Доводилось в 1980-е доставать подпольный журнал «Урлайт» (позднее вышла версия – «Контр Культ Ура»). Если не изменяет память, то №4 назывался «Панк-рок и его место в нашей жизни». Актуально. Что и подтолкнуло меня к написанию сего текста.
«То был, как чувствовали все, тревожный знак для Президента, внешне похожего не столько на своего непосредственного предшественника, сколько на великого Путина, служившего теперь для кандидатов идеальным образцом»
Ольга Славникова «2017»
«Все идеологии современного мира стремятся занять такое место, где их нельзя подвергнуть анализу и осмеянию. Методов существует довольно много — оскорбление чувств, предъявление праха, протест, благотворительность и так далее. Но в нашей ситуации начать целесообразно именно с протеста»
Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»
1. Are you ready to die? / Готовы ли вы умереть?
Do you still hold ambitions
Of being a man?
Are you ready to live?
Are you ready to die?
Вы все еще амбициозны
В своем праве быть человеком?
Но готовы ли вы жить?
Готовы ли вы умереть?
Группа Wire, «Are You Ready?» (2008, «Object 47»)
Только вот как умирать тем, кто и так неживой? - Вопрос неизбежно возникает после прочтения «Общества спектакля» Ги Эрнесто Дебора, тем более, сам мэтр протестного «Мая 1968-го» определил Спектакль как «самостоятельное движение неживого» - Le mouvement autonome du non-vivant (фр.). Вполне подходящее, надо сказать, название для песни в духе панка-рока, идейные основы которого именно Дебор, пусть невольно, но определил.
Истины ради, первый журнал-фэнзин (1975 года), как и название его - «Punk» родились в США, и авторы его – Джон Холмстром, Гед Данн и Легс Макнил считают британским панк вторичным, и уверены, что панк-рок родился в нью-йоркском клубе CBGB.
И не случайно, ведь парижский Май 1968-го опирался не на рабочий класс - по Марксу, но по Маркузе и Дебору – на студентов, на люмпенизированных интеллектуалов и, по меткому выражению Артема Рондарева, - слегка интеллигентствующих люмпенов. В определенной мере микс из частей этих социальных групп стал в 1980-е социальной базой для тех, чьи «сердца требовали перемен», и средь которых билось сердце и автора данного текста. Что ж, как говаривал Диоген Синопский, «когда-то я и в кроватку мочился». В 17 и даже еще в 27 лет можно позволить себе бунт против системы, особенно если бунт сей дальше кухонного обличения её пороков и распития портвейна под звуки «Зоопарка» или «Гражданской обороны» не идет… В крайнем случае, по пьяне лить слезу горючую от кажущейся безысходности, либо выплескивать свой яд и боль вовне, тем более объект для этого всегда найдется.
Нечеткая фиксация групп потенциального протеста, противоречивость взглядов носителей анти-системного сознания, объединенных лишь по принципу «мы против» привели и к краху Мая-68 в Париже, и, ожидаемо, к мертворождённому проекту «Болотная». Тем более что проект этот был согласован большими людьми по обе стороны океана.
Но при любом госстрое я - партизан
При любом режиме я – анархист!
- пел в 1988-м омский герой советского андеграунда Егор Летов («Гражданская оборона», альбом «Так закалялась сталь», 1988) в песне с многообещающим и важно значащим для сегодняшней оппозиции названием «Новый 37-й». При том, что творчество Летова находится в мире, чья мерность превосходит как жесткую трехмерность официоза, так и текучесть двухмерного мирка оппозиции, и его анархизм скорее из сферы метафизики, чем биологии, химии и физики политических доктрин какой-либо партии и идеологий оппозиций, какими бы они ни были… Да и «37-й» сегодня в России большинством воспринимается чуть не полярно тому, как он воспринимался в 1980-90 гг.
Аналогично и сегодня. Потенциально протестные группы молодежи, естественным образом противопоставляющие себя взрослому миру, в том числе на сайтах вроде http://a-protest.org/ в силу своих «анархических» взглядов (в кавычках - потому как все это условно, и кто кооперируется – вопрос) попросту могут использоваться (и используются) теми же либеральными карасями, что плавают у самой кормушки, против которых и направлен один из векторов этого протеста.
Музыкальная подборка там, надо сказать, весьма неплохая, - дает представление о современном спектре анархо-панк-рока. Весь пафос, что, в общем, неудивительно, сводится к Fuck the System Jazz в исполнении «Электрических партизан», и «Нам нужна анархия, нах@й демократию!» их же. В целом согласен (я – за политию, аристотелевский контр-полюс демократии). Пусть и напоминает отчасти Dead Kennedys (типа Nazi-punks F@ck off) сорокалетней давности, что само по себе неплохо, только вот опять «нераздельное питание». То есть, все в куче.
Более точно цель заявлена у хардкор-группы «Mausoleum» в «Крылатых ракетах»: «F@ck USA!», что в свете событий 14-15 марта текущего года, чуть было не приведших к ядерной атаке США против России как нельзя кстати. Опять же, и наш ответ американской группе Ramones, имевшей наглость в 1977-м записать альбом «Ракеты на Россию/Rocket To Russia».
В целом, неопределенность целей вкупе с таковыми же политическими взглядами обрекает аудиторию a-protesta на внешнюю управляемость теми, против кого они выплескивают свой гнев и задор. То же касается и журнала Punkway (http://punkway.ru/), хотя там с концепцией все в порядке, как и ссылками на умные книги (даже Элизе Реклю есть). Правда, слоган тот еще: «Свободу народам! Смерть империям»! Бред. Как там у Аристотеля: только глупец может ратовать против государства (ибо оно имеет сверхчеловеческую природу). Посему, видимо, пишет Аристотель в «Никомаховой этике»: «И вот большинство, сознательно избирая скотский образ жизни, полностью обнаруживают свою низменность, однако находят оправдание в том, что страсти многих могущественных людей похожи на страсти Сарданапалла». Поэтому, наверное, любой свой «пук» многие артисты сцены (в т. ч. и панк-рок-) склонны расценивать как арт-акцию против режима.
Для сравнения приведем ярчайший образец «стихийного анархизма» в советскую эпоху. Так, первый панк-рокер в СССР ленинградец Андрей Панов, известный больше как «Свин» был (умер в 1998 г.) не только более сфокусирован (творчески) на объекте, но и по-настоящему левым в спектре политических идеологий (фото: Андрей Валерьевич Панов, лидер группы «Автоматические удовлетворители»).
