Американские горки Гегемона-3з. Тройственный Союз-7. Миссия литературы – души просветлять

2 4317

... Я родился в Прокопьевске.. Кругом лагеря, шахты, среда грубая. Книг не читал. А в тринадцать лет на охоте друг случайным выстрелом снес мне полчелюсти, и у меня детство кончилось. Врачи говорили, что ни учиться, ни работать мне уже нельзя... Грелся в библиотеке - она отапливалась. Там начал читать. Прочитал одну книгу - "Холстомер". Это великая книга, непонятая. А потом прочитал вообще все, что написано Львом Николаевичем Толстым. И эта личность меня спасла. Я стал к жизни относиться иначе – философски...

Это сокращенный пересказ того, что рассказывает о себе Анатолий Лютенко, - один из многочисленных читателей Льва Толстого, личность сложная и неоднозначная. Сильный и энергичный мужик, уверенно шагающий по земле. На своих протезах.

http://np-moash.ru/vidos/watch...

Видео короткое ( около 13 минут), там показаны и этот человек во весь свой немалый рост (отрывок с 9:05 по 12:40) на этих протезах (на которые он встал после ампутации обеих ног в 1994 году в результате подрыва в машине), и некоторые из его дел в ЛотошинО, Московской области, уже в XXI веке...

А вот что в своем письме жене в январе 1929 года пишет о другом читателе Льва Толстого (совсем внешне не похожем на читателя первого) Джон Кейнс:

«Итак, Бог прибыл. Я встретил его с поезда в 5-15. Он планирует остаться в Кембридже на постоянную работу».

С чего бы Кейнсу, - «Гению», совершенно не привыкшему считать кого-то выше себя, зато любящему приближенность к власти и жизнь в достатке, - с таким почтением отзываться о человеке, который почти десяток лет до описываемой Кейнсом встречи фактически вел образ жизни бича ? Для тех, кто не помнит или забыл советские времена, напомню, что «бич» - это «бывший интеллигентный человек», аналог нынешнего «бомжа».

Людвиг Витгенштейн так и жил эти годы, - с подработками за смехотворно малые деньги, на которые можно было только не умереть с голоду. Но зато, - не склоняя ни перед кем головы. Делая то, что сам считал нужным. Посчитал, что его долг – воевать за Австрию, и отправился на войну добровольцем. Несмотря на протесты семьи. Семьи одного из богатейших людей Австрии, - Карла Витгенштейна.

Счел, что его главная цель в жизни, - поиск истины – и занимался этим поиском даже в окопах Первой Мировой. Где он читал, перечитывал и заучивал наизусть тексты из томика Льва Толстого («Четвероевангелие: соединение и перевод четырёх Евангелий»), с которым не расставался в окопах после того, как совершенно случайно купил его в Кракове.

Людвиг Витгенштейн всю свою жизнь балансировал на тонкой грани между гениальными озарениями и безумием. И в мире, где Гении неустанно извергали из себя несчетное количество заумных, невнятных, малопонятных большинству людей слов, писал:

--- О чем нельзя говорить, о том нужно молчать.

Нельзя же было говорить, по его мнению, о том, что не отточено до полной ясности:

--- Все, что может быть сказано, должно быть сказано ясно.

А он прекрасно понимал, как это трудно, - облечь мысль в ясную словесную форму:

--- Трудность для меня заключается в огромной трудности выражения чувств и мыслей словами...

У нас на Руси ведь тоже, кстати, говорят: Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Потому что, действительно, когда мысль/ощущение пытаешься, - как Жар-птицу - поймать и засадить в словесную клетку, то нередок плачевный результат. – Плененная «Жар-птица» после-того выглядит совсем не так, как выглядела до-того. Самые яркие перья в процессе поимки утеряны, душевный огонь в ней еле тлеет, - Жар-птица уже не айс, почти не дышит...

