СТРАШНЫЙ СУД (Феофан Грек)

3 8248

    Феофан Грек

(около 1337- после 1405)

Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.                                                         Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.

          В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.

         Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица".

 

        Сохранившиеся фрески в церкви Спаса не оставляют места для обычной в более древних памятниках многофигурной композиции «Страшный суд», которая занимала всю западную стену и нередко, особенно в русских церквах, распространялась также на прилегающие к западной стене другие стены и своды здания. Но, несмотря на отказ от воплощения Страшного суда в особой картине, острая мысль о последних днях мира, дух этого события свойственны всей стенописи Феофана. Они определяют как внутреннее содержание росписи, так и формы его внешнего выражения. Второе пришествие Христа представляется художнику как массовое осуждение грешников и спасение немногих праведников. Это действительно страшный суд, когда Христос, явившийся в грозе и буре, в окружении сил небесных, грозных архангелов и серафимов, будет определять будущую судьбу живых и мертвых, рода человеческого и всего мира.

Поскольку мысль о втором пришествии Христа на землю выражена Феофаном косвенно, в образах Вседержителя, ветхозаветных праведников, мучеников и готовящихся к Страшному суду аскетов и подвижников, в росписи греческого мастера отсутствуют черты внешней иллюстрации и даже наивной занимательности. В центре внимания Феофана находится не Страшный суд как таковой, а приготовление к суду: быстротекущая жизнь отдельного человека, его мучительная борьба на пути между добром и злом, размышления о необходимости и вместе с тем трудности подвига и, наконец, о невозможности обрести счастье на земле и одновременно вечное блаженство на небесах. Противоречие между страстно желаемой жизнью в боге и невозможностью до конца преодолеть греховную плоть и помыслы человека ясно осознавалось Феофаном, и оно определило мрачные и даже безысходные тона росписи церкви Спаса. Особенно трагичные образы наполняют камеру на хорах. Лица столпников, Макария Египетского,

 Акакия, преподобных Варсонофия, Иоанна и Ефрема лишены радости познания истины, благости умиления. В них неуловимы даже черты сумрачной энергии, которая характеризует образы ветхозаветных праведников в барабане купола. Они освещены яркими бликами, словно выражающими их беспокойную душу. Выставленные перед грудью руки, искаженные болью лица, слезящиеся глаза настолько физически ощутимо передают страх осуждения, но и недостижимость идеала, что современники Феофана при взгляде на его фрески должны были испытывать чувство глубокого потрясения. 



Удивляет и поражает нарочито монохромная гамма росписи, выполненная с преобладанием коричнево- красных, терракотовых тонов. Это только отчасти дань местным минеральным красителям, ведь художник использовал и синюю, красную, оранжевую, лиловую, зелёную, черную и белую краски. Но все эти краски даны в смешанном виде, создавая трудноуловимые оттенки светлх серых, светлых лиловых, зеленовато-желтых и голубых тонов. Их сила сознательно ослаблена, чтобы подчеркнуть ведущую роль красно-коричневой гаммы. На этом фоне особенно ярко сияют пробела - блики надмирного света, подобно вспышкам молний освещающего суровые, одухотворенные лики святых.

             Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.

Всеми художественными средствами Феофан Грек подчеркивает идею глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма.Это поистине

нелицеприятный суд неподкупного Судии!



Часть 1:      https://cont.ws/@shalovaav/530...


        

"Волшебник Изумрудного города" - разочарование и досада!..

Друзья-программисты откуда-то выдернули эту шляпу и, по-блату скинули мне... Вообще, цикл книг Александра Волкова про волшебную страну - мои любимейшие книжки с детства. Думала: ну наши...

Возрождение российского Феникса состоялось

Здравствуйте, мои дорогие читатели. 90-е годы отметились трагическими событиями в отечественном станкостроении. Именно эта отрасль потерпела сокрушительное поражение и глобальное падени...

Обсудить
  • +++
    • Vik
    • 19 февраля 2017 г. 17:43
    +++
  • +++++ На видео молитвенное сопровождение помогает более сильному восприятию.