• РЕГИСТРАЦИЯ
Война с Турцией в Сирии

Русская история рижских улочек

23 9061

Накануне Рождества в Риге мела такая метель, что остановился общественный транспорт. Однако, наши московские друзья были непреклонны – раз решили устроить прогулку по Старому городу, то она состоится в любую погоду. Мы кивнули, набрали побольше воздуха и ломанулись в стихию.

Старая Рига в этот день по национальному составу стала стопроцентно русской  и может процентов на 20 еще и китайской. «Наши западные партнеры» сидели по норам, а русско-китайская «оккупация-лайт», заставив парковки автомашинами с российскими номерами, заполняла узкие улочки, ставшие от снега ещё уже, бодро скакала по сугробам и устраивала селфи на фоне сплошной снежной пелены, за которой надо было еще умудриться разглядеть хоть какую-то архитектуру.

Чинно ходить в такое время от здания к зданию, нудно перечисляя даты и события, было просто невозможно, поэтому строгие исторические факты в нашей экскурсионной программе я постарался щедро разбавить расхожими городскими байками, которые, вкупе с акцентом на нестандартные исторические факты, создал образ Риги, абсолютно непохожий на тот, который прилежно создавали официальные экскурсоводы.

И вот сейчас я получаю рождественские поздравления от своих вчерашних гостей, в которых они просят повторить то, что я им рассказывал под рижскую метель, а я предполагаю, что может быть, это будет интересно и вам, мои читатели, поэтому предлагаю присоединиться к нашей короткой пробежке по заснеженным рижским улочкам Старого города.

Все достопримечательности Старой Риги сгрудились на пятачке 800 на 300 метров, поэтому их почти все легко можно разглядеть с башни Домского собора, откуда мы и начинаем нашу прогулку.

Примечание: тут и далее все фотографии сделаны не мной и не в разгар стихии, желающие представить, как всё выглядело в тот день (4 января) во время метели,  могут просто посмотреть на белый лист бумаги…

На первой фотографии – вид с башни Домского собора, стоящего почти на берегу Даугавы, где внизу – Рождественская ярмарка, а прямо по курсу из красного кирпича с круглой крышей со шпилем – Пороховая башня – последняя уцелевшая башня городских укреплений. Она же – граница Старого города. Теперь вы сами, с высоты птичьего полета видите, какая она маленькая – наша Рига.

А теперь немного о том историческом месте, которое находится между рижскими Домским собором и Пороховой башней. Информацию эту еще помнит википедия, но уже напрочь «забыли» учебники истории  и  обычно стыдливо опускают профессиональные экскурсоводы.

С 1212 года, когда между рижскими торговцами и Псковом было заключено соглашение о беспрепятственном перемещении псковичей по Западной Двине в территориальных водах, находившихся под контролем Альберта фон Буксгевдена, эта территория называлась не иначе, как «Русское подворье»

Обитателями подворья в основном были купцы, прибывавшие с верховьев Даугавы. Также можно утверждать, что вместе с независимыми псковскими и полоцкими торговцами в подворье прибывали и селились церковнослужители. По этому поводу рижский архиепископ Альберт в 1222 году отправил письменную жалобу папе Гонорию III, в которой сетовал на отрицательное влияние православных священников на местное балтийское население.

В 1229 ко Пскову начинают присоединяться другие княжества. В этом году смоленский князь Мстислав-Фёдор Давыдович отправил в Ригу посольство, состоявшее из «лучшаго попа Пантелея и умна мужа Еремея» для того, чтобы упрочить торговые соглашения и подвести базу для будущих коммерческих отношений между рижанами и купцами из приграничных русских княжеств.

В результате их активной дипломатической деятельности возник комплексный торгово-политический договор, получивший название «Мстиславова правда». Она регулировала многосторонние торговые и экономические взаимоотношения между Ригой и русскими городами — Смоленском, Полоцком и Витебском, а также с немецкими крупными торговыми городами — Бременом, Любеком, Ростоком и другими.

Договор существенно повлиял на укрепление позиций русского подворья в Риге, придал ему более официальный статус и дал стимул для развития самостоятельной русской торговой фактории в немецкой Ливонии.