Именно целеустремленности, гордой независимости Витгенштейна и завидовали «Гении», подспудно понимавшие, что сами они являются интеллектуальными шлюхами, подмахивающими Господам. И что тех из них, кто подмахивал неправильно, отлучали от кормушки и исключали из рядов придворной Челяди. Поэтому, например, Кейнс радостно сообщал своей жене после периода отлучения от Господского круга: «Я снова в фаворе». Поэтому Шумпетер так сильно переживал из-за своего заточения в Черновцах. А потом старательно исправлялся и вымучивал произведение под названием «Созидательное разрушение»...

Людвиг Витгенштейн, говоря нынешним языком, призывал зрить в корень и отвечать за базар (О чем нельзя говорить, о том нужно молчать). Как и Лев Толстой:

- В том, что в христианском учении была сама истина жизни, я уже не сомневался.

С одной стороны, мне более и более открывался удовлетворявший меня смысл жизни, не разрушаемый смертью; с другой стороны, я видел, что в том внешнем исповедании веры и богопочитании было много лжи. Я понимал, что народ может не видеть этой лжи по безграмотности, недосугу и не охоте думать и что мне нельзя не видеть этой лжи и, раз увидав, нельзя закрыть на нее глаза, как это мне советовали верующие образованные люди. Чем дальше я продолжал жить, исполняя обязанности верующего, тем более эта ложь резала мне глаза и требовала исследования того, где в этом учении кончается ложь, и начинается правда.

... все вероучения одинаково утверждали положения непостижимые и ненужные для жизни и во имя их отрицали друг друга и нарушали единение людей, - главную основу христианского учения...

Миссия литературы, по мнению всех наших Титанов пера, заключается в формировании духовно-нравственных ценностей, своего рода креста, где вертикаль - это духовность, соединение человека с Богом, а горизонталь - отношения между людьми, мораль и этика (с).

Душевные метания, поиск смысла жизни – занятие не из легких, но именно это составляет основу крепости России. именно поэтому, наши недруги и их приспешники, у которых душевные метания заменены метанием «жакра», стремятся эту нашу крепость разрушить, нападая на Толстого, Пушкина, Достоевского... На наш прекрасный язык, который и является основой «национальной самоидентификации: на каком языке ты думаешь, той культуре и принадлежишь, и не важно, какая кровь в тебе течет». (с). Пытаются содействовать воспитанию «не совсем русского" молодого поколения. Такого, о котором говорил Пушкин в «Евгении Онегине», где у главного героя которого Онегина нет отчества, то есть Отечества. Почему? Потому что он русский иностранец, воспитанный иностранцами по своему образу и подобию (можно сказать, - ибанец): "Сперва Madame за ним ходила, потом Monsieur ее сменил <...>. Он по-французски совершено мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно"... (с).

Один из главных героев «Войны и мира» в своей молодости был, - как и сам Толстой - таким же: для него если кто не говорил по-французски в совершенстве, тот и не существовал. Кумиром для князя Андрея был Наполеон, а главной ценностью – слава. И вот он получил эту славу, лежит контуженный под Аустерлицем и слышит французскую речь, которая ему напоминает "жужжание назойливой мухи". И тут князь Андрей совершенно по-новому воспринимает французскую речь: "Какая славная смерть". Кто это говорит? - Его кумир, Наполеон. А для него слава - это уже пустой звук. С этого момента у князя Андрея начинается поиск себя, приход к Богу (с).

Перейдем от пересказа рассуждений специалиста по древнерусской словесности Александра Ужанкова к его цитированию:

--- ... литература всегда была у нас на Руси тем предметом, который формирует, преобразовывает человека, то есть формирует его духовно-нравственные качества. И если мы литературу из школы выносим, то получается так, что литература уже не будет формировать личность, чем она занималась на протяжении IX столетий, начиная с древнерусской словесности и заканчивая литературой даже советского периода. Почему? - Потому что там тоже был моральный облик строителя коммунизма и были идеальные герои, как Павка Корчагин и как Мересьев и так далее, то есть образцы для подражания. В литературе это очень важно. Потому что школьнику нужен герой. И если не будет идеального героя, то будет отрицательный герой.

