Предыстория
Несколько миллионов лет назад, когда человечество еще не помышляло о доставке пиццы на квадрокоптерах или майнинге на криптофермах, случилось настоящие доисторическое экономическое чудо. Сейчас уже трудно сказать почему первобытное племя, о котором далее пойдет речь, находилось в постоянной нужде и в своем рационе перебивалось с корешков сомнительных растений на тощих ящериц. Животы от такой диеты ужасно пучило, а лица становились зеленовато-серого оттенка. Все это продолжалось до того момента пока один, вероятно самый смышленый представитель племени не додумался вырыть огромную яму, в которую попал здоровенный и упитанный мамонт. После многих лет лишений и голода в племени случился настоящий праздник с бубнами, танцами и распитием отвара из галлюциногенных жаб.
Виновник торжества, который собственно додумался вырыть яму, приняв такой отвар, как водится, услышал голоса предков, которые велели не терять время, а поскорее освежевать мамонта и завялить на солнце мясо таким образом чтобы оно могло храниться очень долго. После небольшой инвентаризации было установлено, что мамонта хватит на 1000 дней пропитания взрослого человека. Естественно, после такого успеха героя сделали Старейшиной племени и поручили далее развивать перспективное направление ловли мамонтов. Вяленое мясо, способное храниться годами, превратилось в универсальную ценность, и стало основой мамонтовой экономики.
Мамонтовая экономика
Старейшина быстро смекнул, что ловля мамонтов – это дело скорее коллективное и рискованное. Нужны были специалисты по рытью ям, загонщики, забойщики, скорняки и прочие ловцы мамонтов, которые нуждались в постоянном пропитании. Кроме того, нужны были строители амбаров для хранения мяса, ловцы галлюциногенных жаб для постоянной коммуникации с предками и прочий люд.
По началу Старейшина просто выдавал заработанное мясо каждому работнику, но выяснилось, что охотникам очень неудобно менять мясо на наконечники копий у каменотесов, такая же ситуация происходила с копателями ям, которым от каменотесов были нужны каменные мотыги. В очередном сеансе общения с предками посредством было принято решение использовать редкие ракушки как знак того, что первобытный человек отработал день на ловле мамонта и ему полагается за это порция мяса. Удачно сложилось с местом, где можно было найти такие ракушки: оно было известно только Старейшине и поэтому можно было не бояться, что кто-то найдет такие же и попробует обмануть зарождающуюся финансовую систему племени ловцов мамонтов. Так как мяса мамонта было на 1000 дней – ракушек также было выпущено в оборот – 1000 штук.
Время шло, каждый был при деле и Старейшина смог отойти от прямого управления ловлей мамонтов. Важное дело он поручил предприимчивым соплеменникам, которые не боялись на себя брать ответственность и нанимать работников для рытья ям и создания новых ловушек для мамонтов. Условием было лишь то, что в случае провала их стратегии ловли мамонтов – они в любом случае должны были расплатиться с наемными работниками, отдав ракушки из собственных сбережений. Таких ушлых, но также ответственных соплеменников называли первобытными капиталистами т.к. у них был запас капитала – ракушек, который они могли пустить в дело. Старейшина же довольствовался ролью счетовода добытого мяса и выдачей соответствующего количества ракушек при поимке нового мамонта и помещении мяса в амбар в знак обеспечения ракушек реальными вкусняшками. В том случае когда соплеменники приходили в амбар для того чтобы отоваривать ракушки – эти ракушки забирались и не возвращались в оборот до поимки нового мамонта. Таким образом, объем ракушек в обороте племя всегда строго соответствовал объему мамонтового мяса, которым племя могло располагать. Все выглядело стройно и логично как законы Ньютона, хотя конечно тогда они еще не были открыты.