Чтобы не было голодных
Надо всех их накормить.
Чтобы не было богатых
Обобрать и всех убить.
Песня «Слушай, мальчик, расскажу»
Я по городу хожу
На буржуев я гляжу
Вот увидел, дал в лобок
И прохожий мне помог.
«К приезду Рейгана в Ленинград /Буржуи»
Попутно заметим, что популярная благодаря «Чижу» Чигракову песня «Комиссар/Батька-атаман» с выраженным анархо-месседжем в формате 1919-1920 гг. была впервые исполнена «Свином» и АУ. Для него эту якобы народную песню написали: Алексей Леонтьев - музыку, текст - Михаил «Солидный» Тинкельман и Игорь «Сатин» Шолк, проживающий ныне в Израиле.
Андрей Панов, будучи тем самым люмпенизированным интеллектуалом (по выражению Артема Рондарева), на мой взгляд, наиболее адекватно выражал состояние той части молодежной среды в советском обществе, что была маргинальна, потенциальна протестна. Но вектор этого протеста был, как, не парадоксально, в рамках советского социума узнаваем и понятен, как у Высоцкого для поколения постарше («очкастый частный собственник…»). К слову, человек, при жизни называвший себя «Свиньей» родился в довольно известной семье балетных танцоров Валерия и Лии Пановых и получил хорошее воспитание. Учился в Театральном институте, который, правда, вскоре бросил. «Когда я учился в Театральном, нам сказали, что мы, все здесь сидящие — говно. Настоящие артисты ходят по улицам. Я это принял буквально на свой счет и сообразил, что играю-то я в жизни, сейчас вот. А выходя на сцену — я расслабляюсь» (интервью с А. Пановым: «Я не панк», Rock-Fuzz/ 1996, #7-8). Купив на деньги, присланные ему отцом, хорошую музыкальную аппаратуру, летом 1979 года он создал первую в СССР панк-группу - «Автоматические удовлетворители», ставших кумирами у питерской шпаны, и не только.
Сегодня, повторяюсь, социальная база протеста более расплывчата и неоднородна. По причине чего, вероятно, хит Летова и его «ГрОб» 1988 года «Всё идет по плану» - стал невольным претендентом как на статус неформального лозунга правящей партии в России, так и на голос оппозиции. Думаю, покойный Игорь Федорович Летов не был бы рад ни тому, ни другому. «Я не верю в анархию» - это тоже его мнение. Парадоксальное, как и все у гения.
Присвоить «Всё идет по плану» оппам с белыми лентами все же не вышло. Спонтанный позыв журналиста Олега Кашина (на митинге 6 мая 2013 года на Болотной площади) запеть гимн подпольщиков времен позднего СССР понятен. По-человечески, так сказать… Но старшие товарищи, воспитанные на других песнях, его тотчас осадили: «А какого же х@я «ты тут цирк устроил? – зло спросил Немцов. – Ты же, бл@ть, чуть весь сценарий не сломал!». Олег почесал свою лысину и сказал удивленно: «Ребята, сам не знаю…» - пишет Василий Семенов в комментариях к ролику на Youtube. И уж совсем ни в каком сне не привиделось бы, что Летова споют в Британии. Так 4 июня того же 2013-го культовые трип-хопперы из Бристоля Massive Attack (откуда вышел и Tricky, полюбивший екатеринбургский «Телеклуб») на концерте в Манчестере исполнили кавер-версию «Всё идет по плану». Что тоже показательно. Однако же, с другой стороны, нежели может показаться иным другим «борцам с системой», сами Massive Attack, планируя в 2013-м мировое турне под флагом «исследования феномена авторитарных режимов и борьбы с ними», не особо грузили себя изучением контр-культуры в СССР, и использовали те хиты рашен-андеграунда, что им подсказали люди в теме. Это и были «Всё идет по плану» «Гражданской обороны» и «Печаль моя светла/Как мне х@ево» Янки Дягилевой.
Поэтому, что весьма показательно, в 2015-м, замахав руками: no, no, no, мэссиваттакеры отказались от тура в Россию. Притом, что их земляк и собрат по группе Tricky уже прикипел к Уралу, а королю глэма David Bowie не зазорно собраться в Донбасс к ополченцам. Это в тему «О музыке и не только» (помнится с детства, так называлась рубрика в советском журнале для молодежи «Ровесник»).
Теперь о «не только». Сначала масс-медиа пугали бунтами голода к марту: «В 2015 году будет жарко и в городах, и на селе. <> Самый плохой прогноз — уже к весне озлобленные «белые воротнички» выйдут на акции протеста вместе с рабочими и обнищавшими бюджетниками. Где ждать первых бунтов, какой сюрприз готовят власти коммунисты, когда проснется «болото» и что за новую силу элиты с ужасом ждут на улицах и площадях» («URA.Ru» 13.01.2015).
«Теперь, в связи с углубляющимся экономическим кризисом, в России может начаться новая волна протестов – такие прогнозы дают сразу несколько специалистов…» - кликушествовал либерально ангажированный Росбалт.
Ura.ru прогнозировали бунт на начало апреля, ссылаясь экспертов, а те - на грядущую дату 40 дней со дня смерти Бориса Немцова, которая-де объединит в едином порыве оппозицию.
Что ж, вероятность такого сценария есть, но не настолько, чтобы тагильским ребятам готовить арматуру. Только т.н. элита с ужасом ждет расплаты за свое поведение, несистемное и неправедное, как у охинских сахалинцев. Вот и Джордж Фридман — основатель и руководитель частной спецслужбы Stratfor (см. КОНТ), посетив недавно Россию, с горечью выразил мысль, что «экономическими санкциями Россию в принципе не разрушить – русский народ живет чем-то большим, чем интересы желудка и мочевого пузыря».
Обещанный же в столице Урала Марш 1 марта не состоялся, мутировав в неизбежный при форс-мажоре митинг в память погибшего Бориса Немцова.
Тем более, все предсказуемо в ситуации с протестами и провокациями. Схемы известны, правда, от этого порой не менее эффективны. Кто сумел перехватить повестку – тот и прав, если же эту повестку ты и готовить, тебе и приз. Поэтому, неважно, кто, как и почему, - будет «виноват Путин». За ЦБ, за Украину и корзину, за то, что посмел, теперь вот за бедного Немцова…. Кто бы ни заказал (по цепочке) известного парнасовца, - для либералов «виноват Путин», которому эта смерть если и была бы гипотетически нужна, то в очереди её желавших он стоял бы последним. Ибо, во-первых, «кровавость» - не его метод, и не свойство его природы. Как правило, это проецируют именно те, кто сам готов за объективно сомнительные идеи проливать кровь, причем чужую, - кстати, типичное свойство людей, которых в прошлом веке называли троцкистами. Но о них чуть позже. И, во-вторых, не исключено (и многое указывает на это - пишет КОНТ) что, Борис Немцов, если не впрямую работал агентом Кремля внутри т.н. пятой колонны и дезинформатором для стоящих за ней западными спецслужбами, то, как минимум был многостаночником. За что и погиб.
