Казалось бы тоталитарная система должна подавлять личность, в том числе и целые входящие в него республики, система должна убивать национальную культуру , подгонять всё под единый стандарт, разработанный центральной властью. И наоборот, демократические свободные страны должны в наибольшей степени раскрыть творческий потенциал личностей.
На примере культуры и в частности, киноиндустрии проверим так ли это?
Этот парадокс идет под номером 2.
Кино Литвы. К 1986 году на Литовской киностудии было снято 93 художественных фильма, 338 документальных фильмов, не считая 1490 выпусков киножурнала «Советская Литва», 2 мультфильма. Киностудия также дублировала на литовский язык 800 художественных фильмов.
Кино Латвии. За годы советской власти было выпущено 940 картин. Многие помнят , знают и любят до сих пор фильмы Рижской киностудии в основном это жанровое кино: детективы, исторические, мелодрама.
Кино Эстонии. Таллин-фильм делал в основном артхаусное кино и детективы. Хорошо известна также студия анимационных фильмов Приит Пярн. До 1991 года на Талиннской киностудии снято примерно 87 фильмов.
Надо отметить, что до присоединения к СССР в этих республиках были свои студии и там снимались фильмы. Во время немецкой оккупации все было заморожено. Теперь , если и снимается кино, то очень мало и совершенно неизвестно российскому зрителю, как впрочем и европейскому , и только очень редкие критики и зрители знают современное кино прибалтики.
Можно отметить, что много прибалтийских актеров были очень популярны в СССР.
Кино Грузии. Грузия фильм создала 1200 фильмов в составе СССР. Они хорошо вписались в советский прокат и были приняты на ура российскими зрителями и из других республик. После выхода республика фактически прекратила производство фильмов. Тут конечно сказалось и экономический упадок и беспрерывные войны.
Кино в Украине. Следует отдельно сказать про кинопроизводство Украинской ССР в составе СССР.
Можно много перечислять режиссеров и фильмов, которые вошли в жемчужину кинофонда советского и мирового кино. Но достаточно просто сказать, что Украина имела как минимум 4 киностудии: Довженко, Киевнаучфильм, Ялтинская киностудия, Одесская киностудия.
Во времена СССР появились множество сказочных и фантастических фильмов (Человек-амфибия, Алые паруса), снято более 400 фильмов. Полный список фильмов ялтинской киностудии: http://road-movie.livejournal.com/16723.html).
За время украинизации студия полностью разорена и разворована.
Одесская киностудия советского периода дала нам множество замечательного и любимого кино (Место встречи изменить нельзя, Десять негритят и др.) Одесская времен украинизации выпустила несколько фильмов и сегодня держится, иногда выпускает одиночные малоизвестные фильмы. (полный список фильмов одесской киностудии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_фильмов_Одесской_киностудии)
На Киевнаучфильме работали многие известные режиссеры:
Ипполит Лазарчук, Феликс Соболев, Давид Черкасский, Владимир Дахно,
Сейчас студия закрыта.
Киностудия Довженко. Было снято 411 фильмов:
(http://dovzhenko.kinoexpert.ru/index.asp?comm=7) .
Среди достижений киностудии - награды 75 Международных и 65 Всесоюзных кинофестивалей. Есть и наивысшая награда Американской киноакадемии, которую получил фильм "Радуга" Марка Донского. Студия закрыта недавно.
Аналогично можно пройтись и по другим республикам.
Армен-фильм дал нам авангардные фильмы Параджанова. А также можно вспомнить классные мультфильмы Саакянца.
Если коснуться кратко азиатского кино в составе СССР, то можно отметить, что в каждой республике были свои киностудии. В основном Таджик фильм, Узбек фильм, Казах фильм, Туркмен-фильм и др. делали так называемые истерны: боевики на тему гражданской войны. Но они пользовались и даже сейчас пользуются популярностью у российского зрителя.
Исключение составляет, пожалуй, это узбекский режиссер Ишмухамедов со своей трилогией о любви.
Сейчас практически многие студии позакрывались. Казахфильм делает национальное кино мало кому известное за его пределами.
Таким образом Парадокс номер 2 заключается в том, что тоталитарная система растила культурные кадры и порождала талантливые фильмы не вопреки , а именно благодаря ей. А Сейчас в демократическом , рыночном и свободном мире настоящие таланты появляются именно вопреки.
Оценили 4 человека
12 кармы