В столичном Дворце нации состоялась праздничная церемония, посвященная 40-летию начала борьбы за репатриацию евреев из СССР в Израиль. В мероприятии принял участие участие премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, чьи родители также эмигрировали из советского государства.
Вечером 5 декабря в столичном Дворце нации ("Биньяней ха-ума") состоялась праздничная церемония, посвященная 40-летию начала борьбы за репатриацию евреев из СССР в Израиль. В мероприятии, организованном министерством абсорбции и Сохнутом, принял участие и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, чьи родители в свое время тоже эмигрировали из советского государства. Выступая перед ветеранами движения и бывшими "отказниками", Ольмерт заявил, что репатрианты, добившиеся права на выезд, значительно изменили и сам Израиль, сделав страну богаче, разнообразнее и более преуспевающей. "Ничто не может гарантировать существование и силу Израиля больше, чем репатриация", - заключил премьер, призвав продолжать работу по возвращению русскоговорящих евреев на историческую родину. По данным Еврейского агентства (Сохнут), в настоящее время за пределами Израиля проживают около двух миллионов русскоязычных евреев и членов их семей, обладающих правом на репатриацию. Из них 800 тысяч живут в странах СНГ, 700 тысяч - в США, 200 тысяч - в Германии, 50 тысяч - в Канаде и 50 тысяч - в Австралии. В церемонии также приняли участие министр абсорбции Яаков Эдри, глава Сохнута Зеэв Бельски, глава общественной комиссии по проведению мероприятий, посвященных 40-летию алии из СССР, Натан Щаранский, известные "отказники" и бывшие узники Сиона, представители еврейских общественных организаций из стран Европы и Америки, а так же новые репатрианты.
Речь главы правительства Эхуда Ольмерта (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ)
Сегодняшнее волнующее мероприятие посвящено сорокалетию с начала борьбы советских евреев за право свободной репатриации в Израиль. Победа, достигнутая в этой героической борьбе, привела не только к открытию ворот и репатриации более миллиона евреев в Израиль, но и, по словам Натана Щаранского, существенно подтолкнула Советский Союз к распаду и тем самым, изменила мировой порядок. Это не пустое бахвальство. Советский режим не смог устоять перед мужественными евреями, борющимися за свое основное право – жить в стране своих предков. Наша страна вдохновила их: великая победа в Шестидневной войне, освобождение Иерусалима и Стены Плача, победа израильских солдат в войне с враждебными армиями, снабженными лучшим советским оружием – привели к подъему национальной гордости среди советских евреев, чью национальную самоидентификацию безуспешно пытался стереть тоталитарный режим. Борис Кочубиевский, чей отец погиб в Бабьем Яре, в мае 1968-го года потерял работу после того, как на общем собрании выступил с протестом против дискредитации государства Израиль. В сентябре того же года, во время митинга, посвященного трагедии Бабьего Яра, где ни словом не упоминалось о национальной принадлежности убитых, Кочубиевский поднялся на сцену и сказал такие слова: здесь убивали именно евреев, и нельзя о них говорить, как о людях вообще, отнимая тем самым у них их имя и личность. В открытом письме он писал: "Я еврей. Я хочу жить в еврейском государстве". Этот сильный голос, волнующий нас по сей день – это голос наших предков. Это голос пророка Ионы, звонким голосом провозглашавшего в эпицентре бури: "Я еврей". Это - героическая позиция Давида, отважно стоящего перед Голиафом, который сказал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских". "Я еврей – заявляет Борис – Я хочу жить в еврейском государстве. Это мое право - такое же, как и право украинца жить на Украине, право русского жить в России и право грузина жить в Грузии. Я хочу жить в Израиле. Я хочу, чтобы мои дети учили иврит. Я хочу читать еврейские газеты, посещать еврейские театры. Что в этом плохого? В чем заключается мое преступление?" Борис был арестован, судим и приговорен к трем годам каторжных работ, однако этот голос, голос тех, кто говорит: "Мы - евреи, мы хотим жить в Израиле – еврейском государстве!" - нельзя было заставить замолчать. Ленинградский процесс, во время которого были осуждены десятки людей, во главе с Эдуардом Кузнецовым, Марком Дымшицом, Сильвой Зальмансон и двумя ее братьями, Вульфом и Исраэлем Зальмансонами, Иосифом Менделевичем и другими за их попытку угнать самолет, чтобы вырваться на нем на свободу, – вызвал колоссальный отклик по всему миру. Советская власть устроила этот процесс с целью уничтожить сионистское движение на территории Советского Союза, но он привел к обратному результату: все больше и больше групп отказников выходили из подполья и начали проводить демонстрации, открыто требуя разрешения на выезд. Деятельность борцов за выезд в Израиль в Советском Союзе и их героическое противостояние попыткам властей заставить их замолчать, вызвали широкий резонанс в еврейских общинах по всему миру. Многочисленные демонстрации, прошедшие в разных странах, а также протесты, заявленные многими правительствами на Западе, оказали давление на советский режим и принудили его облегчить процесс получения разрешений на выезд. Это облегчение доказало активистам-правозащитникам и другим противникам режима в Советском Союзе, что даже если невозможно победить систему на этом этапе, можно ее расшатать и приблизить ее конец. Таким образом, борьба за выезд в Израиль стала главным элементом развала советского режима. Когда активисты борьбы за выезд из Советского Союза, после выхода на свободу, прибыли на Запад и встретились с представителями еврейских общин, добивавшимися их освобождения, западные евреи сказали им: "Это не мы вас спасли, а вы нас. Вы вдохнули жизненные силы в наше еврейское самосознание – благодаря вам мы снова стали евреями, благодаря вам мы открыли для себя государство Израиль". В 1968-1969 годах из Советского Союза были тайно вывезены письма и петиции протеста, адресованные правительству Израиля и различным международным организациям. Начали формироваться тайные группы. Евреи Георгии, для которых репатриация была подобна божественному чуду, не могли смириться с жесткими ограничениями. Они стали авангардом в этой борьбе. Двадцать шестого августа 1969 года восемнадцать религиозных семей из Георгии прислали серьезное и эмоциональное письмо в комиссию по правам человека в ООН: "Мы - восемнадцать еврейских семей из Георгии – просим вас помочь нам уехать в Израиль… Мы требуем, чтобы комиссия по правам человека в ООН использовала все средства, находящиеся в ее распоряжении, и в кратчайшие сроки добилась от правительства Советского Союза разрешения на наш выезд. Невозможно понять, как в конце двадцатого века можно запретить людям жить там, где им хочется. Странно, как можно забыть торжественные лозунги о праве народов на самоопределение, а также о правах человека, каждый из которых является частью этих народов". В конце этого волнующего письма написано: "Мы знаем – наш призыв дойдет до людей. Мы ведь не требуем многого. Только одного - чтобы нам позволили уехать в страну наших предков". Дамы и господа! Борьба за выезд из СССР привела к изменениям не только в Советском Союзе. Победа, которой она завершилась, изменила и Израиль. После прибытия большой Алии из Советского Союза, Израиль стал другой страной - богаче, разнообразнее и более преуспевающей. Репатриация из стран СНГ привела в израильское общество сотни тысяч людей с нужными профессиями: приехали инженеры, учителя, врачи, медсестры и люди творческих профессий – это был огромный вклад, продвинувший экономику и культуру Израиля далеко вперед. Увидев свою жену Авиталь после двенадцати лет вынужденной разлуки в аэропорту имени Бен-Гуриона, Натан Щаранский сказал: "Извини, я немного опоздал". С определенной точки зрения, все евреи Советского Союза немного опоздали, но, в конце концов, они приехали, и, наконец, произошло великое воссоединение еврейской семьи – евреев Израиля с евреями из стран СНГ. Конечно, на этом не кончается репатриация. Репатриация со всех уголков еврейской Диаспоры в мире. Она была и остается не только важной ценностью, но и важнейшим стратегическим объектом для Израиля. Три миллиона евреев, приехавших в Израиль с момента создания государства – они и есть сегодняшний Израиль, и это государство и в дальнейшем будет надежным убежищем любому преследуемому еврею, и станет пристанью для любого еврея, который стремится реализовать свое еврейское самосознание самым полным образом – в стране своих предков, в еврейском государстве. Прежде чем закончить, я считаю необходимым высказать слова благодарности тем, без кого не состоялось бы сегодня это волнующее мероприятие. О героях я уже говорил. За ними и рядом с ними, не раз рискуя жизнью, все это время стояли посланники "Натива" – организации, которая помогала евреям за железным занавесом, через которую они ощущали поддержку Государства Израиль. Не менее важную роль сыграло "Еврейское агентство", которое вело борьбу за евреев Советского Союза, а после способствовало их абсорбции в Израиле, вместе с министерством абсорбции, которое проделало огромную работу в этой области и продолжает делать ее и сегодня. Также я благодарю "Общественную комиссию по празднованию 40-летия борьбы евреев Советского Союза" и всех, кто участвовал в организации этого чудесного вечера. Мы отмечаем 40-летие с начала борьбы за выезд из Советского Союза не только ради того, чтобы оказать честь ее героям, написавшим великую страницу в современной истории еврейского народа, но и для того, чтобы извлечь из этой борьбы возрожденную веру в наши силы как народа. Операция по открытию запертых ворот СССР доказала, что ничто не может устоять перед мощью нашего единства. Все, что нам нужно сделать сейчас - это направить громадную силу, заложенную в этом народе, в будущее – для достижения важных и не менее достойных, чем свободная репатриация в Израиль, целей и бороться за них также непримиримо. Благодарю за внимание. (Речь публикуется по оригиналу, предоставленному "Курсору" канцелярией главы правительства; стиль и орфография сохранены)
http://cursorinfo.co.il/news/n...
"Как сообщил портал «Израильский вестник», вечером 5 декабря в столичном Дворце нации («Биньяней ха-ума») состоялась праздничная церемония, посвященная 40-летию начала борьбы за репатриацию евреев из СССР в Израиль. В мероприятии, организованном министерством абсорбции и Сохнутом, принял участие и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, чьи родители в своё время тоже эмигрировали из советского государства.
Выступая перед ветеранами движения и бывшими «отказниками», Ольмерт заявил, что репатрианты, добившиеся права на выезд, внесли значимый вклад в развал СССР. Кроме того, заметил премьер, советские евреи значительно изменили и сам Израиль, сделав страну богаче, разнообразнее и более преуспевающей.
«Это не пустое бахвальство. Советский режим не смог устоять перед мужественными евреями», – сказал Ольмерт, напомнив, что советских евреев вдохновила «великая победа» Израиля в войне 1967 года против арабских стран, «снабженных лучшим советским оружием».
В качестве героев, боровшихся за права евреев в СССР, Ольмерт назвал участников так называемого «самолетного дела» – группу евреев, пытавшихся покинуть пределы Советского Союза на угнанном авиалайнере. «Ленинградский процесс, во время которого были осуждены десятки людей, во главе с Эдуардом Кузнецовым, Марком Дымшицом, Сильвой Зальмансон и двумя ее братьями, Вульфом и Исраэлем Зальмансонами, Иосифом Менделевичем и другими за их попытку угнать самолет, чтобы вырваться на нем на свободу, – вызвал колоссальный отклик по всему миру», – сказал Ольмерт.
Распад СССР стал для миллионов наших соотечественников, помимо всего прочего и личной трагедией, напрямую коснувшись их судеб. И вот, этот Ольмерт открыто сказал, кого русские люди должны за это благодарить.
Примечателен ещё тот факт, что, когда израильский премьер Ольмерт благодарил евреев за развал нашей страны, премьер-министром России был Дмитрий Медведев. Вместе с главным раввином РФ Берл Лазаром он праздновал тогда в Москве еврейский праздник Хануку. Во время этого еврейского торжества Дмитрий Медведев обозначил круг вопросов, весьма «важных для еврейской общины и всего общества в целом». Такими вопросами, по мнению первого вице-премьера, были: пропаганда нацизма, антисемитизма и шовинизма: «Эти явления есть, на них не надо закрывать глаза. И дело государства – четко и жёстко с такими проявлениями бороться». Источник: http://www.segodnia.ru/
Оценили 2 человека
2 кармы