Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Религия

14 1826

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».

Слово «религия» буквально обозначает, связывание, запряжение, повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. 

Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Религия – мировоззрение человека, основанное на вере в сверхъестественное и поклонение ему. Составными частями религии как мировоззрения является соблюдение людьми определенных моральных норм, следование ими особой системе ценностей, практика обрядов и признание культа. Как правило, религия предполагает создание организованного объединения верующих в отдельную, четко структурированную структуру – церковь.

В большинстве религиозных общин и сообществ ведущее место занимают служители культа или священнослужители. Религиозное мировоззрение чаще всего основано на неких священных текстах, которые содержат в себе основы данной веры и, по мнению ее сторонников, продиктованы либо непосредственно Богом, либо людьми, достигшими высших стадий посвящения в таинство (то есть святыми). 

Основные религии в мире

По статистическим данным 2012 года по религиозному признаку население исповедует следующие формы религии:

Христиане (православие, католицизм, протестантизм)

— верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)

Мусульмане — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)

Индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)

Буддизм — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)

Традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)

Сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)

Иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)

Язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)

Не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)

Атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире).

Взаимоотношение светской власти в государстве и религии. Государственная религия

Взаимоотношение религии и светской власти в любом государстве регулируется Конституцией, законами страны, принятыми депутатами парламента и традициями населения. Наиболее сильные позиции религия занимает в странах, где она признанна государственной религией. Это

- в католических странах - в Европе - Ватикан, Мальта, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, Швейцария (ряд кантонов), в Америке - Аргентина, Коста-Рика, Доминиканская Республика

- в православных государствах - в Греции, Грузии, Финляндии, Македонии.

- в протестантских государствах (англиканство) - это Англия в составе Великобритании, в то время, как Северная Ирландия и Уэльс не имеют государственной церкви;

- в протестантских государствах (лютеранство) - Дания, Норвегия, Швеция, Ирландия, Шотландия в составе Великобритании;

- иудаизм - Израиль;

- ислам (сунниты) - Афганистан, Египет, Тунис, Судан, Палестина, Алжир, Бруней, Катар, Йемен, Иордания, Бахрейн, Бангладеш, Мавритания, Пакистан, Малайзия, Саудовская Аравия, Мальдивы, Сомали, Марокко, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты);

- ислам (шииты) - Иран и Ирак;

- буддизм - Таиланд, Камбоджа, Бутан, Лаос.

Религия и наука

Относительно вопроса взаимодействия науки и религии есть несколько точек зрения. Их условно можно разделить на четыре типа:

1. Конфликт. Исходя из этой точки зрения, религия и наука противоречат и несовместимы друг с другом. Самыми известными представителями этой точки зрения являются Ричард Докинз, Эндрю Диксон Уайт, Питер Эткинс, Ричард Фейнман, Виталий Гинзбург.

2. Независимость. Религия и наука имеют дело с разными областями познания. Эта точка зрения основана на учениях о трансцендентном Иммануила Канта, которое сформулировано в "Критике чистого разума".

3. Диалог. Из области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.

4. Интеграция. Обе эти области познаний объединяются в одну целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.

Религия и медицина

В статье опубликованной в Psychiatric Times Дэвидом Ларсоном — президентом Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, — "Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье" авторы пришли к единому мнению, что "отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании".

С другой же стороны, духовность действительно может помогать преодолеть любое злоупотребление алкоголем либо наркотиками, например: "45 процентов пациентов, проходивших религиозные программы по излечению зависимости, год спустя становились свободными от наркотиков — по сравнению с 5 процентами получавшими помощь в рамках нерелигиозных общественных программ" (Desmond and Maddux, 1981).

Религиозный суд

В некоторых странах существуют также религиозные суды ( напр. мусульманский суд шариата) и суды на основе обычаев.

Различаются два вида этих органа:

- церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира (Великобритания, Испания, Россия), и собственно Р.с. (рассматривают более широкий круг вопросов, хотя и на основе религиозного права, напр. брачно-семейные, наследственные споры). Под юрисдикцию последних подпадают не только священнослужители, но и миряне данной конфессии (такие суды действуют, напр., в Израиле).

- к религиозным судам относятся в принципе и шариатские суды, которые имеют, однако, смешанную, государственно-общественную природу.

Основные признаки религии

Любая религия всегда предполагает следующие компоненты:

1. Религиозное сознание. Религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций

2. Религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения религиозных текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту религии.

3.Религиозную организацию. Религиозные организации — форма возможного упорядочивания совместной религиозной деятельности верующих, первичным организационным звеном которой является религиозная группа или община. Высшей формой организации является Церковь.

Теории о возникновении религии

1. Религиозная. Распространена исключительно среди верующих и предполагает возникновение религии в результате божественного откровения. Согласно этой теории, Бог сам открылся людям в виде знамений, явлений, даровании священных текстов.

2. Научная. Предполагает рациональное пояснение причин, по которым люди в свое время обращались к религии. Их несколько:

- зависимость от природных явлений, страх перед всевозможными катаклизмами;

- наделение сакральными свойствами своих лидеров, обожествление царей (например, как в древнем Египте).

Кроме того, ученые выделяют еще многие, так называемые ситуативные, причины обращения различных людей к вере (как раньше, так и сейчас):

- чувство страха перед возможным возмездием за совершенные поступки (грехи);

- неудовлетворенность в земной жизни и желание компенсировать все неудачи, с которыми столкнулся в этом мире, в ином – потустороннем;

- потребность в моральной поддержке и утешении, которое можно найти только среди единоверцев;

- подражание другим;

- уважение к верующим родителям;

- следование традициям и национальному чувству.

Формы религиозности

Понятие «религиозность» отражает своеобразие и самобытность духовного мира индивида согласно степени влияния веры на его сознание. Религиозный человек — тот, кто верит в реальное существование сверхъестественных сил, прежде всего, Бога, и потустороннего мира в который он обязательно попадет после земной жизни. Для этого он выполняет все предписанные его религией предписания и регулярно совершает культовые действия. Главная цель и смысл действий верующего — служение Богу. Четкое следование религиозным нормам и правилам поможет человеку приобщиться к Божеству. Земная жизнь при этом рассматривается лишь как промежуточный этап на пути к вечному блаженству.

Однако степень религиозности того или иного человека может существенно отличаться. Выделяется несколько форм «погружения» в веру:

1. Люди с умеренной религиозностью. В их мировоззрении религиозный элемент не является решающим. Их вера в Бога не является конкретизированной, она не предполагает обязательного воцеровления, строгого знания систем вероучения, неукоснительного выполнения всех культовых действий и предписаний.

2. Обычные верующие. У таких людей вера глубоко укоренилась во все структуры сознания, она нравственно регулирует всю их жизнедеятельность. Обычный верующий выполняет все церковные предписания, воплощает высшие ценности своей религии в собственном поведении и поступках. Но, вместе с тем, он способен к диалогу с представителями других религий, относится к ним толерантно.

3. Религиозные фанатики. Люди, до крайней степени приверженные религиозным идеям, стремящиеся неукоснительно следовать им в практической жизни и призывающие всех делать то же самое, нетерпимые к иноверцам и инакомыслящим, уверенные в собственной непогрешимости. Как правило, такие люди склонны и к насильственным действиям.

Функции религии

Имеется в виду характер воздействия религии на человека и на общество в целом.

1. Мировоззренческая функция. Религия формирует определенный взгляд на мир, объясняет место человека в нем, смысл и цель его жизни.

2. Иллюзорно-компенсаторная функция. Неспособность человека контролировать многие природные и социальные процессы, необходимость преодоления неподвластных ему сил получает призрачное воплощение в религиозных представлениях.

3. Коммуникативная функция. Религия может выступать и средством общения людей. Например, на собраниях, при исполнении определенных ритуалов, во время богослужений в храмах.

4. Регулятивная функция. Религиозные нормы, которых строго придерживается верующий, касаются не только религиозной стороны его жизни, они также регулируют и социальное поведение человека (в семье, быту, на работе и т.д.).

5. Интегрирующая функция. Религия способна духовно объединять отдельные группы людей, а также общество в целом.

Виды религий

За свою историю человечество создало более пяти тысяч различных религий. Естественно, они были и остаются весьма разнообразными. Поэтому и возникла необходимость в их классификации по различным признакам.

В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеистические и политеистические.

К монотеистическим (единобожию) относят христианство, ислам, иудаизм и другие.

К политеистическим (многобожию) относят буддизм, индуизм, синтоизм и т.д.

В зависимости от сферы распространения религии разделяют на три группы:

1. Мировые – охватывают людей различной национальности. Их всего три – христианство, ислам, буддизм.

2. Национальные – распространены только среди представителей одного народа. Например, иудаизм у евреев, синтоизм у японцев, даосизм у китайцев, индуизм у индусов, зороастризм у древних персов.

3. Родоплеменные – распространены среди племен, которые еще не трансформировались до уровня народов. К этому виду относятся:

- шаманизм – вера во взаимодействие с миром духов;

- тотемизм – вера в воображаемый родственный союз с тотемом (природным объектом), в роли которого может выступать животное, растение, природное явление;

- анимизм – вера в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей;

- фетишизм – вера в сверхъестественную силу предметов;

- магия – вера в возможность достижения определённой цели сверхъестественным путём.

В зависимости от отношения к Библии религии разделяют на две группы:

1. Авраамические религии – относятся к ветхо- и новозаветной традиции. Это иудаизм, христианство и ислам.

2. Неавраамические религии – все остальные. 

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Обсудить
  • Религия это опиум для народа
  • Религия + церковь = запряжённые кованой нитью. Если дать определение слову церковь то церь это нить а ковь кованая.
    • A A
    • 29 апреля 2016 г. 11:19
    Растафари забыли, и клоунов с друшлаками. Последние хоть и не религия, но упомянуть стоило.
  • Как всегда чётко, ясно и по-делу...Без отвлекающих эмоций...Благодарю Locky...
  • из причин обращения людей к вере почему-то не упомянута самая распространённая и очевидная: избегание страха смерти.