Кто не смотрел и собирался - немедленно прекратите читать. Будут спойлеры.
Вторым контрольным выстрелом Вильнев окончательно добил и скептиков и нытиков. Видимо, критика первой части была учтена: теперь даже любители попкорна съедят дрожащими пальцами двойную порцию, не отрывая взгляд от экрана. Никакой "тягомотины". События развиваются столь стремительно и динамично, что иногда хочется их притормозить. Уверен, что картину ждет коммерческий успех. Ниже мои жалкие попытки поворчать и попридираться. Из вредности, разумеется.
Отряд фременов атакует отвратительного вида харконенский харвестер. К комбайну претензий нет, он хорош. С воздуха сборщиков специи прикрывает топтер... с пулеметчиком на борту. Неожиданно, да? Но еще неожиданней появление в руках Зендаи какой-то базуки с прицелом. (Базука подозрительно напоминает ЗРК "Стингер". Становится понятно, кто дал денег на вторую часть. Спонсоры ни разу не спалились.) Младший заряжающий - его светлейшество герцог Пол Атрейдес - изо всех сил старается не оплошать. И заодно постичь древнее фременское искусство стрельбы из базуки, передающееся из поколения в поколение. В конце концов, семейному дуэту удается сбить вражеский топтер. Победа! Я вот только думаю, как бедные фремены тащили по пустыне эту базуку размером в пол Зендаи? Как взбирались на червя и хоронились в песках? Штуковина во время "песчаной походки" по спине не настучала? И как сама Зендая смогла ее удержать? Но наука обращения фременов с базукой сокрыта от глаз посторонних, поэтому ответов не будет. А ежели кто начнет выспрашивать, того полоснут Крисом по горлу и мигом пустят на рассол.
Если не ерничать, то сценаристы имели право разнообразить сражения некоторым кол-вом огнестрела или чего-то такого кинетического. Пусть даже с оптикой. Герберт не накладывал на это явного запрета. И представить войну будущего с использованием одних только "тесаков" можно, но это будет слишком убого. Поэтому, пусть будет огнестрел. Базука - это перебор.
У поверженных харконенских спецназовцев решили конфисковать воду их тел с помощью каких-то жутких экспресс-установок. Леди Джессике при виде сего действа становится плохо. Мне же стало плохо после заявления Стилгара о том, что у Харконенов, дескать, вода низкого качества. Не экологичная, но на охлаждение агрегатов пойдет. Молекулы, видишь ли, не той системы. Не представляю себе фремена, который будет критиковать качество воды. Резануло слух.
Стил зовет Джессику похвастаться бассейном. При этом он пополняет резервуар очередными двумя поллитрами, сообщая, что в бассейне миллион ни то литров, ни то декалитров воды. Из контекста получается, что бассейн полностью состоит из воды умерших фременов и только. Возможно, плюс некачественная вода Харконенов. Хотя, нет, речь идет о светлом будущем и Харконены туда не попадут. Таким образом, гигантский пул превращается в "резервуар душ" или даже в кладбище. Джессика пускает слезу, пересчитав в уме указный объем воды в Джамиссах. Нечто подобное описано в книге, но не совсем так. Основная вода в резервуаре появляется из ветровых ловушек, которые, кстати, в фильме присутствуют. Во всем Арракисе не хватит Джамиссов во многих поколениях, чтобы исполнилась давняя мечта – превращение Дюны в зеленый рай. Если бы у них был нормальный планетолог Кайнз, он бы объяснил. Но судьба не дала им нормального планетолога, отсюда такие ошибки.
Далее Стилгар сообщает Джессике, что та станет Преподобной матерью. Если нет, то "чик-чик" и в бассейн. Моментально в море. Вообще-то, до этого он обещал ей свою защиту. Она же обещала обучить фременов искусству колдовского боя. Видимо, Стилгар забыл, что он говорил в первой части почти три года назад. А мы не забыли и поэтому возмущаемся. Фильмы, видимо, надо снимать чаще, чем раз в три года. Либо Стилгар слукавил в первой части, чтобы обманом затащить Джессику в Преподобные.
Отмечу, что Джессика во второй части полностью "теряет лицо" и остатки аристократической "ледийности". Ее заталкивают в какую-то пещеру, где насильно пичкают синей жидкостью без закуски, после чего она ожидаемо вырубается. Никакого диалога с предыдущей Преподобной, никакого созерцания судеб предшественниц, ничего зрителю не явлено. Предыдущая Преподобная, похоже, присутствует в кадре только для нагнетания ужаса. Пребабулька успешно справляется с поставленной задачей и умирает. Но дело не только в этом эпизоде. Джессика далее занята только выживанием. Ее не волнуют никакие моральные принципы, которыми терзаем Пол; она с маниакальным упорством беспринципно усиливает во фременах религиозное почитание своего сына. Использует служебное положение в личных целях. И больше ничего. Мне это не понравилось.
Самое большое разочарование фильма - Зендая, если не считать Лиетта из первой части. Я намеренно не произношу имя Чани, ибо это не она. Воинствующий феминизм героини к концу фильма начинает раздражать. Вначале Зендая сообщает Полу, что фремены практикуют гендерное равноправие. Освобождённая фременская женщина отныне стремится стать независимой от мужа и сама ходит на работу, т.е. убивать Харконенов вместо того, чтобы рожать воинов. Не удивительно, что у них с Полом не было детей, хотя в оригинальной версии "Дюны" должен быть сын. Феминизм приводит к депопуляции (вымиранию). Это один из скрытых посылов фильма.
Зендая не верит во всякие там предрассудки. Серьезно? Она родилась и выросла в обстановке, где религия является "обязаловкой". Как ей удалось сохранить "независимость суждения"? Фремены постоянно молятся, соблюдают различные обряды, живут Писанием и вообще "била кайфа". Атеизм Зендаи надо как-то объяснить. Возможно, все дело в ее темнокожей тетке Кайнз, которая училась на кафедре Научного атеизма в Кайтайнском университете им. Патриса Лумумбы. Но нам в явной форме об этом не сообщается.
А еще освобожденная фрименская женщина может ударить по лицу герцога, после того, как тот пришел в себя после смертельной опасности. А, ну да, она же говорила ему не пить бормотуху, а он возьми и набухайся. Женщина позволяет себе демонстративно противиться решению мужа в глобальном вопросе. Причем не просто мужа, а полубога - Голоса из внешнего мира, Махди. Не правильно, дескать, Лиссан-Альгаиб управляет вселенной. Зендая , очевидно, знает все лучше всех - ведь она слушает "новостные ленты" подружек, а ему что-там приснилось. На протяжении фильма ей все и постоянно не нравится. Не нравится настолько, что она может демонстративно встать и уйти с важнейших официальных мероприятий. Пойти против коллектива. Думаю, что подобная девушка не дожила бы у фременов до взрослых лет, они бы ее просто удавили. Удалили, так сказать, из друзей. Такая Зендая нам не нужна.
Допускаю, что перед Вильневым поставили выбор: либо ЛГБТ либо феминизм. Возможно, его даже пытали. Вильнев выбрал феминизм, за что ему спасибо во второй раз. Потому как тема ЛГБТ вполне могла быть раскручена, основываясь на оригинальной книге - там были определенные зацепки. Обошлись без геев и хорошо.
Харконены превратились в ХарДконенов. Практикуют каннибализм и убийство рабынь ради проверки остроты ножа. Так, я вам скажу, никаких рабынь не напасешься. Нельзя так с рабами. Куда смотрит профсоюз? Должны быть приняты правила, не позволяющие убивать более одного раба в день. Чую, дождутся они своего вождя пролетариата.
Где ментат Суфир Хават !? Линию ментатов вообще выбросили из сюжета. К чертям этих умников, мешающих экшену.
Многие детали фильма, такие как: общение с зародышем младшей сестры, резервуар душ, наглядный и жуткий отсос воды из тел мертвых, люди в странных костюмах, говорящие на непонятном гортанном языке, поведение ХарДконенов и т.д. создают явную инфернальную атмосферу. Во время просмотра возникает желание проверить, не перепутал ли ты сеанс. И не забрел ли на "Сайленс Хилл" случайно? Но мне могут возразить, что Арракис и есть аццкая планета, так что нечего тут выступать. Ладно, наверное, сценаристы имели право на такую трактовку.
Финальный поединок с Фейдом хорош, но сцену испортили протыканием Пола ножом в количестве, превышающем предельно допустимые нормы. Я сбился со счета, сколько раз Муаддиб вытаскивал из себя заточки. И таки не понял, каким образом ему удалось заколоть лысого кузена. Да, а кто-нибудь понял, что за «чел» убил барона Владимира Харконена?
Алия, дева ножа… Ты так и не родилась. Хотя отлично влияла на события изнутри. Назовем эту технику «Внутриутробный менеджмент». Получается, все события на Дюне заняли менее девяти месяцев. Сценаристы, очевидно, сэкономили на медиках-консультантах (см. также абзац о протыканиях). Не хватило несколько тысяч долларов в бюджете? Либо Джессика применила секретную технику гессериток для затягивания сроков беременности. Не знаю.
Так всегда бывает, когда кто-то другой пересказывает понравившуюся тебе историю. Вильнев обратил внимание и подсветил те моменты, которые впечатлили именно его. Я бы пересказал "Дюну" иначе, но кто я такой? В свое время А. Толстой пересказал "Пинокио" довольно не далеко от текста и получился "Золотой ключик". У Вильнева получилась своя "Дюна". Вроде и Буратино есть и Мальвина и Черви, но история уже сильно другая.
Осознаю, что неприятие некоторых авторских трактовок является моей личной проблемой. И признаю, что хотел об этом поговорить. Поговорил.
Не стал писать о моментах, которые мне наоборот сильно понравились. Это тема для отдельных заметок.
Больше Дюн хороших и разных!
Оценили 10 человек
13 кармы