Специально привожу документы тех времен, чтобы вы смогли их найти и почитать, а прочитав, сказать, имеется ли в них хотя бы одно слово, однокоренное со словами «латышский» и «Латвия». Это я к актуальным сегодня прибалтийским вопросам: «кто тут раньше появился» и «кто на чьей земле живёт…»

Чтобы картинка была полной, можно не ограничиваться Ригой, и вспомнить, что в то время уже в 95 км от Риги (нынешний город Кокнесе) начинались удельные владения Вячеслава Рюриковича, легендарного князя Вячко, которого Хронист Генрих Латвийский называет русским королём, но нигде и никогда не говорит, что он был латышом…

Если же копнуть ещё глубже, то окажется, что на территории современной Латвии изрядно наследили венеды, оставив в память такие топонимы, как река Вента и город Вентспилс (ранее – Виндава). То есть, с какой стороны ни копни, категорически не вытанцовывается историческое обоснование эксклюзивных прав латышского этноса на занимаемую территорию.

Однако, вернемся в Ригу. Вот так выглядело 700 лет назад место, на которое открывается вид с Домского собора (реконструкция карты средневековой Риги 1400 года, проведенная немецким архитектором, архивистом и краеведом Вильгельмом Нейманом в 1892 году)

Русская улица, которая сегодня называется улицей Трокшню (шумная) в то время была местным промышленным центром - помимо торговцев, державших свои амбары для хранения товаров, на территории рижского русского подворья существовало широкое ремесленническое поселение: работал цех бочаров, скорняков, огородников и садоводов, а также каменщиков и кузнецов.

Бывшая Русская улица, а ныне улица Трокшню

Сегодня улочки бывшая Русская (Трокшню) и Пивоваренная (Алдару) известны тем, что на их перекрестке находится туристическая достопримечательность – шведские ворота, с которыми связаны сразу две легенды.

Шведские ворота в Риге появились отнюдь не благодаря шведам. Шведы вообще к их появлению никакого отношения не имеют. Зато очень даже имеет чисто русская смекалка и нежелание платить налоги. В то время в Риге налог платился при въезде в город. Один из обитателей русской деревни, которого изрядно утомила эта процедура, разобрал часть крепостной стены в собственном доме, превратив, таким образом, всю русскую факторию в безналоговый «оффшор», и продемонстрировав историческое бессилие фискальной бюрократии перед сообразительностью населения.

Шведскими эти ворота стали 4 столетия спустя, когда в стоящих рядом с ними казармах (это здание так и называется сегодня – «шведские казармы») квартировал гарнизон, состоящий, как вы сами понимаете из молодых неженатых «наших скандинавских партнёров», в одного из которых влюбилась без памяти аборигенская пейзанка.

«Наш скандинавский партнёр», сексуально попользовав предмет колонизации, стуканул затем на несчастную своему начальству, которое, возмутившись матримониальными поползновениями унтерменьши, повелело замуровать её заживо в крепостной стене аккурат в проёме ворот, с тех пор и называемых шведскими.

Это действо, даже будучи легендой, полностью отражают консолидированную политику «наших западных партнеров» по отношению к титульному населению Латвии за все 800 лет рижской истории. «Не кормить и пороть», а также «за границы свинарника не пускать!» - это те лозунги, которые аккуратно выполнялись в отношении латышского населения, и которые вполне можно вписать  в родовые гербы остзейских баронов, польские шляхтичей, шведских драбантов.

Только потом, начиная с Петра 1го, «русские оккупанты», не стесняясь, брали в жёны и вводили в своей дом титульных пейзанок, давали за казённый счёт университетское образование вчерашним свинопасам и возводили их в дворянское достоинство. «Наши западные партнёры» о таком махровом либерализме в отношении «унтерменьшей» не помышляли в самых смелых своих фантазиях.

