Момент истины... О романе, попытках его экранизации и ещё о многом.

5 654

Взаимное непонимание становится на мой взгляд фатальным фактором, на котором буксует любое стремление людей чего-то достичь и закрепить в социальной и экономической общественных сферах. Приведу пример. 

После огромного социального прорыва, случившегося в СССР в ходе Великой революции 1917 года, когда сословно кастовое общество и частный капитал сменились обществом равенства и братства и общенародной собственностью на недра, землю и средства производства, десятки миллионов людей стали жить не ради наживы и барыша, а стали стремиться к процветанию их собственной страны.

Увы, все эти достижения надолго удержать не получилось, во многом из-за взаимного непонимания множеством людей дальнейших целей. Так в СССР, в 1936 году VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов была принята Конституция, то есть основной закон победившего социализма. 

Эта конституция делала советский народ собственником огромной державы, говоря современным языком все становились совладельцами гигантской и процветающей мегакорпорации с равными дивидендами от её доходов. Казалось, что это благоденствие будет длится вечно, ан нет. 

Даже  удержать это социальное достижение советский народ не сумел, что и случилось в 1977 году, когда сталинская конституция была изменена в худшую сторону, так как предатели в руководстве СССР уже готовили его будущее уничтожение. 

И несмотря на то, что все завоевания людей в прошлом веке в нынешнем стремительно разрушаются, жизнь дорожает и всё деградирует, тем не менее народ продолжает чего то ждать, видимо предполагая, что дальше всё само собой  наладится. К сожалению само по себе ничего не наладится, а чтобы наладилось, надо действовать совместно. Вот об этом и пойдёт речь в статье в виде отзыва на фильм.

О взаимном непонимании людьми друг друга, не позволяющего восстановить нормальный социум я поведаю на примере поведения героев фильма "В августе 44-го..."

Отзыв на фильм "В августе 44-го..." ставший основой для этой статьи будучи выложенным для проверки ресурсом Яндекс как и следовало ожидать был отклонён со стандартной формулировкой, что дескать "данный язык не поддерживается в нашем сервисе. "

Даже интересно, на каком же языке я пишу, ежели никакими другими языками даже на разговорном уровне так и не овладел? Всю жизнь писал на русском, плохо или хорошо вопрос не принципиальный. Однако Яндекс раньше отклонял мои отзывы якобы из-за грубости и ненормативной лексики, по причине "призывов к нарушению законодательства", потом вообще без объяснения причин, ну а в последние пол года придумал новую отмазку, дескать я пишу не на русском. На латыни, китайском или хинди надо полагать.

Хронически отклоняя отзывы под любыми, даже откровенно безумными предлогами ресурс Яндекс только расписывается в нечеловеческой сущности своих хозяев. 

Так как все мои отзывы за последние два года хронически отклоняются я традиционно публикую его на Конт, хотя и на этом провластном ресурсе далеко не всё в порядке.И если года три назад кто-то тихой сапой удалил мою "Притчу о патриотизме", даю ссылку на повторное выкладывание, то в последнее время некие тёмные личности занимаются ещё более грязной деятельностью. 

Так полтора месяца назад я обнаружил, что из архива и со страниц опубликованных статей исчезли все мои комментарии,. написанные  с момента регистрации на Конт 31 октября 2017 года... Причём техподдержка ресурса обещала разобраться в этой странной ситуации ещё в начале декабря, однако до сих пор молчит. 

Кто читает подскажите, как можно назвать удаления более 4600 моих комментариев, оставленных на страницах не только моих статей, но и статей других авторов. Кем можно считать деятелей, занимающихся такой грязной работёнкой, а также тех, кто отдал им соответствующий приказ.Кому мешает жить голая правда? 

А я пишу только правду. Ну до чего же трусливы мрази, продавшие Советский Союз ради быстрейшего и без всякого труда краткосрочного обогащения и до сих пор барыжащие недрами русской земли, как собственной барахолкой. Чует сердце, что будет на них и их приспешников охота, как за группой "Неман", хотя фашистские шпионы у меня вызывают гораздо большее уважение, чем нынешние властные тварюшки. 

Те, хоть и были врагами, так хотя бы врагами, рисковавшими своими жизнями, ради идеи нацистов. А нынешние всё делают тихой сапой, предполагая, что ничем не рискуют. Только они ошибаются. Всё равно НИЧЕГО ИМ НЕ ПОМОЖЕТ! Ну а теперь сам отклоненный Яндексом отзыв:

Удивительно то, что я написав с начала января 2019 года немало отзывов, получивших горячие читательские симпатии, множество просмотров и кучу комментариев, потому что ещё пару лет назад на ресурсе Яндекс была возможность их оставлять, так вот несмотря на всё это я долго не брался за написание отзыва на фильм, снятый по выдающемуся литературному творению писателя Владимира Богомолова - роману «Момент истины» или в августе 44-го...

То есть желание написать о романе и фильме было, да как то не срасталось. И вот наконец всё срослось и я написал всё, о чём думалось, во время чтения и просмотра.

Сразу поясню читателям, что экранизация романа Богомолова вовсе не боевик и уж тем более не триллер, как уверяет безумный в своём англофильстве ресурс Яндекс. Вполне можно было назвать жанр фильма по русски – фильм про войну или военные приключения.

