Шушпанчик

0 7217

Шушпанчик

Странствуя по бескрайним просторам Интернета я случайно (если случайности вообще существуют в природе) наткнулся на неведомое мне до селе слово «Шушпанчик». Словно по наитию я не стал более искать в сети, что означает это диковинное слово, а решил сам разобраться с ним опираясь на свои знания и ощущения.

Итак, первые ассоциации.

Нечто маленькое, меньше кошки. Лохматое (и возможно благодаря лохматости кажется круглой, нет, скорее овальной формы). Окраски темной, но не черной, скорее темно-серой. Прыгучие и вообще очень шустрое. Любит укромные места и скорее всего ведет вечерне-ночной образ жизни. Скорее мелкий хищник, чем травоядное. Характер... трудно сказать, скорее Шушпанчик существо осторожное (но не трусливое), избегающие прямых контактов с человеком, но возможно не все так однозначно (об этом ниже). И вообще вне сомнений Шушпанчик не просто существо, а таинственное существо.

Теперь проведем лингвистический анализ слова «Шушпанчик».

1)по внешнему созвучию

1.1 очевидно созвучие Шушпанчик-тушканчик.

Действительно, на первый взгляд у них много общего - оба маленькие, покрыты шерстью, прыгучи, ведут сумеречно-ночной образ жизни. Но различий еще больше. Окраска тушканчика обычно однотонная, коричневатая или охристо-песчаная, Шушпанчик же темно серый. Шушпанчик не просто покрыт шерстью, он очень лохматый. Лохматость скрывает его лапы, его голову, он по сути мохнатый шарик. И это сильно рознит его с тушканчиком (см картинку).

1.2.

«Шушпанчик» созвучно с «шишимора» (кикимора). Конечно внешнее созвучие весьма отдалено, но семантически между двумя персонажами много общего. Оба являются таинственными сущностями. Обоих обременённый суевериями человек может назвать нечистой силой. Оба ведут тайный, скрытый, ночной образ жизни. Диалектные слова русского языка также подтверждают мои воззрения на Шушпанчика: шишить / шишать — «копошиться, шевелиться, делать украдкой» (соответствует его образу жизни), шиш, шишко, шишига - так называли неопределённую нечистую силу. (см Новичкова Т. А. Кикимора // Русский демонологический словарь. — СПб.: Петербургский писатель, 1995.).

Таким образом Шушпанчика с шишиморой объединяет таинственность, ночь, и суеверия о нечистой силе. Отличие заключается в том, что Шушпанчик, в отличие от кикиморы, скорее всего безвредное (или почти) для человека существо (подробней о кикиморе и опасности от неё для человека читайте в спец литературе, например, в: Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила).

2)от внешнего созвучия перейдем к глубинам лингвистики.

Разложим слово на его составляющие: шуш-пан-чик.

Приставку «шуш «будет грамотно объяснить из приведённых выше примеров (шишить / шишать, шиш, шишко, шишига) - это вновь указывает на скрытною, потустороннею природу Шушпанчика.

Корень «пан» заставляет задуматься. Здесь я получил две ветви объяснения.

2.1 пан в мифологическом смысле: в древнегреческой мифологии сын бога Гермеса, покровитель пастухов, природы (Мифы народов мира. М., 1991-92.). Пан — мифический герой-великан в марийском язычестве. Пан — шаман, вождь у древних коми и заволочской чуди (Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Йошкар-Ола, 2007.)

Как видим мифы таких разных народов как греки (индоевропейцы) и марийцы с чудью(фино-угры) подчеркивают связь лексемы «пан» с миром божеств, колдовства, с миром легендарных существ (великан у марийцев) а также его тесная связь с природой. Я установил, что обе лексемы «пан» и «шуш» по сути говорят нам об одном и том же.

2.2. Пан — феодал, помещик, барин в феодальной Польше, Чехии, Белоруссии и Украине; дословно означает «господин» (Википедия). Сперва это поставило меня в тупик. Ведь Шушпанчик существо мелкое, вроде как безвредное какой же из него господин? Но при более детальном исследовании открылись бездны (помните, как у Ломоносова: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.). Не секрет, что славянские языки отличаются большой архаичностью. Золотая нить старинных слов уводит нас в далекие, дохристианские времена. В те времена повсеместно было многобожие. Помимо «элитарных божеств» (типа Перуна, Зевса, Юпитера) и тд простые люди поклонялись и богам поменьше, скорее даже не совсем богам, а духам места, покровителям какой-либо местности или рода деятельности. В этом на мой взгляд кроятся разгадка "господинства" Шушпанчик. Он не что иное как древний божок, дух к которому поклонялись в ветхие времена. Культ этот был явно не повсеместным, поэтому и память о нем практически исчезла. Учитывая размеры Шушпанчик, его ночную жизнь и скрытность я предположил, что видимо он был духом-защитником людей от ночи и страхов, что она порождала. Уж точно он не мог быть отрицательным персонажем. Если, например, в чем-то близка к нему кикимора явно зловеща (чего стоит вторая часть ее имени мора- мор = смерть!) то в имени Шушпанчика скорее угадывается что-то ласковое, шутливое, беззлобное. Смею предположить, что "ласковость" его имени указывает на его связь с детьми, получается, что Шушпанчик был оберегом малых детей, он защищал их от дурных снов, кикимор и тд.

3)осталось рассмотреть суффикс чик. Словарь русского языка нам сообщает:

суффикс -чик (-щик, -чиц-) образует существительные со значением:

• лица по роду деятельности (бетонщик, переводчик, жестянщик, буфетчик);

• предмета (машины, механизма, приспособления), который производит действия (погрузчик, буксировщик).

Шушпанчик не предмет и второй пункт можно отбросить. А первый полностью соответствует нашем рассуждениям - Шушпанчик относится к роду деятельности «защитник, помощник людей».

Смотрим далее в словарь: суффиксы субъективной оценки.

В русском языке есть суффиксы субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской. (чик)

Таким образом чик указывает на эмоции, это подтверждает версию, что Шушпанчик - слово с ласковым окрасом.

Таким образом лингвистический анализа указывает, что Шушпанчик это существо тайное, ночное, связано с колдовством и миром чудесного, ему когда-то поклонялись люди (пан=господин!) пусть это был и культ "мелкого божка". Ласкательная окраска его имени указывает на то, что его культ был связан с детьми (ведь до сих пор когда дело касается деток малых мы придаем именам различным мифических персонажей «ласкательный» оттенок: не бабай, а бабайка, не серый волк, а серенький волчок и тд), а его ночная природа приводит нас к мысли что Шушпанчик, вероятно, был оберегом детей от различных стразов и опасностей ночи.

От просто лингвистики перейдем к альтернативной лингвистике (столь бурно развивающейся в наше время) и посмотрим, чем она может нам помочь в исследовании Шушпанчика. Применим новомодный способ: прочитаем слово на оборот - кич-нап-шуш

Рассмотрим все это.

1) что такое «кич» думаю всем понятно (Кич (китч) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка», см толковый словарь иностранных слов). На всякий случай приведу цитату Клемента Гринберга. Авангард и китч (1939): «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни». От сюда мы имеем «кичится»: гордиться, хвалиться, бахвалиться, похваляться; заноситься, чваниться. Да, согласитесь как-то это навяжется с образом незаметного ночного зверька? Идем дальше.

2) «нап». Поскольку пан — это "господин" т е некто уважаемый, следовательно, перевернутое прочтение указывает нам на обратное значение. Эта лексема говорит нам от неуважения, а то и о презрении к Шушпанчику! "Становится всё чудесатнее" Алиса К.(с)

3) ну а лексема «шиш» — это перевертыш, читается всегда одинаково, следовательно, её значение смотрите выше.

Что же я получил благодаря альтернативной лингвистике? Получается, что Шушпанчик это вообще-то никчемное, но «кривлястое», заносчивое, крайне неуважаемое существо, не смотря на свою скрытность, таинственность и связь с колдовством (лексема ши(у)ш!).

Это привело меня к мысли что Шушпанчик очевидно содержит в своем образе архитип Трикстера.

Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. (Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990).

Познания в славянской мифологии помогли мне вспомнить, что у наших предков в обычаи была задабривать различных духов будь то леший, домовой, банник и тд. Задобренный дух помогал человеку, обиженный, не уваженный - наоборот мог навредить. По видимо и Шушпанчик тут не исключение. Задобренный Шушпанчик по ночам оберегал малых детей, отгонял от них кошмары, Шушпанчик с которым хозяев не поладили - наоборот мог вредить людям, возможно на подобии домового (полтергейста) ломая и разбрасывая вещи и зло подшучивая над людьми. Людское неуважении пробуждало в Шушпанчике его отрицательную, «тёмную» сторону, его стремление заноситься и чваниться (о чем нам говорит лексема «кич» в обратном прочтении его имени).

Примечание.

Всего один запрос в поисковике картинок «Шушпанчик» находит сразу же несколько очень правдоподобных его изображений!

(зело похож, только окрас должен быть темно-серый, и наличие хвоста – большой вопрос)

(окрас реалистичней, но у Шушпанчика ушки тоже скрыты шерстью, а не торчат. Впрочем, может быть это на редкость лопоухий Шушпанчик)

Шушпанчики неразрывно связаны с природой.

А это уже жутенько как-то….

Но обратите внимание что и я и неизвестные мне авторы этих картинок представляют Шушпанчика примерно одинаково! А это подтверждает мою гипотезу о Шушпанчике как о мифологическом персонаже древних времен. Там, у корней великого древа нашей культуры хранятся образы давно минувшего прошлого. Образы, которые смогли придавить, но не смогли полностью искоренить все бесконечные орды фанатиков ближневосточных сказок за тысячу лет. Шушпанчик (и не только он) есть в каждом из нас, и он будет в наших потомках, и никогда не прервется золотая нить, связывающая прошлые и грядущие времена.

МЕТКИ: Шушпанчик, лингвистика, мифы, психология

Взято от сюда: http://sergeik1989.livejournal...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...