Путешествие вглубь души. Часть 1. Пустыня и оазис.

2 1181

Свв.отцы говорят: «В раю не распятых нет!» Как так? Сейчас вроде как и казни такой нет, что же это за распятие такое? Оказывается, за свою земную жизнь каждый человек должен осуществить очень опасное и болезненное путешествие, сопоставимое с распятием на кресте – путешествие вглубь собственной души.

Не зря же кто-то из отцов сказал, что христианин – это воин. Для этого путешествия понадобятся все навыки настоящего воина – и сила, и ум, и терпение, и выносливость, и храбрость, и наблюдательность, и умение планировать и много чего другого.

Путешествие в глубину собственной души напоминает путешествие в узкую и длинную пещеру в горе, путь по которой ведет на самую вершину. И эту пещеру нужно увидеть, изучить, очистить и откорректировать. И на самой вершине горы, т.е. в самой глубине души, найти чудесный мир, который называется Рай, встретить там Бога и примириться с ним. В общем цель путешествия того стоит, но и трудов надо совершить не мало и вытерпеть много чего тоже.

Путешествие это начинается задолго до того, как человек находит эту пещеру под названием «его собственная душа», и испытания и труды тоже начинаются задолго до этого. Есть, конечно, шанс, если в детстве кто-то приведет и ткнет носом со словами: «Вот твоя душа, занимайся ей!» Но в большинстве своём бывшие дети уходят в страну далече, как блудный сын, и уже потом оттуда начинают искать свою душу.

И бродит потом человек по пустыне, привыкает к ней и движение песка принимает за движение жизни, как-то защищается от него, как-то учится использовать в своих целях. Забывает человек, что есть ещё другой мир, и другим не верит, когда говорят про этот другой мир – называется это состояние «окамененное нечувствие». Это первое серьёзное препятствие в поиске собственной души. И посылает Бог всякие молоты в виде болезней и других проблем, чтобы разбить это «окамененное нечувствие», вернуть человеку чувствительность и память о Рае.

"Впасть в окамененное нечувствие есть то же, что быть мертвым; также быть слепу умом его то же, что не видеть телесными очами."                                               прп. Григорий Синаит

Победил человек, с помощью Божией, «окамененное нечувствие» и начинает искать среди пустыни оазис, где находится его душа.

Вот тут вторая проблема человека поджидает – «рассеянность», вроде как и устремился человек на поиск своей души, а потом взял и забыл куда шел. Опять блуждает по пустыне пока не вспомнит про душу, устремляется к ней, что-то отвлекло и опять забыл. Человек забыл про свою душу, а Господь напоминает ему, сначала легонько, потом посерьезней, потом всё сильнее и болезненнее, пока у человека память не заработает как положено.

Находит человек свою душу, видит уже и устремляется туда, и вот тут третья засада – называется «пристрастия» (это такие вредные и полувредные привычки).

"Ничто не лишает столько свободы, как прилепление к вещам житейским и пристрастие ко всему блестящему. Таковой служит не одному, не двум, не трем, а бесчисленным господам."                                                                                                        прп. Ефрем Сирин.

Это такие колючки, которые окружают оазис, и чтобы в оазис попасть надо через них продраться, оставляя на иголках не только клочки одежды, но частички самого себя. Пристрастия не хотят человека просто так отпускать, вцепляются в него глубоко, держатся за самую плоть, вот и приходится человеку вырываться из их цепких объятий оставляя кусочки плоти. Хорошо если их не очень много и силы воли достаточно, чтобы прорваться. А если пристрастий много, а воли мало? Тогда человек повисает на этих колючках, видит оазис, хочет туда, а от пристрастий оторваться не может – и силы воли мало и больно очень.

Подлинно одно из труднейших дел – отвергнуть пристрастие и старую привязанность, расторгнуть многосложные соблазны, окрылиться и вознестись до сводов небесных. Как у мучеников тяжел подвиг, так и у этих бывает продолжительная скорбь.                                                                                                         свт. Иоанн Златоуст.

Прорвался в оазис, ну наконец то! А тут четвертая засада ожидает - называется «многозаботливость». Что же это за напасть такая? А это когда вроде ничего плохого не делаешь, но всё время жизни расписано по каким-то второстепенным делам – то траву в оазисе покосить, то огонь развести, то еду сготовить, то с другими людьми пообщаться, то с детьми или животными поиграть, или просто красоту природы посозерцать. И получается, что жизнь идет своим чередом, а добраться до своей души всё не получается – времени не хватает.

"Многозаботливость и излишние попечения заставляют человека забывать о Боге. Современных людей сатана полностью увлек земными, материальными интересами, а там, где слишком много забот, — много препятствий для духовной жизни. Погрязнув в материальных проблемах, человек уходит в сторону от той дороги, которая ведет в райские селения. Сначала хочется одного, потом другого, и еще чего-нибудь, и еще... Если попадешь в колесики этого механизма — ты пропал. Ведь как небесное бесконечно, так и земному нет конца. "   Преподобный Паисий Святогорец

Но Господь не оставляет человека и в этой напасти, всё делает, чтобы показать второстепенность этих всех дел, чтобы человек про душу вспомнил – то пожар какой приключится, то лев кого из ближних сожрет, то вода пропадет в оазисе, то пески начинают засыпать, опять-таки всякие хвори пустынные приключаются.

"Рассеянность, пристрастие и многозаботливость три злейших врага внутренней жизни"                                                                                                      Свт.Феофан Затворник

Вот добрался человек наконец до пещеры, а вход камнями да песком, летящим с пустыни, завален. Опять потрудиться надо, камни поубирать (грехи на исповеди), песок (житейские впечатления) разгрести, да какие-то заслоны от пустыни поставить, чтобы поменьше этого песка (пустых житейских впечатлений) поменьше наносило.

Заходит человек в пещеру (свою душу), а там ничего не видно. Начинает бродить в потемках, цепляется за какие-то острые выступы – холодно, больно и страшно. Но проходит какое-то время, глаза привыкают к темноте и человек потихоньку начинает видеть эти острые выступы, за которые всё время цепляется и уже старается их обходить. Как-то пока не уютно в собственной душе, но это же моя душа! Придется научиться её любить и начать заниматься ей (другой-то всё равно не будет). Вот уж где творческий подход пригодится, душа-то у каждого своя, индивидуальная, по шаблону заниматься ей не получится – только с любовью и творчеством.

                                                                                               Продолжение следует.

Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

И за учИтелей своих... Россия предоставит желающим оружие для нанесения ударов по территории Великобритании?

Не сказать, чтоб неожиданно, но то один, то другой западный Лидер-у-руля делает заявления о желательности нанесения своим оружием ударов по территории России. Отметился вот и британский...

Обсудить
  • :pray: Ждем продолжения!