--- ... художественное произведение нужно читать медленно, замечать детали. Почему? Потому что деталь – это царица смысла. Если мы пропускаем детали, значит, мы никогда не постигнем смысл произведения.

--- ... у этого человека [Акакия Акакиевича] проявляется духовная нищета. Он духовно абсолютно не развит. Помните, когда он приходит к Петровичу, он говорит: "Это право совершенно того…". И тут же замолкал. И Гоголь замечает, что дело все в том, что Акакий Акакиевич говорил такими словами, междометиями, приставками, частицами, которые ровным словом ничего не выражают. (так, к сожалению, многие говорят сейчас: «типа»... «как бы», - shed ) Понимаете? Значит, эта тварь бессловесная. Вот, что самое главное.

--- Духовность русской литературы отличительна от духовности западно-европейской литературы: "Чем заканчивается французский роман XIX века?" - Почти никто не может ответить. - "А американский фильм XX века?". – Хэппи-эндом. Все это знают. А к чему это сводится в американском фильме, этот хэппи-энд? Ну как. Он и она в начале фильма потеряли друг друга.

- Потом все друг друга нашли, поженились, все прекрасно.

--- Женились, получили где-то миллиончик, а лучше – 10. И если он, она есть, миллиончик есть, не хватает чего? Домика где-нибудь на Лазурном берегу. ... французский роман XIX века заканчивается приблизительно тем же.

Теперь давайте посмотрим, чем начинается Евгений Онегин. Евгений Онегин едет в деревню к дяде. Зачем? Чтобы получить тот самый миллиончик, потому что наследник всех своих родных. Там дворец его, тот самый домик. И в него влюбляется Татьяна Ларина, самая прекрасная барышня в русской литературе XIX века, как говорил Достоевский.

Смотрите, с чего начинается роман "Война и мир"? Пьер Безухов зачем возвращается? Потому что умирает его отец. То есть получить те же самые миллиончики, получить те же самые домики. И тут же его женят на красавице Элен.

- То есть у нас с хэппи-энда все начинается?

--- Нет. Русский писатель говорит: "Вы хотите следить за сюжетом? И чтобы у героя...( см. выше - shed )". Пожалуйста. Мы это дадим в самом начале вашему герою. А теперь поговорим о серьезном.

То есть, понимаете, путь Евгения Онегина, его взаимоотношения с Татьяной. Путь Пьера Безухова через масонство, плен, когда он открывает для себя бога. Путь Андрея. В начале, мы знаем, минута славы. Он получает под Аустерлицем эту минуту славы. Ну и что? Пустой звук. И тогда происходит преображение человека. Вот самое главное.

В русской литературе, вы посмотрите любой роман XIX века – там непременно должно быть преображение личности. То есть герой в начале такой, а в конце он будет совершенно противоположный. То есть вот это – не сюжетная линия, а внутренний мир героя. То есть на это и обращает внимание писатель. Если же, как мне многие учителя говорили, школьники знакомятся с кратким содержанием, они этого перерождения личности не узнают. Поэтому они даже не поймут, зачем Толстой, который любил высший свет, любил карты, женщин и прочее, зачем он оставляет все это и на 5 лет приковал себя к письменному столу, чтобы написать "Войну и мир". Причем, опять же, 7 редакций. Это 7 раз нужно было переписать. Тут один раз не прочитают, а там столько раз переписывать. Это же титанический труд, понимаете?...

Здесь можно добавить, что это и есть тот крест, который наш человек часто то и дело, - и исключительно добровольно, - взваливает на себя...

На Кубенском озере неподалеку от северо-западного его берега, находится маленький остров, называемый Каменным. На самой середине острова возвышается двухэтажный пятиглавый собор Преображения Господня с примыкающими к нему с запада колокольнею и братским корпусом – остаток и памятник знаменитого в древности Спасо-Каменного монастыря.

