СССР и Россия: «между там и здесь»

19 308

Железный Феликс

Некоторое время назад вся российская блогосфера и особенно популярный нынче Telegram, ставший для патриотически и пророссийски мыслящих журналистов, публицистов, блогеров и иных ЛОМов эдаким Ноевым ковчегом, спасшим их от всемирного потопа цензуры фашиствующего либерализма, буйным цветом распустившегося в мировых, читай американских, социальных сетях типа Facebook, Twitter и YouTube, шумела, как роща в грозу, дискутируя на тему возвращения или невозвращения на своё «законное» место на Лубянке памятника железному Феликсу работы великого Вучетича.

Началось всё с коллективного письма в мэрию и правительство Москвы, составленного группой весьма уважаемых товарищей, среди которых значились Захар Прилепин, Дмитрий Пучков, Александр Проханов, Дмитрий Лекух, Сергей Аксёнов, Леся Рябцева, Екатерина Рейферт, Семён Пегов, Пётр Лидов, Герман Садулаев и Алексей Гинтовт ― все сплошь те самые писатели, журналисты и блогеры. Смысл обращения был в восстановлении исторической справедливости и законности (а то, что снос памятника беснующейся толпой в августе 1991 года был незаконным, не оспаривает никто, даже противники его восстановления).

Для меня, человека, на глазах которого проходил не так давно тот самый украинский «ленинопад», любая война с памятниками, а значит и с памятью, неприемлема ни в каком виде. И мне глубоко без разницы, под какими флагами и лозунгами это происходит: белыми, красными, жовто-блакитными или чёрными, как совсем недавно в США. С другой стороны, фигура товарища Дзержинского, образом которого, воплощённым на экране блестящим советским актёром Михаилом Козаковым, я так восхищался в детстве, мягко говоря, весьма контроверсионна и неоднозначна. Посему моя позиция по вопросу была такой: я бы лично возвращать памятник не стал, но если народ на референдуме решит Феликса вернуть, то так тому и быть. Мало, что ли, у нас на Руси памятников неоднозначным персонажам?

Но то, что случилось потом, честно говоря, поразило меня до глубины души. Противники и сторонники инициативы недолго держали себя в руках, находясь в рамках цивилизованной дискуссии и здравого смысла. Довольно скоро в ход пошли прямые оскорбления оппонентов, навешивание ярлыков и даже сравнение спора с войной, которая непременно должна быть доведена до победного конца даже ценой морального уничтожения несогласных.

Слава богу, как в старом анекдоте, вовремя «пришёл лесник и всех разогнал» (в роли мудрого арбитра выступил, как это ему и положено, мэр столицы Сергей Собянин). Но тем не менее я никогда не забуду пост в одном из телеграм-каналов, расшаренный потом всеми сочувствующими пабликами, смысл которого был в том, что «мы проиграли бой, но не войну, мы уходим с гордо поднятой головой и развёрнутыми красными знамёнами, отступая под зычный бой барабанов на заранее приготовленные позиции. Но пусть враги не радуются, мы ещё вернёмся, и вот тогда…».

И я, возможно, ещё понял бы этот милитаристский пафос (времена сейчас такие, ничего не попишешь), если бы речь шла о непримиримом противостоянии российских патриотов-государственников с либералами-грантоедами и на кону была по меньшей мере судьба России. Но, к моему тихому ужасу, «война» происходила в стане тех самых людей, которых в 2014-м объединил в патриотическом порыве Крымский консенсус. А теперь судьба памятника Дзержинскому вновь разделила их на красных и белых, будто бы и не было прошедших ста лет и всего, что мы за это столетие пережили.

Красные и белые

Возможно, я бы не вспомнил сейчас об этой истории, если бы на днях не наткнулся на интервью популярного в сети учёного-историка Клима Александровича Жукова, человека, хорошо известного своими красными убеждениями и являющегося, если верить роликам на пока ещё главной медиаплатформе, близким другом одного из подписантов того самого обращения в московскую мэрию Дмитрия Юрьевича Пучкова, известного многим под псевдонимом Гоблин.

Ну так вот, рассказывая о своих идеологических противниках из современной либеральной тусовки (конкретно речь шла о модной нынче графоманке Гузель Яхиной, «авторке» скандальных романов «Зулейха открывает глаза» и «Эшелон на Самарканд», и об одном недоблогере, «отдыхающем» нынче за казённый счёт в исправительно-трудовом «профилактории» в Петушинском районе Владимирской области), Клим Александрович, дабы подчеркнуть ничтожность и никчемность нынешних оппонентов, сравнил их с некоторыми яркими представителями далёкого прошлого.

В качестве таких титанов мысли Жуков привёл пример действительно уважаемых персонажей русской истории: известного политического деятеля XIX века, придерживавшегося консервативных, или, как говорят его противники, реакционных взглядов, Константина Петровича Победоносцева и человека, прошедшего в своей нелёгкой жизни путь от каторжанина-вольнодумца до государственника-консерватора, классика русской и мировой литературы, одного из символов России Фёдора Михайловича Достоевского.

И всё бы ничего, но по неведомым мне причинам Жуков назвал, хотя и с явной иронией, Победоносцева матёрым вражиной, а Достоевского умным врагом, худшим из романов которого, по мнению историка, являются «Бесы».

И вот тут я попросту опешил… Для начала пара вводных: Клим Жуков, как я уже сказал, позиционирует себя убеждённым сторонником большевиков и, судя по его оценкам исторических событий, даже сталинистом (что в моих глазах не есть нечто негативное, но об этом как-нибудь в другой раз), а также и патриотом СССР, что опять-таки ничего плохого о нём не говорит.

Но видите ли какая закавыка: Константин Петрович Победоносцев отошел в мир иной в весьма преклонном возрасте 79 лет в 1907 году, а Фёдор Михайлович и того ранее ― в 1881-м…

Каким образом человек, посвятивший всю свою жизнь служению на благо России и противостоянию с либерализмом (пагубность которого в наше время особенно очевидна) и умерший за 10 лет до Октябрьской революции, стал вражиной для патриота СССР?

И почему Достоевский, обличавший в своём гениальном романе «Бесы» народовольцев-революционеров, готовых по головам и трупам сограждан идти к своей цели, Достоевский, ушедший в мир иной за 17 лет до появления в России колыбели большевистской партии ― РСДРП, стал врагом для «большевика» Жукова?

Я далеко не литературовед и на лавры глубокого знатока творчества Фёдора Михайловича не претендую. Как по мне, любой Достоевский читается жуть как тяжело. Я понимаю, что у каждого автора могут быть взлёты и падения, но в отношении Жукова к роману «Бесы» явно сквозит несовпадение именно политических оценок.

А не потому ли, что большевики, нынешние российские либералы, украинские радикалы-скакуны, суть одного поля ягодки, майдауны, не терпящие инакомыслия, любых возражений, видящие мир исключительно в монохромных тонах и готовые оправдать революционной целесообразностью любую дичь? Объясните мне, чем люди, сносившие памятники царям и генералам в 1918 году, отличаются от бесноватых феликсоборцев 1991-го и от бабуинов, разрушивших на Украине всех Ильичей в последние семь лет?

Забавнее всего то, что восстановить историческую справедливость в вопросе возвращения Дзержинского на Лубянскую площадь требовали многие из тех, кто является духовным потомком граждан, сносивших 100 лет назад монументы генералу Скобелеву и императору Александру III.

И стоит ли после такого удивляться тому, что нынешний глава московской ячейки КПРФ, некий товарищ Рашкин, за последние годы проявил себя как один из главных шатателей режима и чуть ли не лепший кореш Лёхи Навального? Вам по-прежнему такой союз кажется странным и противоестественным?

Да что вы, отнюдь, в этом и есть реальная суть обоих политических течений. Но если то, что Навальный и Ко ― откровенные враги, давно известная аксиома, то с какого перепуга наши красные собратья вдруг решили возобновить «холивар» вековой давности, я, признаться, никак понять не могу.

Рождённые в СССР

В своё время для меня оказалась большим откровением история создания многих русских песен, ставших поистине народными, а между тем имеющих реальных авторов с именем и фамилией. Среди таковых можно вспомнить «Полюшко-поле», Марш сибирских стрелков, более известный как «По долинам и по взгорьям», «Там вдали, за рекой» и многие другие, вплоть до великой «Священной войны». И если насчёт музыкальных тем разночтений нет, то варианты текстов у многих из них попадаются, как условно красного толка, так и откровенно белого.

Взять то же «Полюшко-поле», ставшее, к слову сказать, большим русским хитом на Западе, написанное в 1933 году советским композитором Львом Книппером и советским же поэтом Виктором Гусевым и явившееся главной темой первой части 4-й симфонии Книппера «Поэма о бойце-комсомольце». Тем не менее существует версия, что на самом деле песня рождена ещё в 1919 году, в то время, когда Книппер был не советским музыкантом, а добровольцем белой армии адмирала Колчака.

И абсолютно без разницы, правда это или вымысел. Тут важно другое. Эти песни ― живые свидетели Гражданской войны, гражданского противостояния в России, которые, несмотря ни на что, сумели объединить в одном хоре и красных, и белых, и прочих не определившихся…

Многие со мной могут не согласиться, но я убеждён, что не было в нашей стране периода более разрушительного и более катастрофического по своим последствиям, чем Гражданская война. Ведь её отголоски, как мы видим, живут в нашем сознании по сию пору. А потому каждый, кто пытается культивировать сейчас эту красно-белую рознь, каждый, кто продолжает взывать к духам ушедших символов, которые неминуемо тянут нас в прошлое и не дают смотреть в будущее, является настоящим врагом, ничем не лучше, а возможно даже и хуже, немецкого нациста, украинского националиста или натовского солдата-колонизатора.

Я родился в СССР, и я очень люблю свою Родину, но я точно знаю: Советский Союз ― лишь одна из форм существования моей России на небольшом, по меркам 1000-летней державы, временном отрезке. И хватит уже пытаться найти своё место «между там и здесь», наша история неразделима и неразрывна. На том и стоим.


©Алексей Белов

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • Да что все талдычат - между красными и белыми? Между государственниками и подпиндосниками - так вернее
  • =Достоевский, ... стал врагом для «большевика» Жукова= Пожалуй, «большевика» можно и БЕЗ кавычек. Самое смешное, что эти же коммуняки - пытаются откреститься от родства с чубайсами ... Может, Чубайс недостаточно ненавидит Достоевского, чтобы сравняться с большевиками?
  • Законсервировать чумные годы советские лет на 200 а потом их изучить. Автор конечно демократом себя считает, но для Жукова и остальной шайки он субстанция Лениным определенная.
    • KAMAS
    • 18 апреля 2021 г. 08:12
    Автор дебил что ли? Вот как можно примирить правых и левых? Правые за национализм, антисемитизм, агрессивные войны, олигархов и капитализм, за социальное и правое неравенство. А левые за за интернационализм, за мир и правду и свободу, против угнетения и эксплуатации человека человеком, за социальное и правовое равенство всех людей. Вот как можно примирить белогвардейских блядей, которые торговали Россией налево и направо и в итоге оказались на одной стороне с фашистами и Гитлером с левыми, которые воевали против фашистской заразы? Автора статьи реально грязная фашистская лицемерная падаль, блядь и свинья!
  • И либералы и коммунисты - одного поля ягоды. Они глобалисты. И государства для них - помеха. А национальные государства и идеи - первая цель на уничтожение. Для них главное - их идея и её воплощение. И если какое-то государство мешает этому - снести это государство. Безродные они. Только прячут это под маской глобализма или интернационализма, что суть одно и то же.