"Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного".

7 2774

Вопрос: как понимать Правило 9 Святых Апостол: "Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного". Это что, значит, что стоять на литургии и не причащаться - преступление, караемое церковными законами, грех? Или есть еще какие-то примеры толкования этого правила?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Этим правилом выражено понимание Литургии как общего дела (греч. leiturgia – общественный, ergon – дело, труд). Общим может быть оно только тогда, когда все присутствующие в храме приобщаются Тела и Крови Христовой. Ради Святых Тайн и совершается Евхаристия. Если люди молятся во время Литургии, но не причащаются, то не достигается молитвенная соборность. Нет молитвенно-духовного единства общины. В первенствующей Церкви было немыслимо, чтобы кто-то, молясь за Литургией, не принимал Святые Тайны. Это сохранялось и в последующее время. Поэтому при формировании чина Литургии появились прошения об оглашенных. С началом Литургии верных оглашенные должны были покинуть храм, потому что они, как не крещенные, не могли причащаться. С возникновением христианского государства в Церковь вошло много номинальных членов, которые не понимали и не переживали таинства евхаристии. Они редко причащались. Таких прихожан и имел ввиду Антиохийский собор (341 г.), который, опираясь на 9-е Апостольское правило, постановил: «Все входящие в церковь, и слушающие священныя писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получить оное» (2-е правило). 

Постепенно среди церковного народа все больше становилось, людей, которые не переживали литургию как главное событие их духовной жизни. Неизбежным следствием этого стала наблюдаемая ныне практика: большинство людей приходит на литургию только помолиться. Молитва, конечно, нужна, но плодом ее должно единение верующих у единой Чаши Жизни. Все должны быть в общей любви, соединяясь с Христом. Охватывающая всех единая духовная радость предполагает евхаристическую соборность.

«Вот дароносица, как солнце золотое,

Повисла в воздухе – великолепный миг,

Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,

Свет в круглой храмине под куполом в июле,

Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули

О луговине той, где время не бежит.

Евхаристия, как вечный полдень, длится –

Все причащаются, играют и поют,

И на виду у всех Божественный сосуд

Неисчерпаемым веселием струится».

(О.Э.Мандельштам. 1915 г.).

Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр.1:16). 

Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский).

Источник

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Ни о какой обрядовости Христос не говорил, и перед первым причастием многочасовых стояний не было, откуда это всё взялось, вот интересно, когда первый раз в истории решено было устроить шоу?
  • А еще любят свечки ставить, не понимая, что свечка в церкви - это всего лишь средство освещения, а не средство от суеверий. Главное молитва, а свечка всего лишь для подсвету инконки. Раньше не было электричества и в церквях царил полумрак, особенно зимой на вечерних службах.
    • .
    • 15 октября 2016 г. 22:50
  • +++)
    • Mary
    • 24 октября 2016 г. 21:12
    +++