«Великий перелом» крестьянского хребта

31 5883


Многие действия советской власти, кажущиеся бессмысленными, приобретают смысл в том случае, если главной её целью признать превращение народа в бессловесный скот. Например, раскулачивание и коллективизация, и спровоцированный действиями советской власти голод 1932-33 гг. Эти действия не имели никакого экономического смысла.

Раскулачивание («ликвидация кулачества как класса») – это начальный этап коллективизации в 1919-30 гг. Кулак (он же – мироед) – это сельский ростовщик. Эта, безусловно, вредная часть сельского населения исчезла, исключая лишь самые отдалённые «медвежьи углы», ещё до Первой Мировой войны. Кулаки лишились клиентов в связи с появлением Крестьянского банка и кооперативов. После 1917 г. этим термином большевики стали называть всех крепких сельских хозяев, и сделали ставку на бедняков. В 1920-е годы среди крестьян, получивших в результате революции землю, произошло новое социальное расслоение: примерно 15% крестьян стали относительно зажиточными, а около 30% вконец обеднели. При равных стартовых условиях (земля была разделена по количеству едоков) это было вызвано личными качествами крестьян – их трудолюбием и умом. Трудно усомниться в том, что сельская беднота конца 1920-х – в значительной части лодыри и пьяницы. И именно на них сделала ставку советская власть. На них власть опиралась проводя раскулачивание и коллективизацию: в результате и то, и другое превратилось в банальное ограбление бедными крестьянами своих более зажиточных соседей – разумеется, под руководством городских партийцев.

«Многие из городских чужаков … были исполнены воинственного стремления к переменам и презрения к темноте и отсталости крестьянской массы. Они видели свою миссию в социалистическом переустройстве деревни и осуществляли ее в самых крайних формах, в результате чего создание колхозов зачастую сопровождалось насильственным закрытием сельских церквей и публичным уничтожением икон. Но насилие при проведении коллективизации отнюдь не ограничивалось подобными символическими действами, и его не следует списывать на инициативу исполнителей на местах. Сама стратегия коллективизации, разработанная верховной властью, уже включала в себя насильственные меры, а именно экспроприацию и высылку сотен тысяч кулацких семей. Политика массового раскулачивания была провозглашена одновременно с началом кампании коллективизации зимой 1929-1930 гг. Хотя вступление в колхоз объявлялось делом добровольным, с самого начала стало ясно, что смутьяны, не желающие туда вступать, попадут под весьма растяжимую категорию кулаков и окажутся в списках на раскулачивание и высылку» (Ш.Фицпатрик «Сталинские крестьяне», стр. 10, М., РОССПЭН, 2001).

Не надо быть учёным-аграрием и вообще экономистом, чтобы понять: уничтожение крепких крестьянских хозяйств и закрепощение крестьян в колхозах и совхозах не может привести к росту производства сельхозпродукции. Стране нужно больше хлеба? Перестаньте давить крестьян продналогом, наладьте производство самой простой сельхозтехники и удобрений (благо промышленных мощностей и производственного опыта для этого хватало) - и продавайте их крестьянам. Восстановите разрушенную кооперацию и систему аграрного образования. То есть бухаринский лозунг «Обогащайтесь!» вовсе не говорил о любви его автора к крестьянам (Н.Бухарин был злобным, циничным и безнравственным человеком), он просто свидетельствовал о его психическом здоровье. А насильственная коллективизация с тотальным ограблением крестьян показывает, что её авторы были маньяками. Ведь здравый смысл говорит о том, что ограбь крестьян – и на следующий год получить зерно у них будет невозможно, а значит, неизбежен голод и отсутствие хлеба на экспорт. И вообще: как можно отбирать хлеб, если в стране нет ни транспорта для его вывоза, ни хранилищ? Из-за этого отнятый у крестьян хлеб даже в теории не мог накормить город или экспортироваться, он был обречен сгнить! Это же арифметика для первого класса, но И.Сталин действовал по другой логике. Логике безумия.