Мамонтовый ренессанс
Мамонтовая экономика оказалось очень успешной: капиталисты поставили ловлю мамонтов на поток, запасы мяса росли, размеры амбара постоянно расширялись, а само племя быстро разрасталось и превращалось в целую цивилизацию. Люди смогли себе позволить множество излишков, которые ранее казались чрезвычайной дикостью. У прекрасного пола стало принято вычищать грязь из под ногтей у специально обученных чистильщиц ногтей и также шить модные шляпки из разноцветных ящериц. Мужчины стали ходить в заведения, где подавали охлажденный отвар из галлюциногенных жаб и можно было делать ставки на забеги ящериц. В общем, разделение труда приносило всем комфорт и процветание.
Общество также требовало некоторых общественных благ и поэтому появились лекари, учителя и специалисты по усмирению перебравших галлюциногенного отвара. Оплату работы таких специалистов решили осуществлять всем племенем: с каждого понемногу. Следить за сбором ракушечного налога и выдачей ракушечных зарплат поставили ближайшего друга Старейшины, которого решили называть – Вождем. Собственно почему бы и нет?
Вождь был человеком амбиционным и решил несколько увеличить сбор ракушек с племени для найма крепких парней, боясь угрозы вторжения соседнего племени – ловцов тюленей. Никто особо не был против т.к. племя ловцов тюленей всегда вызывало подозрения несмотря на периодические межплеменные браки: говорили они слегка на другом языке и предпочитали шляпки из разноцветных ящериц, но в других оттенках. В общем, все говорило об их чрезвычайно враждебной натуре.
А тем временем мамонтовая экономика бурно росла. Самые ушлые члены племени поняли, что можно вовсе не работать, а просто давать ракушки в займы начинающим ловцам мамонтов и получать обратно несколько больше ракушек чем было ссужено изначально. Иногда такие ракушечные Ростовщики могли испытывать трудности с наличием ракушек т.к. кредитовали очень много, поэтому ракушки можно было перехватить на время у своих коллег или сходить к Старейшине чтобы занять ракушек у него.
Мамонтовый биткоин
Конечно не всем нравилось, что ракушки можно получить только у Старейшины. Поэтому наиболее прогрессивная часть племени решила, что она может самостоятельно добывать мамонта и расплачиваться мясом, а для того чтобы постоянно не таскать мясо из одной пещеры в другую, например при оказании модной услуги чистки ногтей, каждый в своей пещере записывал кто и сколько мяса друг другу должен специальными дорогим мелом, который нужно было добывать в глубоких шахтах специальными людьми – майнерами. Майнеры никому не давали этот мел: настолько он был дорог, а собственноручно делали записи на стенах пещер прогрессивной части племени и получали за это соответствующее вознаграждение.
Естественно, вождь не знал на что именно живет этот прогрессивный народец и не понимал как можно с этого народца взимать ракушки на общеплеменные нужды в том числе на крепких парней, необходимых для обороны от тюленеловов. Тем не менее, прогрессивную часть племени решили особо не трогать: в конце концов Старейшину тоже раньше считали человеком со странностями и тягой к копанию непонятных ям. “Может и из этих выйдет какой толк”, – думал Вождь.
Очевидно, что записывать в каждый раз кто кому сколько должен, да еще одновременно в двух пещерах специальным человеком, который тратил огромное количество мамонтового мяса для добычи мела – все это выгладило слегка заумным, но адепты не отчаивались и свято верили в то, что их наскальные записи несут прямую ракушечную ценность т.к. позволяют посредством этого творчества что-то купить или продать. В действительности, как мы сейчас, прекрасно понимаем, они просто научились ограничивать информацию от ее врожденной способности бесконтрольного копирования в отношении реальных ценностей (мамонтового мяса) с помощью неуклюжей и первобытной технологии майнинга мела.
Крах мамонтовой экономики
Сейчас уже сложно сказать почему мамонтов стало меньше: возможно они много болели, а возможно их слишком много убивали. Так это было или иначе, но мамонтов стало ловить сложнее. Племя строило огромные мамонтовые лабиринты, вкладывало колоссальные объемы ракушек в автоматические клетки, но мяса в мамонтовом амбаре становилось все меньше и меньше ровно как меньше становилось и количество ракушек в обращении. Вместе с тем амбиции вождя также продолжали расти и он настаивал на увеличении расходов ракушек на оборону от тюленеловцев. В общем всем были нужны ракушки, но их становилось все меньше и меньше.