История которого начинается в XIII веке. 19 августа (по новому стилю) 1260 года князь Белозерский князь Глеб Василькович путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку. В благодарность Богу построил храм во имя Преображения Спасителя для подвизавшихся здесь двадцати трёх иноков, «...и оттоле прозвался Каменной монастырь...» пишет в Сказании Паисий Ярославов, первый составитель истории Спасо-Каменного монастыря.

После уничтожившего деревянный монастырь пожара, в 1481 году на его месте был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор. Это было первое каменное сооружение всего Северного края. «Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.

В 1528 году приезжал на остров Каменный великий князь Василий Иоаннович со второй супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь оставил милостыню братии – 60 рублей на построение тёплой церкви во имя Успения Божией Матери. Через четыре года у них родился сын – будущий царь Иван Грозный...

В 1925 году монастырь закрыли. В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены – нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.

Разрушиться колокольне не дали два человека –Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. В 1991 году началась реставрация храмов ансамбля Спасо-Каменного монастыря, производственными работами руководил Плигин. Оставивший из-за этого должность генерального директора одного из крупных вологодских заводов. Но в 1993 году Асафов умирает, а Плигин, понимающий всю тяжесть предстоящей ему работы, перед руинами алтаря Преображенского собора ставит обетный крест. Своего рода заградотряд, - чтобы не было соблазна поддаться слабости, чтобы ни шагу назад.

Его долго считали сумасшедшим – никак не вязался странный мужик в широкополой шляпе с тем, кому под силу такое дело.

Дон-Кихот ?

Местные жители дивились: надо же, сидит добровольно на острове, зимой и летом, без электричества, без еды, бьётся над развалинами с одним лишь топором. Думали – энтузиазма надолго не хватит. Но Александр от задуманного не отступил ни на шаг – никто не считал, сколько раз в любую погоду он прошёл на вёслах двенадцать километров от берега до острова – перевозя сюда доски, гвозди, кирпичи…

Нет: Воин Света, - Ватник

Отшельником Плигин прожил тут несколько лет. Дети были маленькими, ходили в школу – бросить их и отправиться вместе с мужем Надежда поначалу не могла. К тому же, на восстановление храма нужны были деньги – задача их зарабатывания тоже легла на хрупкие женские плечи — в то время семье удалось организовать небольшой бизнес. Она вспоминает – бывало, не видела и не слышала мужа неделями. Связи с островом не было никакой, Плигиным пришлось придумать свою систему оповещения.

Я тогда ездила на красном "Иже-"каблуке" — улыбается Надежда. — В полночь я приезжала на высокую точку напротив острова и сигналила фарами. Он приплывал на лодке и забирал всё, что я ему привозила

До окончания реставрации Хранителю острова дожить было не суждено. Ему было 56 лет, когда сердце, не выдержав изнурительной работы, остановилось 27 января 2004. Острову Александр отдал всего себя – его могила находится здесь же, на берегу, под самыми стенами разрушенного собора.

Но работы по смерти Плигина не прекратились — он смог воодушевить других на труд по восстановлению монастыря...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • Найдите автора. Чивилихин. Найдите книгу. "Память". Найдите в ней его понимание авторства "Слова о полку Игореве". Чивилихин доказывает, что сие Слово - всего то навсего полноценный ОТЧЁТ самого князя Игоря. Пошёл за славою, пошёл завоёвывать Тамань. Понимаете? Это - контроль всей торговли по Дону. И во многом - торговли через Дон с Волгою. Изрядный замах однако? Сдали его. Из Киева - СДАЛИ. И поражение, и разгром его дружины, и плен, всё было. Сбежал. И преображаясь душою написал братанам, князюшкам русским, что ГУБЯТ они все толпою, всю Русь. Губят самим фактом своего существования.. И он, среди сотен других князей. Шёл за славою,силою, влиянием? В итоге сказал князьям: "Ну и дерьмо же мы все, в целом, как сословие". Такая вот она, русская литература. Князь Игорь как предшествие Петра, рубившего лишние бороды. Пустяки. Всего навсего - немного более полутысячелетия.