Строительство нескольких гигантских тракторных заводов и отправка в село десятков тысяч машин – это издевательство над здравым смыслом. В 1930-е годы проблема тотальной механизации перед русской деревней не стояла. Без аграрных курсов, жизнеспособной – не колхозной! – кооперации любые начинания на селе смысла не имели. В результате действий «красных» в деревне вновь возобладала соха, и настоятельной необходимостью был тогда переход не к трактору, а к современному конному плугу, сеялкам, веялкам и боронам.

Трактора были необходимы только в черноземных районах – на Кубани, Дону, в Заволжье, на Украине, в Степном Алтае и Минусинской котловине. Для их производства было достаточно обеспечить заказами уже имевшиеся тракторные мощности – на Харьковском паровозостроительном и Путиловском заводах, в Коломне, Балаково и Запорожье, а не городить новые предприятия в Сталинграде и Челябинске. Зачем они нужны, если на селе нет ни дорог, ни ремонтной базы, нет производства удобрений, а будущие трактористы не имеют опыта обращения с техникой? Да и качество тракторов было таким низким, что их производительность в 1930-е годы была не выше, чем конной сельхозтехники. Запчастей и ГСМ трактора потребляют много, а лошади, как известно, кушают овес и сено, которые дёшевы и всегда под рукой. Тракторизация села была призвана не только сделать крестьян зависимыми от машинно-тракторных станций (МТС), которые были государственными, но и выбивать из колхозов дополнительные деньги – услуги МТС стоили дорого.

Индустриализация сельского хозяйства, помимо голода и разорения села, сделала сельхозработы невероятно дорогими и заведомо нерентабельными – вот и весь результат сталинской аграрной политики.

Вместо этого в 1928 г. Сталин провозгласил курс на раскулачивание и массовую коллективизацию. Что вообще характерно для советской власти – начав коллективизацию, ни верховная власть, ни сам Сталин не представляли себе, какими должны быть колхозы и как коллективизировать крестьянство. «Представления о коллективизации у Сталина оставались весьма смутными. Неясно было, идет ли речь о добровольной или принудительной коллективизации и какую форму коллективного хозяйства имеет в виду Сталин: коммуну, где обобществлялось решительно все; артель, где обобществлялись средства производства; или ТОЗ, где в совместном владении находились только земля и основной сельскохозяйственный инвентарь. Больше всего сбивало с толку то, что хотя, судя по некоторым сталинским замечаниям, колхоз должен был в корне отличаться от уже существовавших в Советском Союзе коллективных хозяйств, но Сталин, по-видимому, и сам не знал, в чем должно заключаться это отличие… Четких инструкций по проведению коллективизации не было. Распоряжение правительства провести в некоторых областях «сплошную коллективизацию» показывает лишь назревшую неотложность задачи, однако никто не объяснил, какую форму коллективного хозяйства желает создать советская власть, не говоря уже о том, как этого достичь…

То, что центр не дал надлежащих инструкций по проведению коллективизации и раскулачивания, нельзя рассматривать как обычный просчет. Скорее, это представляется определенной стратегией, главной целью которой было заставить местные кадры стремиться сделать максимум возможного и тем самым достичь быстрых результатов, а заодно и узнать пределы этого максимума. Руководители на местах, из кожи вон лезшие, чтобы коллективизировать сельское хозяйство в своем районе, могли не знать, что в сущности означает коллективизация, но они отлично знали, что при ее проведении «лучше перегнуть, чем недогнуть» (как для их собственной карьеры, так и для дела). Знали они и то, что, соблюдая букву закона, революционных социальных перемен не достигнешь» (Ш.Фицпатрик «Сталинские крестьяне», М., РОССПЭН, 2001, стр. 51).

