К вопросу о торжестве виртуальных суперстимулов.
Глядя на ИБД тов.Трампельцина вокруг переименования Мексиканского залива и других хайповых тем, не могу не отметить двух моментов:
такая ИБД не стоит рыжему шоумену почти ничего…
…но при этом она удовлетворяет сверхмассовый спрос потребителей грейтэгейнии на впечатления и ощущения, дающие выбросы приятных гормонов.
Пять дней назад коллега Мараховский как раз затронул сию тему, только с другого бока, написав об усвоении поддельной пафосной реальности человеческой психикой:
<…> СВО звучит поразительно по-разному в стихах поэтесс, кормящихся при казённом патриотизме, и в разговорах парней и дядек, возвращающихся из зоны боевых действий через столицу в родной Бийск и завтракающих в поезде кофе с коньяком, прислонив костыли к стенке.
В стихах поэтесс - рубленых, неровных, как бы со специально иззубренными краями - будет фигурировать обычно парень из Бийска, его позывной, чрезмерно много жаргонной спецтерминологии, хороший или бессердечный командир, описание серого зимнего неба, похожего на одеяло, и жирная донецкая грязь, и непонятно откуда взявшийся ангорский котик, смотрящий равнодушными голубыми глазами на искорёженную технику после боя, короткого и смертельного.
В разговорах ув. военнослужащих между собою едва ли услышишь такие звенящие ноты: они жалуются на превратности военной жизни и смерти примерно в тех же интонациях, в каких на гражданке жаловались на неприятности с техникой, несчастные случаи на производстве и конфликты с полицией. Они соглашаются, что эта война - совсем не та, что была в Чечне: тут чисто как в кино попал, всё летает, всюду роботы, на штурмы ведёт дрон, дроны прикрывают от дронов, а мины подпрыгивают и реагируют на движение. Да, фантастика, чё там, чисто терминатор и звёздные войны. А главное - срабатывает всё через раз, никогда не знаешь, что как закончится. Вот у нас был случай - шестеро шли, пятеро прошли нормально, а замыкающему ступню оторвало, сейчас в Москве лежит. Съездил, называетеся, на войну. Да, у нас тоже такое было, двое прошли, на третьего среагировала, и всех троих положило. Ну да, на то и война. А теперь о ценах на междугородние билеты, соотношении цена/качество коньяка в Ростове и трудностях трудоустройства на гражданке.
…Можно сказать, конечно, что «дело в жанровых различиях». Но спросим себя: а не потому ли различаются сами жанры, что целевая аудитория у них качественно различна? И если солдатам незачем производить друг на друга впечатление в силу общности их непосредственного опыта - то поэтессам (а они, конечно, сами же своя аудитория) от этой вашей действительности только и нужно, что впечатлиться. И желательно без риска.
…И так, кажется, было всегда: жанр «производственный натурализм» вчистую проигрывает по пестроте и громкости жанру «космическая опера».
Откроем самое знаменитое документальное описание военного похода древности, «Анабасис» Ксенофонта. Там нам встретится очень мало пафосных речей (и обычно сразу же после них только что клявшиеся богами персонажи совершают вероломство и нападают на потерявшего бдительность союзника), и нечасто будут встречаться даже сцены битв. Но зато почти на каждой странице - нас будут развлекать вопросы продовольствия, водоснабжения, обогрева и периодически массовых пищевых отравлений, обморожений, соплей и всеобщего дурного самочувствия.
Космическая опера (в широком смысле, от исторического приключенчества до футурологии) не может себе позволить роскошь быть скучной. Козырять некоторой суховатой скучностью - привилегия документальных произведений, потому что они, как казённые банкноты, обеспеченные государственным состоянием, обеспечны мощью факта и опыта. Игровые же и фестивальные деньги всегда вынужденно ярче и имеют больше нулей - ибо факта и опыта за ними не стоит, они сами их создают игровым процессом.
Сказанное выше не значит, что война - это и есть рутина. Сказанное выше означает лишь, что она тем рутинней, непафосней и «производственно-натуралистичней», чем глубже в ней находится человек.
И напротив - чем более человек от неё отстранён, чем более опосредованные у него с нею отношения - тем сильней вероятность, что выпавшие фрагменты реальной мозаики, составляющей непосредственный опыт, будут им заменены на вычитанные речекряки, ходульные образы (бессердечный взгляд пушистого котика на смерть) и сориентированы на создание впечатления.
…Есть основания полагать, ув. друзья, что и в остальной жизни всё примерно так же. Всё практическое и практичное отличается сдержанностью и суховатостью. В перьях же, лентах и фейерверках к нам приходят продавцы и продавщицы грёз.
«Счастливые влюблённые не пишут стихов», поэтому нам неизвестны произведения, посвящённые ув. Беатриче и ув. Лауре их мужьями. Произведения им посвящали Данте с Петраркой, бродившие вокруг данных семейных гнёзд со вздохами.
С одной стороны, конечно, нас тянет посочувствовать обоим поэтам. А с другой - не защищались ли они своим пафосом от рутины своих прекрасных дам? Ведь и Данте, и Петрарка, сколько нам известно, были достаточно трезвомыслящими парнями, умели считать деньги и - имея собственные семьи и будучи профессиональными дипломатами - вероятно, понимали и в людях.