Однако менталитет англосаксов, заботливо культивируемый сейчас в России и остальном мире это не допускает. Напротив, любая война, даже если счет жизней в ней идёт на десятки миллионов всё равно приравнивается к жанру боевика и насаждается подобный невменяемый менталитет нынче повсеместно. А теперь о первоисточнике, экранизацию которого мы сейчас и будем разбирать.

Роман Богомолова действительно великолепен, читается на одном дыхании, а использование в нём реальных оперативных сводок и других документов времён Великой Отечественной войны делает литературных героев романа историческими персонажами, хотя на самом деле образы многих из них были собирательными, списанными писателем не с одного, а сразу с нескольких реально воевавших офицеров советской армии и её контрразведки. 

Я читал роман Богомолова неоднократно, несколько раз смотрел его экранизацию и честно признаюсь, что отношусь к ней неоднозначно, видя в ней и хорошее и неудачное. К хорошему в фильме можно отнести великолепный актёрский ансамбль и музыку Александра Градского, являющуюся отличным звуковым сопровождением каждого эпизода.Композитору удалось музыкальными средствами передать трагичность происходящего на экране, особенно в сцене попытки задержания Павловского.

К величайшему сожалению далеко не все эпизоды фильма точно передают содержание романа. К слову сам автор относился ко второй попытке экранизации, выпущенной киностудией Беларусьфильм в 2000 году крайне отрицательно. Более того, он подверг фильм разгромной критике, сказав, что из-за «бессмыслия и непродуманных импровизаций режиссёра» были провалены многие эпизоды. Писатель даже потребовал у создателей фильма вычеркнуть своё имя из титров.

Тем не менее благодаря блестящему кастингу картины очень многие  зрители представляют легендарного Таманцева-скорохвата и других офицеров СМЕРШа именно такими, как в фильме Михаила Пташука. Могу только догадываться, какие именно эпизоды оттолкнули Богомолова от второй экранизации, мне актёры подобранные для воплощения на экране персонажей романа понравились, хотя далеко не все они соответствовали книжным типажам.

К примеру Владислав Галкин был изумительным по талантливости актёром советского и российского экранов. Но если вспомнить, что во время засады на Павловского книжному Таманцеву исполнилось 25 лет, то становится понятным, что актёр Владислав Галкин на момент съёмок был старше, чем воплощаемый им на экране литературный персонаж.

Но это конечно же мелочи по сравнению с тем, что мне в фильме Пташука не понравилось. К примеру ключевая сцена засады на группу Неман. У Богомолова очень точно описано, как располагались все действующие лица. 

Важнейший и являющийся кульминационной сценой всего фильма эпизод живца с подстраховкой, когда капитан Алехин и офицер комендатуры Игорь Аникушин встречаются на глухой лесной опушке с тремя офицерами, во внутренней сущности которых  за кратчайшее время до начала войсковой операции старшему офицеру розыскной группы предстоит разобраться снята в неправильном ракурсе, выдающим непонимание постановщиком сути снимаемой им сцены.

Во время проверки документов под видом комендантского патруля Алехину надо выявить суть проверяемых, за небольшой отрезок времени ему надо выяснить, действительно ли это советские офицеры, по какой-то нужде забредшие в лес или вражеские диверсанты, занимающиеся разведкой в тылах советской армии и представляющие огромную опасность для планируемой Ставкой Верховного Главнокомандования будущей наступательной операции стратегического значения...

Засада, состоящая из чистильщика Евгения Таманцева и стажера Андрея Блинова располагается сбоку, замаскированная густой лесной растительностью, наблюдающей и страхующей якобы «комендантский патруль». В книге чётко написано, да и простая логика подсказывает, что офицеры в засаде должны располагаться сбоку, видя сквозь прорезанные в листве смотровые щели всех участников встречи и подстраховывая проверяющих.

И перекрыть директрису, то есть направление стрельбы капитан Аникушин мог, только заслонив своим телом капитана СМЕРШ Алехина, стоящего на коленях, пытающегося развязать вещмешок с рацией внутри и таким образом провоцирующего врагов от стоящих в засаде офицеров.

В фильме Пташука по неясной причине засада располагается сзади от места будущей стычки и офицеры патруля стоят спиной по отношению к засаде, перекрывая своими телами направление стрельбы и вызывая усмешки у людей понимающих. Возможно этот эпизод был одним из тех неудачных, подтолкнувших Богомолова к отказу от своего авторства в титрах фильма.

Сама стычка, когда происходит задержание немецкой разведывательной группы снята очень динамично и к ней претензий нет. В целом фильм, несмотря на отдельные недостатки, один из которых я уже описал получился неплохим, но на фоне романа Богомолова смотрится всё равно хуже чем читается первоисточник.

Роман Владимира Богомолова «Момент истины» («В августе сорок четвёртого») впервые был опубликован в номерах 10, 11, 12 журнала «Новый мир» за 1974 год. Позже сочинение Богомолова многократно переиздавалось отдельной книгой.

Роман получился многослойный, достоверный, захватывающий и крайне интересный, а цитирование в нём реальных документов, специфичного жаргона сотрудников контрразведки, внутренних монологов героев сделало роман очень читаемым. Это произведение Богомолова было переведёно на три десятка языков, выдержало более ста изданий, тираж превысил несколько миллионов экземпляров.

Было сделано несколько попыток его экранизации. Первая была сделана ещё в 1975 году. Тогда роман попытался экранизировать литовский кинорежиссёр Витаутас Жалакявичюс, но ему пришлось прервать съёмки и картина была закрыта. Вопреки широко распространенному мнению, негативная оценка Владимира Богомолова проделанной работы по экранизации романа не была основной причиной остановки производства фильма.

На закрытие производства фильма повлияло сразу несколько факторов, одним из которых был тот, что в уже отснятом материале режиссёром была осуществлена вестернизация, герои двигались и говорили, как ковбои в «Великолепной семёрке» 1960 года выпуска. 

Более того, Жалакявичюс непонятно для чего заставил актёров неделю или больше не бриться, снимал их со щетиной на лицах, с закатанными выше локтя рукавами, без ремней, с расстёгнутыми до пупа гимнастёрками. Они походили на арестантов с гауптвахты, а иногда даже на уголовников. Причём время от времени, неожиданно со злыми лицами применяли друг к другу болевые приёмы.

Все консультанты, приглашённые для прояснения ситуации, можно ли снимать картину дальше после смерти актёра, игравшего генерала Егорова и просмотревшие порознь отснятый материал наотрез отказались от дальнейшей работы. А попытки Генерального директора «Мосфильма» Николая Трофимовича Сизова спасти картину от закрытия также оказались безрезультатными. Потом Сизов долго переживал свою ошибку в неправильном выборе режиссёра, его ввела в заблуждение картина Жалакявичюса  „Никто не хотел умирать“. 

В конечном итоге производство первой экранизации романа Богомолова закрыли, расходы на отснятый материал списали за счёт государства. В 2023 году режиссером Сергеем Виноградовым был снят 5-серийный мини-сериал Операция «Неман».

В роли капитана Алёхина снялся актёр Александр Яценко. Сам режиссёр сказал о своём творении так: «Мы не делаем экранизацию. Мы снимаем киновариант по мотивам романа, используя только характеры героев Богомолова. Такой боевик с человеческим лицом.» А теперь опять вернёмся к первоисточнику.

Богомолов первым из представителей «лейтенантской прозы» показал суровые будни контрразведчиков СМЕРШ. Обильное использование документов создавало впечатление, что книга написана по мотивам реальных событий, хорошо знакомых автору.

Несмотря на то, что текст романа был сочинён автором в течении 1973 года нельзя сказать, что он дался ему легко. Названий у произведения, в конечном итоге ставшего "Моментом истины" было множество. Помимо "В августе 44-го...", присвоенного первой экранизации у романа были другие названия: «Убиты при задержании…», «Возьми их всех!», «Чрезвычайный розыск»...

Многие персонажи романа были списаны с реально существовавших людей. К примеру капитан Игорь Аникушин был списан Богомоловым практически «с натуры». Это персонаж, наиболее близкий к своему реальному прототипу. «Я знал такого офицера, который, находясь после ранения на службе в комендатуре, был привлечён к одной операции розыскников и во время неё повёл себя в точности как Аникушин. 

В результате погиб старший оперативно-розыскной группы, а этот офицер получил тяжёлое ранение, но выжил», – рассказывал позже сам автор романа.

В разговоре с писателем Михаилом Кузнецовым в 1976 году Богомолов вкратце рассказал о судьбах прототипов. Кроме того, некоторые авторы предпринимали собственные попытки «вычислить» их. Без сомнения Таманцев был самым ярким из множества героев романа. В нём он был изображён, как «двужильный» контрразведчик», «советский супермен».

По словам Богомолова, зимой 1945 года человек, с которого он «списал» этот персонаж, оказался на фронте, где погиб в окопах при внезапном прорыве вражеских танков. И если честно – то гибель прототипа старшего лейтенанта, чистильщика СМЕРШ, человека наделённого потрясающими воображения способностями брать живьём хорошо вооружённых и оказывающих сопротивление агентов абвера, матёрых диверсантов, хорошо обученных волков, после победы принёсшего бы нашей стране огромную пользу, была явно чьим то преступным головотяпством.

Как он оказался накануне победы и завершения войны в окопах? Кто его туда направил? Ведь несомненно, что офицер контрразведки не должен отражать атаку немецких танков, он обладает навыками совсем другого рода. Для этого есть солдаты и офицеры действующей армии, неумолимо двигавшейся к своей цели, городу Берлину. А отражать внезапный прорыв танков Таманцеву – это всё равно, что забивать микроскопом гвозди.

Как такое могло произойти, остаётся загадкой. Когда я узнал обстоятельства гибели реального прототипа Таманцева то подумал, насколько дурацкой стала его смерть. Конечно это война и на войне вероятность погибнуть в бою вполне реальна. Но почему для прототипа Таманцева гибель вышла такой нелепой? Каким бы он ни был суперменом, но после внезапного прорыва танков все его способности чистильщика и волкодава оказались бесполезными.

Таманцев, служивший в частях Красной Армии и занимавшийся всю войну охраной тылов действующей армии от разведгрупп, сотни раз переживший перестрелки и стычки с вражескими диверсантами, умевший «качать маятник», изумительно метко стрелять с двух рук по македонски, взявший живьём для последующей радиоигры за годы войны больше полутора сотен агентов – парашютистов погиб в реальности до ужаса нелепо.

Судьбы других реальных прототипов персонажей романа также весьма интересны. Прототип старшего оперативно-розыскной группы капитана Павла Алехина погиб в Польше в конце 1944 года при задержании агентов абвера. 

В 2019 году белорусский сайт МЛЫН.BY опубликовал интервью с 98-летним полковником Василием Мартынюком из Чернигова, которому довелось служить под началом «настоящего капитана Алехина».

Его группа из семи человек действовала в треугольнике «Слоним – Мосты – Гродно». Подобно герою романа, «настоящий Алехин» на войне был «тонким психологом», умевшим обращаться с вражескими лазутчиками так, чтобы не спугнуть их раньше времени.

Создавая образ главного антагониста романа, Богомолов незначительно изменил фамилию реального диверсанта-вербовщика германской разведки Николая Грищенко. В отличие от романа, где поиски Мищенко ведутся на небольшой территории, настоящего Грищенко контрразведка и органы безопасности ловили по всему Союзу.

Спецоперация была грандиозной, о её результатах ежедневно докладывали Ставке Верховного Главнокомандующего. В конце концов резидента поймали сотрудники ГБ в одном из городов Урала.

Генерал Егоров» пережил войну, но умер довольно рано, сразу после её окончания, даже не дожив до 50 лет.Возможно сказались боевые раны, а может причиной ранней смерти стали сумасшедшие нервные перегрузки военного времени. Можно вообразить, какого количества сожженных нервов стоит ответственность за операцию по обезвреживанию гитлеровской резидентуры, взятой на контроль Ставкой Верховного Главнокомандования.

Зато подполковник Николай Поляков стал генералом, после окончания войны закончив военную академию и служивший после этого в армии ещё 25 лет. В некоторых героях произведений Богомолова можно узнать самого автора. Есть версия, что в «Моменте истины» он выведен как чистильщик-стажер Андрей Блинов по прозвищу «Малыш».

Писатель признавал, что на войне занимался не только войсковой разведкой, но сходство с Блиновым категорически отрицал, объясняя, что с этим персонажем его роднит разве что двадцатилетний возраст. Кроме того, по словам писателя, реальный «Блинов» не был контрразведчиком, а служил в артиллерии и был награждён звездой Героя Советского Союза.

«Люди, знающие меня близко, довольно дружно утверждают, что автор более всего выражен в Таманцеве, в Аникушине и в... генерале Егорове», – сообщал Богомолов в переписке с читателями, отмечая при этом, что со стороны виднее.

Самое главное в книге и снятом по её сюжету фильму состоит в том, что показаны не только рабочие будни офицеров СМЕРШ, контрразведки, переигравшей в годы войны спецслужбы всех западных стран вместе взятых, не только показ всей сложности достижения успехов в проведении наступательных войсковых операций в годы войны, но и самое главное – переживания участников войны, показ их внутренней сути, их размышлений о войне и защите социалистического отечества.

Показанные в книге и фильме люди, были в первую очередь советскими людьми, понимавшими, за что они сражаются. А сражались они не только за родную землю, своих родных и близких, но ещё и за социальный строй, установленный на территории Советского Союза, за равенство и братство, за жизнь без паразитирующих на них банкиров и жуликов, воров и мошенников, бандитов и спекулянтов.

Может быть далеко не все осознавали, что именно они защищают, но уж точно почти все, за редким исключением бойцы советской армии, народные ополченцы, матросы и офицеры, летчики и танкисты не хотели победы врагов, мечтавших превратить народы, населявшие СССР в своих рабов.

Идея социализма, то есть идея равноправия и отсутствия деления людей на первый и второй сорт объединяла многонациональный советский народ, русский и украинцы, белорусы и грузины, таджики и узбеки сражались единым строем, защищая свою страну, стремясь сохранить власть трудового народа.

На самом деле, если сформулировать эту идею максимально доступно она сводится к тому, что помимо равноправия люди, если они вообще считают себя разумными существами должны трудится и создавать МАТЕРИАЛЬНОЕ! И ЛЮБОЙ труд по идее должен приносить радость и удовлетворение, когда человек использует все свои способности для блага всех.

Понимаете – ВСЕ ПОГОЛОВНО, за исключением детей и стариков должны заниматься созидательным трудом. НИКТО не должен существовать, паразитируя на других. В социуме, что бы он был нормальным власть над людьми НЕ ДОЛЖНА принадлежать классу паразитов, ничего материального не создающих.

К созидательному труду относится всё, что приносит пользу другим людям, то что можно использовать в жизни, то, что необходимо всем. Постараюсь разъяснить непонятливым, почему это так важно.

Мне лично удивительно, что большинство людей в современном мире и России похоже устраивает то, что самые большие доходы без всякого труда имеют ничего МАТЕРИАЛЬНОГО за свою никчёмную жизнь не создавшие! 

Как говорится - всё познаётся в сравнении. Так давайте сравним людей созидателей и творцов материального и существ, процветающих за счёт их времени и труда!

Писатели и поэты пишут и их труды в виде повестей, романов, стихов и поэм, если это действительно хорошие писатели и поэты потом читают миллионы, композиторы сочиняют музыку, а меломаны слушают их творения и наслаждаются столетиями.

Музыканты тратят долгие годы, занимаясь по многу часов в день, чтобы их исполнение впоследствии приносило радость любителям музыки, чтобы записи их выдающейся игры или пения позволяли меломанам столетиями наслаждаться чудесно исполненной музыкой. 

Художники и скульпторы создают шедевры, рисуя на полотнах и ваяя из мрамора то, чем другие люди веками будут услаждать свой взор, любуясь красотой дома или приходя в музеи и на выставки.

Механики ремонтируют автомобили и другую технику, слесари обрабатывают металлы инструментом, а также собирают, регулируют и ремонтируют машины и механизмы, токари вытачивают необходимые для создания других механизмов детали. Повара на кухнях и в ресторанах готовят разные вкусняшки да ещё так, что люди наслаждаются охренительно вкусно приготовленной едой и облизывают пальчики…

Металлурги работают над созданием всё более прочных сплавов. Водители водят грузовики и поезда, инженеры создают, строители строят, рабочие трудятся, изобретатели изобретают, дворники убирают дворы и подъезды домов, врачи лечат, учителя учат, а воспитательницы в детских садах воспитывают детей...

Все вышеперечисленные, также как и огромное количество других тружеников приносят пользу обычным людям и жизнь большинства становится благодаря их деятельности всё лучше и лучше. Все люди – творцы ТРУДЯТСЯ!

А теперь перейдём к так называемым хозяевам денег, являющихся истинными правителями стран Запада. Сумевших через многоходовую спецоперацию на рубеже пятьдесят второго, пятьдесят третьего годов прошлого века привести к власти в СССР завербованного ими хорошо законспирированного агента влияния. 

Курс которого на демонтаж государства трудящихся и превращения его в сырьевую колонию западного мира поддержало множество партийных карьеристов, заполонивших властные кабинеты после страшных кадровых потерь военных лет.

То есть к тем, кто после незаметного для всего мира государственного переворота фактически руководил верхушкой единственной правящей в СССР партии. Приходится с грустью констатировать, что на нашей планете существуют категорически не желающие отказаться от возможности жить богаче всех за счёт присвоения себе результатов труда людей тружеников существа - паразиты, не рвущиеся делать хоть что нибудь полезное для большинства людей творцов... Всем читающим эту статью - отзыв задаю очень простой вопрос:

Что полезного для других людей делают многомиллионные стада живущих за счёт чужого времени и труда ростовщиков — банкиров, многочисленных дефективных менеджеров, чиновников и прочих богатых и сверхбогатых ничего материального не создающих обитателей нашей планеты?

Трудятся ли они или попросту жируют на теле человечества как обычные природные паразиты, обеспечив себе процветание за счёт людей созидателей и тружеников? Просто призадумайтесь над целесообразностью существования подобных трутней в человеческом сообществе… 

А ведь существуют и очень хорошо оплачиваются ещё и те, кто также не создавая ничего материального, но зато поддерживая (вольно или невольно) нынешний миропорядок тоже очень неплохо живут...

Я имею в виду всех сотрудников силовых структур и ведомств, армию, полицию и другие спецслужбы, а также огромный штат информационной поддержки, да даже многочисленных создателей всего виртуального, хотя бы очень высоко оплачиваемых айтишников и прочих создателей рекламы на сайтах мира интернета!

Но мне хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые моменты, показанные в книге и фильме, важные для понимания причины, почему власть над миллиардами людей имеют ничего не создающие паразиты, а именно на тотальное непонимание героев романа действий и поступков друг друга. Подчас складывается впечатление, что они разговаривают на разных языках.

И всё это имеет самое прямое отношение к причинам, по которым под конец двадцатого века социализм и страна под названием СССР потерпели сокрушительное поражение. В качестве примера приведу отсутствие понимания офицеров контрразведки и офицера комендатуры.

Вроде бы они сражаются против общего врага, вроде бы совместно защищают свою Родину. И в тоже время между ними царит тотальное непонимание. Все печальные последствия непонимания друг друга показаны в финальных сценах книги и фильма.

Казалось бы что трудного для капитана Алехина было, если бы он потратил на пять минут больше времени для разъяснения офицеру комендатуры сути того, что им предстоит вместе делать? Я понимаю, что у него и без того голова была занята множеством других проблем. 

Он получил письмо из родного края, узнал что десятилетие его предвоенного труда по селекционированию нового вида пшеницы попросту уничтожено, зерна уникальной выведенной длительной селекцией пшеницы по чьему то преступному произволу вывезены из кладовой, превращены в хлеб и съедены в голодное время, что его жена и маленькая дочь живут очень плохо, пока он сражается, защищая Родину.