Для наивных повторюсь: тонус оппозиции всегда и везде поддерживается официальной властью, и крупные рыбы, и помельче в её косяках, работают, минимум на два фронта. Это вообще необходимая часть системы, фактор ее адаптивности и жизнеспособности. Это как, прошу прощения за аналогию, паразиты - глисты, например, круглые или ленточные, задают организму хозяина определенный иммунный тонус за счет токсинов, что выделяют, питаясь тканями хозяина. Здесь опасность для системы лишь в том, чтобы паразитарное сообщество не разрасталась сверх допустимых здоровьем хозяина норм, и инициативу не перехватывала третья сторона. Для удобства системы же, оппозиция кооперирована по группкам, фракциям и партиям. Причем, дойдя до определенной стадии, они сами себя «накручивают», транслируя вовне мемы, которые могут заражать слабые организмы… Создают иллюзии, и кормят ими низовой состав, который, в свою очередь, воодушевляясь, выходит на улицу, руководствуясь принципом, обозначенном в песне группы World Domination Enterprises «Bullit Man» (1988, LP «Let's Play Domination»):
I went outside I guess there must have been a fight.
Я вышел на улицу, я думаю, там должна быть борьба.
Обращаю также внимание, что по причинам некоего особого устройства психической конституции либеральной (да и анархо-, и троцкистской) оппозиции, каждый более-менее известный выразитель её уверен, что он настолько важен, уникален и искрист идеями, которые почему-то не нравятся власти, что эти власти за ним только и делают, что следят, заводят дела, и мечтают уничтожить.
Так, был у меня в друзьях в далекие 1980-е один небесталанный деятель, пьяница и поэт, чьи взгляды можно оценить как замес анархизма с либерализмом. Так вот, носился он с идеей «свержения советского режима», уничтожения «Системы», которая-де тоталитарна, и мешает свободному развитию человека вообще, и лично его, пьяницы и поэта. И был он уверен, что за ним следят, и были тому «подтверждения».
То был довольно распространенный в узких кругах молодежных рок-тусовок типаж «потерянного поколения СССР», про которое герой тогдашнего андеграунда Вова Синий (Владимир Емелев) из Снежинска (Челябинска-70) пел:
Brezhnev, Brezhnev beat, Brezhnev beat generation
Beria, Beria star, Beria star reservation…
Саундтрек (и видео) стоят в первых кадрах вполне серьезного документального фильма «KGB la Forteresse» французского производства, снятого сразу после беловежских соглашений. Кстати, о «кровавости системы»: самого Вову Синего, пойманного банально «с травой», никакой КГБ не «пытал в застенках» (хотя повод был – Сева Новгородцев на BBC крутил хиты группы «Вова Синий и Братья по разуму», жирно намекая на антисоветский месседж творчества группы), а попросту предложил пойти в армию. Тем более и возраст был подходящий.
…Но тогда, в начале 1980-х, героический же ореол возможных будущих мучений «в застенках КГБ» реял над хайром моего товарища, пьяницы и поэта. Так мнилось ему, как и мнится до сих пор страдающим за идею свободы.
Но уже в конце 1990-х, как-то в мирной беседе с офицером госбезопасности мой герой выяснил, что ничего такого, о чем он грезил и подозревал, не было. Сетка была крупноячеистая, и такая мелочь попросту не представляла для рыбаков интереса.
Не представляет и сегодня. Скорее наоборот, оппозицию лелеют и холят, прячут даже от гнева народного, как «пусек» после их бесноватого молебна, или как Навального перед событиями 27.02.15. Вот бывшего и.о. премьера России, Егора Гайдара чуть было не потеряли в 2006-м, когда он, истекая носовой кровью, и корчась в рвотных потугах непосредственно на конференции в Дублине (27 ноября 2006 г.), понял-таки, что он может быть следующим за экс-полковником ФСБ Александром Литвиненко. А поняв все правильно, он рванул в Россию, где еще жил-поживал, и лег в московскую клинику, а не в дублинскую, и не в лондонскую.
Так что, соотечественники-оппозиционеры, не зовите черта, он сам придет. В образе ли Аслана Алханова, либо в каком другом…
2. White riot – a riot of my own / Белый бунт – мой собственный бунт
В тему «О музыке и не только» продолжаем вместе с панками The Clash – релиз 1977 года, песня «Белый бунт»:
White riot – a riot of my own
All the power’s in the hands
Of people rich enough to buy it
Белый бунт – мой собственный бунт
Вся власть в руках
Тех, кто достаточно богат, чтобы купить его.
Рассмотрим те грани феномена протестной активности, которые остаются за кадром обзоров СМИ, а именно – изначальная карнавальность протеста. От чего он не становится безобидным, скорее наоборот. Именно Карнавал (как и определённого рода, юмор) размывает границы дозволенного и ослабляет защитные механизмы Ratio.
Напоминаем, понятие протест имеет традиционно четыре значения, из которых только одно (за минусом юридического, финансово-торгового значений и термина морской юрисдикции) несет тот самый социальный пафос борьбы и несогласия с властью, который и является объектом внимания и эксплуатации со стороны СМИ.
Итак, протест, муж. (от лат. protesto - букв. гласно заявляю). Категорическое возражение против чего-нибудь, решительное заявление о несогласии с чем-нибудь, о нежелании чего-нибудь. Протест против фашистских зверств. Заявить протест. Выступить с протестом («Толковый словарь Ушакова», Д.Н. Ушаков, 1935-1940).
Протест, учитывая вышеизложенные тезисы о взаимосвязи власти и оппозиции, есть составная и, даже необходимая часть Спектакля. Протест сегодня – мероприятие организуемое, с многоуровневой системой менеджмента, затратным финансированием, пиар-подтанцовками и медийно-информационными ресурсами.
«С блаженным приятием действительности может хорошо сочетаться показной бунт — и этим выражается то, что даже неудовольствие превратилось в некий товар». Так-то вот.