Коммунистические байки о том, что государству, мол, было нужно много хлеба, чтобы его экспортировать, а на вырученную валюту нанимать иностранных инженеров и закупать промышленное оборудование, опровергаются в первую очередь словами самого И.Сталина: в октябре 1931 г. на заседании Политбюро он сказал: непонятно, зачем СССР вообще экспортирует пшеницу, если она на мировых рынках ничего не стоит (с 1927 г. цена на зерно на мировом рынке упала вчетверо – с 401 до 104 рублей).

Это называется – опомнился: 24 августа 1930 г. он писал Молотову: «Надо бы поднять (теперь же) норму ежедневного вывоза до 3-4 мил[лионов] пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов. Найдутся мудрецы, которые предложат подождать с вывозом, пока цены на хлеб на междун[ародном] рынке не подымутся до «высшей точки». Таких мудрецов немало в Наркомторге. Этих мудрецов надо гнать в шею, ибо они тянут нас в капкан. Чтобы ждать, надо иметь валютн[ые] резервы. А у нас их нет. Чтобы ждать, надо иметь обеспеченные позиции на междун[ародном] хлебн[ом] рынке. А у нас нет уже там давно никаких позиций, — мы их только завоевываем теперь, пользуясь специфически благоприятными для нас условиями, создавшимися в данный момент. Словом, НУЖНО БЕШЕНО ФОРСИРОВАТЬ ВЫВОЗ ХЛЕБА» (Документы российских архивов о голоде 1932—1933 гг. в СССР // «Отечественные архивы» № 2 (2009 г.).

Что ж, о собственных ошибках, даже стоивших стране миллионы жизней, «великий вождь» умел быстро забывать…

«Зерно не занимало слишком большого места в советском экспорте. Максимальные доли зерна в сельскохозяйственном экспорте были зафиксированы в 1924, 1930, 1931 и 1937 гг. Но даже максимальные значения доли были меньше 50%. Не следует забывать, что другим важными статьями аграрного экспорта были мясо, масло, яйца, жмых, живой скот. В отдельные годы вывоз масла, например, превышал вывоз зерновых. А в общем экспорте СССР максимальная доля зерновых была достигнута в 1927 году, но и она была менее четверти. В отдельные годы доля зерна составляла менее 10% всего советского экспорта. <…>

Итак, можно констатировать, что социальные издержки зернового экспорта СССР были серьезными, а вот роль его в обеспечении социалистической индустриализации валютой была достаточно скромной» (В.Катасонов «Загадки и мифы советской индустриализации – 4», Русская народная линия, 14.02.2014).

Прекратился ли отбор хлеба после октябрьского пленума 1931 г., когда Сталин лично усомнился в необходимости экспорта? Отнюдь нет. Хлеб у крестьян отбирали и в 1931, и в 1932, и в самом страшном 1933 г. Хранить его было негде, перевозить не на чем – огромные горы зерна гнили на открытых площадках, охраняемых отрядами милиции и чекистов, и всё это на глазах у крестьян, умиравших от голода. Что, функционеры, организовавшие отъём хлеба у крестьян, не знали, что хранить его негде и вывозить не на чем? Прекрасно знали. Значит, целью был именно голод, а не получение валюты. «Голод – самое унизительное чувство, которое может испытывать человек», - говорил один очень умный человек. Человек, подвергшийся пыткой голодом, теряет человеческий облик. Его психика, если и не оказывается разрушенной навсегда, то по крайней мере нарушается очень сильно. Наверное, так и превращали в Мордоре эльфов в орков.

К концу 1920-х годов в СССР выросло первое поколение комсомольцев. Эта молодёжь, взращённая на большевистских ценностях, была крайне агрессивной, нравственно развращённой, не признающей национальных традиций, презирающей базовые ценности своей страны, сильно пьющей и ленивой. К тому же она чувствовала себя «опоздавшей» и завидовала старшему поколению, «геройствовавшему» на фронтах Гражданской войны и в застенках ЧК. Комсомольцы тоже хотели участвовать в «великом деле», и им такую возможность предоставили: десятки тысяч городских и сельских комсомольцев, проводивших раскулачивание и коллективизацию, получили от властей оружие. И они вовсю пользовались им, терроризируя крестьян, громя церкви и измываясь над верующими. Ш.Фицпатрик справедливо именует активистов-коллективизаторов «обычными сорвиголовами «комсомольско-хулиганского» типа, обуреваемыми жаждой действия (обычно заключавшегося в том, чтобы пить и громить церкви)».