Я всё это понимаю. Но не понимаю, почему располагая несколькими часами времени он не удосужился разъяснить офицеру комендатуры, для чего того привлекли, что предстоит сделать их группе и почему это так важно. 

Ведь доверие и взаимодействие между всеми членами его группы является залогом успешного проведения операции. Капитан Алехин формально все сделал правильно, но он просто проинструктировал Аникушина, не растолковав тому сути происходящего. 

Почти всегда для пользы дела надо всё обстоятельно проговорить, даже разжевать доступными словами все детали будущей операции по проверке документов.

Будучи великолепным психологом, способным раскрыть во время проверки врагов Алехин по неясной причине оказался совершенно неспособен разобраться в причинах откровенно враждебного отношения Аникушина к членам его группы. Он не мог не заметить вражды нового, пусть и временного члена его команды.

Алехин предлагает Аникушину поесть вместе с ними, но тот категорически отказывается «разделить хлеб и соль» как это обычно называется, что уже должно навести Павла Васильевича на мысль выяснить причины такого явно неприязненного отношения офицера комендатуры к себе и остальным членам группы накануне сложнейшей операции.

Разве сложно было объяснить Аникушину, что проводится операция по поимке крайне опасной для Советского Союза разведгруппы, своими действиями, если их не пресечь способной сорвать проведению стратегической наступательной операции советских войск, ради чего и были собраны такие огромные силы на поимку всего трёх-четырёх шпионов.

Что именно по этой причине всех принимающих участие в операции кормят очень хорошо, как лётчиков, что именно по этой причине всех отличившихся в поимке опасных врагов наградят орденами и медалями. А ещё надо было объяснить, что крайне важно не только обезвредить шпионов, но и взять их живыми, чтобы добиться после задержания от них момента истины, для того, чтобы взять не только их, но и основной костяк резидентуры врага.

Неужели сложно было разъяснить, что на протяжении последнего месяца все розыскники работали как проклятые, регулярно хронически недосыпая, а перед операций, для её успешного проведения сон жизненно важен, иначе усталость во время проверки может закончится гибелью их маленькой команды.

Что бдительность вовсе не пустое слово и при встрече с офицерами в лесу надо быть предельно осторожными, потому что документы проверяемых будут безукоризненны, к ним невозможно будет придраться, что с помощью проверки документов врагов не выявить, ведь за ними стоит мощь всей фашисткой Европы. 

А для того, что бы спровоцировать врагов раскрыться и задержать их после этого ему, Алехину придётся изображать из себя недалёкого деревенского придурка, одновременно прокачивая в голове огромное количество ориентировок, ловить проверяемых на косвенных вопросах и что Аникушину надо просто поверить, что именно в выявлении сути врагов и состоит обязанность офицера контрразведки.

Алехину надо было объяснить, что даже если сам Аникушин сто раз будет уверен в том, что встреченные офицеры являются своими ему всё равно надо быть предельно собранным и внимательно слушать его, Алехина, что после произнесённой им фразы «Не могу понять» надо приготовиться к бою, а уж после фразы «Будьте любезны» надо быть готовым к скоротечному огневому контакту, что Аникушину после начала столкновения вовсе не надо хватать оружие, даже браунинг в кармане, а просто надо упасть на землю и доверить задержание врагов профессиональному чистильщику Таманцеву.

Надо было объяснить ему, что спящий во время ожидания будущей проверки Таманцев отдыхает, потому что несколько дней сидел в засаде, что одет в уродливую гимнастёрку только потому, что утром он задерживал опасного врага и его собственная гимнастёрка выпачкана кровью, что на его счету больше ста пятидесяти задержаний агентов парашютистов, а брать их можно только живыми, потому что трупы не могут участвовать в радиоиграх, для достижений побед советской армии с меньшими потерями.

Надо было объяснить, что играя простоватого недоумка службиста он намеренно будет провоцировать проверяемых к нападению на офицеров комендатуры, потому что свои ни при каких обстоятельствах не нападут на патруль, а вот враги обязательно воспользуются моментом, позволяющим добыть свежие документы, прикончив попутно пару врагов великой Германии.

Всё это можно было просто объяснить по человечески, чтобы в дальнейшем быть уверенным, что во время проверки Аникушин их не подведёт. Вместо этого Алехин решил выспаться перед началом операции. Но ведь налаживание доверительных отношений и подробное разъяснение сути происходящего не заняло бы много времени. 

Разве не стоило потратить на создание атмосферы доверительности лишние 10 минут? А без объяснений Аникушин воспринимал многочасовое ожидание со сном двух из пяти членов группы, как откровенное ничегонеделание.

То есть если б Аникушин понимал всю сложность выявления сути проверяемых, если бы врубился, какому риску он и офицер контрразведки будут подвергаться и к чему ему надо быть готовым, если бы осознавал, что при несоблюдении оговоренного поведения он будет в смертельной опасности и что рисковать он будет не только жизнью Алехина, но и своей собственной, то вероятно он и действовал бы во время проверки совсем иначе.

Он не стал бы стоять с руками за спиной, будто наблюдая за игрой в домино, не стал возмущаться поведением особиста, не стал думать о письме к Сталину с жалобой на контрразведчиков, не стал перекрывать директрису стрельбы, не стал после внезапного нападения "своих" в ужасе от происходящего пытаться выудить застрявший браунинг из кармана, а просто сделал бы то, чему его научили перед началом проверки.