Итак, говоря о Спектакле, мы толсто намекаем на Ги Дебора (Guy Debord), его Ситуационистский Интернационал и «Общество спектакля». В параграфе 1 читаем: «Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление».
Или в параграфе 2: «Все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном кичливой ложью. Спектакль вообще, как конкретное отрицание жизни, есть самостоятельное движение неживого».
Протест в понимании Дебора – вещь штучная, не приемлющая ни копий, ни последователей, т.е. антикопирайтна по своей сути - вот и математик Михаил Вербицкий с его трактовкой ситуационизма то же самое говорит. Потому как повтор, римейк – это тоже Спектакль, как и та его часть, против которой это протест нацелен.
Именно вторичность, приправленная либо искусственно «страдательными» чувствами, либо эмоциональными срывами, граничащими с болезненными реакциями, и характеризует современное российское (точнее, наверное - анти-российское) протестное сообщество. И то, что, корректно говоря, уже давно отрефлексировано в европейской истории протеста, став музейным экспонатом, у нас подается за свежее блюдо.
То акционистская группа «Война» (в составе которой и Надежда Толоконникова из Pussy Riot) в Питере поднимает рисованный на Литейном мосту член, то эстонцы, анекдотично реагируя с запаздыванием на пару лет, возводят бревенчатый фаллос на каком-то островке… но все это, откровенно говоря, отстой. Все уже давно поднято и возведено, - возведено дадаистами, сюрреалистами и прочими веселыми, и не очень балбесами, например «Веселыми проказниками» Merry Pranksters под начальством известного по «Гнезду кукушки» и «Песне моряка» ЛСД-пионера Кена Кизи.
Недавняя еще возня вокруг Pussy Riot , чья деятельность оценена Wiki как protest art, по той же причине, что демонстрация эрегированных гениталий, относится к Спектаклю, - к спектаклю, чей сценарий давно пылится на полках европейской истории.
Так, более полувека назад, в 1950 году четыре хлопца из предшествующей Ситуационистскому Интернационалу организации леттристов Исидора Изу, ворвавшись в собор Нотр-Дам, раздели и связали кюре, а один из леттристов-интернационалистов, облачившись в сутану, обратился к прихожанам со словами: «Братья, Бог умер», что, в общем-то, и тогда уже было довольно замшелой новостью.
Отдадим, правда, должное искренности Нади Толоконниковой из Pussy Riot, которая честно пишет в «Недо-опавших листьях» о своем видении страны «…в России любят дурно пахнущее старое». Тогда вопрос: а зачем, вы, Пусси, двигаете «старье», сей «сияющий прах»?
Однако ж в либерал-феминистском безумии - своя логика, отчасти описанная почти забытым антропологом, историком и социопсихологом Борисом Поршневым, и «Бешеные матки» Pussy Riot как феномен подтверждение тому.
Забавно, но именно эта «логика», этот либерал-феминистский угар группы впрямую отсылает к карнавалу римских либералий, на которых плебс отрывался как мог до той поры, пока их не запретил император Тиберий.
С опусом «Богородица, Путина прогони» так вообще засада. Понятно, что это не Sex Pistols с их God Save the Queen, далеко не Pistols… К тому же, именно Покровительнице России видней, кого прогонять. Прогнали Pussy Riot, тогда как ВВП лишь укрепил трон, а все остальные, включая лидеров Европы, «челом бьют».
И, заметим, стало проявляться левое крыло протеста. У нас в РФ пока только раскручивают бренд левых радикалов (на чьи средства, другой вопрос), а вот в Европе уже началось. «Панк-флешмоб», устроенный 18 марта во Франкфурте десятком тысяч активистов леворадикального движения «Blockupy», как бы против открытия нового здания Европейского Центробанка, на деле показал, что и панками, и анархистами можно технично управлять, и возить автобусами из соседних стран по необходимости. Это к слову, как надо устраивать «настоящие протесты» (под настоящим подразумевается лишь уровень профессионализма режиссёров и уровень спонсоров проекта) – в пику «болотным» etc.
Так вот, продолжаю о панк-роке: Роттен-Лайдон, в отличие от российских последовательниц из girls-group, верен себе, своим взглядам вот уже четвертый десяток лет, ни в какие правозащитники не переобувался: «…наша музыка — она реально народная. Я сам из той среды, которую у нас называют рабочий класс. Это очень хорошие люди. Я их люблю. И в этом смысле я народный артист — я из народа и делаю музыку для народа, о народе». Так вполне по-русски выразил свое мнение товарищ Лайдон.
А вот девушки подкачали. И творчество их назвать народным язык не повернется. Анти, да. Вот и чехи говорят, что негоже «п@@дами» называться. Народ не поймет. И это притом, что у них в Чехии, своих дегенеративных художников, типа Давида Черны, хватает, и они, вроде как привыкли к культуральным извращениям.
Еще нюанс: как только вышли девушки из «темниц путинских», тут же из драно колготочных бунтарок вдруг обернулись в прилично одетых «правозащитниц». А где медом намазано для правозащитных мух? Правильно, - в США. Теперь уже, без песен и камланий в храме, живые и невредимые символы протеста, презентовав себя в Европе, свалили за океан.
И если верить «Свободе», чего делать не надо (ибо сказано, где говорят «свобода», там оно самое рабство и есть), то чуть ли каждый сенатор в США встает и засыпает с песнями «Пусси», а днем только и делает, что совместно с «пуськами» радеет за права и свободы... Однако вполне себе обычные американцы с традиционным взглядом на жизнь как-то не очень жалуют заезжих артистов, искренность протеста которых вызывает большие сомнения, как выясняется, не только у россиян.
«Американцы уважают любую жизненную позицию, но участие Алехиной, Толоконниковой и Верзилова в незаконных акциях протеста и беспорядках в Фергюсоне и Нью-Йорке стало последней каплей, - сказано в петиции, размещённой на сайте Белого Дома, и далее - Мы, американцы, сами разберемся со своими проблемами, без помощи иностранцев с подмоченной репутацией. Мы требуем от властей США отменить визы для Толоконниковой, Алехиной и Верзилова, и запретить им въезд в Соединенные Штаты».
(Из петиции американских граждан:«Russian activists from the band "Pussy Riot" - Nadezhda Tolokonnikova, Maria Alekhina, Peter Verzilov - came to U.S. to promote vulgar, immoral, anti-Christian way of life and values. In Russia, they were convicted for shocking, offensive, immoral action in Christ the Savior Cathedral»).
