В христианстве, да и во многих других религиях, Бог воспринимается как личность. И человек воспринимается как личность. Соответственно отношения между Богом и человеком должны формироваться как между личностями. (Это, кстати, уже само по себе знаменательно, потому как минимизирует в отношениях случайность. Отношения между личностями носят направленный характер, когда всему придается значение, и роль случая сводится к минимуму.) Это очень важный фактор для понимания мироздания.
Итак, что же такое личность? Определений понятия «личность» великое множество.
Лично мне ближе всего определение профессора А.И.Осипова:
«Мне кажется, что самым главным, когда мы говорим о личности, мы должны подразумевать самосознание, т.е. как самосознающее Я. Это самосознающее Я всегда уникально, т.е. единственно. … А проявляет себя это самосознание человека в совокупности отношений ко всему, и к самому человеку, и к окружающему миру, и даже к Богу.»
А где находится это самосознающее «Я»? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос необходимо погрузиться в устройство человека.
В христианстве есть две базовые модели устройства человека – дихотомия (человек состоит из души и тела) и трихотомия (к душе и телу ещё добавляется дух).
Дихотомия слишком проста для того, чтобы объяснить многие сложные вопросы. Поэтому я придерживаюсь трихотомии в строении человека.
Понятие о духе человека является ключевым в понимании структуры человека и в понимании личности человека.
Но при всей своей важности понятие «дух человека» до конца не определено и не проработано.
Большое внимание этому вопросу посвятил священник Андрей Лоргус в своей книге «Православная антропология»:
«Мы должны констатировать наличие чрезвычайно сложной догматической проблемы. Она заключается в неоднозначности святоотеческого богословия в вопросе о душе и духе.»
«Ин.3:6: ...Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Сказанное только усиливает то понимание триадологического подхода, при котором понятие «дух» относится не к сотворенной природе, но к дару Божьему, превосходящему природу. При этом дух оказывается совершенным по сравнению с природой (падшей), и может быть как вообще превосходящий ее, а может быть целью совершенствования человека…»
«Дух может рассматриваться как часть человека, но только в бытии. Человек «получает» дух свой от «Духа Отца». Эта главная мысль святоотеческого богословия.»
«Если дух есть иноприродная сила, энергия, действующая в душе, тогда в падшей природе человека есть то, что остается залогом покаяния, надежды, восстания, обновления, веры и любви. Если же дух есть природа, природа, стало быть, падшая, то в человеке негде видеть «искру Божию», негде видеть божественный свет. Но весь религиозный опыт человечества, страдания и надежды человека, свидетельствуют о присутствии в человеке божественного блага.»
Где же в этой структуре расположено самосознающее Я? Можно предположить, что в душе. Но я же могу наблюдать, как сторонний наблюдатель, что происходит в моей душе. Даже когда моя душа охвачена эмоциями или чувствами – я могу видеть, что происходит внутри меня и вокруг меня сквозь эти чувства и эмоции, и силой воли принимать решения вопреки эмоциям и чувствам! Получается, что моё Я находится где-то сбоку или сверху над всем что происходит в моей душе. Но при этом психика относится к душе, в душе прописываются личностные характеристики человека. Так, где же находится самосознающее Я?
Попробую предположить, что это самосознающее Я находится в духе человека.
Составим упрощенную схему человека:
1. Дух человека – это нечто, формируемое Богом посредством Своих Божественных энергий, закладываемое в человека, обладающее Божественными свойствами: свойством самоидентификации и свойством свободы выбора + некоторые личностные свойства, наиболее подходящие под конкретного человека (под его душу и тело).
2. Душа – это некое тонкое тело, носитель личностных качеств, которые меньшей частью передаются по наследству, большей частью формируются в течение земной жизни человека.
3. Тело – материальная оболочка с множеством функций необходимое для взаимодействия с материальным миром.
Т.е. самоидентификация Я – это свойство духа человека, а личностные характеристики (через которые нас воспринимают как личность) – это свойства души. Дух, конечно, так же имеет некие личностные характеристики, но он коммуницирует с окружающим миром через душу и, соответственно его свойства всё равно преломляются через свойства души.
Это схема позволяет ответить на многие сложные вопросы богословия. Например, позволяет ответить на вопрос откуда берется душа у человека?
Есть 3 основные версии:
1 версия – душа где-то находится до того и вселяется в тело при зачатии и формировании тела.
2 версия – душа творится Богом каждый раз при зачатии тела.
3 версия – душа формируется, как и тело, из генетического материала отца и матери.
Все три версии имеют серьёзные изъяны. 1-я версия в христианстве вообще была признана как ересь. 2-я версия, по сути, ставит в укор Богу, что он творит ущербные души с всевозможными склонностями к чему-то не хорошему (есть же черты характера и наклонности человека, с которыми человек рождается). 3-я версия исключает участие Бога в появлении человека и тогда становится не понятно, как у страстных и порочных родителей могут рождаться хорошие дети. И вообще свобода выбора и ответственность человека за свою жизнь и за свой выбор становятся призрачными и в жизни человека царит предопределенность.
Наличие духа с Божественными свойствами (см.выше) в человеке даёт возможность выйти из этих противоречий: душа с её личностными свойствами формируется вместе с телом при зачатии из генетического материала родителей, а дух творится Богом с учетом особенностей зачатых души и тела и вкладывается в человека.
Свт. Феофан Затворник о человеческом духе:
«Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.
Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.»
протоиерей Александр Мартынов. Учение св. Григория еп. Нисского о природе человека (опыт исследования в области христианской философии IV века):
"Бог дал духу человеческому жизнь, но силы для ее поддержания и развития предоставил почерпать из Самого Себя, – дал разум, – эту царственную способность, – но опять под тем условием, чтобы он постоянно тяготел к высочайшему Разуму и в созерцании Его существа находил истинное удовлетворение своей природе, – дал мудрость и добродетель, но основа и источник всякой мудрости в Боге, и всякой добродетели – в подражании Ему."
Оценили 5 человек
7 кармы