Наступление России в Харьковской области началось! Следим за ситуацией в телеграм, присоединяйся.

Каким был Евпатий Коловрат

1 668

Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу, повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.





Боги спустились с небес и сели в Шереметьево

В Телеге появилась новая группа «Отказники Шереметьево» — для украинцев, пытающихся попасть из Европы в Россию. Публика делится опытом друг с другом, прежде всего тем, как обмануть н...

На Харьков: Армия России начала наступление от границы (КАРТА)

Армия России начала наступление в Харьковской области от границы с РФ. После массированной артподготовки и ударов авиации группировка «Север» атаковала позиции врага в Харьковской о...

Обсудить
  • Если на минутку отойти от "придыхания блаженства" явных несуразиц - типа того, что пишет автор в начале - князья беспрерывно воевали друг с другом, потому защитных сооружений не существовало, можно разглядеть следующее: 1. До нашествия Батыя князья сильно оборзели - каждый был сам себе голова, киевского князя все сильно имели ввиду, а по очереди - просто "имели" со средней периодичностью раз в два года. Воевали все против всех. 2. Торговля - особенно международная страдала от этого несказанно. А ведь Русь была в этот момент главным северо-южным коридором Европы. Новгородские предпринимателе-олигархи были в печали. 3. Появляется некая "орда" - откуда не ясно, слово "монголы" российские источники не используют категорически. За-то называют пришельцев татарами-татовьями-татами.... 4. Эти татовья - вроде как  из великой степи приперлись, но весело и непринужденно маневрируют по российским лесам, не сбиваясь ни с направления ни со скорости. Что там их коники кушают - отдельная проблема - не в тему. Города - стольные, укрепляемые десятками лет - специально для таких случаев и защищаемые ВСЕМ населением, а как может быть иначе - если впереди поголовное истребление (?), во главе с князем (который всю жизнь воевал - см. пункт первый) и дружиной князя - мальчики в хороших доспехах, перерубавшие с одного удара дерево толщиной в руку взрослого человека - брались этими татами сходу. Ну в крайнем случае - двух-трех дневной задержкой. Объяснение может быть только одно - чудокавалеристы сходу на лошадях через стены перепрыгивали... 5. Все крупные города побрали, разорили. Князей - в основном порезали. Кроме - о чудо!!! -Новгорода. Самый богатый город на Руси татарам не приглянулся. 6. После "татарского нашествия" и установления ига прибывали в печали уже русские князья - из тех, что не дорезаны остались. Ибо теперь они уже не "сам себе голова", а чиновник в администрации его ханского величества -  вполне сменяемый чиновник.  Ни тебе с соседом повоевать вволю, ни купчишек пограбить. Как жить дальше?  А уж про путь "из варяг в греки" - и думать не моги. Новгородские олигархи тихо радуются... Вот в общем и все. Причем здесь Коловрат? А при том, что он классический защитник старых княжеских вольностей - этакий боец из бригады прежней крыши - не справившейся со своими обязанностями. Вся его борьба - попытка отстоять право князей грабить кого Бог послал на большую дорогу. Как персонаж не соответствующий наступившим реалиям - был быстренько списан в утиль.