Сей длинный пассаж, не случаен, ведь Протест, как любой феномен Спектакля, имеет и своих звезд. Не будем здесь упоминать имена вождей Болотной и прочих разных. В отличие от первопроходца Ги Дебора, который закончил свою роль выстрелом в сердце (Почти по Егору Летову: «Я стрельну себе в висок, - потекет веселый сок»), оппозиции «кровавому режиму Путина», как говорят французские пейзаны: «трусы Дебора вам, мусье, по колено будут». Разве что потравят или, как таинственной судьбы Немцова, застрелят. Ибо выкармливают оппозицию для убоя старые европейские и новосветские хищники, так как издавна так делают, - ведь на крови идея воздвигается крепче. И все равно им, белый ли ты Колчак, красный ли Троцкий. В одной школе обучим и пошлем воевать друг против друга, а кто будет побеждать, против того и воевать станем.
И ведь предупреждал еще три года назад (в интервью «Смене» 20 февраля 2012 г.) прозорливый Анатолий Вассерман: «Сегодня есть масса людей, которым тот же Немцов в мертвом виде гораздо полезнее, чем в живом…». Но и это не останавливает, и не останавливало «болотных». Хоть дома, да побастую. Как Каспаров. На улицу ни ногой. В конце концов, все мы люди, со своими мечтами и желаниями. Однако же, получает тот, кто не желает (перечитайте-ка сказки про Иванушку, или про Форреста Гампа). Вот не желает ВВП воевать, но побеждает.
Оппозиция же, возносившая некогда свои мольбы к небесам неолиберального рынка о ниспослании «российского Пиночета» (читай – лидера либерально-национальной олигархократии), теперь с не меньшей страстью просят те же структуры небес убрать посланника, ибо оказалось не так как хотелось-желалось.
Как в той же «White Riot» от The Clash, авторства Джо Страммера:
Are you taking over or are you taking orders?
Are you going backwards
Or are you going forwards?
Вы ведомый, или ведущий?
Вы пятитесь назад
Или рвётесь вперед?
Определитесь уже. Вот и несравненный в своей едкости Марк Эдвард Смит из The Fall, в песне из одноимённого альбома «Middle Class Revolt» (1994) издевается над «протестом» сытого среднего класса:
Everything you see you want
Go to clubs
A middle class revolt
Put it down, put it down.
Все видят, что вы хотите -
Ходить в клубы
Вот восстание среднего класса
Подавите его, подавите…
Кстати, у Смита и его The Fall есть и современный узнаваемый тип представителя «восставшего среднего класса» - Гарри Каспаров, который протестует в формате «домашний стиль» - «He wants Homestyle».
Нельзя не отметить, что аналогичное отношение к «сытым бунтарям» было и у нас в СССР, - вспомним незабвенного Майка (Михаила Науменко), который еще в эпоху развитого социализма проехался по хиту Макаревича «Новый поворот» - в песне «Белая ночь/Белое тепло» (группа «Зоопарк»,1982, LP «LV»):
Фонари не горят, и мосты разведены,
На улицах поют про «Новый поворот».
И я мечусь в постели - простыни в поту,
Мне нужен, февраль, холод, стужа и лед,
Но здесь лишь белая ночь, белое тепло...
И поделом, - ведь «молодежный герой» основателя «Машины времени» был изначально «сыт и доволен», - ангажирован тогдашней партийной номенклатурой, которая и дала «добро» «Машине» на гастроли и выступления.
В итоге, ни для самого Майка, странно умершего (погибшего?) в питерской коммуналке в 1991 году, ни для его недруга Макаревича, логично занявшего место на белоленточной сцене, и «Новый поворот» которого пророчески оказался ложью, добром это путешествие не кончилось...
Watch that side,
watch that side
don't you know
it gonna be dead in the drive
Смотри сюда,
смотри туда –
знаешь ведь,
добром это путешествие не кончится...
Ни для кого из них. Причем, в России, и амфетамин не нужен, чтобы увидеть White Light и почувствовать White Heat, в отличие от оригинальной версии Лу Рида (группа Velvet Underground, 1967-68, LP «White Light/White Heat»).
Ибо все мы, так или иначе, пребываем в Спектакле. С той разницей (которая, кстати, почти исчезла ко времени смерти Дебора), что одни жили в его, концентрированной форме власти, другие - в распылённой; одни – в белой горячке, в белых ночах и песках Петербурга, другие – с белым кроликом под ослепляющим светом ЛСД.
«В 1967 году я различал только две противоборствующие и взаимосвязанные формы власти спектакля: концентрированную и распылённую. Обе эти формы возвышались над реальным обществом, являясь одновременно и целью общества, и средоточием всей его лжи. Первая форма благоприятствовала становлению такой идеологии, которая бы наиболее отвечала желаниям и требованиям определённой персоны - диктатора. <…>. Вторая же форма действовала иначе: она только потворствовала тому, чтобы рабочий утверждал свою свободу, но лишь в рамках потребления обширного спектра товаров. Эта форма выразилась в процессе американизации мира; процессе, который, несмотря на свои отрицательные стороны, легко прижился во всех странах, где традиционной формой правления являлась буржуазная демократия. Однако с тех пор возник новый вид спектакля. По сути своей, он является рациональной комбинацией двух вышеприведённых форм, однако за основу он принял ту форму, которая показала себя более живучей, т.е. распылённый спектакль. Имя ему - интегрированный спектакль. И именно он отныне желает утвердить себя во всемирном масштабе». Ги Дебор «Комментарии к "Обществу Спектакля", 1988 (Перевод Болеслава Немана).
3. The Future sold /Будущее уже продано
Follow me!
No explanation.
The future sold….
Следуйте за мной!
Никаких объяснений!
Будущее уже продано…
- спела недавно одна из лучших панк-групп - Wire в песне «Bad Worn Thing» (CD «Red Barked Tree», 2010).
Продано, продается – главное понятие торговой цивилизации, суть которой как Спектакль, и определил Дебор. Он же и отметил, что протест тоже товар, и, подозревая, что теперь и его образ становится объектом торговли, коль скоро за него взялись деятели телевизионных искусств, он выстрелил себе в сердце.
Протест как спектакль спланирован и оплачен, тогда как протест истинный спонтанен и чист. Ибо, как пишет системно мыслящий обозреватель и ученый Сергей Леонидович Лопатников в своих «13 тезисах о протестах» в журнале с хорошим названием «Антидот. Журнал антипропаганды»:
Пункт 6. Всякая революция требует денег и организации.
