"Что есть Библия? Вымысел, памятник культуры или правда?
Убедиться в достоверности какого-либо факта можно или непосредственно самому или через свидетельства очевидцев.
Верить или не верить свидетельствам других людей?
Трудность в том, что критерий, позволяющий чётко определить истинные свидетельства от неистинных не очевиден.
Единственно решающей инстанцией становится обычный житейский здравый смысл. Природа обычного житейского здравого смысла состоит в склонности признавать действительным лишь привычное и отрицать действительность необычного.
Свидетельства о действительности необычного являются таким же историческим материалом, как и свидетельства о любых других фактах, которые очень часто говорят и о незнакомом и о необычном.
Для приверженцев житейского здравого смысла было бы последовательным начисто отвергать все свидетельства, чего бы они не касались, выходящие за рамки обычных и хорошо знакомых представлений. Но тогда надо было бы отвергнуть, ни много ни мало, всю историю, как науку. Однако, они этого не делают. И не делают потому, что склонность признавать лишь привычное действительным в истории, как и в другой науке, не имеет существенного значения.
Научный метод совсем в другом, - прежде всего в бесстрастной констатации факта и затем в попытке объяснить его. Объяснение может состоятся, а может и нет, при этом достоинство науки не поколеблется. Но без констатации факта никакой науки состояться не может. А история и есть бесстрастная констатация фактов человеческой жизни, в том числе и фактов необычного и непонятного. Важнейшей задачей исторической науки является необходимость отделения истинных фактов от ложных.
Осуществляется это различение чисто научным способом - исторической критикой. Так что, если какое-либо свидетельство о факте прошло фазу исторической критики, то факт должен признаваться вполне достоверным.
Как быть, если невозможно объяснить какой-нибудь необычный факт естественными причинами?
Научное мировоззрение строится на признании всеохватывающего действия законов природы. Необычность и непонятность факта предполагает нарушение или временную приостановку действия законов природы. Поэтому, всё, что не укладывается в эти рамки, в научном мировоззрении принято называть ненаучным, в худшем случае ложным.
Но полное отрицание необычного факта предполагает, что отрицающие обладают абсолютным или предельным знанием. Из-за отсутствия в наши дни предельного научного знания неизбежно следует отрицание самой возможности осуществления по-настоящему научного мировоззрения.
Тогда может в будущем люди достигнут предельного знания, и смогут объяснить всё необычное естественными причинами? Здесь предполагается, что для научного мировоззрения нет ничего непознаваемого.
Но ведь может случиться, что по достижении человеком предельного знания, выяснится, что какая-то часть действительности окажется вне познавательной способности человека, вне его рационального усвоения.
Для претендентов на научное мировоззрение окончательно решение вопроса о существовании или несуществовании принципиально непознаваемого должно быть отложено до момента приобретения предельного научного знания".
Кто автор - не знаю. Где взял - не помню.
Оценил 1 человек
1 кармы