Улыбка истории. Нацистская Латвия празднует день спасения Советской России.

5 1403

Ровно год назад одна национально-ушибленная представительница “Тримды” - зарубежных латышей - поведала под бурные и продолжительные аплодисменты, что с 11 по 18 ноября Латвия отмечает “побег из тюрьмы народов”, которой являлись как Российская империя, так и Советская Россия. Ошалев от такого смелого заявления, я пообещал себе к следующему латышскому национальному празднику подготовиться получше и теперь смело могу утверждать:

С 11 по 18 ноября нацистская Латвия отмечает спасение латышской буржуазией советской власти в России. Непредсказуемо улыбается история, не правда ли?

Однако никак по-другому “Дни Лачплесиса” трактовать не получается.

Осенью 1919-го армия Юденича отчаянно штурмовала Петроград. Фронт висел на волоске. Троцкий обещал расстрелять любого, кто отступит, и непрерывно бомбардировал Ленина требованиями подкреплений.

Несмотря все усилия Совнаркома и штаба РККА, 20-21 октября армия белогвардейцев добралась до Пулковских высот, выиграв бой за Царское село. Бои шли в Лигово и у Ижорского завода.

Под знаменами Юденича в это время находилось не более 19 000 штыков. Однако на помощь к нему спешила сформированная в Митаве (современная Елгава) Западная армия Бермонта-Авалова - 50 тысяч штыков и сабель, три бронепоезда, три десятка броневиков, больше сотни орудий.

Поступи эти силы в распоряжение Юденича - дни Петрограда и всего Западного фронта РККА были бы сочтены, а вслед за этим становился предсказуемым и результат гражданской войны - дыру на Западе Совнаркому затыкать было просто нечем.

Но нашла белогвардейская коса на латышский буржуазный камень! Классово близкое капиталистическое правительство Латвии наотрез отказалось пропускать белогвардейцев через свою территорию на Красный Петроград.

Латышей поддержало не менее правое правительство Эстонии, и что еще более удивительно - Британия, пославшая в Рижский залив целую эскадру с недвусмысленным приказом любым способом помешать продвижению Авалова на помощь Юденичу, спасти от разгрома РККА, предотвратить обрушение фронта.

Удивительное поведение иностранных интервентов и национальной буржуазии! Оно настолько не укладывается в прокрустово ложе советских исторических догматов, что в СССР решили этот факт аккуратно обойти молчанием. Ну было и было, чего тут репу чесать. “Кто старое помянет, тому и глаз вон”. И не поминали, хотя все факты в виде мемуаров, донесений, рапортов, газетных статей лежали в открытых библиотечных фондах. Но на эти полки историки предпочитали не смотреть, чтобы не расстраиваться.

Итак, 6 октября, когда передовые отряды Юденича прорвали боевые порядки 7й армии РККА на лужском и псковском участках, Западная армия Бермонта-Авалова передала правительству Латвии ультимативное требование пропустить её через территорию Латвии на «большевистский фронт», и начала продвижение от Митавы в сторону Двинска. Правительство буржуазной Латвии ответило отказом. Тем не менее, 9 октября предместья Риги были заняты частями Западной армии, но вместо того, чтобы развить успех, Бермонт-Авалов 10 октября предложил правительству Латвии заключить перемирие “для совместной борьбы с большевиками” и восстановления “единой и неделимой”.

Наивный чукотский юноша! Большевики еще в декабре 1917-го не только признали Латвию независимой (хотя про неё в то время в Латвии никто даже не заикался), но и подарили от щедрот своих изрядный кусок Витебской губернии - почти треть нынешней площади, а потом - уже в Бресте отполировали это событие, отказавшись “на вечные времена” от претензии на указанные территории.

Латыши, отправившие совсем недавно в помощь Ленину дивизию латышских стрелков, послали белую армию решительно и далеко. Латвию поддержала Британия, начав обстрел позиций Западной армии из морских орудий. Что еще более удивительно - к Советской России потрясающую лояльность проявили не только британцы, но и немцы:

Когда части армии Авалова всё же начали наводить переправу через Двину, командиры немецких формирований потребовали немедленно прекратить движение на Петроград. (Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1919 г. Москва:2009. ISBN 978-5-85824-184-3)

Но и это еще не всё. Эстонская буржуазная армия, которая должна была, в соответствии с принятыми на себя обязательствами, поддерживать Юденича на южном фланге, сняла свои части с фронта, включая все три бронепоезда, и форсированным маршем направилась в сторону Риги “душить белогвардейских гадов”.

Для Западной армии это было фиаско. Ошалев от такого проявления классовой буржуазной солидарности, проведя в пригородах Риги почти месяц в непрерывных бесполезных переговорах с “союзниками” - британцами, немцами, латышами, а потом получив известие о разгроме Юденича под Петроградом, Западная армия в середине ноября начала откатываться к границе Пруссии.

Никаких сражений и тем более разгрома под Ригой не было и в помине. Подробнее на эту тему я уже писал в статье “Кого порвал латышский Лачплесис”. 

Зато имела место резня храбрыми латышскими “зольдатен” раненных русских в оставленном лазарете, массовое разорение оставшихся бесхозными домов, усадеб и прочие мелкие радости мародеров, что впоследствии было объявлено “Великой Победой Латышской Нации над русскими варварами”.

Мифология вокруг этой умопомрачительной победы тогда еще только начала формироваться, поэтому нынешний праздник привязали к провозглашению национальной независимости, случившейся годом раньше - 18 ноября 1918 года. Но с этим “праздником” всё ещё смешнее.

Реальную власть в это время в Латвии осуществляло германское военное командование (Обер-Ост) и генеральный имперский уполномоченный по Прибалтике Август Винниг.

Именно Винниг в условиях “Компьенского перемирия” предпринял самый простой шаг к сохранению немецкого влияния на оккупированных территориях — сформировал шарагу под громким названием Народный совет Латвии (НСЛ), взяв за шиворот представителей буржуазного меньшинства из 8 партий, приволок толпу политических фриков в театр, где сунул им под нос от руки им же написанную декларацию, в которой, как вы понимаете, не было ни слова о провозглашении какой-то там «независимой Латвии». Задача была — закрепить эту территорию в составе великой Германии.

Так что цена “декларации о независимости от 18 ноября 1918” была такая же, как у надписи на заборе. Но на безрыбье прокатило.

А сейчас ко “Дню Лачплесиса” и “Дню независимости” наконец-то подтянули долгожданную латышскую легенду про победу над русскими. День 18 ноября в Латвии сразу же превратился в аналог празднования 9 мая в России.

Это всё, что нужно знать про нынешний праздник, но не всё, что можно сказать про “Лачплесиса”. Этот эпос в 19 веке написал штабс-капитан российской императорской армии, воевавший добровольцем в Сербии, для которого прообразом главного героя был Вячеслав Рюрикович – легендарный князь Вячко, погибший со своей дружиной в «русских фермопилах» на пути тевтонского ордена.

Вот теперь - точно всё! Сегодня нацистская Латвия празднует день спасения Советского Петрограда, назвав этот день именем литературного героя, имеющего в прототипе русского князя. И всё это называется днём независимости? Полно-те! Искусственная нация, искусственная страна, придуманные герои, вымышленные победы.

Отмечать в этот день можно только заявление британских джентльменов, сделанных ими в «Daily Herald» 18 ноября 1919 года:

«Мы держим в руках Прибалтийские провинции – Польшу и Финляндию… Независимость этих государств – понятие условное. Ни одно из них не может сделать что-либо без нашего согласия».

Это единственная правда, остающаяся неизменной более 100 лет. С чем латышей и поздравляем!

Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

Массовая драка дальнобойщиков после спора о войне: Погиб украинец

Все начиналось вполне безобидно. Прямо как в присказке: встретились как-то поляк, чех, украинец и узбек. Мужчины-дальнобойщики, отдыхая после рейсов, решили пропустить по стаканчику и о...

Обсудить
  • Независимость Латвии! В кратком изложении! Читайте! На всех заборах Европы!
  • Хорошо разложили и показали абсурдность их праздника независимости. Тяжело им. :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • Митава- это Латвия? Если Латвия, то зачем надо было спрашивать разрешения пройти через Латвию, если они уже в Латвии? Зачем им было идти на Ригу, если они собирались идти в Двинск, это же крюк.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • «Ла́чплесис» (латыш. Lāčplēsis, в переводе — разрывающий медведя) — латышский героический эпос, созданный Андреем Пумпурсом на основе народных преданий и опубликованный, после 15-летней работы, в 1888 году. Образ главного героя эпоса, Лачплесиса, олицетворяет величие народа, его героизм. По некоторым наблюдениям: а если у этого народа нет величия и героизма? Надо Википедию поправить. Но читать статью - песня! Где-то ноты к ней надо достать: «Когда латыши читают „Лачплесис“, или смотрят его инсценировку, или обращаются к иному его образу, им напоминают, что герой бесследно сгинул, не выполнив свой долг. Их просят подождать его возвращения, вместо того, чтобы призвать действовать самим, взять на себя ответственность… Возможно, эпос призывает читателей признать отсутствие свободы и тем самым признаёт авторитарную форму политической идеологии с культурной моделью passe-patriot, которая понижает степень гражданской активности», — рассуждает культуролог, профессор Рижского университета имени П.И Страдыня Сергей Крук.