А не зная, что ему предстоит Аникушин оказался совсем не подготовленным к внезапному нападению людей, которых он по неведению считал советскими офицерами, такими же как и он сам.

Ужасающий контраст того, что он думал о проверке документов наглым особистом с реальностью, с внезапным нападением на него тех, кому он уже полностью доверял стал для Аникушина слишком сильным потрясением, потому он и впал в состояние ступора, не отреагировав на дважды повторённую Таманцевым команду – ложись, падай комендатура.

Он, формально проинструктированный Алехиным не знал, что в скоротечных огневых контактах даже бывалые фронтовики теряются и не могут адекватно реагировать на происходящее, потому что такому виду боя их не учили, потому что схватка с вражескими агентами принципиально отличается от отражения атаки противника в полевых условиях. Аникушин даже вообразить не мог, какими уникальными навыками надо обладать для успешной борьбы против паршей.

К сожалению ничего этого во время инструктирования сказано не было. А ведь если б Алехин объяснил более подробно, не выдавая государственных тайн, что именно предстоит сделать вместе – Аникушин и сам остался бы жив и жизнь Алехина не подверглась бы опаснейшему испытанию.

В книге и фильме Алехин отделался только разбитой головой, но ведь и спасся он совершенно случайно, только потому, что Блинов промазал по Мищенко и убил его наповал, вместо того, что бы ранить в плечо, что только по этой причине во время схватки Алехин не погиб, как это и произошло в реальности.

Если б Блинов, выполняя команду Таманцева, из-за перемещения Аникушина потерявшего возможность контролировать самого опасного из проверяемых только ранил Мищенко. ещё неизвестно, какими потерями для них это обернулось, ведь Мищенко был опаснейший враг и неизвестно, удалось бы Таманцеву успешно бороться сразу против двух противодействующих ему опытнейших агентов, один из которых прикрывался впавшим в ступор Аникушиным.

Что мешало офицерам, совместно сражающимся с общим врагом больше доверять друг другу, дать больше информации для понимания друг друга. И остался бы жить будущий выдающийся певец, надежда русского вокала Игорь Аникушин, а не был бы застрелен во время операции, сути которой он ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЛ! А в реальности из-за непонимания получилось как в фильме Леонида Гайдая – «Служил пожарником Гаврила, Гавриле дали фильм снимать...»

Бывалый фронтовик капитан Аникушин оказался абсолютно неподготовленным к скоротечному огневому контакту, из-за непонимания работы контрразведки он возмущался казавшимся ему произволом, даже не осознавая, что через несколько секунд его пристрелят как собаку.

Аникушин презирал особистов, считая, что даже Блинов пытается его запугать, чего в реальности не было, так как Блинов был дружен с его младшим братом и действительно видел его в Москве. Вот и получилось, что не наладив взаимопонимания они относились друг к другу с презрением,

Аникушин считал особистов зажравшимися лодырями, не умеющих делать ничего, кроме как допрашивать невинных, уверенного в правильности поговорки что медведь отличается от особиста только тем, что спит только зимой, а особист спит круглый год. Ведь ожидание в лесу для него только подтверждало правильность этой пословицы.

А Таманцев не считал бы Аникушина тыловой гусятиной, чьей головой башню танка можно заклинивать, если б знал, в каких страшных условиях пришлось тому воевать в первые годы войны и что попал тот в комендатуру только из-за ранения....

В конечном итоге, во многом благодаря мастерству Алехина прокачать подозреваемых и спровоцировать их нападение, а также умению качать маятник Таманцева группа, первая начавшая работать по делу Неман справилась с труднейшей задачей, войсковая операция, дающая только трупы не понадобилась.

СМЕРШ захватил не только передающую рацию Телефункен с позывным КАО, но ещё аж двух живых агентов, пресёк работу опаснейшей резидентуры и решил проблему подготовки внезапного наступления советской армии в Прибалтике, что позволило с минимальными потерями разбить вдребезги полумиллионную группировку фашистской Германии.

Зато сейчас, после победы паразитизма, современная армия России два года никак не может справится с чуть большей по численности, но несравнимо более слабой по умению воевать армией незалежной Украины, что само по себе говорит не только о безумии кремлевских и киевских властителей, стравивших единый ранее народ в братоубийственной войне, но вообще свидетельствует о многом, в том числе и о современном убожеском генералитете.

И если Прибалтийская стратегическая наступательная операция советских войск была проведена за пару месяцев, с 14 сентября по 24 ноября 1944 года, то нынешние угрёбища будут сражаться до тех пор, пока не рухнет их безумная система выжимания прибыли из чего угодно. 

СВО к текущему моменту времени длится уже 671 день, то есть почти два года, российская армия только в 2023 году получила более 20 миллионов боеприпасов, 250 самолетов и вертолетов, 57 кораблей и свыше 7200 зенитных управляемых ракет для систем ПВО. 

Результата нет и не предвидится, потому что всё спланировано глобалистами для взаимного уничтожения славянских народов собственными руками, с помощью работающих на нелюдей властей России и Украины. Но вернёмся к "Моменту истины".

