Мордва — мокша и эрзя: двуединый народ, один из самых уникальных в России

19 2140

Просили продолжение темы? Получайте-с.

О мордве не слышал разве что ленивый. Правда, не так уж много тех, кто имеет о мордве четкое представление. Между тем еще античные историки упоминали, что где-то в районе Поволжья есть какой-то народ «морденс», который большинство исследователей связывают с мордвой.

Вроде бы этнос сложился давно, но он и по сей день не до конца устаканился. Дело в том, что он и сегодня норовит разделиться на две части – на мокшу и эрзю. Некоторые считают, что мокша и эрзя – разные народы, которые пытаются смешать в один, другие же говорят, что это просто два субэтноса, представляющие мордву.

Свои аргументы есть у каждой из сторон. К примеру, противники смешения отмечают, что ни в эрзянском, ни в мокшанском языке нет слова «мордва», тогда как собственные языки у них есть. Иными словами они никогда не называли себя мордвой. Тогда к кому же относилось летописное «морденс»?

В то же время те мокшане и эрзя, которые живут за пределами своей родины, не склонны разделять себя на две части, и предпочитают называться мордвой. Кстати, с языками такая же двойственность. Сам факт существования мокшанского и эрзянского языков не оспаривается никем, но сторонники разделения утверждают, что носители этих языков друг друга не понимают, если только не заговорят по-русски. Но те, кто настаивает на мордовской общности, говорят, что эрзя и мокша поймут друг друга и не переходя на русский язык.

Есть версия, что раньше мордва была все же единой. Но позднее ряд событий привел к разделению на субэтносы, что в истории других народов случалось сплошь и рядом. В конце концов, все славянские, германские или какие-то другие народы некогда были единым германским, славянским или еще каким-то народом, однако потом разделились, не перестав при этом быть славянами и германцами и так далее.

В любом случае мордва может позволить себе такие споры, поскольку исчезновение этому народу не грозит, ибо из всех финно-угорских народов России мордва – наиболее многочисленна. Увы, как и почти всегда с финно-уграми, проследить их историю достаточно сложно, ибо они жили слишком далеко от центров письменной культуры, а археология помочь может не всегда.

В былые времена мордва была еще многочисленнее и занимала большие пространства, но в процессе становления сначала русского, а потом российского государства, значительная ее часть была ассимилирована другими народами, в первую очередь русскими.

Так же как и русские, они участвовали в освоении Сибири, основывая целые деревни. Это тоже способствовало ассимиляции, хотя иногда она шла в обратном направлении, и соседние русские ассимилировались мордвой. Но по настоящему сильно ассимиляция пошла во второй половине советского периода.

 

С одной стороны всеобщая грамотность была однозначным плюсом и позволила мордве получить доступ ко всем мыслимым сферам деятельности, но с другой – размывала мордовский менталитет и способствовала тому, что мокшанский и эрзянский языки все больше забывались.

Кстати, тем, кто не знает, чем славна мордва, можно напомнить о таком, то ли хорошем, то ли плохом, но однозначно важном персонаже русской истории как патриарх Никон, устроивший церковную реформу. По национальности он был мордвин. К этому же народу принадлежал и волевой Алексей Маресьев, описанный в «Повести о настоящем человеке». Хотя перечислять значимых мордовских персонажей можно очень долго. (Ранее я выставлял статью о Чапаеве, который тоже был эрзя - С.)

Однако и этих двоих достаточно, чтобы понять мордовский характер. Мордва и в этом плане имеет много общего с русскими,  демонстрируя такие черты, как стойкость и даже упрямство. В общем, мордовский характер отличается силой воли и мокша, и эрзя вполне могли бы сказать что-то вроде «мордовские не сдаются!».

Кстати, в Великой Отечественной мордва продемонстрировал удивительную стойкость и верность Родине. Никаких перебежчиков, никаких предателей. Очень хорошо мокша и эрзя показали себя и в Афганистане.

Сейчас, несмотря на все мокшанско-эрзянские дискуссии, интерес к культуре этих то ли народов, то ли субэтносов возрождается. Правда, не массово, а усилиями энтузиастов, но все же. В условиях безликого, выражаясь словами Егора Летова, пластмассового мира, такой интерес тоже немало стоит.


Экватор©

Решение кадровых проблем (3-5 ч.) (продолжение)

Методология объединенияКраткоЧасти 3-53. Личностный фактор и процессы объединения и разделения людей        Решение кадрового вопроса лежит в русле рассмотрения проблем объединения...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Обсудить
  • Традиции свои берегут, молодцы :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Чапаев - эрзя?!! Это ты, автор, в Чувашии не ляпни... Ежели не побьют, пальцем показывать будут долго.
  • :thumbsup:
  • Жена эрзянка. Нормальные люди. Со своими, как у всех, тараканами. Но нормальные люди.