Размышления о поэте Гомере, Троянской войне и троянском коне

18 5679

Если верить некоторым научным исследованиям, сегодня, 6 июня 2017 года, очередная годовщина одного знаменательного события – в этот день более трех тысячелетий назад, в 1209 году до нашей эры, закончилась Троянская война.

Впрочем, я не собираюсь писать исторический очерк, моя цель немного другая.

Я хочу высказать свое мнение как о самой Троянской войне, воспетой Гомером, так и порассуждать о том, существовал ли на самом деле тот самый троянский конь.

Кроме этого, будет мной предпринята попытка понять мотивы Гомера, который, мягко говоря, уж слишком сильно слукавил, описывая действия греков-ахейцев в Троянской войне.

Как и все советские дети, я не мог не знать про Троянскую войну – потому что в обязательном порядке мы эту тему проходили в школе на уроках истории, а на уроках литературы изучали поэму Гомера «Илиада». Плюс знаменитая книга «Мифы Древней Греции», разумеется.

Пересказывать гомеровскую историю Троянской войны я не хочу и не буду, так что, если подзабыли, сами перечитайте «Илиаду».

Помню, как еще много лет назад, будучи школьником, я, впервые ознакомившись с творчеством древнегреческого поэта Гомера, остался в крайнем недоумении.

Сами понимаете, финал «Илиады» какой-то несуразный – греки демонстративно снимают осаду с Трои, мотивируя это тем, что всё поняли и осознали, мол, бес-сатир попутал и вообще «мир, дружба, жвачка». И в доказательство своих благих намерений они оставляют троянцам огромную инсталляцию в виде деревянного коня как символ мира и приношение Афине в знак искупления грехов.

Тут на сцене появляется некий грек Синон, двоюродный брат Одиссея (который, как мы помним, и был автором идеи создания и применения троянского коня).

Этот Синон мастерски изображает искреннее раскаяние и перебегает в стан троянцев. От Синона троянцы узнали, что якобы пока этот деревянный конь будет в целости и сохранности, греки на Трою гарантированно не нападут.

Понятное дело, что жители Трои практически единогласно решают этот почетный полутрофей-полуподарок затащить в город, чтобы установить его на центральной площади и сохранить его как можно дольше как гарантию мира с греками.

Но вот незадача – конь был уж очень большой и в городские ворота никак не влезал! Вертолетов и башенных кранов еще не изобрели, а разобрать коня на части, видимо, никак не получалось (это ж вам не мебель из IKEA!).

Поэтому было принято прямо таки гениальное решение сделать пролом в стене. Жители Трои, которые 10 (десять!) лет отбивали атаки греков и выжили во многом благодаря мощным стенам своего города, обнаружив после ухода греческой армии огромного деревянного коня, решают затащить этот трофей в город, для чего собственными руками делают огромную дыру в городской стене! Где логика, спрашивается?!

Понятное дело, что нашлись противники этого мероприятия. Троянский жрец Лаокоон даже бросил копье в этого коня, призывая не верить врагам («Бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» - это оттуда, между прочим). Правда, тут же из моря выплыли посланные богами гады морские и быстренько придушили Лаокоона - причем вместе с его сыновьями.

Затем свое слово сказала прорицательница Кассандра , которая без экивоков ткнула пальцем в деревянного коня и прямым текстом сообщила троянцам, что внутри него спрятался греческий спецназ.

Кассандру никто не покарал, она тогда осталась вроде жива и невредима, просто на ее слова никто из горожан не обратил внимания.

В общем, троянцы на радостях быстро проделали пролом в городской стене и затащили коня в город.

На всякий случай перед конем была выставлена многочисленная охрана, но, поскольку весь город на радостях устроил грандиозную пьянку по случаю окончания войны, солдаты караула тоже забухали («А чо, все бухали, ну и мы слегка того… прибухнули... Праздник же, День Победы! Святое дело, понимать надо! А ентот конь педальный… а чо ему будет?! Он же большой, никто его не украдет!»).

В общем, дождавшись момента, когда караул дружно отправился в объятия Морфея, тридцать древнегреческих спецназовцев во главе с царем острова Итака Одиссеем выбрались из коня и открыли ворота Трои. В эту ночь с Троей было покончено раз и навсегда.

Помню, после прочтения «Илиады» я долго размышлял над тем, действительно ли троянцы были настолько наивными или к творению Гомера надо все-таки относиться с известной долей скепсиса.

Понятно ведь, что Гомер не был историком-документалистом, он был поэтом, то бишь - литератором, «инженером человеческих душ».

Поэтому сейчас у меня сложилось вполне обоснованное мнение о трех вещах – о том, каковы были истинные причины Троянской войны, о том, что собой представлял троянский конь на самом деле, и о том, зачем Гомер переврал всю эту историю.

Итак, поехали.

Первое. Об истинных мотивах Троянской войны.

Троя действительно существовала и находилась на восточном берегу Эгейского моря (а это море, в свою очередь, является частью Средиземного моря).

Гляньте на карту:

Несложно догадаться, что по меркам древнего мира Троя занимала важное стратегическое положение, контролируя пролив Дарданеллы, который ведет из Средиземного моря в Мраморное (а через него, в свою очередь, через пролив Босфор прямиком можно попасть в море Черное).

Даже в наши дни — это немаловажно! Или вы думаете, что США просто так приняли в 1952 году мусульманскую Турцию в НАТО? Не просто так, разумеется – в свете объявленной Холодной войны с СССР им настолько был важен был контроль над этими проливами, что американцы были готовы принять в НАТО хоть черта лысого! Важное геополитическое положение Турции обеспечило ей членство в НАТО.

Возвратимся обратно в события трехтысячелетней давности.

Пока греки создавали свои разрозненные полисы (города-государства) и были слабы в военном отношении, Троя имела неплохой гешефт с торговых кораблей, сновавших туда-сюда по подконтрольному ей проливу Дарданеллы.

В те далекие времена греки не рисковали выбираться в Атлантический океан за пределы Гибралтара (Геркулесовых столбов). Их вполне устраивало плавание в спокойном Средиземном море, где, в отличие от Атлантики, сильные шторма были редкостью.

По мере роста объемов торговли древние греки стали заглядываться на Черное море (Понт Евксинский, Πόντος Εΰξεινος), но за возможность пройти через пролив Дарданеллы нужно было постоянно отстёгивать троянцам денюжку.

Понятно, что такой унизительный расклад греков никак не устраивал, но вот незадача – каждое отдельное греческое государство было слабым и никак не могло соперничать с Троей.

То есть выход из положения напрашивался сам собой – нужно было хоть на время забыть о распрях, договориться выступить единым фронтом, собрать единую армию и уничтожить Трою.

Так и получилось в итоге – греки сумели консолидироваться и построить нужное количество военных кораблей для транспортировки военного контингента к стенам Трои.

Второе. Что собой представлял троянский конь на самом деле?

Поначалу удача грекам явно не сопутствовала, потому что у них, по-видимому, не было достаточного опыта осадных действий.

Если воевать в чистом поле они уже научились, то взять штурмом мощные стены Трои у них как-то не получалось в течение долгих лет.

Ситуация вырисовывалась явно патовая – греки не могли преодолеть мощные стены города, а троянцы не могли и не желали сражаться в чистом поле против греческой фаланги.

И вот тут, как я догадываюсь, греки додумались до т.н. осадной башни!

Кто-то мне скажет, что нет документальных свидетельств. Это не совсем так. В те времена уже существовало государство Ассирия, воины которой были весьма искусны в осадной тактике.

Ассирийцы с успехом применяли осадные башни.

С учетом того, что до сих пор удачные технические решения в сфере вооружений тут же копируются армиями разных стран, то неудивительно, что греки решили воспользоваться опытом ассирийцев и соорудить осадную башню, благо мастеровых людей у них хватало.

Для древнегреческой цивилизации, которая к тому времени массово строила довольно крупные военные корабли из дерева, не составляло труда построить осадную башню вроде такой:

Как известно у людей военных своеобразное чувство юмора – они любят давать прозвища военной технике (зачастую в целях секретности). Вот я и предполагаю, что осадная башня именовалась ими просто – конь.

Благодаря этому «коню» осаждающая армия смогла сделать пролом в стене и это решило исход многолетней осады!

То есть не наивные троянцы затащили к себе деревянного коня, а он сам без разрешения горожан проломил стену и проник в город.

Третье. С какой целью Гомер переврал всю эту историю?

Надо понимать, что Гомер вообще не ставил цель придерживаться исторической достоверности!

Он ведь был поэтом («Я художник – я так вижу!»), и его задача состояла в том, чтобы создать увлекательное чтиво, а не сборник скучных исторических фактов.

Так что, понятное дело, не было никакого Ахилла в рядах греков, как не было Париса и украденной им Елены Прекрасной.

Всё было гораздо прозаичнее и проще. Основная причина заключалась все-таки в следующем – Гомер был греком, и он воспевал, понятное дело, славные подвиги своих соотечественников.

Троянская война стала примерно тем же самым для Древней Греции, чем для нас является Куликовская битва. Греки тогда впервые ощутили себя единым народом. Забыв на время о внутренних противоречиях они сумели договориться и собрали мощный военный кулак, чтобы расправиться с могучим и доселе казавшимся непобедимым противником в лице Трои - и тем самым обеспечили себе беспрепятственный проход в Черное море, что поспособствовало дальнейшей экспансии и расцвету древнегреческой цивилизации.

Правда, по ряду причин Древняя Греция в итоге так и не смогла подобно Древнему Риму превратиться в мощное централизованное государство, до конца дней своих пребывая в виде рыхлого аналога конфедерации, но это, как теперь принято говорить, совсем другая история.

Но, тем не менее, факт остается фактом – Троянская война стала этапной в становлении древнегреческой культуры.

Гомеровская «Илиада» в таком контексте не что иное, как ярчайший образец военной пропаганды!

А любая правильно выстроенная военная пропаганда строится по одним и тем же лекалам вот уже не одну тысячу лет – враг всегда изображается сильным, коварным, кровожадным и вероломным, но при этом немного интеллектуально обделенным (проще говоря – туповатым).

За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить фильм «Семнадцать мгновений весны». 

При всем моем уважении к Юлиану Семенову разве не бросается в глаза откровенное интеллектуальное превосходство Максима Максимовича Исаева (Штирлица), который раз за разом ловко обводит вокруг пальца высшие чины нацистской Германии?

Юлиан Семенов сработал по той же литературной схеме, что и древний грек Гомер – на правах победившей стороны он позволяет себе снисходительно относиться к поверженному врагу, отказывая ему в праве на интеллектуальное превосходство.

Между прочим, наш народ быстро просёк этот момент, что вылилось в итоге в множество анекдотов про Штирлица, в которых наш разведчик, понятное дело, всегда оставляет в дураках Мюллера, Бормана и даже Гитлера!

Историю человечества, как известно, пишут победители. Причем основную работу по написанию этой истории человечества выполняют не ученые-историки, а люди искусства!

И вот тут вырисовывается интересная картина – со временем в массовом сознании откровенный художественный вымысел приобретает черты исторического документа.

Люди попросту перестают различать вымысел от исторической реальности! Этот процесс занимает не так много времени, как ни странно.

Поэтому не стоит удивляться, если когда-нибудь услышите из уст представителя молодого поколения, что Гитлера убил Бред Питт – взорвал его к чертям собачьим в парижском кинотеатре!

Итак, делаю ряд выводов из всего вышеизложенного.

Вывод первый. Первопричиной Троянской войны было стремление древних греков избавиться от доминирования Трои в Эгейском море и обеспечить себе беспрепятственный выход в Черное море.

Не существовало никакого «слабого на передок» любвеобильного Париса, как не существовало Елены прекрасной, Ахиллеса и прочих персонажей поэмы. Это всё плод фантазии Гомера, что, впрочем, никак не умаляет ценности «Илиады».

Вывод второй. Троянский конь представлял собой осадную башню, которую греки сумели построить и применить после многолетней неудачной осады Трои.

Именно благодаря применению осадной башни грекам удалось сделать пролом в стене и захватить Трою.

Вывод третий. Гомеровская «Илиада» ярчайший образец военной пропаганды, одним из основных принципов которой является принижение интеллектуальных способностей врага при одновременном акцентировании внимания публики на его военной силе, коварстве и жестокости.

Времена меняются, а вот люди - нет. Вот так и живем!

Благодарю всех за внимание!!!


Засыпанный мир.

В данной видео статье рассмотрим материалы собранные со всего мира и показывающие одну картину, многие области земли занесены многометровым слоем грунта, причем этот слой не накапливалс...

Обсудить
  • Аналогия, скорее, с Петром I, когда он окно в Европу рубил
  • Вполне логичная история. А как было на самом деле никто не знает...
  • Гомер ничего не наврал. Он создавал свои поэмы спустя 400 лет после Троянской войны. Как сейчас установлено, то в состав поэмы вошли эпические песни (вроде наших былин) микенской эпохи. Так никого не смущает, что вместе с Ильей Муромцем встречается Ермак и ружья. Некоторые песни, похоже, даже входили в троянский цикл. Так что обвинять Гомера глупо - он только соединил старинные песни в единую поэму и творческие их переработал. Про черноморскую торговлю не верно - она в то время большой рои играла и ахейских греков Черное море особо не привлекало. Они больше приглядывались к Италии и Сицилии. Малая Азия привлекала их торговыми путями с Афганистаном, где добывали олово, так же медью - главными стратегическими материалами того времени. Кроме того, торговлю в то время в Малой Азии контролировала Хеттская держава, чьими вассалами и были цари Трои. Хетты тогда с трудом отбивались от нашествия племен мушков и касков, так что ахейцы подсуетились и захватили западное побережье Малой Азии.
  • Логично, эпично и где-то даже поэтично. Короче, красиво! Спасибо. 
  • Захватили Трою, уничтожили, а дальше? По Гомеру, вернулись через несколько лет домой. Ради чего разоряли город?