Старый бурят рассказывал, как проводилась коллективизация в его родном селе Хатархадай Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (в 1930 г. – Бурят-Монгольская АССР): пьяные местные лодыри и пришельцы из Иркутска с наганами шлялись по селу, надев на себя «реквизированные» у местных крестьян шубы (иногда по нескольку штук сразу), шапки и унты, отбирали деньги, имущество, уводили скот, приставали к женщинам. Сопротивлявшихся жестоко избивали, некоторых – арестовывали.

«Вместо того чтобы вести точную и детальную инвентаризацию в интересах колхоза и для пополнения его фондов, бригады по раскулачиванию часто действовали под девизом: «Всё наше, всё съедим и выпьем». Об этом свидетельствует выдержка из доклада ОГПУ Смоленской области: «Раскулачивающие снимали с зажиточных крестьян их зимнюю одежду, теплые поддевки, отбирая в первую очередь обувь. Кулаки оставались в кальсонах, даже без старых галош, отбирали женскую одежду, пятидесятикопеечный чай, последнюю кочергу или кувшин... Бригады конфисковывали всё, включая маленькие подушечки, которые подкладывают под головы детей, горячую кашу в котелке, вплоть до икон, которые они, предварительно разбив, выбрасывали». Собственность раскулаченных они или просто присваивали, или продавали ее на торгах членам бригады по раскулачиванию по смешным ценам: избу за 60 копеек, корову за 15 копеек, что было в сотни раз ниже их реальной стоимости. Иными словами, бригада имела неограниченные возможности для разграбления, раскулачивание часто служило предлогом для сведения личных счётов» («Чёрная книга коммунизма», Глава 7. Насильственная коллективизация и раскулачивание).

«Бывали случаи изнасилований и другие акты немотивированного насилия. В Башкирии одна волостная партийная ячейка решила следовать «линии Троцкого» (sic!) и ликвидировать местных кулаков в течение пяти дней, «...для чего была организована ударная группа, именовавшаяся «красными фашистами»... Эти «красные фашисты» на самом деле превращались в уголовников, допускали бесчинства, пьянство, присваивали вещи раскулаченных и т.д.» (Ш.Фицпатрик «Сталинские крестьяне», стр. 69, М., РОССПЭН, 2001).

О результатах коллективизации – страшном голоде 1933 г. и общем упадке сельского хозяйства, от которого оно так никогда и не оправилось, написано много. Гораздо меньше известно о социальных последствиях этого явления, которые выражались прежде всего в небывалом упадке нравственности на селе. Сама коллективизация – это сплошные издевательства, мучения и главное – унижение крестьян. Когда у человека – на глазах жены, детей, односельчан - уводят лошадь, корову, отбирают инвентарь, а он вынужден всё это молча терпеть, когда он видит, как подвергаются издевательствам его ни в чём не повинные соседи, душа его наполняется нечистотами, он никогда уже не станет смелым и гордым. А унижали и пытали людей повсеместно и целенаправленно. «Коллективизаторы придумывали самые разнообразные унижения, например, заставляли крестьян раздеваться и пить воду из ведра, словно лошади. Поразительно, какую важную роль, судя по слухам, в этих издевательствах играли волосы. Один уполномоченный из района, как говорили, выдирал у крестьян клочья волос из бород, насмешливо восклицая: «Вот утильсырье - это заграничный товар». Во время этой коллективизационной вакханалии произошёл и ещё более нелепый эпизод: убедив крестьян проголосовать за колхоз, группа коммунистов обрезала волосы у 180 женщин, объясняя это тем, «что волосы женщины носят зря, волосы можно продать, купить трактор, и тогда будем пахать на тракторе» (Ш.Фицпатрик «Сталинские крестьяне», стр. 69, М., РОССПЭН, 2001). Уместно привести также выдержку из известного письма М.Шолохова И.Сталину о «перегибах» при коллективизации и хлебозаготовках на Дону:

«Сажание «в холодную»... Колхозника раздевают и босого сажают в амбар или сарай. Время действия – январь, февраль. Часто в амбары сажали целыми бригадами.

В Вашаевском колхозе колхозницам обливали ноги и подолы юбок керосином, зажигали, а потом тушили, и снова начинали...

В Наполовском колхозе «уполномоченный» РК кандидат в члены бюро РК Плоткин при допросе заставлял садиться на раскаленную лежанку... а потом «прохладиться» выводили на мороз и запирали в амбар...

В Лебяженском колхозе ставили к стенке и стреляли мимо головы...».

Новое порабощение российских крестьян (недаром колхозники переводили аббревиатуру ВКП как «второе крепостное право») было гораздо более тяжёлым, чем до 1861 г. Помещик всё-таки нёс ответственность за своих крепостных, в частности, за голод на своей земле он отвечал перед государственной властью. А сельский мир, в отличие от колхоза, нёс чётко выраженную социальную функцию: он был обязан заботиться о стариках, больных и сиротах. Колхозы же в первые годы существования вообще не несли никаких социальных обязательств перед своими членами, исполняя лишь фискальные (налоги в 1929-34 гг. выросли на 500%) и полицейские функции. Закрепощение по-сталински ярче всего выразилось в запрещении колхозникам владеть лошадьми - вступая в колхозы, они должны были отдавать лошадей туда. Безлошадный колхозник оказывался совершенно беспомощным и несамостоятельным, в то время как трактора даже перед самой Великой Отечественной войной не смогли заменить лошадей. Лошадь оставалась и основным инструментом обработки земли, и главным транспортным средством.

Колхозы – это страшная коррупция, для которой в доколхозной деревне места почти не было. А как коррупция развращает и взяточника, и взяткодателя, хорошо известно. В колхозе же приходилось давать взятки буквально за всё – за выплату денег, выдачу продовольствия по трудодням (колхоз мог годами вообще не оплачивать трудодни), за пользование лошадью, за право на отходничество.

Колхозы – это массовые доносы всех на всех, бесконечная межличностная и межгрупповая вражда, это постоянное сведение счётов. В течение 1930-х годов различные советские инстанции были буквально завалены миллионами (!) доносов и жалоб крестьян друг на друга – это в первую очередь обвинения соседей как «кулаков», на втором месте обвинения в воровстве (часто справедливые, так как не воровать в колхозах в принципе невозможно). Сколько сотен тысяч человек, включая подростков и матерей-одиночек, отправились в ГУЛАГ или встали к стенке по страшной статье 7-8 («О трёх колосках») по доносам соседей – никто никогда не узнает. Колхозы ещё и поощряли «классовую вражду» между молодым и пожилым поколениями, что часто приводило к трагедиям. Одна из них – страшная история Павлика Морозова, якобы «героя-пионера» (о существовании пионеров он не имел ни малейшего понятия), донёсшего на отца-«кулака» (который был не кулак, а председатель сельсовета) лучше всего характеризует тот ужасающий климат всеобщего разложения, вражды и аморализма, который царил в колхозах.

Колхозы – это воспитание равнодушия к страданиям людей и культивирование жестокости. После раскулачивания, голода и массового бегства крестьян в города в сёлах и деревнях было много сирот – «…детей, лишившихся одного или обоих родителей и брошенных на произвол судьбы. Их так же называли беспризорными, как и тех, гораздо более известных, бездомных детей 20-х гг., которые сбивались в банды в городах и бродяжничали на железных дорогах. Но это было второе поколение беспризорных - детища коллективизации, миграции, раскулачивания и голода.