В таких условиях ракушечные капиталисты терпели серьезные убытки и начали массово увольнять работников. Работники больше не могли себе позволить чистить грязь из под ногтей у специальных чистильщиц и ходить в бары, поэтому страдало значительно больше народа чем просто ловцы мамонтов. Такая ситуация вызывала недовольства в племени настолько сильно, что начали звучать призывы отобрать все мясо и все ракушки у капиталистов и ростовщиков и далее поделить поровну. Такие представители племени очень любили ходить со шкурами, выкрашенными в красный цвет, что жутко бесило капиталистов и ростовщиков.
В общем недовольны были все, но каждый по своему. Пользуясь своими близкими связями со Старейшиной, капиталисты попросили найти выход из положения, а именно выкупить все убыточные мамонтовые ямы за ракушки, на которые они построили бы новые гипер- мега- эффективные ловушки для мамонтов и наняли много новых работников. Споры были настолько ожесточенные, что Старейшина решил обратиться к предками с помощью хорошо проверенного жабьего средства. Трудно сказать: было ли отвара слишком много или вся эта история с предками была просто выдумана Старейшиной, но уже на следующий день ракушки полились рекой, выкупая убыточные лабиринты ям, которые были просто не способны ловить мамонтов. Тем не менее, такое решение вызвало настоящий экономический бум: предприниматели ринулись с большим усердием строить лабиринты ям для мамонтов, нанимая огромное количество работников – пустились во все тяжкие. Развивалась промышленность шляпок из ящериц и некоторые шляпки могли стоить десятки тысяч дней работы копателя ям. Естественно, кто-то на этом сделал целые ракушечные состояния. Также мясо мамонта пытались заменить ловлей электрических угрей, которые водились в ближайшем озере. Жаль, что на ловлю этих угрей уходило гораздо больше мяса мамонта чем получалось от улова. В общем, внешне все было прекрасно, племя ощутило настоящий прилив энергии и сил, мамонтовая экономика бурно росла.
Тем не менее народ начал чаще замечать, что вяленое мясо, которое они отоваривают в амбаре – является какими-то старыми и частично протухшими запасами. На протяжении многих лет юродивые племени пугали окружающих скорым обрушением ценности ракушки, но Старейшина в каждый раз отоваривал племя хорошим вяленым мясом и вера в ракушки быстро возрождалась. Поэтому и в этот раз большинство подумало, что мясо с душком – эта какая-то ошибка и временное обстоятельство, которое не продлиться какое-либо значительное время, но они ошибались. На самом деле отрасль ловли мамонтов давно забирала больше мяса из амбара чем возвращала назад, а дорогие проекты добычи электрических угрей только усугубили ситуацию и ускорили падение запасов. Ситуация медленно ухудшалась, но Вождь уверенным голосом пресекал любые панические настроения даже когда племя перенесло пандемию ящерного гриппа и поставки мамонтов сократились еще сильнее. Тем не менее, в один ничем не примечательный день племя охватило настоящая паника и весь люд в едином порыве ринулся в амбар отоваривать свои ракушки. К сожалению, нашли они там не то, что искали: зловеще огромное, темное помещение с жалкими остатками мамонтового мяса окатило прохладой ворвавшуюся толпу и звенящей тишиной поселило страх в животах каждого, кто попал внутрь. Старейшина, испустивший к тому времени дух от передозировки жабьего зелья, в онемевших руках сжимал порошок раздавленных ракушек
Спустя еще год племя ловцов мамонтов полностью вымерло, что стало настоящим потрясением для окружающих племен и надолго вошло в наскальную живопись, частично дошедшую до наших дней, благодаря чему стал возможен этот рассказ.
Franz L
investcookies.ru
Оценили 9 человек
12 кармы