Пункт 7. Народ не имеет денег и не способен к самоорганизации. Средства и способность к организации - это исключительные качества элиты. Поэтому все революции – есть продукты элиты, точнее, анти-элиты, как правило, иностранной, ибо местная анти-элита без опоры на заинтересованную иностранную элиту по определению слабее властной элиты и ею подавляется.
Пункт 8. Отсюда следует, что «протест» оплачивается и организуется анти-элитой, как правило, иностранной, и в любом случае преследующей свои интересы, а не интересы «протестного мяса». И т.д.
Классикой жанра здесь является организация протестов в преддверии революций 1905 и 1917 годов в Российской Империи, как британской разведкой, так и германской военно-политической верхушкой. Одни оплачивали написание продажными журналистами дезы и шантажных материалов в своих СМИ (среди прочего выдуманные тогдашними деятелями борзого пера «похождения» Григория Распутина и пр.), другие – финансировали забастовки рабочих, демонстрации и теракты. Ничто не ново, как водится…
Вспомним столетней давности активную деятельность Александра Парвуса (Израэля Гельфанда), копирайтера «перманентной революции», заразившего этим мемом демона революции Лейбу Троцкого. Из приграничного шведского города Хапаранда Парвус экспортировал или провозил в Россию контрабандой самые различные товары. Никто не знает сколько, но совершенно точно, что часть доходов оказывалась у большевиков, которые на эти деньги осуществляли пропаганду, проводили забастовки и акции протеста. Сам же Парвус-Гельфанд организовывал теракты и акции саботажа. Счет шел на миллионы и миллионы марок.
Не забывал Гельфанд и про себя. Так и не получив от Ленина обещанного поста комиссара финансов Советской Республики, он, с оставшимися средствами, свалил в Германию, где, вложив «деньги для революции» невероятно разбогател, приобретя многомиллионное состояние. Уже в 1918 году отошёл от политики. «Он расходовал, — писал известный социал-демократ и анекдотист Карл Радек, — значительные деньги на ряд социал-демократических издательств, но сам в них участия не принимал: политически он совершенно опустился. Он сказал несколько лет тому назад: «Я Мидас наоборот: золото, к которому я прикасаюсь, делается навозом».
Думаю, аналогии с некоторыми современными революцьонерами налицо, особенно теми, кто страстно борется (или уже поборолся) против коррупции «путинского режима».
Вот и в Китае шоу-протест – весьма показателен: «Но ведь столько людей надо собрать в одном месте и организовать. И на какие средства существует китайский Майдан сейчас? — На какие деньги? На какие-то очень большие деньги! Гонконг — мировой финансовый центр. Такая ситуация может оказать какой-то вред мировому бизнесу или его части. Возможно, да, были какие-то инвестиции, потому что организация на очень высоком уровне. Протестующие снабжены буквально всем, продумано все до мелочей, у них есть все, что у них должно быть для успешного протеста» (см.: «Кто оплачивает китайский протест», Правда.ру 05.10.2014)
А вот шоу в Европе: «Каждая активистка FEMEN в Киеве получает примерно одну тысячу евро в месяц, зарплата лидеров составляет 2500 евро (отметим, что средняя зарплата в Киеве примерно 500 евро). В Европе расходы еще выше, девушки из FEMEN получают по 1000 евро за день", — пишет итальянское издание. По утверждению Il Foglio, активисткам из FEMEN платит американский медиамагнат Джад Санден, имеющий свой бизнес в Киеве, и двое интересантов из Германии.
Болотная же площадь, ставшая на время символом современного российского протеста, в итоге стухла, оказавшись еще и политическим аналогом финансовой пирамиды. «После признательных показаний оппозиционера Константина Лебедева, стало известно, кому досталась вся политическая и экономическая выгода от «болотных» маршей – сообщает Дни.ру. - Простые участники и крупные инвесторы, вложившие в протест свои силы и деньги, в итоге оказались проигравшими». Одним из внешних спонсоров Болотной был некий Гиви Таргамадзе, но сам К. Лебедев признает, что схема не заканчивалась на этом гражданине Грузии.
«Гиви хотел от нас беспорядков - хоть каких-то. Они нам говорили: «Вы сейчас хорошо поработаете, а мы вам поездку в Лондон устроим и денег на вашу партию», – объясняет Лебедев, за что грузинский политик платил деньги российским оппозиционерам. Платил, по признанию орговика Болотной, по 35 тысяч долларов в месяц каждый из руководителей оппозиции. Деньги передавали в конвертах. После «Марша миллионов» 6 мая 2012-го оплата выросла до $90 тыс. На эту сумму были в том числе были куплены машины Развозжаеву и Насте Удальцовой. Последний, августовский транш составил 42 тыс. долларов.
Но эти пенсы-копейки ничто по сравнению с тем, чего реально хотели режиссеры проекта Болотная-Навальный etc, и какие суммы не озвучены даже на Правосудия.нет Татьяны Волковой. Зато там (от 19.07.2013) озвучена одна из многих здравых мыслей, подкрепленных серьезными источниками: «Навальный, конечно, понимает, что является одной из множества пешек в чужой игре, но пытается пройти в ферзи, забывая, как часто жертвуют пешками ради выигрыша темпа. По делу узников Болотной подобный уровень активности не предвидится: хозяевам жизни по обе стороны океана Удальцов на свободе не нужен». И, как показало будущее, еще как жертвуют.
Но это не останавливает даже тех из них, кто знает, что шоу, конечно, «маст гоу он» и без них, если что случись. Такова, знать природа арт-и полит-поп деятелей, жаждущими сразу и славы, какой бы сомнительной она ни была, и финансового изобилия для себя. Прямо-таки в русле троцкизма. Тогда спрашивается, а где Протест? - чистый, искренний, бескорыстный?
Ставши же в той или иной степени известными (что подразумевает, конечно же, и конвертацию имиджа в доходы) подобные глашатаи протеста тем более подтверждают свою зрелищную природу, плоть от плоти Спектакля. Причем, участие в протесте «сытых» (тут прав старик Тед Гарр) – суть правило. Не рабочий класс, но небедный студент, буржуа, маменькин сынок, фрик, поп-звезда, «прогрессивный» журналист, люмпенизированный интеллектуал и т.п. – вот база 1968-го, будь-то Весна в Париже, или в Праге (пожалуй, за исключением летних событий того же года в Югославии). Да, и еще важный момент, события эти были организованы извне, хотя конечно, социальная база была готова, особенно в Югославии. И если в событиях 1968-го в Праге или Загребе работа внешней стороны (ЦРУ) была явна, и Огарков жестко переиграл Голдштюкера в Праге, то с Парижем сложнее. Интерес США во Франции был понятен: задача – сдвинуть «просоветского» Де Голля с поста президента. Вот тут ситуационизм и пригодился. Увы.
Возвращаясь к фактору «сытых» в протесте, показательно, что «Бэтман Аполло» (продолжение романа «Empire V») Виктора Пелевина, поступив в продажу 28 марта 2013 года, предвосхитил майские события на Болотной площади.
«— Участие гламурного элемента, светских обозревателей и поп-звезд одновременно с доброжелательным вниманием СМИ превратит протест в разновидность conspicuous consumption (демонстративное потребление – С.Н.) . Протест — это бесплатный гламур для бедных. Беднейшие слои населения демократично встречаются с богатейшими для совместного потребления борьбы за правое дело. Причем встреча в физическом пространстве сегодня уже не нужна. Слиться в одном порыве с богатыми и знаменитыми можно в Интернете. Управляемая гламурная революция — это такое же многообещающее направление, как ядерный синтез… — Не говори красиво, — сказал Энлиль Маратович. — Что значит — гламурная революция? Ее что, делают гламурные бляди? — Нет. Сама революция становится гламуром. И гламурные бляди понимают, что если они хотят и дальше оставаться гламурными, им надо срочно стать революционными. А иначе они за секунду станут просто смешными». К такой цитате даже фото не имеет смысла подбирать – наберите имя любой медиа-дивы или гламурного ведущего/журналиста/лидера оппозиции/…. Как подтверждение – «Миллион евро против марша миллионов» в «Комсомолке» от 02.04.2015.
Собственно, Виктор Олегович в своей блистательной манере, кроме тех пакетов смыслов, что он имел в виду, выразил и тезисы Дебора полувековой давности. Так, Дебор в параграфе 60 пишет: «Знаменитость является не живым человеком, но его ряженым образом, репрезентацией в рамках спектакля. Его имидж целиком зависит от текущей роли, тем самым, собой он выражает исключительно банальность <>… все действия и поступки знаменитостей являются лишь ролевыми, они не свободны, а значит, банальны».
Но коль скоро, хоть по Пелевину, хоть «по жизни» - конвертация в бабло есть обязательная (и естественная) функция имиджа, то «…все эти бунтари, щеголяя своими целями и программами, на самом деле ещё и пытаются претворять в жизнь свои практические проекты» - подтверждает еще раз Дебор. На сей раз уже в своих «Комментариях к «Обществу Спектакля».
Вот и лыко в строку: покойный ныне оппозиционер неплохо претворял в жизнь «свои практические проекты», начиная с игры в карты в поездах – по молодости, до потерянных для РФ оффшорных траншей в 370 млрд. руб. и сдачи в аренду Охотского моря японцам – будучи членом Правительства РФ в конце 1990-х.
Итак, протест – суть Карнавал/Спектакль, а значит и отношение к нему соответствующее. Другой вопрос, что когда актеры (клоуны) злые - дело доходит до крови. И, как мы все смогли убедиться за прошедший год, не только в романе Ольги Славниковой «2017», где ряженые красные начинают новую гражданскую войну с ряжеными же белыми, но вполне даже реально.
Мало того, уральские пиарщики Майдана в лице Леонида Волкова под видом Марша Весны/Мира пытались устроить нечто подобное и в Екатеринбурге, прямо-таки по невольному «завету» славной уральской землячки Славниковой. Ведь события её «2017» происходят, в том числе на Площади 1905 года, где, по замыслу автора, и проливается первая кровь. В который раз, и вновь в Екатеринбурге. Пока лишь на страницах романа, но где та грань, что отделяет реальности? Судя по Одессе, Мариуполю эти грани стираются на раз. Одним залпом.
Вот и сайтик для подготовки Майдана в России к 1 марта 2015 года был уже смастырен – «Акции протеста». Отдельно отметим недокреатив его создателей, вывесивших слоган «Только свободный человек может сказать «Нет». Либо создатели такого, как им кажется, крутого слогана, не читали Пелевина (что само по себе им в минус), который в «Бэтман Аполло» устами одного из героев говорит: «Борясь за сердца и умы, работники дискурса постоянно требуют от человека отвечать «да» или «нет». Все мышление человека должно, как электрический ток, протекать между этими двумя полюсами. Но в реальности возможных ответов всегда три — «да», «нет» и «пошел ты нах@й».
Так вот, для тех, кто далек русской/российской ментальности, обращаю внимание на следующее. Во-первых. Русским свойственно отвечать на ряд сомнительных (или кажущихся таковыми) вопросов либо в русле «языческой» парадигмы, с радостью вербализируя так называемый стрём-фактор, т.е. все тот же посыл из цитаты Пелевина; либо – в контексте евангельской диалектики: «Да Нет», что, в общем, то же самое, только более корректно, и одобрено «сверху».
А во-вторых, у русских есть понятие «воля вольная», а слово «свобода», произошедшее от старорусского «слобода», несет смысл «послабление» (освобождение от каких-либо повинностей), и свойственно носителям рабской психологии, коими и являются поклонники Либера и Либеры. У вольного же человека нет проблем с выбором.
4. Whatever happened to Leon Trotsky? / Что случилось с Львом Троцким?
- задавали вопрос «Душители» - The Stranglers в песне «Больше героев нет», и сами же отвечали на него, глумливо подсаживая крысу в венок из красных «революционных» гвоздик.
Правда, «нынче российских троцкистов притягивают белые ленточки, Pussy Riot и прочие формы дестабилизации общества» - констатирует Анатолий Вассерман («Всё и сразу. Троцкисты меняют цвет, но остаются теми же»).
К слову, все основные неоконы в США, ратующие за продолжение войны, будь то в Сирии, или в Малороссии, и за ее разжигание в России, по молодости баловались троцкизмом, так что знают, как устроить пожар, хоть в отдельно взятой Сербии, хоть мировой, как завещал Лейба Бронштейн-Троцкий.
Поэтому, например, апологеты нового консерватизма Уильям Кристол и Роберт Каган так ратуют за «Повсеместное распространение американской модели демократии любыми средствами, вплоть до военных», и в биографии их есть «троцкистский период».
Так, неокон Стивен Шварц сказал, что «те, кто борется за глобальную демократию следует рассматривать Троцкого как достойного предшественника». Мало того, Шварц, беззастенчиво провозглашая свои троцкистские корни, считает предпочтительным называть неоконсерваторов троцкиконами (Trotskycons) – пишет Дейл Ври в New Oxford Review.
Отметим к слову и некоторые параллели актуальной протестной ситуации с эпохой активной деятельности Троцкого. В 1936 году «перманентный революционер» писал, что если Германия развяжет войну с СССР, то русским не избежать поражения. В 1940 году он отправил послание советскому народу под заголовком «Вас обманывают» с призванием сместить Иосифа Сталина и реорганизовать правительство СССР. Понятно, обращался он к тем троцкистам в РККА, НКВД и в партии, что ждали своего часа, который так и не наступил (наступил позже - в сентябре 1953 г., с приходом Никиты Хрущева на пост 1-го Секретаря ЦК КПСС).
Данная «телега» Троцкого выдавала его с головой, так как речь уже шла не о борьбе за власть в СССР, а была откровенно антисоветской и антироссийской. Что сегодня, спустя десятки лет, наблюдаем у его атлантистских последователей, занявших ключевые позиции в политическом бомонде США. Аналогично и в современной России. Выросло поколение, желающее «всё и сразу», причем, желательно меньше работать и больше получать. Именно эта социальная страта («офисный планктон», компрадоры, поп-тусовка etc) так падка на протесты.
Как точно отмечает Анатолий Вассерман: «троцкизм не устарел — он так же опасен для общества, как при жизни Бронштейна, и будет так же опасен и впредь, пока существуют стремление к простым быстрым решениям и неумение думать об их цене».
В конечном итоге,
Whatever happened to Leon Trotsky? -
- He got an ice pick,
That made his ears burn.
Что случилось с Львом Троцким?
Он получил альпенштоком по голове,
который сделал дыру глубиной семь сантиметров.
- из песни группы The Stranglers «No More Heroes» из одноименного альбома.
И хотя, творчество Душителей весьма неоднозначно с точки зрения идеологических предпочтений ее участников, само название группы отсылает к популярной в середине 1970-х гг. повестке о strangling - «душении» (свобод, инициатив и пр.), звучащей в британских прессе, ТВ, кино.
История банально повторяется, и сегодня для многих, живущих по принципу «всё и сразу» звездами политпопа становятся, по сути, продюсеры очередного спектакля. Но покажите хоть одного из них, чье лицо несет черты благородства, искренности, а их «трудовая биография» бела и непорочна?
The leaders of men
Born out of your frustration
Лидеры,
Рождённые твоим разочарованием
- из песни «Leaders of Men» группы Joy Division.
Сегодня кто-то из оппов, в надежде повернуть время в «счастливые либеральные» делает ставку на партии, типа «Прогресс» Навального. Немного странно, ну да ладно (логичней было назваться «Регрессом»)...
Прогресс мне сел на шею
Прогресс мне надоел
Прогресс е@@т прогресса,
Прогресс прогресса съел
Люди взвыли от свободы,
Я сижу и ем икру,
В горле кость чужих находок,
Волком вою на луну…
- так незамысловато выразил свое отношение к буржуа в песне «Прогресс» Игорь "Птеродактиль" Свердлов, директор группы «Автоматические удовлетворители». Спел, понятное дело «Свин».
Но времена менялись, и вот «АУ» снимает ТВ – «Программа «А», 1992 год. Пьяный Андрей Валерьевич спит на сцене.
«Вам со мной не справиться!» - поет «Свин» Андрей Панов в песне «Асса». Так и вышло. Как и Йэна Кёртиса из Joy Division, Виктора Цоя, Майка Науменко от «гламура и дискурса» спасла ранняя их смерть. Как ни печально звучит последний тезис.
We will laugh 'cause death ain't a sin
La mort semble parfois un bien
A Berlin, bientôt la fin
Мы будем смеяться, потому смерть не грех
Смерть иногда кажется хорошо
В Берлине, почти конец.
- пели французские коулдвейверы Guerre Froide («Холодная война») в хите «Demain Berlin», 1981.
При всех своих симпатиях (дань молодости) к «ДК», «АУ», «ГрОб», «Объекту насмешек», «Зоопарку», «Кино», «Аквариуму», «Звукам Му» и др. объективно понимаешь, что, за редким исключением (как Егор Летов, может – Сергей Жариков из «ДК»…) весь их порыв, месседжи, «позиция» - суть просто планы Спектакля, его новые сцены… И Летов здесь ближе всего к Дебору, который писал: «Таким образом, это желание отграничить себя от системы, создавая свою культуру, сопротивляться извне, – является очень сознательным. Именно в самоорганизации и автономии видится идеал общественного устройства, без подавления “системы” и “власти”».
Но к этому идеалу – самоорганизации и автономии, увы, оппозиция нынешняя никакого отношения не имеет. И песни Летова - не её песни.
Да и Дебор, как уже ясно, тоже не их парень. После того, как его показали по телевизору, он решил выиграть последний раунд с системой, застрелив себя. Sex Pistols же, поставивших точку в недолгой истории европейского – «деборовского» ситуационизма, возможно, все же поставили многоточие…
Уполномоченные Маклареном нести свет Дебора (добра?) на берега Темзы, «Пистолеты», в итоге, пробудили молодую Британию, и спровоцировали создание целого пласта новой музыкальной культуры (post-punk, new wave, ska, gothic etc) вкупе с соответствующей картиной мира ее носителей, волна которой дошла и до СССР, схлестнувшись с новыми пассионариями восьмидесятых…
Несмотря сегодня на то, что, как гласит аксиома, протест продается, и продается дорого (и бунт в формате Never Mind the Bollocks приносит прибыли уж точно не панкам с улицы), Джонни Роттен, вновь ставший Лайдоном, по-прежнему верит, что «слово сильнее пули». Даже той, что вошла в сердце Дебора.
Егор Летов же, подобно глыбе, устоял посреди Спектакля (до 19 февраля 2008 г.), не поддавшись ни левым, ни правым, ни красным, ни белым, но сразу – на небо.
Из земной юдоли
В неведомые боли — ПРЫГ-СКОК!!!
ПРЫГ-СКОК!!!
<…>
Из калёной стали
В чудовищные дали — ПРЫГ-СКОК!!!
ПРЫГ-СКОК!!!
ПРЫГ-ПОД КОЖУ
СКОК НА ЯБЛОНЮ
ПРЫГ ПОД КОЖУ
СКОК НА НЕБО!!!
Егор Летов, «Прыг-скок», 1990 /издано в 1999 г.
Оценил 1 человек
2 кармы