Латышское население вообще не имело право жить в средневековой Риге. Латыши могли привозить на рынки продукты, работать в качестве прислуги, но оставаться в городе на ночь  - ни в коем случае! Поэтому, как стемнеет – Auf Wiedersehn, и «кто не спрятался, я не виноват» … Именно это время латыши вспоминают с придыханием, именуя его не иначе, как «добрые шведские времена» (labie zviedru laiki)

Впрочем точно с таким же пиететом они относятся и к немецким временам, заявляя устами министра обороны: «Мы с 1940 года рады немецкому сапогу на латвийской земле»

Латышские историки-политики-обыватели уверены, что тогда был Первый Приход ЕвроЩастья, и именно в таком виде он вошёл уже в самые первые латышские учебники истории, и до сих пор это утверждение кочует из учебника в учебник, мелькает в исторических и публицистических статьях как что-то бесспорное и общеизвестное

Порой доводится читать даже подобные пассажи: «Латвия имела колонии…», «корабли под латвийским флагом бороздили океаны…», а латыши того времени посиживали дома, одетые в виллайне с сактами, играя на кокле и сочиняя дайны, хотя всё было несколько прозаичнее. :

«Мы проезжали мимо небольших деревень, жители которых были очень бедны. Одежда женщин состоит из куска ткани или тряпки, едва прикрывающей их наготу; волосы у них подстрижены ниже ушей и висят, как у бродячего народа, которого мы называем цыгане.
Их домики, или лучше хижины, самые плохие, какие только можно представить, в них нет никакой утвари, кроме грязных горшков и сковородок, которые, как дом и сами люди, так запущены и неопрятны, что я предпочел поститься и провести ночь под открытым небом, нежели есть и спать с ними...»
У них нет постелей, и они спят на голой земле. Пища у них грубая и скверная, состоящая из гречневого хлеба, кислой капусты и несоленых огурцов, что усугубляет жалкое положение этих людей, живущих все время в нужде и горести благодаря отвратительной жестокости своих господ, которые обращаются с ними хуже, чем турки и варвары со своими рабами.
По-видимому, этим народом так и должно управлять, ибо если с ним обращаться мягко, без принуждения, не давая ему правил и законов, то могут возникнуть непорядки и раздоры.
Это очень неуклюжий и суеверный народ, склонный к колдовству и черной магии, чем они так неловко и глупо занимаются, как наши дети, пугающие друг друга букой. Я не видел у них ни школ, ни воспитания, поэтому растут они в большом невежестве, и у них меньше разума и знаний, чем у дикарей.
И несмотря на то, что некоторые из них считают себя христианами, они едва ли больше знают о религии, чем обезьяна, которую выучили исполнять обряды и церемонии...»

Теперь, надеюсь, вы понимаете, почему латыши, немедленно после восстановления Горбачёвым их независимости, снесли памятник Ленину, который им эту независимость подарил, и поставили памятник рыцарю Роланду, который их вообще за людей не считал.

Памятник рыцарю Роланду в Риге на Ратушной площади  от благодарных латышей

В это же время памятник Петру 1му, восстановленный на частные пожертвования, латыши категорически устанавливать запретили. Ибо именно он  прервал вышеописанные «добрые шведские времена» (labie zviedru laiki) и вообще был варваром, не замуровавшим в крепостную стену ни одной местной пейзанки, а даже сам лично, рискуя жизнью, принимал участие в тушении одного из рижских пожаров.

А вот, кстати,  на втором плане - собор Петра, который лично тушил российский император. Назван он не в честь его, а честь его святого тёзки.

С жизнью и бытом латышских небратьев кардинально контрастирует жизнь и быт русского подворья, которое около 1230 года по указу недавно сформированного магистрата было официально включено в городскую систему, то есть стало частью ганзейского города, обладающего всей полнотой государственного суверенитета.

Русские негоцианты имели право торговать не только в Риге, но и в Любеке, к тому времени — стратегическом финансовом центре Северной Германии. Также русские купцы открыли торговую факторию на острове Готланд в Висбю. В свою очередь, немецким торговцам было разрешено вести беспосредную торговлю в Смоленске.

Кроме Русской улицы (plаtea Rutenorum) в Риге были также Малый русский переулок и Большой русский переулок. Они примыкали к Ратушной площади, там, где сейчас находится Дом Черноголовых.