Поэтому им нетрудно было и понять мудрую банальность: Лаура и Беатриче могут оставаться в поэтическом формате только на дистанции. В противном случае влюблённым гениям пришлось бы иметь дело с их плохим настроением, их дурацкими шутками или немотивированным выносом мозга с их стороны (вряд ли дамы в позднем средневековье/раннем ренессансе были не таковы, как за тысячу лет до них и 600 лет спустя), а также с тем фактом, что Беатриче храпит во сне. Трудновато ей будет после этого влезть в корсет чарующих строк.
От Данте с Петраркой, впрочем, остались отличные памятники искусства, чего не сказать о большинстве как современных им, так и современных нам любителей замещать действительность ярким и пёстрым пафосом.
…Вопросы, насущные для нас, ув. друзья, состоят в следующем:
1) Если поддельная пафосная реальность усваивается проще (поэтому она, конечно же, привычней для нас с детства, в отличие от оригинальной действительности) и обладает значительно большим количеством ярких вкусовых добавок и эмо-спецэффектов, - то может ли в мировосприятии целого общества яркая пафосная поддельная описательность настолько потеснить физическую действительность, что общество начнёт, забивая на реалии, действовать преимущественно в рамках эмоциональной логики?
и
2) Если всё же да - то какими способами, помимо чисто шоково-хирургических, общество может быть приведено в себя?
Относительно первого вопроса на текущий момент практический ответ звучит так:
— Да, общество может забить на действительность и предпочесть эмоции. Но здесь есть один хитрый и циничный момент.
Фокус в том, что ув. люди всегда ревностно стоят на страже своего, так сказать, баланса переживаний. Человек - вовсе не простая машина для удовольствий (будь мы простыми машинами, мы все давно спились бы, сторчались и скончались от аутоэротической асфиксии - удовольствия всемерно доступного и совершенно бесплатного).
Человек - и даже т.н. актив общества - в состоянии совершить заезд в совсем ложное самоописание, оторвавшееся от физической действительности по-настоящему сильно.
Но (это уже второй вопрос)
расплата а) будет,
б) будет тем дороже, чем сильней самоописание отчалило от физической рутины в сторону яркого пафоса и
в) на то, чтобы расплатиться, может не хватить средств.
Ибо в какой-то момент общество ощутит дичайший дисбаланс между теми приятными переживаниями, что поставляет ему пафос, и теми неприятными переживаниями, что поставляет следование ему.
И тогда Надёжная Общественная Структура, только что стоявшая как влитая, делает дзынь и рассыпается на мириады осколков. Всё, её перестали поддерживать, ибо это стало невыгодно.
…Мы можем хихикать над исторической тягой восточных государств к самовлюблённому закукливанию: китайский император не понимает, какие ещё такие нафиг монголы, потом (уже из монгольской династии) не понимает, какие такие нафиг красные повязки, потом (опять китаец) не понимает, какие такие нафиг маньчжуры, потом (уже из маньчжурской династии) не понимает, какие такие нафиг англичане, а потом четверть населения сидит на опиуме.
Изоляционистская Япония в середине XIX века дефлорирована американскими пушечными пароходами.
Спустя четверть века изоляционистская Корея дефлорирована уже японскими пушечными пароходами.
Но что происходило с будущими жертвами дефлораций? Банальная уверенность в том, что они, будущие жертвы, так совершенны и несомненны и возвышенны и ценны, что окружающие, даже угрожая им, максимум торгуются, вымаливая себе милости. Не могут же они, в самом деле, покуситься на власть Небесного Императора Трёх Жемчужин и Одного Персика (или что-то в этом роде).
Им было хорошо с собой - но им было хорошо непозволительно долго, и потому расплата происходила, происходила больно и происходила порой неотвратимо летально для пафос-монгеров, увлекшихся употреблением собственного товара.
А теперь сравните описанное с подходом тов.Трампельцина — причём не только в отношении унутреэльфийской ИБД, но и в отношении внешнеполитических дел. Все эти угрозы новыми санкциями etc., предполагающие, что наш Терран максимум торгуется, вымаливая себе милости.
Не, на словах-то рыжий шоумен типа признаёт субъектность нашего Режыма, но IRL это как-то незаметно. Ведь признать субъектность — означает признать наличие других, чужих интересов, которые невозможно упразднить росчерком пера, накатав какой-нибудь пафосный закон. Ну, о переименовании Мексиканского залива и подобном.
Ибо действительность — неудобна и требует сверхусилий. В ней такие же ылитарии, как и ты, начинают указывать, что нельзя просто взять и объявить мексиканские картели террористическими организациями, ибо это навредит экономике Оплота Свободы. А сами картели — уже начали стрелять в эльфийских силовиков (вчера были новости по теме), сделав первых трёхсотых, за которыми, можно не сомневаться, последуют и двухсотые.
В общем, поддельный пафос, он, конечно, хорош для окучивания турбированных хомяков, коим требуется закидываться всё большими дозами эльфийского величия (см. картинку в начале поста), но плох для взаимодействия с неуступчивым контекстом, формировавшимся годами и десятилетиями.
Ибо он а) требует раздачи всё больших доз величия, т.к. имеет место привыкание к суперстимулам, и б) посредством раздачи оных доз — отрывается от «ситуации за земле» всё значительнее.
А потом наступает жёсткое похмелье.
ifc
Оценили 5 человек
7 кармы