Введение
Кризисные явления в обществе неумолимо нарастают. Классовые, межполовые, поколенческие противоречия обостряются всё сильнее и сильнее. Люди всё больше озлобляются, отдаляются, ненавидят друг друга.
Многих это пугает. Они ищут ответы. Но не обладая достаточными знаниями для понимания причин происходящего и прогнозирования будущего, устремляют свой взор в прошлое. Ведь, «раньше было лучше».
Будущее туманно, а прошлое достоверно известно. В действительности это не так. О прошлом мы знаем лишь интерпретации, которые нам предлагают, а они бывают очень разные. Как следствие, образ прошлого у разных людей может не совпадать вообще.
Одни хотят в СССР, другие — в дореволюционную Российскую Империю, третьи — в дохристианскую Русь. А есть и такие, кто по 90-м тоскует. Но это уже совсем клиника.
А у меня есть ряд вопросов.
Возвращение в СССР
Товарищи, которые хотят в СССР, вы в какой конкретно Союз хотите? Период между Гражданской и Отечественной, в послевоенную разруху, 60-е — 70-е — 80-е? Даже 80-е — история уже 40-летней давности. И это — период упадка системы.
Чтобы вернуться в то время, надо все сферы жизни откатить на соответствующий уровень. Нельзя поменять только что-то одно, не затронув другого.
Мало того, что это в принципе фантастика, так ведь, пока мы возвращаемся в прошлое, остальной мир движется вперёд. И какой будет результат? А главное — зачем?
Чтобы ещё раз пережить развал страны и всю прелесть 90-х? У этой катастрофы, конечно, были и объективные, и субъективные причины. Но даже последние были объективно обусловлены. Рано или поздно это должно было случиться. Фазы контрреволюций никто не отменял.
Возвращение в николаевскую Россию
С перцами-имперцами — монархистами ещё хуже. Вы хотите вернуть страну в состояние более, чем вековой давности с населением на 85% состоящим из почти поголовно безграмотных крестьян, ведущих натуральное хозяйство, где практически всё выполняется вручную; с промышленностью на 80-90% принадлежащей иностранному капиталу, выкачивающему из России ресурсы, государственным долгом к концу мировой войны составлявшим 55 миллиардов имперских золотых рублей (около 8 бюджетов империи 1913 года), только на выплату процентов по которому уходило бы половина доходов государства?
Какой уж тут гиперзвук или ЯО… Пуля — дура, штык — молодец! А автомат расходует слишком много патронов, мы столько не закупим. И к дьяволу каски! В них солдат выглядит недостаточно грозно.
Абсолютная монархия есть порождение феодальных отношений. Настоящий феодальный монарх — это, прежде всего, лидер воинской аристократии.
До Петра, по сути, так и было. Но уже тогда назрела необходимость изменений.
Петровские реформы — это революция в экономике, государственном устройстве, религии. Упразднение патриархата — это просто реорганизация церкви по протестантскому типу для приведения её в соответствие с буржуазной экономикой.
Не просто же так версия о его подмене до сих пор остаётся весьма популярной.
Если в 18-м столетии капиталистические отношения находились на очень раннем этапе развития, то к двадцатому веку буржуазия стала серьёзно претендовать на политическую власть. Противоречия между реальной экономикой и государственным устройством достигли предела, поэтому буржуазная революция была неизбежна.
Она могла быть осуществлена сверху, путём реформ, либо снизу через социальный взрыв, или гражданскую войну. И никаким террором этот процесс не остановить. Можно отодвинуть на время, но тогда рванёт ещё сильнее.
Пётр провёл реформы, поэтому те изменения обычно революцией не называют.
Николаевской России реформы требовались ещё «позавчера». Да и масштаб личности последнего императора совершенно не соответствовал задаче. Отсюда и результат.
В общем, предложение вернуть страну в период острейшего кризиса лично у меня энтузиазма не вызывает.
Возвращение в дохристианскую эпоху
Что касается языческого периода, то тут совсем трудно. А к чему возвращаться? Про то время мы почти ни чего не знаем. Фентези от самоназначенных волхвов имеет больше отношения к психиатрии, чем к истории. С таким же успехом можно искать клад по карте из всем известного произведения Стивенсона.
Сможете назвать страну с развитой экономикой и современной наукой, где бы доминировали языческие культы? Лично я таких не знаю.
Религия является порождением общественных отношений, определяемых в свою очередь, экономическим укладом. Поэтому распространение реальных языческих культов мы можем наблюдать только в сообществах с крайне архаичной экономикой. Например, у оленеводов.
Важно понимать, что язычество — это не просто игра в поклонение тому, или иному набору богов, а совершенно отличное от нашего, мировоззрение, вера в существование параллельного мира духов.
Вы же не стремитесь задобрить дарами духов барахлящего двигателя; не пытаетесь дружить с духами домофона, лифта, электросети, водопровода или канализации; не защищаете вход в жилище железным предметом во время грозы, дабы не допустить её злого духа внутрь; и прочей подобной ерундой не страдаете.
Ведь не страдаете же, да?
Безусловно, отголоски языческих воззрений можно наблюдать и в более развитом обществе. Например, многие разговаривают с умершими родственниками через их фотографии, или могилы. А ведь, что такое могила? Это, по сути, храм духа почившего предка. А традиция приносить на могилу конфеты и печенье — не что иное, как рудимент принесения даров для задабривания семейного божества.
Настоящее язычество — это мироощущение совершенно не совместимое с современной техногенной цивилизацией. И возврат к нему естественно повлечёт за собой тотальную деградацию экономики и всех общественных отношений.
Довольно популярное нынче нео-язычество, конечно, с настоящим язычеством ничего общего не имеет. Это просто сообщества реконструкторов. Но, в отличие от реконструкторов, воссоздающих элементы истории, эти, подобно Толкиенистам, занимаются воплощением в реальность фентезийных сочинений.
Заключение
Любой возврат в прошлое является плохой затеей. Да он и невозможен.
Человеческое общество неизменно движется вперёд. И даже периодические откаты в экономике и общественных отношениях не возвращают его в прошлое состояние, а происходят на новом витке развития с неизбежными изменениями.
Ничто не проходит бесследно. Каждый этап исторического развития внёс свой вклад в существующую цивилизацию. Мы взяли всё самое передовое от общинного, рабовладельческого, феодального и капиталистического строя. Мы заглянули в социализм.
И мы продолжаем двигаться вперёд, потому что назад дороги нет, как бы кому этого ни хотелось.
Сальвадор Сужденьев
Оценили 7 человек
8 кармы