Дом Черноголовых в Риге на Ратушной площади

Рижские бургомистры вели специальную Долговую книгу для записи сделок рижских купцов: согласно сведениям, собранным в ней с 1286 по 1352 годы, из 2000 записей, сделанных за этот период, около 400 касалось торговых сделок, заключённых русскими купцами (пятая часть всех торговых сделок). Члены магистрата, ответственные за ведение Долговой книги, делали помету перед указанием о сделке или же после фамилии участников: Ruthenus или Ruthe (русский), определяя таким образом рабочий язык сделки.

Часть русских торговцев владела домами, что определяло их принадлежность к бюргерскому сословию. Известно, что в 1327 году русский купец Тимошка торговал в Любеке от имени Риги, то есть, будучи бюргером, отстаивал интересы города в условиях зарубежной торговли.

Известны некоторые имена богатых и влиятельных жителей русского двора, сохранившиеся в официальных документах. Можно назвать часто упоминавшегося Якима-скорняка с зятьями, которые фактически держали в своих руках торговлю воском. Также достоин упоминания зажиточный рижский коммерсант Иван Рутенус (обозначение национальной принадлежности превратилось в фамилию), который несколько раз заключал крупные сделки на 150 серебряных марок (что эквивалентно 50 килограммам серебра). Известно, что один из крупных торговцев воском Василий продал бюргеру Генриху Борнесу пол-ласта (то есть около тонны) этого товара.

Знание русского языка в то время для немецкой стороны было одним из ключевых. Составляли даже специальные разговорники, которые содержали фразы, обязательные для запоминания, слова, названия товаров, правила знакомства и обращения с русскими девушками.

В конце 13-го века Рига вступила в Ганзейский союз, в который входили города северной Германии, отдельные представители лондонских кругов, конторы Бергена, Новгорода и купцы Ганзейского союза монополизировали торговлю с городами Северо-Западной Руси, определив для себя монопольное право на изучение русского языка. Был также наложен запрет на обучение разговорной норме русского языка представителя неганзейского города. (Подробнее смотри тут)

Вся вышеизложенная информация вряд ли будет доведена до вас профессиональными экскурсоводами, и уж тем более – профессиональными историками, поэтому, когда будете в Риге – просто знайте – каждый камешек мостовых Старого города помнит русскую речь и русские руки с момента своего основания.

Именно поэтому, какую рижскую достопримечательность не возьми – в ней всегда найдётся частичка русской истории. А мы – последние хранители этой истории – надо постараться быть её достойными.

При наличии интереса к данному материалу – продолжение следует.


Зрим в корень

Это был ШОК

Все мировые информагентства начинали свои выпуски с молний и разговоров о том, что в Крыму появились вооруженные люди без опознавательных знаков, позже их назовут "Вежливыми людьми" и э...

Веселые истории о нас № 18

Для тех, кто впервые посещает мои статьи, "Веселые сборники", - надо учитывать, что у меня, иногда, нет возможности лично вас поблагодарить за ваше, красивое участие в моих статьях....

Подробности про Сирию и не только

Геополитический расклад начну с подробностей по Сирии от Шурыгина.Некая "птичка", летающая в тех краях, уточнила, что под раздачу попал турецкий центр боевого управления, который, собст...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Как я стал русским националистом.

    На Афтершоке во время дискуссии с правоверными марксистами:Сергей Васильев:Я свою политическую платформу уже излагал и надо было очень стараться, чтобы её не заметить:Терпеть, когда унижают или уничтожают русских. Ну не нравится мне этот процесс. Не считаю я его общественно приемлемым и лично для себя безопаснымТем более не нравится, когда это делают с...
    171

    Конвергенция жива! Конвергенция продолжается...

    Конвергенция - сближение, слияние каких-либо признаков и элементов в независимых друг от друга явлениях.Во времена СССР конвергенцией называли постепенное сближение и взаимопроникновение социализма и капитализма. Чем это закончилось для социализма, сегодня можно увидеть невооружённым взглядом. Сегодня мы становимся свидетелями ещё одной конвергенции, в п...
    557
    Сергей Васильев
    27 февраля 15:15

    15 лет за попытку открыть рот. Евродемократия однако...

    В Пардаугавском городском суде на улице с говорящим названием Маза Нометню — «Малая Лагерная» — начался судебный процесс над главным редактором латвийского портала imhoclub.lv Юрием Алексеевым. В Агенскалнс на суд, изначально объявленный открытым, пришли около тридцати человек, поддерживающих журналиста, друзья и коллеги по работе в разных СМИ. Бесспорно...
    636
    Сергей Васильев
    27 февраля 13:29

    "НАПАДЕНИЕ ГИТЛЕРА ВЫЗВАЛО ЧУВСТВО ОБЛЕГЧЕНИЯ"...

    Журналист "КП" Елена Кривякина разбиралась, с чего вдруг «советская оккупация» стала для латышей фетишем, а русский язык - угрозой государству- Помнишь? - толкает в бок своего приятеля мужик в самолете: - «Мальчик, водочки нам принеси! Мы домой летим».Под культовый диалог из фильма «Брат-2» наш самолет берет курс на Ригу.Да, для полумиллиона русских - это четверть нас...
    1484
    Сергей Васильев
    27 февраля 12:46

    Коронавирус. Мистика

    FOXNEWS рассказала о мистическом совпадении сюжета:В 1981 году американский писатель Дин Кунц написал фантастический роман "Глаза тьмы".Сюжет прост, как грецкий орех:Мать отправляет своего сына в поход с проводником, который до этого времени уже 16 раз водил туристов в горы по этому маршруту без каких либо происшествий. Однако в этот раз что-то пошло н...
    2399
    Сергей Васильев
    26 февраля 18:04

    Россия, большевики, троцкисты и работа над ошибками.

    Сегодня решил отойти от своего правила не превращать блог в переписку и написать заметку в виде ответа на конкретную реплику:" (Моя) принципиальная ошибка - приравнивать большевиков в целом к одной из их фракций (троцкистов), причем менее сильной, чем их национально ориентированые коллеги (сталинисты), что и показала история. Вполне возможно, на стадии "брожения" тро...
    1816
    Сергей Васильев
    24 февраля 11:25

    Про символы России и про сомнения. Кто? Где? Когда?

    Потрясающие по своему пафосу комментарии современные марксисты-ленинцы публикуют у меня под заметкой "23 февраля", где я постарался максимально академично и скучно  изложить события этого  (и стоящих рядом) дней 1918 года."Неприятно сознавать,что человек,вроде как пишущий в защиту России и Русского Мира (?!),последовательно ставит под сомнение символы этой с...
    2535
    Сергей Васильев
    23 февраля 13:41

    23 февраля...

    Определяя 23 февраля, как день создания РККА, неминуем когнитивный диссонанс, ибо если заглянуть в первичные исторические документы, окажется, что там  черным по бумаге начертано:Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии подписан 15 января, опубликован 20 января 1918 года. В Декрете всё было хорошо. Даже отлично! И исключительно добров...
    973
    Сергей Васильев
    22 февраля 14:00

    Щеня вмерла. Аминь!

    Замечательные комментарии сыпятся на меня, как из рога изобилия, когда я позволяю себе затронуть нерушимые и столпы небратской чувств к неблагодарным "москалям".Последние две заметки: "Национально самоопределившаяся Русофобия. ИтогиПро право Белоруссии на самоопределение, и не только.Они просто кишат разнокалиберными комментариями о браЦкости, которая чудным образом у...
    3783
    Сергей Васильев
    21 февраля 19:25

    Национально самоопределившаяся Русофобия. Итоги

    Картинка беснований укроинфицированных в цвете и с качеством HD передаёт весь ужас стремительного одичания окраин СССР вне объятий так ненавидимого ими  "великорусского шовинизма". Как сказал сегодня кто-то из экспертов «60 минут», «во всем мире коронавирус поражает дыхательные пути и только на Украине - мозг». Кто что, а я лично во всей этой б...
    3952
    Сергей Васильев
    20 февраля 17:58

    «Кичиться»: что на самом деле значит это выражение

    В 1784 году мир увидел картину русского художника Ивана Петровича Аргунова «Портрет крестьянки», где изображена простая женщина из Московской губернии, одетая в русский костюм. Сам родом из крепостных Иван Аргунов в своих произведениях, как правило, старался подчеркнуть красоту простой русской женщины, ее горделивую осанку (не хуже вельможной), ее красоту и искренност...
    1581
    Сергей Васильев
    20 февраля 17:22

    "Еръ" дореволюционный.

    Буква «Еръ» или «Ять» сейчас уже не используется в русском языке. Но чуть более 100 лет назад без нее не представляли грамотно написанный текст. Советские лингвисты называли «Еръ» самой бесполезной и дорогостоящей буквой русского алфавита. Такого мнения придерживался и филолог Борис Успенский. Это не мудрено, ведь именно большевики упразднили «еръ» и сэ...
    1452
    Сергей Васильев
    19 февраля 15:57

    Про право Белоруссии на самоопределение, и не только.

    Танцы элит Белоруссии и России демонстрируют образец морганатического брака, где особо восхитительным является поведение "дамы", которая требует внимания, ухаживания и подарков, но при этом оставляет за собой право единолично трактовать смысл собственных супружеских обязанностей вплоть до права на публичную измену. При этом  дым элитарных сражений полностью ...
    537
    Сергей Васильев
    18 февраля 07:45

    "Попаданец" Сталин

    «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим остаться битыми. ...Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет», – сказал Иосиф Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г.Идея этой статьи возникла в момент прочтения небезызвестного романа В...
    2157
    Сергей Васильев
    17 февраля 18:30

    NY Times: Как у России получается так “взлетать” вопреки законам?

    Окончание. Начало тут:Ирредента.RUРусская ирредента. Часть 1 - русские рубят русских.Авторитетный американский журнал, в мае 2001-го резюмировал:"С Россией покончено. Неостановимое падение в социальную катастрофу и стратегическую ничтожность" Прошло всего (целых) 19 лет и вот уже другой, не менее авторитетный журнал NY Times панически вопрошает:Как у Ро...
    5038
    Сергей Васильев
    17 февраля 16:02

    Нашу позицию поддерживает народ России. Нам этого достаточно.

      Глава российской делегации в ПАСЕ Пётр Толстой, только что избранный вице-спикером, спускался по ступеням к машине. На душе у него было неспокойно: как ни улыбались ПАСЕюки, как ни пыжились, организация эта всё равно оставалась враждебной России и новоиспечённый вице-спикер это хорошо понимал. Нужно было ждать провокации. И она воспосоледовала. Навст...
    4996
    Сергей Васильев
    15 февраля 14:31

    Москва. Начало ХХ века

    Кремлевская набережная  Новогиреево Садовое кольцо Кузнецкий мост Петровский бульвар Красная площадь Васильевский спуск Тверская Старый Арбат Камергерский переулок Сокольники Фрунзе...
    1860
    Сергей Васильев
    15 февраля 12:29

    Ирредента.RU

    Продолжение. Начало тут: Русская ирредента... Весь ХХ век и еще 20 лет ХХI - время беспрерывного самосознания этносов, населяющих бывшую территорию Российской империи и освобождения их из «тюрьмы народов», как называли сначала РИ, а потом СССР.Поднятая ещё в ХIХ веке «нашими западными партнёрами» и подхваченная товарищами большевиками волна борьбы прот...
    1423
    Сергей Васильев
    14 февраля 05:25

    В каком месте Европа устала от Украины?

    Рефрен "Европа устала от Украины" за последнее время повторяется настолько часто, что начинает походить на аутогенную тренировку. Причем говорят одновременно и в России, и в ЕС. Но какая же понятийная бездна между одним и тем же выражением, произнесенным по разные стороны границы РФ. Граждане России в любом статусе и любом состоянии под выражением "Евро...
    3771
    Сергей Васильев
    13 февраля 19:21

    Русская ирредента. Часть 1 -русские рубят русских...

    Ирреденти́зм (от итал. irredento — «неискуплённый», «неосвобождённый») — политика государства, партии или политического движения по объединению народа, нации, этноса в рамках единого государства. Выражается в этнической мобилизации, при которой поднимается вопрос о воссоединении территории, на которой проживает ирредента, с титульным государством, в котором их этнос с...
    2582
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика