Впервую очередь хотел бы попросить всенепременно задуматься читателя и предостеречь от сего мерзкого и мягко скажу не Богоугодного ниже изложенного. И напомню, что обратного пути не будет.
Итак:
Одно из самых популярных магических заклинаний в разных культурах — проклятие врагов. Древние примеры показывают, какие элементы нужны, чтобы заклятие сработалось
1. Перечислить имена врагов
Магическое заклятие должно содержать имена проклинаемых. Свинцовая табличка с именами известных македонских генералов была найдена в 1970 году на кладбище Керамик в Афинах и датируется 313–312 годами до н. э. В период македонского правления за власть в Афинах боролись олигархическая и демократическая партии — первая стремилась передать управление государством небольшой группе богатых семей и была поддержана македонским правителем Кассандром. Его ставленник Деметрий Фалерский (будущий основатель Александрийской библиотеки) управлял Афинами в 317–307 годах до н. э. Евполем и Плистарх — другие македонские политики того времени. Евном Пирейский был, по-видимому, одним из афинских олигархов, также поддержавших правление Кассандра. Политическое заклятие на свинцовой табличке было, очевидно, оставлено кем-то из приверженцев афинской демократии и противников македонской оккупации.
2. Пожаловаться на обидчика богам (или Богу)
Обычно в магических текстах человека «посвящают» языческим богам, чтобы те принесли ему вред. С распространением христианства появляются заклинания-молитвы, обращенные к христианскому Богу. В этом папирусном амулете из коллекции Государственного Эрмитажа против Феодосия используются отрывки христианских молитв. Хотя проповедники запрещали христианам использовать магические заклятия, а императоры издавали законы против магии, люди все равно продолжали искать божественной помощи против врагов. Так магические заклятия принимали христианизированную форму.
3. Подписаться
Для эффективности проклятия не мешает и подписаться (хотя такие подписи по понятным причинам встречаются не очень часто) — тогда божество поможет конкретному просителю. Так поступил Виктор, создавая коптское заклятие (датируется примерно VI веком н. э.) против женщины по имени Ало и ее родителей Аэсе и Фойбаммона. Чем Ало вызвала ненависть Виктора, неизвестно. Подписавшись под заклятием, Виктор также указал свой церковный статус: термин «апа» означает, что он был священником или монахом. На христианский контекст указывает также то, что Виктор призывает на Ало проклятия библейских книг Ветхого Завета — Закона и Второзакония.
4. Указать конкретную часть тела врага
Пять свинцовых табличек были найдены в 2003 году в Пирее, рядом с Афинами. Они содержат почти одинаковые заклятия против четырех разных супружеских пар — владельцев таверн в Афинах в IV веке до н. э. Все таблички были проткнуты железным гвоздем, свернуты и положены в могилу молодой женщины.
Указание на конкретную часть тела — распространенный магический прием, который часто встречается, например, в русских заговорах. Язык обычно появляется в судебных заклятиях — когда нужно, чтобы человек не смог произнести свидетельство в суде. В данном случае язык заклинают собачьим ухом. Скорее всего, так называлась самая неудачная комбинация при бросании костей. Пожелание могло быть связано с тем, что в тавернах играли в азартные игры.
5. Добавить побольше непонятных слов
Это заклятие против команды синих могло быть написано спортивными болельщиками. Оно найдено рядом с римским ипподромом в Бейруте и датируется III веком н. э. В поздней Античности в Константинополе и других крупных городах были распространены объединения спортивных болельщиков, поддерживавших команды на ипподроме — синих или зеленых. Борьба между партиями болельщиков могла принимать серьезный социальный и политический характер. На свинцовой табличке после разных магических слов идет длинный список лошадиных кличек (по четыре в каждой колеснице) и имен колесничих синих. Тот, кто выцарапал текст, по ошибке включил в начало название, вероятно копируя это заклятие из какого-то сборника магических заклинаний. Такие спортивные заклятия не закапывали в землю, как другие таблички (см. ниже), а прибивали прямо к стене ипподрома. Больше всего ипподромных заклятий найдено в Карфагене.
6. Нарисовать мумию или другое изображение проклинаемого
Это яшмовая гемма из Египта (III век н. э.) с магическим изображением мумии. В Античности геммы, драгоценные камни с вырезанными изображениями, могли использоваться как амулеты. «Уснул» здесь — синоним слова «умер». Мемнон и Гемера — мифологические персонажи: Мемнон, царь мифического народа эфиопов, живший во времена Троянской войны, был сыном богини зари Эос, которая здесь названа Гемерой (богиня дня). В Египте Мемнон и Эос отождествлялись с Осирисом и Исидой. Антипатр, мишень заклятия, для усиления сравнивается с мифологическим Мемноном. То есть Антипатр должен уснуть, как уснул мифологический Мемнон–Осирис. Также на гемме есть магические слова «Азазель» и «Я есмь Сущий». Рисунок мумии, завернутой в погребальные пелены, тоже усиливает заклинание. К текстам заклятий часто добавляли изображения проклинаемого, демонов, которые должны были исполнить заклинание, и другие символические рисунки.
7. Написать текст задом наперед
На этой свинцовой табличке из Бата в Римской Британии буквы в словах написаны в обратном порядке, как часто бывает в магических заклятиях. Неясно, что означает «вилбия». Возможно, это кельтское женское имя, и тогда речь идет о похищении рабыни. Во время раскопок римских бань в Бате в источнике, посвященном богине этого места Сулис Минерве, было найдено более 130 таких табличек. Обычно в заклятиях обращались к банным ворам одежды: в табличках упоминаются кражи плаща, туники, перчаток, накидки. Чтобы вернуть имущество, нужно посвятить украденные предметы божеству — тогда потеря оскорбит этого бога, и он захочет отомстить за похищенную собственность.
8. Свернуть несколько раз
Тонкие свинцовые таблички с заклятиями часто складывали или сворачивали в свиток, а затем протыкали гвоздем, чтобы было сложнее развернуть. Таким образом, прочесть их могли только боги или души умерших, которым они предназначались. События, к которым отсылает текст таблички с кладбища Керамик в Афинах, произошли накануне отплытия Афинского флота в Сицилию в 415 году до н. э. и повлекли за собой громкое политическое дело. Осквернение герм, статуй бога Гермеса, и пародия на Элевсинские мистерии, один из важнейших религиозных ритуалов греков, расценивалось как кощунство и было использовано в политической борьбе против предводителя сицилийской экспедиции Алкивиада. Здесь проклинаются моряки с двух кораблей, принадлежавших известному афинскому оратору Андокиду (конец V — начало IV века до н. э.). Вероятно, табличка была написана в начале IV века до н. э., после второго суда над Андокидом по делу об осквернении священных герм и пародии на Элевсинские мистерии, но до того, как он был изгнан из Афин в 392 году до н. э. Табличка имела форму корабля.
9. Разбить на мелкие кусочки
В Древнем Египте в период Среднего царства (XIX–XVIII века до н. э.) врагов проклинали с помощью заклинаний на глиняных черепках, которые потом разбивали. Магическое воздействие происходило в результате ритуала уничтожения предмета с текстом. Часто в таких заклятиях упоминаются иностранные цари и города, представлявшие угрозу для Египта, или целые народы: нубийцы, азиаты, ливийцы, враждебные египтяне. Это позволяет использовать тексты заклятий как источник по географии и истории внешней политики страны.
10. Положить в сырое место под землей
Считалось, что обеспечить эффективность заклятия можно, положив его в могилу, колодец, источник или какое-то другое место, связанное с подземными богами, которым предназначалось послание. Сырость и холод соответствовали зловещим целям погубить человека. По той же причине, видимо, самым распространенным материалом для записи заклятий в Античности был свинец, холодный и тяжелый материал, цвет которого напоминает цвет мертвеца. В одной из инструкций того времени говорится, что нужно брать свинец из трубы акведука — потому что через него текла холодная вода.
Эта свинцовая табличка была найдена в 1887 году в колодце во французском поселении Ром недалеко от Пуатье, где в древности располагалась римская крепость. Сначала ученые прочитали заклинание как текст на местном кельтском языке. Затем появилась интерпретация таблички как латинского заклятия актеров-мимов. В 2007 году вышла статья с еще одним прочтением текста как любовного заклинания на смеси латыни, греческого и кельтского языков.
ИСТОЧНИКИ:
Кагаров Е. Г. Греческие таблички с проклятиями (defixionum tabellae). Харьков, 1918.
Помяловский И. В. Эпиграфические этюды. СПб., 1873.
Юнусов М. М. Топонимика Палестины в египетских «текстах проклятий» Среднего царства. Иудаика и библеистика: Материалы Второй ежегодной конференции по иудаике и востоковедению. СПб., 2013.
Costabile F. Defixiones dal Kerameikos di Atene IV. Minima epigraphica et papyrologica, fasc. 7-8, 2004–2005.
Gager J. G. Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World. New York, Oxford, 1992.
Jordan D. R. Magica Graeca Parvula. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, № 100, 1994.
Lamont J. L. A New Commercial Curse Tablet from Classical Athens. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, № 196, 2015.
Meid W. Die pseudogallische Inschrift von Rom (Deux-Sievres): Text und Interpretation. Gaulois et celtique continental. Geneve, 2007.
Meyer M. Ancient Chrisitan Magic Coptic Texts of Ritual Power. Princeton, 1994.
Pritchard J. Ancient Near Eastern Texts Relating to Old Testament. Princeton, 1969.
Оценили 11 человек
26 кармы