Обращу внимание читателей на факт, что в романе и фильме на его основе не названы поимённо руководители ведомств, ответственных за государственную безопасность и безопасность действующей армии. А были это Виктор Абакумов, Всеволод Меркулов и Лаврентий Берия.  

Именно они стояли перед Сталиным, когда он, обратив своё внимание на деятельность группы «Неман» требовал предотвратить утечку сверхсекретной информации.

А не названы эти руководители военной контрразведки СМЕРШ, госбезопасности и внутренних дел только по той причине, что все они были расстреляны в ходе длительного государственного переворота, проводимого в СССР с начала пятидесятых, ещё при жизни товарища Сталина и успешно завершенного в конце июня 1953 года, когда власть в нашей стране постепенно перешла из рук трудового народа в руки троцкистов-карьеристов, а заодно и под контроль западных ростовщиков, хозяев денег, реальных нелюдей.

Разве мог писатель Богомолов открыть советским людям эту страшную тайну? Уверен, что он и сам не понимал, что происходит с его Родиной, страной под названием Советский Союз. А ведь ему стоило бы призадуматься, раз уж он имел доступ к архивным данным, как получилось, что люди, возглавлявшие спецслужбы СССР и приблизившие своей работой ПОБЕДУ через несколько лет после окончания войны были уничтожены? Да и остальным жителям СССР об этом стоило бы подумать, но они увы, ничего не знали и не догадывались.

К величайшему сожалению ситуация с непониманием людьми друг друга отчетливо наблюдается и теперь, когда вроде бы единомышленники ни на ёту не доверяют друг другу не желая объединяться даже тогда, когда наша Родина оказалась в ещё большей опасности, когда враги не стоят в 100 километрах от Москвы, а засели прямо в Кремле и других властных кабинетах, незаметно захватив и оккупировав сначала Советский Союз, а потом и его остаток – Российскую Федерацию.

Один из немногих действительно талантливых актёров Евгений Миронов, сыгравший в фильме роль капитана Алехина полностью принял все либеральные идеи и своим недюжинным талантом поддерживает власть нелюдей над людьми.

Так что за некоторые минусы фильма я ставлю ему семь звёзд и советую все же посмотреть, потому что этот же сюжет собираются в очередной раз экранизировать, а в роли капитана Алехина снимется Сергей Безруков.

Для чего антинародная власть РФ регулярно финансирует съемки фильмов про войну и штампует их как на конвейере я уже многократно рассказывал, а для непонятливых ещё раз повторю. Снимают фильмы про войну только с целью доказать доверчивым лохам, что она, власть, заботится о воспитании патриотизма, хотя на самом деле из всех современных фильмов и сериалов нагло выдергивается их идеологическая составляющая. 

Так что становится непонятно, ради чего все таки сражались и умирали миллионы красноармейцев и ополченцев, тысячи подростков подправляли свой возраст и также рвались на фронт, а когда это у них не получалось, они готовы были отдать жизнь, как это сделали молодогвардейцы Краснодона. Как думаете, за современных кремлёвских упырей отдали бы жизни нынешние дети, зомбированные интернетом?

И жителям России, обработанным телепропагандой до состояния невменяемости невдомёк, что паразитирующее меньшинство мошенников и аферистов пойдёт на ЛЮБЫЕ преступления, лишь бы сохранить возможность существовать дальше, процветая на максимально высоком уровне жизни и при этом ничего по сути не умея делать, кроме как разводить и одурачивать большинство трудящихся, живя припеваючи за счет времени и труда обманутых лохов.

Неадекват усиливался...

Меня так умиляют эти очередные рассказы в западной прессе. Два года назад они говорили «Мы задавим Россию санкциями, она останется без денег, развалится и сдастся». Теперь они рассказыва...

Вот так выглядит «крыша» цыган из Коркино. ФСБ задержан экс-глава центра «Э»

Вот никогда такого не было и на тебе, как гром среди ясного неба:В Челябинске во вторник, 17 декабря, задержали бывшего заместителя начальника полиции ГУ МВД по региону Сергея Федерягин...

Шесть боевых блоков «Орешника» раскрылись на высоте 100 км: устрашающая картина о новейшем сверхзвуковом оружии России

Первое применение российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» дало экспертам исчерпывающую картину о мощности этого оружия. Свойства ракеты объяснил военный ученый-практ...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Всегда с удовольствием читаю Ваши посты. Мы видимо люди одного поколения и одного мировоззрения. Это касалось и "Мастера и Маргариты" и вот теперь "Момента истины". Что касается этого поста, Вы очень удачно показали через действие Смерша в романе Богомолова и в фильме, целый пласт истории предательства СССР и мерзости нынешних правителей и хозяев России. Сейчас такой подход - редкость не потому, что закончились люди владеющие пером, а потому что искажено мировоззрение русских по рождению людей, с переформатированием на англо-саксонско- еврейские ценности. Во главу угла поставлена нажива, паразитизм, материальные блага и уже кажется что это навсегда не только для нас, но и для будущих поколений. А вот Ваш пост, как то даёт надежду...
  • :thumbsup: