Климатическое и географическое оружие русской цивилизации

24 3438

 Начало тут: О термине "великоросс" и триединстве Отечества

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». (Библия. Евангелие от Луки 8:17)

Поставив в пролог столь солидный эпиграф, требуется определить цель работы. В романе Джорджа Оруэлла «1984» есть замечательный тезис: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». Так получилось, что в начале ХХI столетия эта фраза становится в России до боли современной, злободневной, необходимой для физического выживания политической нации и государства Российского. Слишком долго и часто доверяли мы своё прошлое желающим управлять нашим настоящим и будущим. В ХХ веке все эти эксперименты трижды чуть не закончились национальной катастрофой, и сегодня угроза не стала меньше. Наоборот – международные противоречия обострились до крайности. Линия фронта расширилась, превратив в поле боя учебники, книги, фильмы, другие виды образования и творчества, навязывая исторический базис и ментальные координаты с позиции платежеспособных иностранных заказчиков, не всегда добросовестных и почти всегда враждебных. Терпеть такое положение далее смертельно опасно. Чтобы не перейти всей нацией в разряд музейных экспонатов, обеспечить возможность детям и внукам говорить на родном языке, не стыдиться за своё происхождение и прошлое своих предков, приходится брать в руки перо и бумагу, компьютер и планшет, отвечая на вопросы, рождающиеся после прочтения строк «Откуда есть пошла земля Русская».

История - опасное оружие. Я не уверен, кто древней, но точно знаю, что по всей Европе множество топонимов, имеющих русские корни, начиная с П-руссии, уже вернувшейся домой, и заканчивая Эт-русками в Италии, происхождение которых ставит в тупик западных экспертов. Западная наднациональная элита, возможно, знает нас лучше, чем мы сами. Они знают, что мы всегда были Великой державой и Великим народом, который не удавалось и не удастся уничтожить силой. Только ложь, обман и насаждение чуждых ценностей через внутреннюю узкую прослойку предателей приводило их к победе, пусть и временной.

Российская Империя - куда более древняя, изначальная Держава, как завистливо называют её англосаксы - Сердце Мира – Хартленд. Цитата из выступления бывшего, а на тот момент действующего Президента Еврокомиссии Жозе Баррозу на конференции «Россия – Европейский Союз - Потенциал партнерства» 21 марта 2013 года, которая передает истинное отношение к России западных «партнеров», а не пропаганду из их собственных СМИ: «Россия - это континент, который притворяется страной. Россия представляет собой цивилизацию, завуалированную под нацию».

Уникальные сочетания географических и климатических факторов на севере Евразии сложились в обстоятельства, сформировавшие уникальную общность и государство. Специально подчеркну – не идеальное, но уникальное. И признают это как отечественные исследователи России, так и иностранные.

Первые попытки связать особенности протекания исторических и политических процессов с географическими факторами можно обнаружить в знаменитой «Повести временных лет». Даже названия племён, использовавшиеся славянами, указывают на то, что они обращали внимание на географию своего расселения. Нестор Летописец, описывая расселение славянских племён, говорит и о том, что проживание у рек или в лесах, или где-либо ещё влияло на объединение народов, выбор ими определённого типа хозяйствования.

«Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славяне, и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…»

Одним из первых русских историков и обществоведов, кто всерьёз, целенаправленно начал вводить в свой научный анализ исторических и социальных процессов отсылки к особенностям географии, стал Сергей Соловьёв. В самом начале своего основного труда «История России с древнейших времен» он повествует о том, как «отец истории Геродот», посетил северное побережье Черного моря и верным взором взглянул на страну и населяющие ее племена. После этого он написал в своей книге, что «племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны». Соловьев подчеркивает, что это заключение, по-прежнему, актуально: «Ход событий постоянно подчиняется природным событиям».

Он полагал, что Россия простирается на столь большом пространстве по причине того, что большую её часть занимает равнина. В более ранние времена она сподвигла населявшие её отдельные славянские племена заниматься схожей деятельностью ввиду однородности ландшафта, а также способствовала осознанию ими их территориальной общности, что в итоге привело к их постепенной консолидации и оседанию на этой территории. Соловьёв утверждал, что жители умеренных широт обладают более богатой, глубокой, интеллектуальной культурой, так как изменчивость климата и относительно меньшее разнообразие природных ресурсов заставляли эти народы постоянно искать всё новые способы выживания, находиться в перманентной готовности противостоять погодным условиям.

Огромный вклад в развитие русской социологической и общественной мысли в рамках географического детерминизма внёс историк и этнограф Лев Ильич Мечников. С помощью методики сравнительной географии, он предпринял попытку объяснить не только исторические процессы формирования обществ, но и особенности взаимодействий между людьми внутри разных народностей и наций, обусловленные географией.

Возьмём хотя бы такой чувствительный для любой цивилизации вопрос, как отношения, регулирующие имущественные права.

Отношения к собственности на территории России формировались под влиянием полного беззакония, постоянно осуществляемых конфискаций и бесконечных переделов от менее достойных к более достойным. Причем достоинство определялось личной военной силой претендента или близостью к централизованной власти. Частная собственность в России почти никогда не была легитимной. На Западе частная собственность являлась условием независимости индивида, а у нас независимых от государства индивидов вообще не было, по крайнем мере, до Указа о дворянской вольности 1762-го года. В России не собственность прикреплялась к индивиду, как на Западе, а индивид к собственности – к земле, к мануфактуре, позже - к колхозу и к предприятию. Владение собственностью носило условный характер, определяемое произволом государства и его представителей. Монопольные права государства диктовали решения, от которых зависели все экономические агенты. Такое положение дел не только создавало предпосылки, но и стимулировало рентоориентированное поведение бюрократии и борьбу за захват контроля над ресурсами. По словам Василия Розанова, «в России вся собственность выросла из “выпросил”, или “подарил”, или кого-нибудь “обобрал”. И от этого она не крепка и не уважается».

Отсюда крайне сложное отношение общества к коммерсантам, негативный имидж которых родился отнюдь не при советской власти. Юрий Валерьевич Латов, главный научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований отмечает: «В классической русской литературе XIX века нет буквально ни одного в достаточной степени положительного образа предпринимателя, зато отрицательных – сколько угодно. Дореволюционные русские писатели, от А.С.Грибоедова до А.П.Чехова, считали людей, отдавших свои силы презренной материальной наживе, «мертвыми душами», рядом с которыми даже лентяй Обломов выглядит положительным персонажем. Ничего похожего на поэтизацию предпринимательства в духе О.Бальзака, Д.Лондона и Т.Драйзера в отечественной литературе нет и в помине».

Коммерция в любом её виде никогда не становилась «делом миллионов», удельный вес купцов и их влияние на политику - традиционно незначительно. Из всей истории Российской, пожалуй, только гражданин Минин взошёл на пьедестал национальных героев. Можно по этому поводу сожалеть, можно радоваться, но песни из слов не выкинешь – Россия – цивилизация служивая и крестьянская, и в этом имеются как сильные, так и слабые её стороны.

Ключевский писал, что «в Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем русские».

Освоенные ими в первом тысячелетии железные орудия труда позволяли заниматься земледелием и в лесных зонах Восточно-европейской равнины. При этом основной формой земледелия выступала подсечно-огневая к которой славяне были принуждены целым рядом природных и исторических условий. В глухом, девственном лесу нужно было повалить все деревья на выбранном участке, а затем, выкорчевав все пни, деревья сжечь, не допуская, разумеется, пожара. Поднять целину. Крайне короткий срок – от трех до пяти лет - этот участок, мог давать более-менее сносный урожай. Потом земля истощалась, и земледельцу нужно было искать новый подходящий участок, начинать все сначала.

Своенравие российской природы часто опрокидывает все, в том числе тщательные и претендующие на самые скромные ожидания от природы расчеты великоросса. Именно поэтому, как считает Ключевский, расчетливый великоросс, привыкнув к этим, казалось бы, неожиданным обманам, «любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось». Эта же игра в удачу отражается в выражениях: «была ни была», «где наша не пропадала».

С одной стороны, это - масштабность и широта замыслов и поступков, отсутствие страха перед неизведанными просторами, готовность первопроходцем отправиться на край света. Благодаря этим качествам русские приступили к освоению Сибири, дошли до Тихого океана и даже перебрались на северную оконечность Американского континента. С другой стороны, такая неуёмность рождает временами недостаточную продуманность, сказывается широта замыслов, не скованная рамками экономической целесообразности и не подкрепленная тщательным учетом всех возможных выгод и издержек того или иного предприятия. Приведем некоторые примеры:

1) Царь-пушка. Огромная пушка, отлитая в 1586 году в качестве боевого оружия, масса около 40 тонн, имеет самый крупный калибр среди всех видов оружия такого типа в мире. В боевых действиях не использовалась ни разу.

2) Царь-колокол. Огромный колокол, отлит в 1735 году, масса около 160 тонн. Не звонил ни разу.

3) «Буран». Советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Стартовая масса до 105 тонн. Всего в рамках программы «Буран» было изготовлено восемь полноразмерных макетов и пять летных образцов корабля. Совершил полет в космос лишь один из них и только один полет, прошедший успешно в 1988 году.

Неумение предвидеть возможные издержки того или иного задуманного предприятия иногда оборачивалось нежеланием их учитывать. Как следствие – нежелание считаться с реальными потерями и их замечать. А отсюда уже недалеко до стремления в некоторых случаях достигать поставленных целей любой ценой, не обращая внимания на цену вопроса и не считаясь с потерями согласно принципу «мы за ценой не постоим».

«Русская душа ушиблена ширью». Этими словами Николай Бердяев характеризует душу русского человека в своей статье «Судьба России». Затрагивая вопрос о влиянии географического фактора на особенности судьбы и психологии русского народа, Бердяев отмечает, что на необъятных просторах русских равнин «должен был образоваться великий Востоко-Запад, объединенное и организованное государственное целое». Однако построение этого государства, поддержание в нем порядка давались потом и кровью. «Размеры русского государства ставили русскому народу почти непосильные задачи, держали русский народ в непомерном напряжении. И в огромном деле создания и охранения своего государства русский народ истощал свои силы».

По Бердяеву, в силу того, что западноевропейский человек стеснен малыми размерами своей земли, он вынужден существовать в условиях строгой самодисциплины и ответственности. Все вокруг него должно быть правильно рассчитано и оптимально распределено. Его спасение заключается в собственной организованной активности и интенсивной энергии, ибо «всюду он видит границы и всюду ставит границы». Именно эта «организованная прикрепленность всего к своему месту создает мещанство западноевропейского человека, столь всегда поражающее и отталкивающее человека русского».

Очень ярко выразил неприятие западных ценностей Ф.М.Достоевский в романе «Игрок».

«Ведь, право, неизвестно еще, что гаже: русское ли безобразие или немецкий способ накопления честным трудом? … А я лучше захочу всю жизнь прокочевать в киргизской палатке, … чем поклоняться немецкому идолу. … здесь везде у них в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно честный. … всякая эдакая здешняя семья в полнейшем рабстве и повиновении у фатера. Все работают, как волы, и все копят деньги, как жиды. … Лет эдак чрез пятьдесят или чрез семьдесят внук первого фатера действительно уже осуществляет значительный капитал и передаёт своему сыну, тот своему, тот своему, и поколений через пять или шесть выходит сам барон Ротшильд или Гоппе и Комп., или там чёрт знает кто».

Жестокосердие Запада, его готовность убивать и третировать не принадлежащих к кругу избранных резко контрастирует с великодушием славян даже по отношению к врагам. Флавий Маврикий Тиберий Август, последний византийский император из династии Юстиниана, написал: «Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве пожизненно, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья». Об этом же свидетельствует и Карамзин. Подобное душевное, сострадательное отношение к невольникам сохранилось и сегодня. Огромные малонаселенные просторы, околонулевая производительность рабского труда сделали невозможным стандартное европейское отношение к побеждённым. Гораздо выгоднее интегрировать их в собственное общество, чем городить из покорённых племён низкорентабельных невольников и убыточные колонии.

Подведём некоторые итоги.

Не будем зазнаваться. Особенности чисто русского характера – решительность, великодушие, способность идти к цели, невзирая на её цену – не свидетельство богоизбранности, а результат тысячелетнего отбора и воспитания национальным климатом и географией. С другой стороны не будем посыпать голову пеплом и вестись на вражеские байки про природную склонность русских к рабству. Не было таковой никогда. Будут про неё вспоминать – ткните под нос слова византийского императора. Скажите, что больше склонны верить ему, чем современным кликушам. Ну и, конечно же, не будем абсолютизировать мать Природу и тётушку Географию «Климат, — написал Вольтер в „Философском словаре“, — обладает определенной силой, но сила людей во сто крат больше, а религия, объединенная с правительством, еще сильнее».

-------------------

Источники:

1. Балабанова Е.С. Особенности российской экономической ментальности // Мир России. 2001. № 3. С. 67-77.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/69716/ (дата обращения: 2.07.2016).

3. Герберштейн С. Записки о московитских делах / Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1986. 543 с.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Издательство АСТ, 2003. 416 с.

5. История государства Российского: Хрестоматия. X-XIV вв. / Сост. Г.Е. Миронов. М.: Кн. Палата, 1996. 383 с.

6. Карамзин М.Н. История государства Российского. Книга 1. Т. I-III. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. 559 с.

7. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 240 с.

8. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1991. 663 с.

9. Латов Ю. Антикапиталистическая ментальность россиян – барьер на пути к легализации. [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/29/latov.html (дата обращения: 2.07.2016).

10. Наймушин В. Рыночные реформы в России: Можно ли разорвать замкнутый круг истории? // Вопросы экономики. 2004. № 10. С. 114-128.

11. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1986. 543 с.

12. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник. М.: Проспект, 2005. 520 с.

13. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. М.: Художественная литература, 1958. Т. 2. 670 с.

14. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. 376 c.

15. Прохоров А.П. Уравниловка как элемент русской модели управления // Вопросы экономики. 2004. № 10. С. 99-113.

16. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 447 с.

17. Розанов В.В. Уединенное. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/rozanov/rozav023.htm(дата обращения: 2.07.2016).

18. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1990. 768 с.

19. Федотов Г.П. Россия и свобода. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vehi.net/fedotov/svoboda.html (дата обращения: 2.07.2016).

20. Хоцей А.С. Теория общества. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library-of-materialist.ru/theory_of_society/theory_of_society1/theory_of_society1-2.htm (дата обращения: 2.07.2016).

21. Цуриков В.И. Культурные традиции, неформальные нормы и экономическое развитие России // Интеллектуальный потенциал университетского образования: сборник научных трудов преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов института экономики. Часть 1. Кострома: КГУ им. Н.А Некрасова, 2005. С. 83-97. 22.

22. Цуриков В.И. О влиянии хозяйственной практики древних славян на русскую экономическую ментальность: институционально-политэкономический подход // Экономические институты современной России: материалы III международной конференции памяти М.И. Скаржинского. Кострома: КГУ им. Н.А Некрасова, 2011. С. 636-650. 23.

23. Цуриков В.И. О неоднозначном влиянии православия на русскую ментальность // Российский гуманитарный журнал. 2013. № 5. С. 411-425.

24. Цуриков В.И. — Влияние географических и природно-климатических факторов на русский менталитет // Человек и культура. – 2016. – № 4. – С. 15 - 32. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.4.20350 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20350

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Интересная статья! :thumbsup: Но следует помнить, что есть топонимика, и она помнит многое из того, что некоторые деятели предпочли бы забыть по политическим или иным соображениям. Для топонимики не секрет. что вся Центральная Европа буквально нашпигована славянскими названиями, ничего с этим не поделаешь. Статье +++
  • В Вашу поддержку https://cont.ws/@volok/2259121 Более того, есть все основания считать север Русской равнины с его непростыми климатом и географией, - Гипербореей и родиной современной цивилизации. Неолитические технологии вместе с носителями индоевропейских языков распространились оттуда по всему миру. А Россия - прямая наследница и защитница сердца этой цивилизации. Она сохранила язык и культурные традиции, идущие из глубин тысячелетий.
  • "Все есть лекарство, и все есть яд. Разница в мере". Не стОит уподобляться копателям Черного моря и притягивать за уши этрусков, Пруссию и т.п. :sunglasses: Ибо Россия - не Украина. Она настоящая, и ей не нужны подобные выдуманные аргументы. Хватает реальных.
  • Ширь просторов России обусловлена борьбой России за выживание с её врагами. Русы(Росы, Русичи, Русины)вынуждены были захватывать всё новые и новые территории по причинам агрессии соседних народов и стран. Сибирь , Дальний Восток были освоены русскими сравнительно легко по причине малонаселенности этих регионов. Малочисленность же этих регионов обусловлена истреблением и мобилизацией людей и ресурсов нашествием Чингизхана. Эти нашествия Чингизидов практически оставляли после себя пустыню. Крайний Север же был малонаселён из за суровых климатических условий. Средняя Азия была улусом Золотая Орда. Золотоордынцы подточили своё могущество бесконечными нашествиями на сопредельные страны и народы и борьбой с Тимуром Тамерланом. Когда Золотая Орда развалилась, стало возможным присоединить к России Среднюю Азию, Крым, Кавказ. Грузия и Армения добровольно вошли в состав России. Финляндия и Польша вошли в состав России по итогам войны с Наполеоном, Прибалтика вошла по итогам войны со Швецией. Если европейским народам было некуда территориально расширяться , то русские , стремясь к воле и вольнице, легко захватывали территории Дикой Степи в Средней Азии, в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. То есть , враги России рано или поздно истощали свою мощь, пытаясь приобрести российские ресурсы и территории. Русские же, имея превосходство в ресурсах и территориях над другими странами и народами, ещё больше усиливались и приобретали всё новые и новые территории порой в кровавых и изнурительных войнах. Порой теряли уже свои территории. Польшу, Финляндию, Аляску, Калифорнию, КВЖД, Порт Артур, а после развала СССР потеряли вообще гигантские территории. В настоящее время Россия вынуждена возвращать украинские территории военным путём, как это было в Ичкерии. Россия обязана была защитить себя от ИГИЛ и исламских террористов в Сирии.