Особую категорию в начале 30-х гг. составляли сироты из семей кулаков, оставленные сосланными или бежавшими родителями. Для деревни они представляли огромную проблему, не только в материальном, но и в моральном отношении.

«Бывает так: у малыша арестованы родители, ходит он по улице и плачет, все жалеют его - и женщины, и мужчины, но усыновить, взять в дом не решаются. «Сын кулака все же, да ещё активиста, как бы чего не вышло», - писала Н.Крупская, вдова Ленина, в 1929 г. занимавшая высокий пост в системе народного образования. В течение всех 1930-х гг. сёла и города были заполнены сотнями тысяч беспризорников – «кулацких» детей, обречённых советской власти на голод и муки, от которых со страхом и презрением отворачивались крестьяне и горожане, избежавшие участи «лишенцев». В 1935 г. был закон о бездомных детях, возлагающий ответственность за назначение опеки над сиротами и размещение их на председателей сельсоветов. Закон наконец-то даже установил частичное возмещение государством денег, потраченных на содержание сирот (30% суммы), но нищие колхозы игнорировали эти обязанности.

Колхозы – это полный упадок традиционной морали и нравственности. Загнанные в колхозы крестьяне, испытавшие голод, впавшие в крайнюю нищету, озлобились. Вместо солидарности и сплочённости в советской деревне сталинского времени процветали пьянство, разврат, насилие, воровство, доносы и ссоры. Когда жизнь беспросветна и никакой надежды на её улучшение нет, когда невозможно всё бросить и куда-нибудь уйти, моральное падение, озверение и одичание неизбежны.

Миллионы мужчин бежали в города, бросая на произвол судьбы своих жён, детей и престарелых родителей, что полностью противоречит традиционной крестьянской морали. Соответственно, миллионы сельских «соломенных вдов», брошенных мужьями, часто подвергавшиеся домогательствам со стороны колхозного и советского начальства, да и просто зависимые от соседей-мужчин, вели далеко не безупречный образ жизни и подавали соответствующий пример детям.

Колхозы, в отличие от традиционной деревни, превратились в рассадник преступности. Сотни тысяч раскулаченных создали банды, деятельность которых хотя и была политически мотивирована (месть коммунистам и колхозным активистам) была всё-таки преступной: бандиты грабили, убивали и насиловали. После массовых беспорядков и восстаний 1929-34 гг. мелкие банды продолжали существовать по всей стране, и до Великой Отечественной войны справиться с ними так и не удалось. Банды целенаправленно нападали на колхозы, а с появлением на селе стахановского движения (1935 г.) стахановцы стали излюбленным объектом нападений – избиений и даже убийств – со стороны бандитов, хулиганов и простых колхозников. В 1936-40 гг. таких нападений фиксировалось от 400 до 700 случаев ежегодно.

Кроме того, в условиях голода и нищеты люди постоянно обкрадывали друг друга, что неудивительно на фоне общего упадка морали. Воровство вообще стало неотъемлемой частью советской жизни: при Сталине – потому, что это часто был единственный способ выжить, в более «жирные» хрущёвские и брежневские времена оно стало привычкой, не вызывавшей общественного осуждения. При этом воровали не только у колхозов или у государства (это вообще считалось чуть ли не доблестью), но и друг у друга – потому, что это намного менее опасно. За воровство пресловутых трёх колосков можно было получить 10 лет лагерей и даже пойти под расстрел, за кражу у соседа – разве что получить по уху, или в крайнем случае отправиться в тюрьму на полгода - год.

Колхозы, наконец, - это всеобщее враньё, очковтирательство, это липовые отчёты и дутые показатели. Поскольку экономика села, качество производимой продукции и производительность труда расти просто не могли, а начальство требовало только успехов, враньё стало залогом выживания колхозного начальства. И чем дальше, тем больше реальная деятельность на советском селе заменялась выдумками об «успехах» и «достижениях». К очковтирательству постепенно привыкало не только руководство, но и широкие массы крестьянства – люди понимали, что оно, наряду с воровством, позволяет им выживать.

Крестьян нельзя судить и осуждать за тот ужас, в который погрузилась советская деревня. Советская власть вела с ней жестокую, многолетнюю войну, и, располагая несравненно большими ресурсами, одержала победу. Крестьянство потерпело поражение. Горе побеждённым!..

И ещё один крайне любопытный факт: документы о коллективизации и раскулачивании сохранились крайне плохо – хуже, чем документы гражданской войны. Списки раскулаченных и высланных, списки активистов коллективизации существуют в крайне недостаточном количестве для того, чтобы вычислить количество тех и других. Они в ряде случаев явно не составлялись, часто якобы терялись, сгорали при пожарах или случайно уничтожались.

Почему? Да очень просто: творцы коллективизации и раскулачивания во многих случаях прекрасно понимали, что их деятельность преступна, и боялись, что рано или поздно им придётся нести ответственность за грабежи, насилия и сведение личных счётов под предлогом «классовой борьбы».

Коллективизация сыграла самую важную роль в расчеловечивании советского народа, так как она затронула всю огромную массу крестьянства -2/3 населения страны. Хребет крестьянства был сломан навсегда, его быт и менталитет были безнадёжно изувечены.

https://zen.yandex.ru/id/5c2bb...


Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Никита Михалков: Я был на волосок от смерти, но мою жизнь спасли А.Л. Мясников и Л.А. Бокерия.

«ЗАПОМНИТЕ: ГИПЕРТОНИЯ — ЭТО ДОРОГА В МОГИЛУ!Я был на волосок от смерти, но мою жизнь спасли А.Л. Мясников и Л.А. Бокерия. А вы можете спасти себя сами, пока не стало слишком поздно!» Ни...

ЭКЛЕКТИКА ЭЛЬВИРЫ

Пресс-конференция Главы Центробанка после заседания Совета директоров по ставке ещё раз подтвердила опасность для экономики страны и ментального здоровья её граждан от продолжения действий команды Э.Н...

Обсудить
  • Что это,если не гражданская война?война коммунистов с самым непокорным народом.автор,вы,наверное постеснялись написать о каннибализме.вот таким образом,используя голод как оружие,коммунисты покоряли Россию.
  • Автор сей писанины полагает, что целью большевиков и Сталина являлось превращение народа в бессловесный скот. и опирается на "труды" Шейлы Фицпатрик. Авторитет он, блин, нашёл! А почему советские люди в тылу вкалывали по две смены, и на фронте жизни не жалели? Понравилось бессловесными скотами быть? Или здесь нечто иное, они знали ради чего они жизни свои кладут! Первую то Мировую просрала царская Россия, со всеми её благами. Значит была разница!
  • Бред сивого дурака, неспособного понять, что СССР был вырван из исторической пропасти и стал великой державой мира не сам по себе, не каким-либо чудом, а миллионами бывших забитых, но ставших грамотными, активными, любящими свою Родину людьми.
    • WTF?
    • 14 мая 2019 г. 22:41
    Ортодокс,имперец,хам,монархист и антикоммунист ---------------------------------------------------------------------------------------- Одно слово-ПИДАР! :joy:
  • Цитата "Раскулачивание («ликвидация кулачества как класса») – это начальный этап коллективизации в 1919-30 гг. Кулак (он же – мироед) – это сельский ростовщик. Эта, безусловно, вредная часть сельского населения исчезла, исключая лишь самые отдалённые «медвежьи углы», ещё до Первой Мировой войны." Это прямая ложь. "Кулаки" никуда не исчезли. Именно "кулаки"-ростовщики на селе противились коллективизации. Появление колхозов лишало их денег и власти.