Такая возможность, спустя десятилетия скитаний по другим странам, появилась благодаря программе "Дальневосточный гектар". Уже несколько семей осваивают бесплатно полученные земли и развивают фермерское хозяйство. Местные власти несказанно рады таким новоселам и тем, кто только собирается вернуться на родину, окажут необходимую поддержку.
Анфиса хлопочет на кухне, попутно разговаривая по мобильному. Обычная история для современных хозяек. Только вот одета девушка в платок и сарафан до пят, а румяные буханки хлеба достает из печи. Анфиса – из общины старообрядцев. Так что и телефон, и стиральная машина для нее вообще-то под запретом. Как и любая бытовая техника.
"Можно, но грех. Дедушка ругается, конечно, Интернета чтобы не было. Как Интернетом не пользоваться? У нас все за границей, с ними как-то переписываешься", – поясняет Анфиса Фефилова.
"Чтобы с родственниками общаться – да", – подтверждает девушка.
Семья из 14 человек только-только переехала в Амурскую область из Уругвая. Как только старообрядцы узнали, что на Дальнем Востоке дают землю, решили – пора возвращаться на Родину.
Новая деревня староверов пока что без названия. Она всего в три дома. Здесь обосновалась одна большая семья, активно осваивает территорию. Они готовы принять других родственников из далекой Южной Америки.
Сомбреро и пара фотографий на память – по ургувайским пальмам и знойному климату они не скучают.
"Зима – это для нас очень хорошо. Чистый воздух, ни комара, ни мошки", – поясняет глава общины старообрядцев Федор Килин.
"Ты бы знала, как мы летели в Россию, как мы в нее хотели, – подчеркивает Татьяна Килина. – То китайцы, то испанцы. Хоть ты как, они не к сердцу – и все, хоть ты как!"
Татьяна Килина немного знает китайский, говорит по-испански и по-португальски. Религиозные гонения вынудили старообрядцев скитаться по странам и континентам почти весь XX век. В Уругвае женщина прожила больше сорока лет. На чужбине жили на деньги, которые удавалось выручить от продажи домашнего сыра, творога, яиц и хлеба.
"Русские вполовину больше берут. Испанцам – надо ему продать, надо объяснить, что как стряпать. Они ничего не знают. Объяснишь, тогда начинают покупать, а иначе он не будет брать", – рассказывает Татьяна.
На амурской земле староверы собираются заниматься все тем же – возделывать землю, растить картошку, пшеницу, овес, разводить скот и птицу. Все навыки передаются из поколения в поколение, а вот в школу детей отдавать не принято – грамоте учат по церковным книгам, написанным на старославянском.
"Нас дома учили читать-писать, решать немножко знаем, считать, всякие-разные другие – нет. Я начала доить корову, мне было 7 лет. С семи лет все и дою, мне уже 44", – рассказывает Ольга Реутова.
Сыну Ольги Левкию исполнилось 18 лет – пора подыскивать невесту. На другом континенте женились и на бразильянках, которые принимали уклад жизни старообрдядцев.
"Если перейдет в мою веру, тогда могу жениться. Так здесь есть христианские, наши то есть", – поясняет Левкий Реутов.
Пока женщины заняты в коровнике или сидят над пяльцами с вышивкой, мужчины работают на земле. Говорят, уругвайские угодья не уступают по плодородности, но обходятся слишком дорого.
"Там тоже несладко жить. Аренду они платят – 200-300 долларов за гектар, а здесь – 2-3 доллара. Есть ведь разница? На аренду там приходится работать. Хочу работать, а никакой выгоды нет", – сокрушается глава общины старообрядцев Федор Килин.
Но и в России у старообрядцев пока не все гладко: проблемы с оформлением документов и недостаток средств на первое время. Килины уже пытались обосноваться в Приморье – не вышло.
"Нам надо гражданство, земли и какую-нибудь технику. Ну, какой-нибудь старенький, чтобы начать работать. В лизинг или как", – поясняет Килин.
Сейчас им готовы помочь на самом высоком уровне – в стране создают службу адаптации для староверов. Там пошагово объяснят, как получить российский паспорт или, например, взять трактор в аренду. Или как обратиться к ветеринару, корова Настя не доится второй день и отказывается от еды.
– Одна она кормилица у вас?
"Дойная одна. Если ее не станет, то проблема будет", – соглашается Настя.
Дает корове марганцовку. Корова не хочет, значит, не отравленная, поясняет женщина.
Если примет амурская земля, получится крепкое хозяйство, то по проторенной Килиными дороге в Россию вернутся и другие старообрядцы.
Кадры из документального фильма Александра Рогаткина "Американская сказка бабки Степаниды": Пока что родню можно увидеть лишь на экране. Мирской ноутбук в жилище староверов, опять же, под запретом. Но чего не сделаешь, чтобы убедиться, что под уругвайским солнцем с близкими все в порядке?
Оценили 28 человек
31 кармы