденоносцем за успехи в деле строительства коммунизма.

Вот так незаметно для себя вы стали фактически рабом, несмотря на то, что формально у вас есть паспорт и при желании вы легко можете уехать из своей деревни в поисках лучшей доли.

Однако на чужбине жизнь тоже не сахар, и поэтому многие сельчане предпочитают работать за пайку на помещика Иваныча.

Причем Иваныч сильно изменился – теперь он относится к своим работникам как к скоту, заставляет работать с утра до вечера за мизерную зарплату, а недовольных условиями жизни либо вынуждает уехать, либо жестоко «прессует» изо дня в день.

Причем в соседних деревнях такая же ситуация – там тоже правят свои новоявленные помещики, методы хозяйствования которых мало чем отличаются от тех, что использует ваш Иваныч.

Жаловаться на беспредел Иваныча тоже полный бесполезняк – местный участковый приходится Иванычу зятем, а районный прокурор в кумовьях ходит!

Однако большинству жителей вашей деревни уже всё равно, и они даже боготворят Иваныча, считая, что именно благодаря ему деревня сумела выжить после развала колхоза-миллионера.

Вот и вы тоже так благодарны Иванычу, потому что худо-бедно, но у вас есть работа и кое-какой заработок, которого, правда, хватает едва-едва, чтобы вы окончательно не протянули ноги.

И вот в один неудачный для себя день вы, работая на пилораме, случайно роняете на ногу бревно и повреждаете стопу.

Однако лечиться вам некогда – больничные Иваныч не оплачивает принципиально! К тому же в вашей деревне нет даже фельдшера – потому что Иваныч посчитал накладным для себя тратиться на такую роскошь, как медпункт.

И вы, превозмогая боль, все последующие дни ходите на работу. С каждым днем вам всё хуже и хуже, ваш ослабленный постоянным недоеданием и ужасными условиями работы организм уже не в состоянии справиться с инфекцией.

Однажды утром, проснувшись от жуткой боли, вы обнаруживаете, что ваша голень почернела и вам при всем желании не встать с постели. Понятное дело, что вы не выходите на работу и это сразу замечает Иваныч.

Он приходит к вам домой, видит ваше состояние, и, ни слова не говоря, достает из сумки литровую бутылку водки и свой большой охотничий нож.

Затем он, откупорив бутылку, поливает лезвие ножа водкой и приказывает вам залпом выпить эту водку (приговаривая «Пей до дна! Пей до дна, мерзавец! Ишь чего удумал, гангрену себе устроил, чтобы только откосить от работы!!!»).

И, дождавшись момента, когда выпитый вами почти литр водки обеспечит достаточную анестезию, Иваныч умелым движением делает вам ампутацию!

Уходя, Иваныч говорит вам следующее: «Так уж и быть, сукин ты сын, даю тебе неделю отдыха, чтобы оклемался! Но денег за эту неделю ты не получишь. За операцию, так уж и быть, я с тебя денег не возьму. Но ты заплатишь мне вдвойне за ту бутылку водки, потому что она фирменная московская кристалловская, это не тот сивушный самогон, которым я вас, сучар, снабжаю через свой магазин! Также я прикажу столяру сделать для тебя деревянный протез и костыли, за них ты тоже заплатишь из своего заработка. У нас тут не коммунизм, а я не Мать Тереза! И чтобы через неделю на работу вышел, работа сама не сделается. Понял, сучий ты потрох?!».

И вот лежите вы в своей халупе, безногий инвалид, по уши в долгах, и вам нужно для себя решить, как вам следует относится к Иванычу.

С одной стороны, он спас вам жизнь, он благодетель ваш, как ни крути! Гангрена – это ведь вам не шуточки.

То есть ваши односельчане, которые, прослышав о вашем чудесном спасении, все как один советуют вам денно и нощно молиться за здравие барина Иваныча.

Вы ловите себя на мысли, что люди вроде стопроцентно правы, ведь не подоспей Иваныч вовремя, гангрена отправила вас на тот свет уже к вечеру.

Но в то же время, оглядываясь назад и вспоминая былые времена, вы начинаете осознавать, что всё с вами случившееся есть закономерный итог многолетнего единоличного правления Иваныча!

Так что не благодарить вам надо своего барина, а желать ему скорейшей и крайне мучительной смерти!

Как видите, более тщательный анализ ситуации с учетом всех аспектов дела в корне меняет всю картину.

Применительно к современному Узбекистану выходит именно так.

Случившееся в Андижане в мае 2005 года есть закономерный итог крайне непрофессионального государственного управления Ислама Каримова!

К тому времени за почти полтора десятилетия экономика независимого Узбекистана сильно «просела», уровень жизни населения упал в разы, обнищание узбеков достигло пика (как тогда им казалось, потому что дальше стало еще хуже), но Каримов считал, что под его руководством Узбекистан уверенно идет к великому будущему.

Но мантры властей про великое будущее Узбекистана уже переставали работать. Острые на язык узбеки стали называть новостную программу «Ахборот» государственного телевидения передачей «В гостях у сказки» - потому что ничего общего с жизненными реалиями там не сообщалось, сплошь позитив, славословие в адрес великого Ислама Каримова и бравурные лозунги.

В 2005 году с момента развала СССР прошло всего 14 лет, поэтому граждане Узбекистана еще прекрасно помнили, как им жилось в Союзе, при т.н. «российской колониальной оккупации», поэтому люди роптали, причем вполне справедливо!

Даже соседний Казахстан демонстрировал уверенные темпы восстановления экономики и роста благосостояния населения – хотя во времена СССР уровень жизни в Узбекской ССР был даже выше, чем в Казахской ССР.

А при Каримове узбеки стали ездить к казахам на заработки! А ведь о таком развитии событий еще в начале 90-ых в Узбекистане и помыслить не могли. Но это стало обыденностью для узбеков – гастарбайтерствовать в России и Казахстане для них уже вещь настолько привычная, что многих молодых узбеков удивляет тот факт, что еще совсем недавно Узбекская ССР жила как минимум на одном жизненном уровне с РСФСР и Казахской ССР, что узбек мог спокойно перемещаться по огромной стране и работать там, где ему хочется, причем в равных условиях с местным населением.

Ислам Каримов уничтожил под корень всю оппозицию в стране – в Узбекистане с середины 90-ых у граждан нет возможности открыто высказывать свои претензии властям.

В стране нет также правозащитных организаций, а также независимой адвокатуры. Вернее, таковые формально как бы существуют, но степень их влияния на творимый властями беспредел стремится к нулю.

Любой, кто осмелится высказать свое несогласие с политикой властей, мгновенно объявляется религиозным экстремистом. Причем узбекская Фемида настолько «набила руку» на подобных делах, что зачастую это приводит к казусам вроде того, что я уже описал в своей предыдущей статье – строптивого фермера посадили за решетку по обвинению в исламском экстремизме невзирая на то, что подсудимый был по национальности армянином и вроде как христианином.

Но узбекская Фемида слепа вдвойне – она просто инструмент в тоталитарном государстве, который выстроил лично для себя покойный президент Ислам Каримов! Следователям, прокурорам и судьям не дозволено думать и изображать видимость законности – они всего лишь цепные псы режима, знающие одну лишь команду «фас!».

Другой аспект итогов правления Ислама Каримова – он собственными руками вырастил целое поколение идиотов. Причем это не медицинский термин, как вам может показаться.

Если кто знает, в Древней Греции крайне неодобрительно смотрели на тех граждан, которые жили в отрыве от общественной жизни, не участвовали в общем собрании граждан городов-полисов и иных формах государственного и общественного демократического управления.

Таких людей и называли словом «идиот» (от др.-греч. ἰδιώτης — «отдельный человек, частное лицо; несведущий человек»).

Но то в Древней Греции, где и зародилась демократия!

А вот в постсоветском Узбекистане Каримов приложил все свои усилия к тому, чтобы раз и навсегда отбить у граждан Узбекистана любое желание участвовать в делах управления государством.

Аполитичность в Узбекистане возведена в культ, узбекское слово «сиёсат» («политика») для слуха простого узбека нечто постыдное и грязное, и он искренне убежден, что «наверху» есть человек (и он знает имя этого человека!), который за него думает и всё решает.

Узбек ходит на выборы только потому, что власти ему приказали прийти и поставить «галочку» напротив имени нужного человека. Не прикажут – узбек сам никуда не пойдет! Его давно приучили к мысли, что жить и действовать нужно так, как того хочет власть, а любое неповиновение мало того, что может окончиться печально для вольнодумца, но также вызовет неодобрение у окружающих.

Бунтарский дух у узбеков и так был априори был всегда невысок, но Каримов умудрился быстро свести его к нулю. Послушное стадо, готовое беспрекословно подчиняться и рукоплескать своему Хозяину (кстати, именно так и звучало одно из уважительных прозвищ Ислама Каримова в народе).

Поэтому то, что случилось в Андижане в мае 2005 года, нельзя считать классической «цветной революцией». Несомненно, была кучка вооруженных людей, которая преследовала свои цели.

Но также были сотни простых безоружных горожан, которые восприняли эти события как сигнал к тому, чтобы выйти на улицы и начать диалог с властью.

Но власть не захотела ни с кем разговаривать – она просто тупо перестреляла всех! Причем настоящих вооруженных боевиков погибло в тот день мало, они-то как раз успели невредимыми уйти через границу в сопредельную Киргизию, подставив под шквальный огонь крупнокалиберных пулеметов ничего не подозревающих горожан.

Если на Украине пресловутые Майданы случились потому, что украинцам внушили, что они живут плохо, то узбекам в мае 2005 года не надо было ничего внушать! Они и так на собственной шкуре ощутили, как уровень их жизни за полтора десятилетия скатился ниже плинтуса.

На Украине даже в преддверии Майдана-2 уровень жизни и политических свобод для украинских граждан был на порядок выше, чем в каримовском Узбекистане.

Жители Андижана оказались в том же положении, что и жители Новочеркасска в далеком 1962 году – они всего лишь хотели достучаться до своих властей, но власть не захотела с ними разговаривать по-человечески.

Вот и получается, что формально Ислам Каримов как бы прав, задавив в зародыше смуту, но с другой стороны - при тщательном анализе – выходит, что именно его провальная экономическая политика и стала катализатором народных выступлений.

Я не хочу никого склонять на свою сторону, я даю возможность каждому читателю решить для себя эту дилемму, так что пусть каждый из нас в меру своей порядочности и цивилизованности решит, кем был Ислам Каримов – палачом или отцом нации.

Свое мнение я не скрываю и оно давно уже известно – покойный Каримов тиран и убийца, руки которого по локоть в крови невинных людей.

Он был явно неудачным правителем, потому что своей бездарной политикой довел страну до нищеты, а свой народ до скотского состояния!

После своей смерти Каримов оставил разоренную страну и обесчещенный народ.

Я понимаю, что среди моих хейтеров есть те, кто считает, что только сильная беспощадная рука Каримова и была единственной гарантией спокойствия в Узбекистане. Не спорю, жесткие авторитарно-тиранические методы управления всегда выгодно отличаются от мягкотелой демократии.

Однако дело в том, что Каримов предельно жестко управлял Узбекистаном, одновременно обрекая свой народ на бесправие и нищету.

Возможен ли был иной вариант? Конечно! Вполне можно было вполне соединить жесткие методы госуправления с высоким (насколько это возможно) уровнем жизни населения. Одно другому не противоречит, вот что интересно!

И вот тут я хочу немного поразмышлять об этом.

Нам, россиянам, западная пропаганда внушила мысль, что благосостояние народа прямо зависит от уровня демократизации страны.

Мол, чем выше уровень этой самой пресловутой демократии, тем выше уровень жизни народа.

И мало кто из обывателей задумывается о ложности и порочности этого правила.

Посудите сами – на нашей планете предостаточно государств, где народ живет очень даже богато, но при этом власть в таких странах находится в руках одного человека, нет никакой оппозиции и свободы слова (в западном понимании), многопартийности и прочих примет т.н. демократии.

Возьмем, к примеру, тот же султанат Бруней.

В стране вся (вся!!!) власть принадлежит одному человеку – султану Хассаналу Болкиаху, который по совместительству является премьер-министром, министром обороны и министром финансов Брунея. Плюс это один из богатейших людей планеты!

В Брунее действует одна-единственная «карманная» партия - Брунейская национальная объединённая партия – которая, понятное дело, целиком и полностью поддерживает монархию.

1 мая 2014 года Бруней стал шариатской страной, вместе с этим были приняты новые законы, позволяющие приговаривать к смертной казни за гомосексуализм и пороть женщин за попытку сделать аборт. В общем, страна с очень жесткими законами.

Но при всем при этом население страны не бедствует, а очень даже кудряво живет! В частности, на сегодня валовый национальный продукт (ВНП) находится на 9-ом месте во всем мире (он составляет порядка 50 тыс. долл. США в год на человека), а золотой запас страны оценивается примерно в 35 млрд. долл. США. Кстати, около 40% населения нигде не трудоустроены – потому что чтобы хорошо жить в Брунее, достаточно, чтобы только один член семьи работал!

В Брунее не существует налога на доходы физических лиц. Не взимаются налог на экспорт, налог с продаж, налог на заработную плату и налог на производство.

Как видите, жесткие и авторитарные методы госуправления вполне уживаются с высоким уровнем жизни населения.

А вот в Узбекистане всё ровным счетом получилось наоборот – Ислам Каримов к середине 90-ых получил в руки единоличную власть, но употребил ее исключительно на собственное обогащение!

Приходится признать, что его деятельность на посту президента Узбекистана была двоякой – с одной стороны он действовал как временщик, спешащий хапнуть как можно больше, а с другой стороны он хотел править как можно дольше, для чего всячески укреплял свою единоличную власть, чтобы хапать, хапать и еще раз хапать!

Десятки миллиардов долларов, вывезенных семейкой Ислама Каримова на Запад, были нагло украдены у собственного народа. Причем узбеки были не настолько глупы, чтобы не понимать, что реально происходит в стране. Однако любой нонконформизм приравнивался к государственной измене, что вынуждало узбеков либо «молчать в тряпочку», либо эмигрировать из страны.

Ислам Каримов вполне мог создать государственную систему, в которой его единоличная авторитарная власть вполне сочеталась бы с высоким (насколько это возможно) уровнем жизни населения. Мог. Но - не захотел!

За примером ему далеко ходить и не надо было – в соседнем Казахстане дело именно так и обстоит ведь.

Или взять, к примеру, Беларусь.

Разве Александр Лукашенко не авторитарный диктатор? Несомненно.

Разве он не самодур? Бывает с ним и такое.

Вот гляньте на это фото, где он, уподобившись африканским диктаторам, нацепил не только на себя, но и на своего несовершеннолетнего сынишку маршальские мундиры:

А теперь сравните это с фотографиями африканских диктаторов Бокассы и Иди Амина:

Тут сразу на ум приходит известный фильм-комедия «Диктатор» Саши Барона Коэна:

Но при всем этом приходится признать, что Александр Лукашенко не показывает себя временщиком, да и в разграблении страны не замечен, потому что никто так и не обнаружил его оффшорных счетов. Ну, разве что такие (шутка):

Пример постсоветских Казахстана и Беларуси наглядно показывает, что вполне можно сочетать авторитарную единоличную власть с достоянным уровнем жизни народа и наличием у него существенных прав и свобод.

Но почему в постсоветском Узбекистане пошло всё не так?

Почему эта некогда самая развитая в аграрном и промышленном отношении республика советской Средней Азии скатилась на самое дно?

Почему самоуважение узбеков теперь ниже плинтуса и они стали бессловесным стадом?

Ответ у меня один – это закономерный итог правления Ислама Каримова!

По какой-то неведомой мне причине этот человек с высшим экономическим образованием, стопроцентная креатура советской командно-административной системы, вдруг забыл азбучную истину – что такая страна, как Узбекистан, физически не может существовать в одиночку, что залог ее выживания и развития заключается исключительно в сохранении налаженных связей с метрополией-Россией по всем направлениям (от промышленности до обороны).

Каримов, как только получил в свои руки единоличную власть, решил отмежеваться от России, считая, что Кремль будет пытаться сделать его своим вассалом. А он уже не хотел никому подчиняться и с кем-то договариваться как на равных. Он считал свой Узбекистан самой могущественной страной региона (что было не так, конечно же), и поэтому болезненно воспринимал любое давление в свой адрес.

То, что он называл «многовекторной политикой», было не чем иным, как метаниями от одного внешнеполитического партнера к другому. Однако это больше напоминало поведение уличной проститутки, нежели продуманную и выверенную внешнюю политику.

Но за все эти каримовские выкрутасы на внутри- и внешнеполитической арене все эти годы расплачивался простой народ Узбекистана, у которого к концу 90-ых оставалась одна привилегия – тупо терпеть измывательства и ждать обещанного Каримовым великого будущего.

Великого будущего даже через 25 лет не наступило. Узбеки нынче самый забитый, самый замордованный и самый нищий народ на постсоветском пространстве.

И если кто еще считает, что покойный Ислам Каримов заслуживает какого-либо доброго слова в свой адрес, то я просто умываю руки.

Всё, что я хотел объяснить, я в своих трех статьях разъяснил.

Имеющий уши да услышит, имеющий мозги да поймет!

А Каримову я пожелаю гореть в аду за все его деяния!!!

Благодарю всех за внимание.


Интернет –рекламу обложат налогом

Распространители рекламы и агенты должны будут отчислять в бюджет 3% с ежеквартальных доходов, полученных от услуг по распространению рекламы в интернете.Из текста документа, доработанного ко второму ...

Обсудить
  • Уважаемый Sartman! в Вашей логике слишком много от светского европейца. есть ли примеры для исламского мира иного поведения власти? Вы привели пример брунея,но смело можно было бы и кувейта,оаэ,катара ,кса. прямо в глаза бросается сходство по одному признаку :количество нефти на душу населения. а нет нефти--и страна исламского мира не блещет богатством населения и свободой оного. может,исламский мир вообще не хочет жить по-другому?
    • karat
    • 30 сентября 2016 г. 20:05
    Косяки исправил? Пусть свои, но подтер?
  • Возможно, он был плохим президентом. Но в 2005 поступил совершенно правильно. Он, видимо, в отличие от Вас, помнил 1989 год. И мы помним.
  • Уважаемый автор ждем продолжения очерка,поучительно.Нынешняя власть Узбекистана какова ,первые шаги?
  • Не лишено смыслов. Спасибо.